Методическая разработка преподавателя Ивкиной Натальи Владимировны "Особенности работы с детьми младшего возраста на уроках ОИГиР".
Предлагаю к рассмотрению коллегами свои многолетние наработки занятий с начинающими художниками 6-8 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ivkina_2024.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа»
Муниципального образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры Городской округ город Радужный
Методическая разработка
преподавателя
Ивкиной Натальи Владимировны
Особенности работы с детьми
младшего возраста
на уроках ОИГиР.
Радужный
2024 год
В современном мире, где рядом с надеждами живет тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма.
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убежден, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет… Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация , не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью(субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью… Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и характеру процесса деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических(художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа(эстетического объекта) в целях освоения мира.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
В своей деятельности я основываюсь на нескольких интересных программах художественного воспитания, обучения и развития детей, обучающихся в подготовительных группах детской художественной школы. Вот две наиболее используемые мною:
1: авторская программа «Цветные ладошки» кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника и докторанта Института художественного образования Российской Академии образования Лыковой Ирины Александровны.
2: авторская работа педагога Надежды Рауповой-Загребельной, вошедшая в число победителей конкурса в рамках программы «Обновление гуманитарного образования», проводимой в 1995 году Фондом Сорос-Казахстан совместно с Министерством Республики Казахстан.
Предлагаются следующие цели и задачи:
Цель-формирование у детей раннего школьного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности
Основные задачи:
- развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
- создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
- развитие творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;
- воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
- создание условий для увлекательной активности детей в художественно – эстетическом освоении окружающего мира.
Дидактические принципы:
Общепедагогические принципы:
- принцип культуросообразности: построение и корректировка программы с учетом региональных культурных традиций;
- принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности: постановка и коррекировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкому к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип цикличности: построение и корректировка содержания программыс постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
- принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего);
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования, деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
В программе по ИЗО сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей младшего возраста:
1.формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
2. создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;
3.ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного образовательного учреждения.
Эстетическое отношение ребенка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребенка входит его эмоциональный отклик на прекрасное(красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков рифм и т. д.
Особенности работы с детьми младшего возраста:
Первый урок, первая встреча с детьми…Они еще совсем малыши. Они только пошли в первый класс. Они все разные, по-разному смотрят на меня: кто немного испуганно, кто недоверчиво, кто так, словно наперед готов верить и радоваться любому моему слову.
И мне их таких разных предстоит объединить одним – интересом и любовью к рисованию? Как их не разочаровать? С чего начать и к чему вести?..
Они сидят передо мной и думают, что могут все, и это правда. то их первая половинка. А еще они боятся и думают, что у них ничего не получится и что они ничего не могут. И это тоже правда, это их вторая половинка. А если сложить эти две половинки, то и получится – художник. Потому что художник – это с одной стороны: «я могу, я все могу», а с другой – страх, сомнение, трепет перед каждым новым чистым листом. Как это уживается – загадка, но не будет того или другого, не будет и художника.
Итак, плюсы и минусы работы с младшими детьми.
Сначала минусы(а вернее трудности)
они ничего не могут – не могут держать карандаш и кисть, не могут пользоваться красками( разводить их смешивать, искать цвет), не могут самовыражаться и т. д.
У них нет определенного опыта – часто не могут совладать со своими первыми неудачами. Отсюда «маленькие трагедии» и слезы. Нет зрительного багажа, а следовательно, у многих страх и первый естественный возглас: «Я не могу! Я не знаю!» А значит, надо объяснять и показывать, но как? Нарисовать, чтобы ребенок перерисовал, запомнил и в итоге положил в копилку один шаблон, а потом еще один и еще? Но это ложный и вредный путь обучения. А какой верный? Надо искать.
У них нет сложившегося мнения о своих способностях. Они не могут самостоятельно верно оценить свою работу и работу своего товарища. Поэтому каждое слово в отношении их работ и их самих, каждое слово их товарищей и их родителей формирует это мнение. Каким же надо быть осторожным, как найти золотую середину, чтобы не захвалить или, наоборот, недооценить.
