«Преподавание изобразительного искусства в условиях современной модернизации образования»
Современное общество развивается быстро, динамично, со своими сложностями и противоречиями. В основе экономического развития лежит социальный фактор, где общество переходит к информационному типу. С изменением общества изменение претерпевает и образование. Сегодня образованный человек не именно знающий, а подготовленный к сегодняшнему ритму и типу жизни, ориентирующийся в сложных ситуациях, приспосабливающийся к структуре общественной жизни. Если система образования отчетливо понимает, какого именно человека она формирует, то ее функция эффективна.
В последнее время система образования прошла через изменения. Это коснулось и организационной, и содержательной стороны. Регламентированные формы обучения уступили место гуманистической педагогики. Вариативность программ, учебных планов, средств, методов и технологий все больше используется в образовательном процессе и мероприятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_shmo_3.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад: «Преподавание изобразительного искусства в условиях
современной модернизации образования»
Подготовила Закутаева А.Л.
1. Система современного образования основании ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт-важный нормативно-правовой документ, реализующий конституционное право граждан РФ на образование.
Статья 43 Конституции «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты», поддерживает различные формы образования и самообразования.
Закон РФ «Об образовании» ФЗ -273 трактует понятие ФГОС, как совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ всеми образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Следуя вышеперечисленным статьям законов РФ, образование сегодня выполняет важную функцию не только обучения субъекта, но и его личностного, социального и творческого развития, грамотного применения полученных навыков на практике и в жизни, качественного взаимодействия и коммуникации.
Стратегическая цель государственной политики в области образования-повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Современное общество развивается быстро, динамично, со своими сложностями и противоречиями. В основе экономического развития лежит социальный фактор, где общество переходит к информационному типу. С изменением общества изменение претерпевает и образование. Сегодня образованный человек не именно знающий, а подготовленный к сегодняшнему ритму и типу жизни, ориентирующийся в сложных ситуациях, приспосабливающийся к структуре общественной жизни. Если система образования отчетливо понимает, какого именно человека она формирует, то ее функция эффективна.
В последнее время система образования прошла через изменения. Это коснулось и организационной, и содержательной стороны. Регламентированные формы обучения уступили место гуманистической педагогики. Вариативность программ, учебных планов, средств, методов и технологий все больше используется в образовательном процессе и мероприятиях.
Понятие «Образование» рассматривается, как процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями. Образование, как и науку, можно рассматривать в тpex аспектах:
1.Целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах его деятельности.
2.Целенаправленное обучение личности, с учетом формирования у нее определенных знаний и навыков.
3.Система социальных институтов, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение.
Функции образования: воспитание, социализация, подготовка квалифицированных кадров, приобщение к современным технологиям и культуре.
Образование - это результат обучения. Образованный человек –это логически мыслящий, владеющий необходимым объемом систематизированных знаний.
Главный критерий образованности- системность знаний и системность мышления. Саморазвитием, помимо основного образования, пополняя и восстанавливая недостающие элементы в системе своих знаний с помощью логических рассуждений.
Современное образование является важнейшей сферой социального развития общества. От качества и функционирования образования зависит не только умственное интеллектуальное состояние общества, но и его культурное и нравственное развитие. Образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России.
В систему образования включены:
1. Дошкольные образовательные учреждения;
2. Общеобразовательные учреждения;
3. Образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);
4. Образовательные учреждения среднего специального образования
(среднее специальное учебное заведение);
5. Негосударственные образовательные учреждения;
6. Дополнительное образование.
В структуру образования входят:
1. Образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты).
2. Социальные группы (учителя, учащиеся, студенты).
3. Учебный процесс (передача и усвоение знаний, умений, навыков, ценностей)
Содержание образования -это знания, умения, навыки в определенном объеме по дисциплинам (предметам), которые отбираются и формируются на основе дидактических принципов. Информация передается обучающимся по средствам слов, учебных пособий, наглядных и технических средств.
2. Приемы и методы приобщения учащихся к изобразитель ному искусству и творческой деятельности.
