Методическая разработка на тему: «Подходы к реализации методов арт - терапии в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста»
Арт - терапия и ее применение на занятиях ОИГиР, ДПИ в младших классах, и композиции в средних классах ДХШ в современных образовательных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад арт-терапия | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа»
Муниципального образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры Городской округ город Радужный
Методическая разработка
на тему:
«Подходы к реализации методов арт - терапии
в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста»
Преподавателя Ивкиной Натальи Владимировны.
г. Радужный 2024
Арт - терапия (в переводе с английского) - терапия искусством (слайд1).
Термин «терапия искусством» или «арт - терапия» ввел в употребление в 1938 г. британский врач и художник Адриан Хилл. Он заметил, что занятие творчеством помогает туберкулезным больным, с которыми он работал в госпитале, быстрее выздороветь.
Эффективность применения искусства в контексте профилактики психического здоровья основывается на том, что этот методы арт - терапии позволяют экспериментировать с эмоциями, исследовать и выражать их на символическом уровне. Символическое искусство восходит к пещерным рисункам первобытных людей. Древние использовали символику для идентификации своего места в мировом космосе и поисков смысла человеческого существования. Искусство отражает культуру и социальные характеристики того общества, в рамках которого оно существует.
Изначально арт - терапией называли рисуночную терапию, то есть лечение изобразительным искусством. Сегодня арт - терапия имеет множество видов и подвидов, которые продолжают появляться:
- библиотерапия, драматерапия, сказкотерапия ;
- изотерапия ;
- цветотерапия ;
- музыкотерапия ;
- песочная терапия ;
- глинотерапия ;
- куклотерапия ;
- маскотерапия;
- фототерапия;
- денс-терапия;
- арт-синтезтерапия (объединение живописи, стихосложения, цвето-, маско-, мульт- и фототерапии, а также метода ассоциаций) и другие.
Именно с рисунка начиналась история арт - терапии как психотерапевтического направления. В наши дни к направлениям арт - терапии относятся искусства визуального ряда - рисунок, все виды живописи, монотипии, мозаики, коллажи, грим, боди - арт, маски, все виды лепки, куклы, марионетки, инсталляции, фотография и многое другое. Это наиболее разработанное направление, имеющее огромное количество техник, приемов, методик.. Достоинствами арт – терапии является отсутствие противопоказаний, относительная простота в применении.
Механизмы лечебного действия арт - терапии.
Существуют различные взгляды на механизм лечебного действия арт - терапии:
- Креативность. На первый план выдвигается вера в творческую основу ребенка, мобилизация латентных (внешне не проявляющихся) творческих сил, которая сама по себе обладает терапевтическим влиянием. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. Упор в арт - терапии делают на творческую активность, на способность создавать и побуждают человека самостоятельно созидать.
- Сублимация (способ переключения энергии). Художественная сублимация возникает, когда инстинктивные импульсы (агрессивные) и эмоциональные состояния (депрессия, тоска, подавленность, страх, гнев, неудовлетворенность) ребенка заменяются визуальным, художественно-образным представлением. Так снижается опасность внешних проявлений указанных переживаний в социально нежелательной деятельности.
- Проективный аспект. Функция проективной терапии заключается в том, что проекция внутренних представлений кристаллизуется и укрепляет в постоянной форме воспоминания и фантазии. В ходе проективной арт - терапии должна стимулироваться демонстрация чувств, отношений, состояний для того, чтобы ребенок узнал, понял все эти чувства и преодолел их в себе.
- Арт - терапия как занятость. Предполагается, что целеустремленная и плодотворная деятельность является "оздоровляющим процессом", который ослабляет нарушения и объединяет здоровые реакции. Особое значение придается коллективному характеру занятий арт - терапии. Им приписывается катализирующий и коммуникативный эффект, способствующий улучшению самоощущения, пониманию своей роли в обществе, собственного творческого потенциала и преодолению трудностей самовыражения.
Арт - терапия и ее применение на занятиях ОИГиР, ДПИ в младших классах, и композиции в средних классах ДХШ как никогда актуальна в современных образовательных условиях, а именно:
-идет максимальная адаптация к обучению в начальной школе,
-снижаются стрессовые нагрузки детей более старшего возраста.
Методы арт - терапии на занятиях по ОИГиР и ДПИ должны быть направлены в большей части для сохранения и укрепления здоровья и психологической саморегуляции школьников.
Основание сказанному - объективно зафиксированный факт заметного ухудшения здоровья детей в процессе обучения. Так, по данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20 % детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера. А к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%.
Детям необходимо подбирать задания, чтобы они не чувствовали себя в начальных классах невротиками, а могли спокойно приспособиться к условиям образования как в общеобразовательной школе, так и в ДХШ и успешно усваивать образовательную программу школы. Дети всегда разные, и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Поэтому школа должна быть готова к разным детям.
Цель начального этапа обучения - сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности и желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.
В детском саду современный ребенок учится и получает первые навыки через игры в рисовании, пении, танцах, чтении. Счет и письмо осуществляются ребенком так же через игру, экспериментирование, общение, знакомство с окружающим миром.