С этими трудностями любой педагог сталкивается буквально с первого урока.
А есть ли плюсы? Да плюсы те же самые.
Они ничего не могут – и это замечательно. Значит, не будет ломки, не надо будет переучивать. Значит, при умелом подходе почти не будет сопротивления.
У них нет определенного опыта. Отсутствие большого зрительного багажа помогает мне в том отношении, что у них не выработался определенный стереотип изображения, который так трудно искоренить. Они – как чистая страница. Они очень хорошо усваивают все новое.
У них нет сложившегося мнения о своих способностях. Следовательно, нет ни комплекса гениальности, ни комплекса неполноценности.
С этим багажом: за и против я и начинаю свою работу.
Цель уроков изобразительного искусства в – приобщить детей к наблюдению за окружающей их действительностью.
В работе с маленькими детьми главное - развивать наблюдательность, способность живо откликаться на события окружающей действительности.
Практическая деятельность ребенка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Задачи:
Воспитательные: формирование осознанного отношения детей к окружающему миру и умение выражать свое отношение художественными средствами. Усвоение первичных представлений о выразительных средствах изобразительного искусства.
Обучающие: формирование ЗУН художественной деятельности не только в процессе практической работы, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности.
Развивающие: формирование творческой активности учащихся в области изобразительной деятельности .
В силу физиологических особенностей данного возраста время работы над композицией краткосрочное, в основном это одно занятие (2 урока по сорок минут).
Для заинтересованности детей занятия проводятся в виде путешествий с просмотром мультфильмов или чтением сказок.
Тема первого года обучения: Учимся рисовать животных. | Кол-во часов |
34 учебные недели | Всего 102часа |
Знакомство с красками. | Всего 12 ч. |
1.теплые цвета: «Веселое солнышко». | 3 ч. |
2.холодные цвета: «Грустная тучка», «Снеговичок». | 3 ч |
3.смешанная палитра: «Осеннее дерево». | 3 ч |
4.ахроматические краски: «Дерево на ветру», «Буря мглою небо кроет» | 3 ч. |
5.Стилизация: «Чудо-дерево» | 3 ч. |
6.«В саду летают стрекозки и бабочки». | 3 ч. |
7. «Дружные пчелы». | 3 ч. |
8.«Кто такие птички?». «Куриное семейство на прогулке». | 3 ч. |
9. «Пингвины – тоже птицы». | 3 ч. |
10. «Павлин – почти жар-птица» | 3 ч. |
11. «Розовые фламинго, разноцветные попугаи и многие другие». | 3 ч. |
12. «Золотая рыбка или кто живет в пруду». | 3 ч. |
13. «От головастика до царевны-лягушки». | 3 ч. |
14. «В море-океяне» - подводный мир морей и океанов. | 3 ч. |
15. «Веселый кит». | 3 ч. |
16. «Чудо –рыба» стилизация сказочной рыбы. | 3 ч. |
17. «Веселые осьминожки»-отпечатки ладошек. | 3 ч. |
18. «Мауси и Котауси». | 3 ч. |
19. «Пес-Барбос». | 3 ч. |
20. «Три поросенка». | 3 ч. |
21. «Коза-дереза». | 3 ч. |
22. «Буренка из Масленкина». | 3 ч. |
23. «Моя знакомая лошадка». | 3 ч. |
24. «Мишка Топтыжка». «Умка живет на льдине». | 3 ч. |
25. «Зайцы совсем не трусы». | 3 ч. |
26. «Белка и бельчата». | 3 ч. |
27. «Веселые мартышки». | 3 ч. |
28.«Львы и тигры». | 3 ч. |
29. «Кенгуру живут в Австралии». | 3 ч. |
30. «Северный олень». | 3 ч. |
31. «Корабли пустыни». | 3 ч. |
32. «Тот, кого никто не видел» | 3 ч. |
33. «Животные с Альфы Центавра». | 6 ч. |
Ожидаемые результаты: к концу первого года обучения ребенок должен
- усвоить, что рисовать необходимо не линией, а геометрическими формами передавать форму предметов (на данном этапе животных и птиц) через анализ геометрических форм и объемов;
- получит элементарные знания о компоновке изображения в вертикальном и горизонтальном формате;
- уметь смешивать основные цвета для получения составных;
- изображать различных птиц и животных.