Урок искусства-это особый тип урока, элементы обучения и воспитания которого подчиняются законам искусства. Современный урок изобразительного искусства, согласно новой концепции художественного воспитания, это урок-образ, главными творцами которого являются учитель и ученик.
Каждый учитель характерен своей индивидуальностью поведения и подачи материала, а значит каждый урок изобразительного искусства и процесс его проведения будет уникальным.
Также, как и в искусстве, каждое произведение имеет свой неповторимый, созданный автором стиль, так и урок искусства может быть авторским.
Причиной служит не только умение и владение самого учителя, но и эмоциональный настрой и активность всего класса (группы и т. д.) Урок искусства похож на мини-спектакль, художественно-педагогическое действие. Исходя из возможностей и особенностей урока-образа, можно определить методы (или принципы) его создания:
1. Принцип построения новой структуры урока: отказ от авторитарнодогматического метода и переход к гуманно-демократическому. Иными словами-личность ученика, как составляющая и самоценная часть коллектива, группы, класса, образовательной организации и т.п. принцип содержит в себе:
а) Приоритет ценности человека и его развитие в дальнейшем, как самоценного;
б) Учет социальных условий жизни ребенка: возраст, семья, место, национальность, религия и т.п.;
в) Учет индивидуальных качеств личности ребенка: саморазвитие и самообразование в художественно-эстетической деятельности.
2. Принцип приоритета формирования эмоционально-ценностных отношений содержит в себе:
а) Освоение собственного «Я» у учащегося при художественноэстетическом взаимодействии с миром;
б) Освоение собственного «Я» и его преобразования в коллективе, среде, обществе на содержании художественной культуры, как части духовной;
в) Увлеченность и интерес к урочной деятельности;
г) Ощущение эмоций переживания и сопереживания художественному
образу в процессе его восприятия и познания.
3. Принцип авторской свободы проектирования урока-образа содержит
в себе:
а) В зависимости от творческой инициативы и возможностей учителя,
автор сценария-учитель, по мере «втягивания»-соавторство с учениками;
б) Создание необходимых условий для участия учащихся в создании урока, т.е. в сотворчестве с учителем, подготовка учащихся на основе домашнего задания с наблюдением эстетической окружающей действительности, анализом увиденного, общение в семье, со сверстниками и т.п.;
в) Монологичная система урока менее предпочтительна, нежели диалогичная, которая в приоритете и ярко выражена.
4. Принцип художественно-педагогической драматургии, т.е. построение урока искусства, как произведения, включает в себя:
а) Реализация замысла урока в его сценарии;
б) Основная цель урока-замысел;
в) Сюжет (или драматургия) самого урока;
г) Присутствие эмоционально-образных акцентов урока (его сюжета),
т.е. эпилога, завязки, кульминации, развязки, основанных на разновариативных педагогических играх, а именно: деловая, ролевая, имитационная и т.п.
5. Принцип вариативности урока по типу и структуре, в зависимости от жанра и замысла урока, включает в себя:
а) Отчетный урок, обобщающий урок и т.п.;
б) Урок-исследование, урок-поиск, урок-сказка, урок-мастерская, урокзагадка и т.п., в зависимости от цели и функции его участников;
в) Форма урока динамичная, свободная, разновариантная, с подвижными элементами и различной кульминацией, т.е. построение возможно по любому пути и в любой последовательности.
6. Принцип свободной интеграции и взаимодействие с другими видами художественно-эстетической деятельности может быть построен:
а) При использовании опыта мировой культуры в различных видах искусства и связи времен в различных видах мирового искусства, т.е. связь времени и истории различных искусств и культур;
б) Интегрирование изобразительного искусства с иными видами художественно-эстетической деятельности, к примеру: с литературой, музыкой, театром, архитектурой и т.п. Возможно интегрировать темы, циклы и т.д.
