Методическая разработка преподавателя Ивкиной Натальи Владимировны "Особенности работы с детьми младшего возраста на уроках ОИГиР".

Ивкина Наталья Владимировна

Предлагаю к рассмотрению коллегами свои многолетние наработки  занятий с начинающими художниками 6-8 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ivkina_2024.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного  образования

«Детская художественная школа»

Муниципального образования Ханты – Мансийского автономного   округа – Югры Городской округ город Радужный

Методическая разработка 

преподавателя

Ивкиной Натальи Владимировны

Особенности работы с детьми

младшего возраста

на уроках ОИГиР.

Радужный

2024 год

       В современном мире, где рядом с надеждами живет тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма.

       Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим  началом. «Я убежден, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет… Я  не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация , не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».

      В эстетическом развитии детей центральной является способность к  восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью(субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью… Эти показатели  относятся как к конечному продукту, так и характеру процесса деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.

       Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность,  направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Следовательно, художественная деятельность  выступает как содержательное основание  эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических(художественных) действий,  направленных на восприятие, познание и создание художественного образа(эстетического объекта) в целях освоения мира.

       Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

       В своей деятельности я основываюсь на нескольких интересных программах художественного воспитания, обучения и развития детей, обучающихся в подготовительных группах детской художественной школы. Вот две наиболее используемые мною:

1: авторская программа «Цветные ладошки» кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника и докторанта Института  художественного образования Российской Академии образования  Лыковой Ирины Александровны.

2: авторская работа педагога Надежды Рауповой-Загребельной, вошедшая в число победителей конкурса в рамках программы «Обновление гуманитарного образования», проводимой в 1995 году Фондом Сорос-Казахстан совместно с Министерством Республики Казахстан.

Предлагаются следующие цели и задачи:

Цель-формирование у детей раннего школьного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности

Основные задачи:

  1. развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
  2. создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
  3. развитие творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;
  4. воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
  5. создание условий для увлекательной активности детей в художественно – эстетическом освоении окружающего мира.

Дидактические принципы:

Общепедагогические принципы:

  • принцип культуросообразности: построение и корректировка программы с учетом региональных культурных  традиций;
  • принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
  • принцип систематичности и последовательности: постановка и коррекировка задач эстетического воспитания и развития детей  в логике «от простого к сложному», «от близкому к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
  • принцип цикличности: построение и корректировка содержания программыс постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
  • принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества в целом.

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

  • принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
  • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего);
  • принцип естественной радости (радости  эстетического восприятия, чувствования, деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

       В программе по ИЗО сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей младшего возраста:

1.формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой  деятельности детей;

2. создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;

3.ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного образовательного учреждения.

       Эстетическое отношение ребенка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребенка входит его эмоциональный отклик на прекрасное(красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего  по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков рифм и т. д.

Особенности  работы с детьми младшего возраста:

Первый урок, первая  встреча с детьми…Они еще совсем малыши. Они только пошли в первый класс. Они все разные, по-разному смотрят на меня: кто немного испуганно, кто недоверчиво, кто так, словно наперед готов верить и радоваться любому моему слову.

     И мне их таких разных предстоит объединить одним – интересом и любовью к  рисованию? Как их не разочаровать? С чего начать и к чему вести?..

       Они сидят передо мной и думают, что могут все, и это правда. то их первая половинка. А еще они боятся и думают, что у них ничего не получится и что они ничего не могут. И это  тоже правда, это их вторая половинка. А если сложить эти две половинки, то и получится – художник. Потому что художник – это с одной стороны: «я могу, я все могу», а с другой – страх, сомнение, трепет перед каждым новым чистым листом. Как это уживается – загадка, но не будет того или другого, не будет и художника.

 Итак, плюсы и минусы работы с младшими детьми.

Сначала минусы(а вернее трудности)

они ничего не могут – не могут держать карандаш и  кисть, не могут пользоваться красками( разводить их смешивать, искать цвет), не могут самовыражаться и т. д.