Тема второго года обучения: Контрасты и нюансы в композиции | Кол-во часов |
34 учебные недели | Всего 136ч. |
1.«Во саду ли, в огороде», «Собираем урожай». | 8 ч. |
2. «Прогулки по осеннему лесу», «С корзинкой за грибами». | 8 ч. |
3. «Мой большой друг». | 8 ч. |
4. «Мой маленький друг». | 8 ч. |
5. «Первый снег-он самый белый» (применение белого цвета). | 8 ч. |
6. «Сумерки в праздничном городе» (затемнение через черный). | 8 ч. |
7. « Рождественский Ангел над городом». | 8 ч |
8. «Злые герои , живущие в сказках» (характер через линию и цвет). | 8 ч. |
9. «Добрые герой сказок» (характер через линию и цвет). | 8 ч. |
10. Иллюстрация к народной сказке. | 10 ч. |
11. Портрет моего друга. Графика. | 8 ч. |
12. Портрет моей мамочки (женский образ). | 8 ч. |
13. Портрет моего папы (мужской образ). | 8 ч. |
14. Бабушка рядышком с дедушкой. | 10 ч. |
15. «Что такое хорошо?» (стихи Григория Остера «Вредные советы». | 6 ч. |
16. «Что такое плохо?» | 6 ч. |
17. «Солнце, воздух и вода». | 8 ч. |
Ожидаемые результаты: к концу второго года обучения ребенок должен:
- уметь передавать объемы изображаемых предметов не линией, а геометрическими формами через анализ геометрических форм и объемов;
- получить элементарные знания о понятии контраста и нюанса в композиции;
- уметь смешивать основные цвета для получения составных;
-получить первоначальные навыки изображения людей и их эмоции.
Тема третьего года обучения: Человек в движении. | Кол-во часов |
34 учебные недели | Всего 136 ч. |
1.Летние путешествия. | 8 ч. |
2. «Волшебница – осень». | 8 ч. |
3. «В нашем дворе» (по стихотворению С.Михалкова). | 8 ч. |
4. «На нашей улице» (детские игры «Казаки-разбойники, «Прятки»). | 10 ч. |
5. «На другой планете», «Братья по разуму». | 10 ч. |
6. «Олимпийские состязания». | 10 ч. |
7. «Борьба сумо». | 8 ч. |
8. «Акробатика», «Гимнастика». | 8 ч. |
9. «Зимние забавы во дворе». | 8 ч. |
9. «Зимние виды спорта: на коньках». | 8 ч. |
10. «Лыжня». | 8 ч. |
11. «Конные бега». | 10 ч. |
12. «Мир театра: средневековый театр (Пьеро, Арлекин)». | 8 ч. |
13. «Японский театр (Маски)». | 8 ч. |
14. «Балет». | 8 ч. |
12. «Цирк, цирк, цирк». | 8 ч. |
Ожидаемые результаты: к концу третьего года обучения ребенок должен:
- совершенствовать навыки передавать объемы изображаемых предметов не линией, а геометрическими формами через анализ геометрических форм и объемов;
- совершенствовать знания о понятии контраста и нюанса в композиции;
-получить первоначальные навыки изображения людей в движении.
Список литературы:
1. И. А. Лыкова
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Цветные ладошки.
Издательство «Карапуз-дидактика».
Москва 2007.
2. Т. С. Комарова. «Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду.
Издательство «Просвещение» 1983 г. г. Москва
3. Фонд Сорос-Казахстан Н.Загрибельная-Раупова
Учебно-методическое пособие по изобразительному искусству для преподавателей начальных классов средних и специализированных школ, детских садов и художественных студий Алматы «Онер» 1997г.