7. Принцип открытости урока подразумевает:
а) По определенным темам или блокам, привлечение специалистов из сторонних систем, вне образовательной организации. К примеру: учителей других предметов, родителей, специалистов и деятелей различных видов искусств и т.п.;
б) Взаимодействие учащихся различных возрастных категорий, разных групп;
в) Проведение уроков изобразительного искусства вне образовательной организации, к примеру: в музеях, на выставках, в мастерских художников или скульпторов, в типографиях, на пленэре и т.п. при условии привлечения специалистов;
г) Участие учащихся в оформлении интерьеров самой образовательной организации, детских садов и т.п., организация выставок работ учащихся вне образовательной организации, т.е. районные, городские, областные и т.п.
д) Общение учащихся вне образовательной организации в семье, с друзьями, сверстниками, собственное самопознание, самооценка, саморазвитие, личные интересы.
8. Принцип оценки результатов художественно-педагогической деятельности на уроке (самооценки) включает в себя:
а) Оценка и самооценка воплощения замысла урока через диалог учащихся с учителем, игровые ситуации, анализ и сравнение;
б) Общественный смотр знаний (по принципу открытости урока), т.е. привлечение сторонних участников;
в) Совместное определением учителем и учениками критериев оценки деятельности урока, а именно:
• Отзывчивость, сопереживание, эстетическое отношение и подобные эмоционально-ценностные и нравственные качества;
• Художественно-образная выразительность, новизна;
• Художественная грамотность и эрудиция, изобразительные умения и навыки и т.п.
3. Вариативное содержание преподавания изобразительного искусства в условиях модернизации образования.
Целесообразно отобранное, структурированное содержание образование, т.е. что изучать? с учетом применения определенного метода (или технологии), т.е. как изучать? –элективный предмет. Элективные предметы-это учебные предметы, выбранные учащимися из компонента образовательного учреждения. Элективный=избирательный. Основная цель элективного предмета (или курса)-более углубленное изучение темы. С точки зрения дидактики (педагогики), содержание элективных курсов сводится к следующим теориям: энциклопедизм, формализм и прагматизм. Технологический процесс элективного курса основан на широком спектре психолого-педагогических подходов, а именно: системный, деятельный, личностно-ориентированный, личностно-деятельный, компетентностный. Элективный курс содержит множество функций и задач: повышает уровень освоения выбранных предметов, служат для освоения смежных предметов на междисциплинарной основе и т.п.
К основным принципам разработки элективного курса профильного обучения, относят: принцип продуктивности образовательной деятельности, принцип интегративности, принцип соответствия содержания и деятельности обучения, принцип вариативности, принцип индивидуализации, принцип региональности.
Главная и важная функция элективного курса-это понимание учащимися ответов на вопросы: Что я хочу и могу изучать? Как? Где? Зачем? Предметы общего назначения не дают возможности учащемуся в полной мере осознать и понять индивидуально значимые области человеческой культуры.
Именно элективные курсы помогают компенсировать риск стать образовательной траекторией ученика не профильной, а индивидуальной, т.к. элективный курс не подразумевает стандартов. Это вариативность и краткосрочность в условиях модернизации образования, т.е. «курсы по выбору». Вариативность такого курса предполагает:
• Предпрофильная подготовка ученика 9 класса с ориентацией на какое-либо направление (или на этапе выбора);
• Возможность пробы различных курсов, как по качеству, так
и по содержанию, форме организации, технологиями и т.д.;
• Для учеников 10-11 классов, уже определившимися с профилем, элективные курсы более системны и систематичны и имеют иные цели, а именно: расширение и углубление знаний, выработка навыков, знакомство с областями в рамках выбранного профиля.
Элективные курсы-обязательные для посещения по выбору учащимся. Они входят в состав профиля обучения и рассматриваются на старшей ступени. Стоит отметить две основные функции элективного курса: одни могут поддерживать изучение профильных предметов в соответствии со стандартами, другие-решают вопросы внутрипрофильной специализации обучения и индивидуальных образовательных траекторий.
Вариативное обучение предполагается на основе реализации вариативных программ образования. Важный аспект-это содержание программ общеобразовательных (основных, дополнительных, профильных) с учетом интересов учащихся, возможностей коллектива образовательного учреждения и ресурсов образовательной среды.