У них нет определенного опыта – часто не могут совладать со своими первыми неудачами. Отсюда «маленькие трагедии» и слезы. Нет зрительного багажа, а следовательно, у многих страх и первый естественный возглас: «Я не могу! Я не знаю!» А значит, надо объяснять и показывать, но как? Нарисовать, чтобы ребенок перерисовал, запомнил и в итоге положил в копилку один шаблон, а потом еще один и еще? Но это ложный и вредный путь обучения. А какой верный? Надо искать.

У них нет сложившегося мнения о своих способностях. Они не могут самостоятельно верно оценить свою работу и работу своего товарища. Поэтому каждое слово в отношении их работ и их самих, каждое слово их товарищей и их родителей формирует это мнение. Каким же надо быть осторожным, как найти золотую середину, чтобы не захвалить или, наоборот, недооценить.

       С этими трудностями любой педагог сталкивается буквально с первого урока.

       А есть ли плюсы? Да плюсы те же самые.

Они ничего не могут – и это замечательно. Значит, не будет ломки, не надо будет переучивать. Значит, при умелом подходе почти не будет сопротивления.

У них нет определенного опыта. Отсутствие большого зрительного багажа помогает мне в том отношении, что у них не выработался определенный стереотип изображения, который так трудно искоренить. Они – как чистая страница. Они очень хорошо усваивают все новое.

У них нет сложившегося мнения о своих способностях. Следовательно, нет ни комплекса гениальности, ни комплекса неполноценности.

С этим багажом: за и против я и начинаю свою работу.

        Цель уроков изобразительного искусства в  – приобщить детей к наблюдению за окружающей их действительностью.

        В работе  с маленькими детьми  главное - развивать наблюдательность, способность живо откликаться на события окружающей  действительности.

       Практическая деятельность ребенка  направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

 Задачи:

Воспитательные: формирование осознанного отношения детей к окружающему миру и умение выражать свое отношение художественными средствами. Усвоение первичных  представлений о выразительных средствах изобразительного искусства.

Обучающие: формирование ЗУН художественной деятельности не только в процессе практической работы, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности.

 Развивающие: формирование творческой активности учащихся в области  изобразительной деятельности .    

В силу физиологических особенностей данного возраста время работы над композицией краткосрочное, в основном это одно занятие (2 урока по сорок минут).

       Для заинтересованности детей занятия проводятся в виде путешествий  с просмотром мультфильмов или чтением сказок.

Тема первого года обучения: Учимся рисовать животных.

Кол-во часов

34 учебные недели

Всего 102часа

Знакомство с красками.

Всего 12 ч.

1.теплые цвета:  «Веселое солнышко».

3 ч.

2.холодные цвета: «Грустная тучка», «Снеговичок».

3 ч

3.смешанная палитра: «Осеннее дерево».

3 ч

4.ахроматические краски: «Дерево на ветру», «Буря мглою небо кроет»

3 ч.

5.Стилизация: «Чудо-дерево»

3 ч.

6.«В саду летают стрекозки и бабочки».

3 ч.

7. «Дружные пчелы».

3 ч.

8.«Кто такие птички?». «Куриное семейство на прогулке».

3 ч.

9. «Пингвины – тоже птицы».

3 ч.

10. «Павлин – почти жар-птица»

3 ч.

11. «Розовые фламинго, разноцветные попугаи и многие другие».

3 ч.

12. «Золотая рыбка или кто живет в пруду».

3 ч.

13. «От головастика до царевны-лягушки».

3 ч.

14. «В море-океяне» - подводный мир морей и океанов.

3 ч.

15. «Веселый кит».

3 ч.

16. «Чудо –рыба» стилизация сказочной рыбы.

3 ч.

17. «Веселые осьминожки»-отпечатки ладошек.

3 ч.

18. «Мауси и Котауси».

3 ч.

19. «Пес-Барбос».

3 ч.

20. «Три поросенка».

3 ч.

21. «Коза-дереза».

3 ч.

22. «Буренка из Масленкина».

3 ч.

23. «Моя знакомая лошадка».

3 ч.

24. «Мишка Топтыжка».  «Умка живет на льдине».

3 ч.

25. «Зайцы совсем не трусы».

3 ч.

26. «Белка и бельчата».

3 ч.

27. «Веселые мартышки».

3 ч.

28.«Львы и тигры».

3 ч.

29. «Кенгуру живут в Австралии».

