Построение черепной коробки.
Построение черепной коробки.
Тема данного сообщения посвящена конструкции, пропорциям и методам построения черепной коробки.
В начале рисования любой предмет мы должны геометризировать, тогда легче будет его рисовать. Начинаем рисовать в фас череп и замечаем, что он вписывается в некий прямоугольник. Определяем пропорции этого прямоугольника, т.е. соотношение ширины и высоты. Рисуем этот прямоугольник. В профиль череп вписывается почти в квадрат, поэтому и рисуем квадрат. В этих фигурах проводим диагонали и находим центры в прямоугольнике и квадрате.
Теперь внимательно рассмотрим череп и увидим, что расстояние от подбородка до слезника (внутреннего края глаза) и от слезника до макушки примерно одинаковые. Рисуем эту горизонтальную среднюю линию. Чуть ниже этой линии , чуть ниже центра находится слуховое отверстие, отмечаем его.
Затем вертикальную линию на прямоугольнике разделим на три одинаковые части: от подбородка до основания носа, от основания носа до надбровных дуг и от надбровных дуг до начала роста волос. Мы получили точку основания носа, скуловой дуги, сосцевидный отросток и окончание затылочной кости. Эти точки получаем на черепе в фас и в профиль одновременно.
Теперь на изображении черепа в профиль проводим через основание носа полукруглую линию, которая показывает нам объем мозговой части черепа. А на лицевой части черепа в фас проводим круг, потому что объем передней части вписывается в круг.
У нас проведена горизонтальная линия по центру прямоугольника. Это будет место положения глазных яблок.
Рассмотрим рисунок в профиль. Расстояние от основания носа, от грушевидного отверстия до слухового отверстия и от слухового отверстия до затылка примерно одинаковые, поэтому слуховое отверстие рисуем по центру этой линии. Здесь проходит центр вращения черепа, т.к. за этой точкой находятся суставные площадки для вращения черепа. Видим , где находятся скуловые дуги, тоже на этой горизонтали.
Если условно разбить квадрат на четыре части, то мы увидим, что черепная коробка занимает 2/3 объема, а лицевая часть – только 1/3 всего объема. Часто это не замечают дети и уменьшают объем мозговой части, а преувеличивают объем лицевой части, т.к. нас всегда больше интересует лицо.
Рассмотрим верхние кости черепа. Непарная лобная кость образует верх глазниц, лобные бугры и два скуловых отростка. Переносица находится чуть ниже линии бровей. Рисуем край орбиты глазницы, от переносицы рисуем носовую кость, грушевидное отверстие и верхнюю челюсть сразу на двух рисунках. Надбровные дуги спускаются вниз. Мы дошли до края отростков и поднимаемся вверх до теменной кости. Рисуем скуловые кости и в фас и в профиль. Затем дорисовываем нижнюю челюсть там и там. Возвращаемся к лобной кости. В лобной кости есть надбровные дуги. Это пазухи сферической формы. Форма идет вниз и образует отдельную плоскость. На передней поверхности лобной кости есть лобные бугры и передняя поверхность. На лобных буграх всегда расположены блики, самые светлые места. Есть еще плоскости боковые до края брови. У лобной кости есть верхняя плоскость, она темнее, чем передняя поверхность. Так лобная кость поворачивает к теменной кости.
На темени есть шов. Теменная кость занимает большую территорию. На ней есть возвышения - теменные бугры. Чаще всего - это самая широкая часть головы, но не всегда. Иногда бывает шире размер между сосцевидными отростками.
Теменная кость соединяется с височной костью. В этом месте есть эффект чешуи. Здесь форма как бы западает вовнутрь. Здесь мы видим скуловую дугу, еще один отросток. Скуловая дуга подходит к слуховому отверстию. Еще ниже- сосцевидный отросток. К нему прикрепляется грудино – ключично – сосцевидый мускул. На уровне сосцевидного отростка находится мочка уха.
Височная кость переходит в затылочную кость и мы видим лямбдовидный шов. У затылочной кости есть шип. Чем сильнее развиты мышцы, тем больше шип. Это прослеживается у мужчин. Еще на затылочной кости есть выйные линии.
Если от лобных бугров двигаться к теменным, то это делит черепную коробку на верхнюю поверхность, боковые и еще одну боковую. Теменной бугор и сосцевидный отросток образуют еще одну поверхность на затылке. Линия затылка и линия лобной кости бывают часто симметричны. Мужской и женский лоб часто отличаются по углу наклона. Мужской лоб более пологий, угол между лобной костью и теменной больше, чем у женщин.