Именно поэтому введение элементов арт - терапии в образовательный процесс поможет решать такие задачи как:
- охрана и укрепление психического здоровья детей (в томчисле их эмоционального благополучия);
- развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
- развитие нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности и самостоятельности детей, формирования предпосылок к учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ.
Терапия искусством является посредником при общении ребенка и педагога на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты.
Арт – терапия может применяться при работе с ребятами разного возраста и пола. Особенно она ценна при работе с теми, кто требует к себе особого отношения: с маленькими детьми, замкнутыми подростками и другими «проблемными» учащимися. Занимаясь творчеством, ребёнок проецирует внутренние переживания на свое творение. Такая проекция не осознается: чувства, эмоции, мысли, переживания и воспоминания выходят наружу, минуя сферу сознания, и оттого не поддаются ни коррекции, ни критике разума. Обычно и дети, и подростки с удовольствием описывают словами то, что они нарисовали.
Физическое и физиологическое влияние арт - терапии заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов(появлению нервных импульсов, обеспечивающих движение). Важную роль играет непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы.
Арт – терапия в целом позволяет естественным образом скорректировать психоэмоциональное состояние ребенка, а именно :
- выразить негативные чувства и эмоции (агрессию, обиду, ревность, зависть и другие) в приемлемой форме;
- избавиться от стресса, иного рода напряжений и тревог;
- избавиться от страхов и фобий;
- избавиться от стереотипов и ограничений за счет появления более широкого, креативного взгляда на окружающий мир;
- повысить самооценку и уверенность в себе.
Кроме гармонизации психического состояния личности, терапия искусством:
- помогает раскрыть творческий потенциал личности, развить способности и таланты;
- способ установить доверительные отношения между педагогом и ребенком;
- предоставляет возможность сконцентрироваться на внутренних переживаниях и развить эмоциональный самоконтроль;
- является способом социальной адаптации (особенно это заметно когда арт - терапия проводится в группе);
- является прекрасным способом выразить чувства и мысли для тех, кто не умеет/не хочет/не имеет возможности сделать это на словах;
- применяется как воспитательная и развивающая педагогическая методика.
Изотерапия - это терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, которая используется в настоящее время для психологической коррекции людей с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.
Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также - освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов (А.И. Захаров и др.), рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить упражнения скромно, только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор художественных материалов (рис.1.).
Рисунок 1. Нетрадиционные способы изображения в рисовании.
Разнообразные техники для творчества оказывают непосредственное воздействие на художественную работу ребенка. Они побуждают его видеть и осязать, порождают эмоциональный подъем и осознание. Сами по себе являясь частицами реальности, эти материалы побуждают и ребенка, и взрослого к соприкосновению с реальностью. Таким образом, между творцом и художественным материалом происходит динамическое взаимодействие.
Арт - терапевтическая работа предполагает большой набор различных изобразительных материалов:
• краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
• для создания коллажей или объемных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль;
• природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;
• для лепки - глина, пластилин, специальное тесто;
• бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;
• кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.
Качество материалов по возможности должно быть достаточно высоким, так как в противном случае может снизиться ценность самой работы и ее результатов в глазах детей.
В изотерапии с детьми используются рисуночные техники, такие как:
- хаотический рисунок с пятнами или каракулями;
- сюжетный рисунок, к примеру, «моя семья»;
- тематический рисунок, где малыш может нарисовать свою будущую профессию;
- произвольный рисунок, к примеру, «мое настроение» и пр.
С детьми младшего школьного возраста рекомендуется использовать:
· рисование пальчиками;
· оттиск печатками из картофеля;
· рисование ладошками.
· тычок жесткой полусухой кистью;
· печать поролоном;
· печать пробками;
· восковые мелки + акварель
· свеча + акварель;
· отпечатки листьев;
· рисунки из ладошки;
· рисование ватными палочками;
· волшебные веревочки.
Позже дети могут освоить более трудные методы и техники:
· рисование песком;
· рисование мятой бумагой;
· кляксография с трубочкой;
· монотипия пейзажная;
· печать по трафарету;
· монотипия предметная;
· кляксография обычная;
· пластилинография.
Каждая из перечисленных техник проводится в виде творческих заданий на занятиях в ДХШ. Их использование позволяет детям чувствовать себя более раскованно, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения
Занятия искусством могут служить средством для вытеснения эмоций или односторонностей, инструментом для диагностики, а также способствовать развитию профессиональных навыков, свободного художественного творчества, эстетических вкусов.
Литература:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации».
- ФГОС ДО
- ФГОС НОО
- Арт-терапевтические технологии. Изотерапия в работе с детьми дошкольного имладшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогов и родителей.
- Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе: учеб.- метод. пособие для студентов вузов по спец. "Социал. работа"/М.В. Киселева – СПб.: Речь, 2007.- 334 с.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: рук. длядет. психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/ М.В. Киселева –СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
- Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе: учеб.- метод. пособие для студентов вузов по спец. "Социал. работа"/М.В. Киселева – СПб.: Речь, 2007.- 334 с.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: рук. длядет. психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/ М.В. Киселева –СПб.: Речь, 2006. – 160 с.