3 ч.

30. «Северный олень».

3 ч.

31. «Корабли пустыни».

3 ч.

32. «Тот, кого никто не видел»

3 ч.

33. «Животные с Альфы Центавра».

6 ч.

Ожидаемые результаты: к концу первого года обучения ребенок должен

- усвоить, что рисовать необходимо не  линией, а геометрическими формами передавать форму  предметов (на данном этапе животных и птиц) через анализ геометрических форм и объемов;

- получит элементарные знания о компоновке изображения в  вертикальном и горизонтальном формате;

- уметь смешивать основные цвета для получения составных;

- изображать различных птиц и животных.

Тема второго года обучения:  Контрасты и нюансы в композиции

Кол-во часов

34 учебные недели

Всего 136ч.

1.«Во саду ли, в огороде», «Собираем урожай».

8 ч.

2. «Прогулки по осеннему лесу», «С  корзинкой за грибами».

8 ч.

3. «Мой большой друг».

8 ч.

4. «Мой маленький друг».

8 ч.

5. «Первый снег-он самый  белый» (применение белого цвета).

8 ч.

6. «Сумерки в праздничном городе» (затемнение через черный).

8 ч.

7. « Рождественский Ангел над городом».

8 ч

8. «Злые герои , живущие в сказках» (характер через линию и цвет).

8 ч.

9. «Добрые герой сказок» (характер через линию и цвет).

8 ч.

10. Иллюстрация к народной сказке.

10 ч.

11. Портрет моего друга. Графика.

8 ч.

12. Портрет моей мамочки (женский образ).

8 ч.

13. Портрет моего папы (мужской образ).

8 ч.

14. Бабушка рядышком с дедушкой.

10 ч.

15. «Что такое хорошо?» (стихи Григория Остера «Вредные советы».

6 ч.

16. «Что такое плохо?»

6 ч.

17. «Солнце, воздух и вода».

8 ч.

Ожидаемые результаты: к концу второго года обучения ребенок должен:

-  уметь    передавать объемы изображаемых предметов не  линией, а геометрическими формами  через анализ геометрических форм и объемов;

- получить элементарные знания о понятии контраста и нюанса в композиции;

- уметь смешивать основные цвета для получения составных;

-получить первоначальные навыки изображения людей и их эмоции.

Тема третьего года обучения: Человек в движении.

Кол-во часов

34 учебные недели

Всего 136 ч.

1.Летние путешествия.

8 ч.

2. «Волшебница – осень».

8 ч.

3. «В нашем дворе» (по стихотворению С.Михалкова).

8 ч.

4. «На нашей улице» (детские игры «Казаки-разбойники, «Прятки»).

10 ч.

5. «На другой планете», «Братья по разуму».

10 ч.

6. «Олимпийские состязания».

10 ч.

7. «Борьба сумо».

8 ч.

8. «Акробатика», «Гимнастика».

8 ч.

9. «Зимние забавы во дворе».

8 ч.

9. «Зимние виды  спорта: на  коньках».

8 ч.

10. «Лыжня».

8 ч.

11. «Конные бега».

10 ч.

12. «Мир театра: средневековый театр (Пьеро, Арлекин)».

8 ч.

13. «Японский театр (Маски)».

8 ч.

14. «Балет».

8 ч.

12.  «Цирк, цирк, цирк».

8 ч.

Ожидаемые результаты: к концу третьего года обучения ребенок должен:

- совершенствовать навыки передавать объемы изображаемых предметов не  линией, а геометрическими формами  через анализ геометрических форм и объемов;

-  совершенствовать  знания о понятии контраста и нюанса в композиции;

-получить первоначальные навыки изображения людей в движении.

Список литературы:

1.        И. А. Лыкова

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Цветные ладошки.
Издательство «Карапуз-дидактика».

Москва 2007.

2.        Т. С. Комарова. «Занятия по изобразительной        

     деятельности  в детском саду.

        Издательство «Просвещение» 1983 г. г. Москва

3.      Фонд Сорос-Казахстан Н.Загрибельная-Раупова

Учебно-методическое пособие по изобразительному искусству для преподавателей начальных классов средних и специализированных школ, детских садов и художественных студий Алматы «Онер» 1997г.