Вернемся к лицевой части черепа. Лицевая часть черепа меньше по объему, чем мозговая, но здесь находятся самые главные элементы.
Первое, что мы видим на лицевой части – это глазницы. Это еще называется орбитальной территорией. У глазницы имеется верхний край, образованный лобной костью; н6аружный край, образованный отростками лобной кости и отростком скуловой кости; внутренний край глазницы формируется верхней челюстной костью; нижний край глазницы образован частью верхней челюсти и частью скуловой косточки, которые срастаются и дают шов. Для художника важно изучать эти косточки, т.к. здесь располагаются опорные точки для рисования черепа и головы человека. Глазница – это пирамида, у нее четыре поверхности, уходящие вглубь черепа. Глазное яблоко по размерам меньше, чем глазница, но оно удерживается мышцами в глазнице. Если взять точку, самую выступающую на верхнем крае глазницы и точку, выступающую на нижнем крае глазницы, провести линию, соединяющую эти точки, то глазное яблоко не будет никогда выступать за эту линию. Это помогает найти положение глаза, если вы рисуете в профиль.
Спускаемся вниз по скуловому отростку лобной кости и замечаем там выступ. К нему прикрепляется верхнее и нижнее веко глаза.
На внутреннем крае глазницы находится слезная косточка и слезный канал, отверстие, куда стекают слезы. На том же уровне будет располагаться слезничок. Если соединить линией наружную и внутреннюю точки, то мы получим линию наклона глаза. От наклона этих линий зависит впечатление от глаз (печальные, хитрые). Верхний край глазницы определяет волосяной покров бровей. Наружный край надбровной дуги - это ширина передней поверхности головы. И расстояние от края брови до края брови равно примерно расстоянию от края брови до уха. Край скуловой кости находится на одном уровне с основанием носа. Там где скуловая кость соединяется с верхней челюстью, есть собачья ямка, в этом месте у человека образуется носогубная складка. Верхний край скуловой дуги находится на одном уровне с нижним краем глазницы. Точки скуловой дуги важны для художников.
Верхняя челюсть - это непарная кость, в которой есть грушевидное отверстие и врастает территория верхних зубов. Грушевидное отверстие образовано двумя носовыми косточками и верхней челюстью. На конце носовых косточек есть выступ, который определяет, какой будет нос-с горбинкой или курносый. Внизу грушевидного отверстия находится сошник. Он определит форму и наклон кончика носа. От сошника вниз идет фильтр, от него начинается альвеолярный край верхней челюсти, где располагаются зубы. На уровне клыков располагаются углы рта, т.е. ширина рта. Ширина рта совпадает с лобными буграми и слезниками, если эти точки соединить линией.
Нижняя челюсть имеет две ветви: вертикальную ветвь и горизонтальную. Нижняя челюсть соединяется с верхней подвижным суставом. У нижней челюсти есть суставная головка и венечный отросток, а между ними есть небольшое углубление. Если спуститься вниз, то на горизонтальной поверхности располагаются нижние зубы. Между верхней и нижней челюстью есть расстояние или зазор. Зубы верхней челюсти выступают более активно, жестко, а нижние зубы - мягче. Нам очень важен угол нижней челюсти в рисовании черепа и головы. Там крепится жевательный мускул. Двигаемся вниз до точек подбородка. Эти точки находятся на одной вертикальной линии с лобными буграми. Между точками подбородка бывает углубление, тогда у человека будет ямочка на подбородке. Нижняя челюсть двигается особенно. Шиловидный отросток мешает ей двигаться назад, поэтому челюсть выходит из сустава, головка выпадает. Челюсть при этом смещается назад и в сторону.
Угол наклона верхней челюсти и зубов диктует расположение в пространства верхней губы, насколько она будет выступать вперед. Эти же зубы будут влиять и на нижнюю губу, на ее выступание вперед. Линия, проведенная от сошника к первым зубам верхним, даст точки бугорков нижней губы. Если соединить сошник линией с подбородочными точками, получим плоскость передней поверхности лица. Соединяем точки подбородка с точками скуловыми и углом нижней челюсти и получаем щечную поверхность. Это важно будет при рисовании головы человека. Вот так устроен череп человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postroenie_cherepnoy_korobki.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Построение черепной коробки.