Индивидуализация-это учет и развитие индивидуальных способностей учащихся, учитывая все формы их взаимодействия в процессах обучения и воспитания.
Индивидуализация обучения-это обучение с учетом использования способов, приемов, темпов, совместимых с индивидуальными возможностями учащегося и уровнем его развития.
По тематикам элективные курсы могут иметь различную направленность, в том числе, к примеру, элективный курс по изобразительному искусству.
Программа элективного курса «Искусство и человек (или т.п.)» в художественно-педагогическом направлении. Цель курса-это формирование интереса учащихся к художественно-педагогическому направлению гуманитарной дисциплины с помощью ознакомления с видами деятельности, необходимыми для освоения программы изобразительного искусства.
Элективный курс «Искусство и человек» призван решать задачи:
• Возможность дать учащемуся проявить и реализовать свой интерес к художественно-педагогическому направлению;
• Осознать готовность учащегося к изучению и освоению выбранного направления на более глубоком уровне;
• Создать условия для подготовки учащегося к сдаче экзамена по художественно-педагогическому профилю.
Учитывая художественную направленность курса, осуществляется ориентация на профессиональные качества педагога изобразительного искусства. При этом учитываются следующие психолого-педагогические способности педагога:
• Создание творческой атмосферы урока;
• Заинтересованность учащихся искусством;
• Организация мыслительной деятельности при восприятии произведений искусства;
• Художественно-педагогическая импровизация
Способности к искусствоведческой деятельности:
• Определение художественного замысла произведения;
• Выделение элементов художественной речи, воплощающими замысел;
• Выявление функции искусства на примере художественного произведения;
• Формирование у учащихся собственного отношения к жизни и деятельности на основе эмоционального и образного познания этих сфер.
Способности профессиональной деятельности:
• Владение языком изобразительного искусства, как средством общения общечеловеческим, а именно: умение рисовать, писать акварелью, маслом; владеть графическими приемами и средствами, техниками декоративно-оформительского искусства, техникой лепки; владение письмом 2-3 шрифтами);
• Умение организовать собственную художественнотворческую деятельность;
• Умение сочинять композиции графические, живописные, декоративные, оформительские с применением разных техник, приемов и средств художественной выразительности;
• Умение оформлять выставочную композицию творческих работ учащихся и педагогов.
Программу по тематике: «Искусство и человек» (или «Искусство и жизнь» и т.п.) можно разделить на логические этапы:
1. Основная тема: Зачем нужно искусство вы нашей жизни?
2. Функция проведения занятия: Посещение выставки, вернисажа и т.п.
3. Замысел темы: Эмоционально-осознанный отклик на художественное произведение.
4. Психолого-педагогическая реализация темы: Художественное восприятие и художественное мышление как психологический инструмент общения человека с искусством.
5. Задачи проф. ориентации учащихся: определение художественного восприятия и художественного мышления как психологическая основа профессиональной деятельности педагога искусства.
Критерием успешного занятия элективного курса по художественному направлению является: степень развития интереса к профессии; степень проявления способностей к художественно-педагогической деятельности; степень проявления самостоятельности взглядов и позиций о процессе и результате художественно-педагогической деятельности.
К примеру:
Основная тема: Зачем нужно искусство в нашей жизни?
Вопросы-ориентиры:
1. Что объединяет или рознит разные виды искусства?
2. Можно ли назвать произведением искусства (или шедевром) то произведение, с которым вы познакомились?
3. Почему? Обоснуйте свой ответ.
4. Что вы понимаете под фразой «бессмертное творение» великих мастеров искусства? В чем это выражается?
5. Как вы можете охарактеризовать автора, увиденного вами произведения?
Урок искусства-это художественное действо, строящееся по законам искусства, побуждающее к эмоциональному отклику на художественные произведения, к творческой деятельности.
Литература:
1.Конституция РФ статья 43
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f07c
a7744f87beddac2947282/
2.Федеральный закон « Об образовании» ФЗ-273
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3.Федеральные Государственные Образовательные Стандарты
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/
http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/2292/1/00844.pdf