Методическая разработка на тему: «Подходы к реализации методов арт - терапии в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста»

Ивкина Наталья Владимировна

Арт - терапия и ее применение на занятиях ОИГиР, ДПИ  в младших классах, и композиции  в средних классах ДХШ   в современных образовательных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад арт-терапия220 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное учреждение дополнительного  образования

«Детская художественная школа»

Муниципального образования Ханты – Мансийского автономного   округа – Югры Городской округ город Радужный

Методическая разработка

на тему:

«Подходы к реализации методов арт - терапии

в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста»

Преподавателя Ивкиной Натальи Владимировны.

г. Радужный 2024

 Арт - терапия (в переводе с английского) - терапия искусством (слайд1).

Термин «терапия искусством» или «арт - терапия» ввел в употребление в 1938 г. британский врач и художник Адриан Хилл. Он заметил, что занятие творчеством помогает туберкулезным больным, с которыми он работал в госпитале, быстрее выздороветь.

Эффективность применения искусства в контексте профилактики психического здоровья основывается на том, что этот методы арт - терапии позволяют экспериментировать с эмоциями, исследовать и выражать их на символическом уровне. Символическое искусство восходит к пещерным рисункам первобытных людей. Древние использовали символику для идентификации своего места в мировом космосе и поисков смысла человеческого существования. Искусство отражает культуру и социальные характеристики того общества, в рамках которого оно существует.

Изначально арт - терапией называли рисуночную терапию, то есть лечение изобразительным искусством. Сегодня арт - терапия имеет множество видов и подвидов, которые продолжают появляться:

  • библиотерапия, драматерапия, сказкотерапия ;
  • изотерапия ;
  • цветотерапия ;
  • музыкотерапия ;
  • песочная терапия ;
  • глинотерапия ;
  • куклотерапия ;
  • маскотерапия;
  • фототерапия;
  • денс-терапия;
  • арт-синтезтерапия (объединение живописи, стихосложения, цвето-, маско-, мульт- и фототерапии, а также метода ассоциаций) и другие.

        Именно с рисунка начиналась история арт - терапии как психотерапевтического направления.  В наши дни к направлениям  арт - терапии относятся искусства визуального ряда - рисунок, все виды живописи, монотипии, мозаики, коллажи, грим, боди - арт, маски, все виды лепки, куклы, марионетки, инсталляции, фотография и многое другое. Это наиболее разработанное направление, имеющее огромное количество техник, приемов, методик.. Достоинствами арт – терапии является отсутствие противопоказаний, относительная простота в применении.

Механизмы лечебного действия арт - терапии.

Существуют различные взгляды на механизм лечебного действия арт - терапии:

  1. Креативность. На первый план выдвигается вера в творческую основу ребенка, мобилизация латентных (внешне не проявляющихся) творческих сил, которая сама по себе обладает терапевтическим влиянием.  Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. Упор в арт - терапии делают на творческую активность, на способность создавать и побуждают человека самостоятельно созидать.
  2.  Сублимация (способ переключения энергии). Художественная сублимация возникает, когда инстинктивные импульсы (агрессивные) и эмоциональные состояния (депрессия, тоска, подавленность, страх, гнев, неудовлетворенность) ребенка заменяются визуальным, художественно-образным представлением. Так снижается опасность внешних проявлений указанных переживаний в социально нежелательной деятельности.
  3.  Проективный аспект. Функция проективной терапии заключается в том, что проекция внутренних представлений кристаллизуется и укрепляет в постоянной форме воспоминания и фантазии. В ходе проективной арт - терапии должна стимулироваться демонстрация чувств, отношений, состояний для того, чтобы ребенок узнал, понял все эти чувства и преодолел их в себе.  
  4.  Арт - терапия как занятость. Предполагается, что целеустремленная и плодотворная деятельность является "оздоровляющим процессом", который ослабляет нарушения и объединяет здоровые реакции. Особое значение придается коллективному характеру занятий арт - терапии. Им приписывается катализирующий и коммуникативный эффект, способствующий улучшению самоощущения, пониманию своей роли в обществе, собственного творческого потенциала и преодолению трудностей самовыражения.

Арт - терапия и ее применение на занятиях ОИГиР, ДПИ  в младших классах, и композиции  в средних классах ДХШ как никогда актуальна в современных образовательных условиях, а именно:

-идет максимальная адаптация к обучению в начальной школе,

-снижаются стрессовые нагрузки детей  более старшего возраста.

Методы арт - терапии на занятиях по ОИГиР и ДПИ должны быть направлены в большей части для сохранения и укрепления здоровья и психологической саморегуляции   школьников.

Основание сказанному - объективно зафиксированный факт заметного ухудшения здоровья детей в процессе обучения. Так, по данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20 % детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера. А к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%.

Детям необходимо подбирать задания, чтобы они не чувствовали себя в начальных классах невротиками, а могли спокойно приспособиться к условиям образования как в общеобразовательной школе, так и в ДХШ и успешно усваивать образовательную программу школы. Дети всегда разные, и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Поэтому школа должна быть готова к разным детям.

Цель начального этапа обучения -  сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности и  желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.      

В детском саду современный ребенок учится и получает первые навыки через игры в рисовании, пении, танцах, чтении. Счет и письмо осуществляются ребенком так же через игру, экспериментирование, общение, знакомство с окружающим миром.

 Именно поэтому введение элементов арт - терапии в образовательный процесс поможет решать такие задачи как:

- охрана и укрепление психического здоровья детей (в томчисле их эмоционального благополучия);

-   развитие  индивидуальных  способностей  и  творческого  потенциала каждого ребенка;

- развитие  нравственных,  интеллектуальных,  эстетических качеств,  инициативности  и  самостоятельности  детей,  формирования  предпосылок к учебной деятельности;

-  обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ.