Тема данного сообщения посвящена конструкции, пропорциям и методам построения черепной коробки.
В начале рисования любой предмет мы должны геометризировать, тогда легче будет его рисовать. Начинаем рисовать в фас череп и замечаем, что он вписывается в некий прямоугольник. Определяем пропорции этого прямоугольника, т.е. соотношение ширины и высоты. Рисуем этот прямоугольник. В профиль череп вписывается почти в квадрат, поэтому и рисуем квадрат. В этих фигурах проводим диагонали и находим центры в прямоугольнике и квадрате.
Теперь внимательно рассмотрим череп и увидим, что расстояние от подбородка до слезника (внутреннего края глаза) и от слезника до макушки примерно одинаковые. Рисуем эту горизонтальную среднюю линию. Чуть ниже этой линии , чуть ниже центра находится слуховое отверстие, отмечаем его.
Затем вертикальную линию на прямоугольнике разделим на три одинаковые части: от подбородка до основания носа, от основания носа до надбровных дуг и от надбровных дуг до начала роста волос. Мы получили точку основания носа, скуловой дуги, сосцевидный отросток и окончание затылочной кости. Эти точки получаем на черепе в фас и в профиль одновременно.
Теперь на изображении черепа в профиль проводим через основание носа полукруглую линию, которая показывает нам объем мозговой части черепа. А на лицевой части черепа в фас проводим круг, потому что объем передней части вписывается в круг.
У нас проведена горизонтальная линия по центру прямоугольника. Это будет место положения глазных яблок.
Рассмотрим рисунок в профиль. Расстояние от основания носа, от грушевидного отверстия до слухового отверстия и от слухового отверстия до затылка примерно одинаковые, поэтому слуховое отверстие рисуем по центру этой линии. Здесь проходит центр вращения черепа, т.к. за этой точкой находятся суставные площадки для вращения черепа. Видим , где находятся скуловые дуги, тоже на этой горизонтали.
Если условно разбить квадрат на четыре части, то мы увидим, что черепная коробка занимает 2/3 объема, а лицевая часть – только 1/3 всего объема. Часто это не замечают дети и уменьшают объем мозговой части, а преувеличивают объем лицевой части, т.к. нас всегда больше интересует лицо.
Рассмотрим верхние кости черепа. Непарная лобная кость образует верх глазниц, лобные бугры и два скуловых отростка. Переносица находится чуть ниже линии бровей. Рисуем край орбиты глазницы, от переносицы рисуем носовую кость, грушевидное отверстие и верхнюю челюсть сразу на двух рисунках. Надбровные дуги спускаются вниз. Мы дошли до края отростков и поднимаемся вверх до теменной кости. Рисуем скуловые кости и в фас и в профиль. Затем дорисовываем нижнюю челюсть там и там. Возвращаемся к лобной кости. В лобной кости есть надбровные дуги. Это пазухи сферической формы. Форма идет вниз и образует отдельную плоскость. На передней поверхности лобной кости есть лобные бугры и передняя поверхность. На лобных буграх всегда расположены блики, самые светлые места. Есть еще плоскости боковые до края брови. У лобной кости есть верхняя плоскость, она темнее, чем передняя поверхность. Так лобная кость поворачивает к теменной кости.
На темени есть шов. Теменная кость занимает большую территорию. На ней есть возвышения - теменные бугры. Чаще всего - это самая широкая часть головы, но не всегда. Иногда бывает шире размер между сосцевидными отростками.
Теменная кость соединяется с височной костью. В этом месте есть эффект чешуи. Здесь форма как бы западает вовнутрь. Здесь мы видим скуловую дугу, еще один отросток. Скуловая дуга подходит к слуховому отверстию. Еще ниже- сосцевидный отросток. К нему прикрепляется грудино – ключично – сосцевидый мускул. На уровне сосцевидного отростка находится мочка уха.
Височная кость переходит в затылочную кость и мы видим лямбдовидный шов. У затылочной кости есть шип. Чем сильнее развиты мышцы, тем больше шип. Это прослеживается у мужчин. Еще на затылочной кости есть выйные линии.
Если от лобных бугров двигаться к теменным, то это делит черепную коробку на верхнюю поверхность, боковые и еще одну боковую. Теменной бугор и сосцевидный отросток образуют еще одну поверхность на затылке. Линия затылка и линия лобной кости бывают часто симметричны. Мужской и женский лоб часто отличаются по углу наклона. Мужской лоб более пологий, угол между лобной костью и теменной больше, чем у женщин.
Вернемся к лицевой части черепа. Лицевая часть черепа меньше по объему, чем мозговая, но здесь находятся самые главные элементы.
Первое, что мы видим на лицевой части – это глазницы. Это еще называется орбитальной территорией. У глазницы имеется верхний край, образованный лобной костью; н6аружный край, образованный отростками лобной кости и отростком скуловой кости; внутренний край глазницы формируется верхней челюстной костью; нижний край глазницы образован частью верхней челюсти и частью скуловой косточки, которые срастаются и дают шов. Для художника важно изучать эти косточки, т.к. здесь располагаются опорные точки для рисования черепа и головы человека. Глазница – это пирамида, у нее четыре поверхности, уходящие вглубь черепа. Глазное яблоко по размерам меньше, чем глазница, но оно удерживается мышцами в глазнице. Если взять точку, самую выступающую на верхнем крае глазницы и точку, выступающую на нижнем крае глазницы, провести линию, соединяющую эти точки, то глазное яблоко не будет никогда выступать за эту линию. Это помогает найти положение глаза, если вы рисуете в профиль.
Спускаемся вниз по скуловому отростку лобной кости и замечаем там выступ. К нему прикрепляется верхнее и нижнее веко глаза.
На внутреннем крае глазницы находится слезная косточка и слезный канал, отверстие, куда стекают слезы. На том же уровне будет располагаться слезничок. Если соединить линией наружную и внутреннюю точки, то мы получим линию наклона глаза. От наклона этих линий зависит впечатление от глаз (печальные, хитрые). Верхний край глазницы определяет волосяной покров бровей. Наружный край надбровной дуги - это ширина передней поверхности головы. И расстояние от края брови до края брови равно примерно расстоянию от края брови до уха. Край скуловой кости находится на одном уровне с основанием носа. Там где скуловая кость соединяется с верхней челюстью, есть собачья ямка, в этом месте у человека образуется носогубная складка. Верхний край скуловой дуги находится на одном уровне с нижним краем глазницы. Точки скуловой дуги важны для художников.
Верхняя челюсть - это непарная кость, в которой есть грушевидное отверстие и врастает территория верхних зубов. Грушевидное отверстие образовано двумя носовыми косточками и верхней челюстью. На конце носовых косточек есть выступ, который определяет, какой будет нос-с горбинкой или курносый. Внизу грушевидного отверстия находится сошник. Он определит форму и наклон кончика носа. От сошника вниз идет фильтр, от него начинается альвеолярный край верхней челюсти, где располагаются зубы. На уровне клыков располагаются углы рта, т.е. ширина рта. Ширина рта совпадает с лобными буграми и слезниками, если эти точки соединить линией.
Нижняя челюсть имеет две ветви: вертикальную ветвь и горизонтальную. Нижняя челюсть соединяется с верхней подвижным суставом. У нижней челюсти есть суставная головка и венечный отросток, а между ними есть небольшое углубление. Если спуститься вниз, то на горизонтальной поверхности располагаются нижние зубы. Между верхней и нижней челюстью есть расстояние или зазор. Зубы верхней челюсти выступают более активно, жестко, а нижние зубы - мягче. Нам очень важен угол нижней челюсти в рисовании черепа и головы. Там крепится жевательный мускул. Двигаемся вниз до точек подбородка. Эти точки находятся на одной вертикальной линии с лобными буграми. Между точками подбородка бывает углубление, тогда у человека будет ямочка на подбородке. Нижняя челюсть двигается особенно. Шиловидный отросток мешает ей двигаться назад, поэтому челюсть выходит из сустава, головка выпадает. Челюсть при этом смещается назад и в сторону.
Угол наклона верхней челюсти и зубов диктует расположение в пространства верхней губы, насколько она будет выступать вперед. Эти же зубы будут влиять и на нижнюю губу, на ее выступание вперед. Линия, проведенная от сошника к первым зубам верхним, даст точки бугорков нижней губы. Если соединить сошник линией с подбородочными точками, получим плоскость передней поверхности лица. Соединяем точки подбородка с точками скуловыми и углом нижней челюсти и получаем щечную поверхность. Это важно будет при рисовании головы человека. Вот так устроен череп человека.