Терапия искусством является посредником при общении ребенка и педагога на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты.

        Арт – терапия может применяться  при работе с ребятами разного возраста и пола. Особенно она ценна при работе с теми, кто требует к себе особого отношения: с маленькими детьми, замкнутыми подростками и другими «проблемными» учащимися. Занимаясь творчеством, ребёнок проецирует внутренние переживания на свое творение. Такая проекция не осознается: чувства, эмоции, мысли, переживания и воспоминания выходят наружу, минуя сферу сознания, и оттого не поддаются ни коррекции, ни критике разума. Обычно и дети, и подростки с удовольствием описывают словами то, что они нарисовали.  

 Физическое и физиологическое влияние арт - терапии заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов(появлению нервных импульсов, обеспечивающих движение). Важную роль играет непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы.

Арт – терапия в целом позволяет естественным образом скорректировать психоэмоциональное состояние ребенка, а именно :

  1. выразить негативные чувства и эмоции (агрессию, обиду, ревность, зависть и другие) в приемлемой форме;
  2. избавиться от стресса, иного рода напряжений и тревог;
  3. избавиться от страхов и фобий;
  4. избавиться от стереотипов и ограничений за счет появления более широкого, креативного взгляда на окружающий мир;
  5. повысить самооценку и уверенность в себе.

Кроме гармонизации психического состояния личности, терапия искусством:

  • помогает раскрыть творческий потенциал личности, развить способности и таланты;
  • способ установить доверительные отношения между  педагогом и ребенком;
  • предоставляет возможность сконцентрироваться на внутренних переживаниях и развить эмоциональный самоконтроль;
  • является способом социальной адаптации (особенно это заметно когда арт - терапия проводится в группе);
  • является прекрасным способом выразить чувства и мысли для тех, кто не умеет/не хочет/не имеет возможности сделать это на словах;
  • применяется как воспитательная и развивающая педагогическая методика.

         Изотерапия - это терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, которая используется в настоящее время для психологической коррекции людей с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.

Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также - освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов (А.И. Захаров и др.), рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить упражнения скромно, только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор художественных материалов (рис.1.).

Рисунок 1. Нетрадиционные способы изображения в рисовании.

https://www.metod-kopilka.ru/images/doc/54/49283/img2.jpg

Разнообразные техники для творчества оказывают непосредственное воздействие на художественную работу ребенка. Они побуждают его видеть и осязать, порождают эмоциональный подъем и осознание. Сами по себе являясь частицами реальности, эти материалы побуждают и ребенка, и взрослого к соприкосновению с реальностью. Таким образом, между творцом и художественным материалом происходит динамическое взаимодействие.  

Арт - терапевтическая работа предполагает большой набор различных изобразительных материалов:

• краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

• для создания коллажей или объемных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль;

• природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;

• для лепки - глина, пластилин, специальное тесто;

• бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

• кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.

Качество материалов по возможности должно быть достаточно высоким, так как в противном случае может снизиться ценность самой работы и ее результатов в глазах детей.

В изотерапии с детьми используются рисуночные техники, такие как:

- хаотический рисунок с пятнами или каракулями;

- сюжетный рисунок, к примеру, «моя семья»;

- тематический рисунок, где малыш может нарисовать свою будущую профессию;

- произвольный рисунок, к примеру, «мое настроение» и пр.

С детьми младшего школьного возраста рекомендуется использовать:

· рисование пальчиками;

· оттиск печатками из картофеля;

· рисование ладошками.

· тычок жесткой полусухой кистью;

· печать поролоном;

· печать пробками;

· восковые мелки + акварель

· свеча + акварель;

· отпечатки листьев;

· рисунки из ладошки;

· рисование ватными палочками;

· волшебные веревочки.

            Позже дети могут освоить более трудные методы и техники:

· рисование песком;

· рисование мятой бумагой;

· кляксография с трубочкой;

· монотипия пейзажная;

· печать по трафарету;

· монотипия предметная;

· кляксография обычная;

· пластилинография.

Каждая из перечисленных техник проводится в виде творческих заданий на занятиях в ДХШ. Их использование позволяет детям чувствовать себя более раскованно, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения

Занятия  искусством  могут служить  средством  для  вытеснения  эмоций  или односторонностей,  инструментом  для  диагностики,  а  также  способствовать развитию  профессиональных  навыков,  свободного  художественного  творчества, эстетических вкусов.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации».
  3. ФГОС ДО
  4. ФГОС НОО
  5. Арт-терапевтические технологии. Изотерапия в работе с детьми дошкольного имладшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогов и родителей.
  6. Киселева  М.В.  Арт-терапия  в  практической  психологии  и  социальной работе: учеб.-  метод. пособие для студентов вузов по спец. "Социал. работа"/М.В. Киселева – СПб.: Речь, 2007.- 334 с.
  7. Киселева  М.В.  Арт-терапия  в  работе  с  детьми:  рук.  длядет.  психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/ М.В. Киселева –СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
  8. Киселева  М.В.  Арт-терапия  в  практической  психологии  и  социальной работе: учеб.-  метод. пособие для студентов вузов по спец. "Социал. работа"/М.В. Киселева – СПб.: Речь, 2007.- 334 с.
  9. Киселева  М.В.  Арт-терапия  в  работе  с  детьми:  рук.  длядет.  психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/ М.В. Киселева –СПб.: Речь, 2006. – 160 с.