Художник Василий Иванович Суриков 

Презентация о художнике Василии Ивановиче Сурикове

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhnik_surikov_v.i.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ХУДОЖНИК ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ Русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. Полотна Сурикова - это художественно воссозданная история, главным героем которой является русский народ. Представленные картины вошли в золотой фонд русской художественной культуры . . Субботина Ирина Алексеевна преподаватель Детской школы искусств п. Персиановский

Слайд 2

. Василий Иванович Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске. Он принадлежал к роду казаков, которые пришли в Сибирь с Дона с Ермаком. Художник гордился своим казачьим, сибирским происхождением. С ранних лет он начал рисовать, и рисовал всюду, где была возможность. Уже ребёнком, по собственному признанию, его завораживала красота, особенно игра красок, и он старался передать её на бумаге. Первым учителем рисования для Сурикова стал Николай Васильевич Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного училища.

Слайд 3

Наиболее ранним датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862 года (хранится в музее- усадьбе В. И. Сурикова в Красноярске). Музей- усадьба В.И.Сурикова

Слайд 4

В возрасте восьми лет Суриков приезжает в Сухой Бузим и заканчивает два класса приходской школы при Всехсвятской церкви. в 1858 году начинает учёбу в уездном училище. После завершения обучения в уездном училище Суриков устраивается работать писцом в губернское управление — у семьи не было денег на продолжение образования в губернском гимназии. Во время работы в управлении рисунки Сурикова П. Н. Замятнин. увидел енисейский Губернатор нашёл губернатор мецената — красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.

Слайд 5

В Санкт - Петербурге 11 декабря 1868 года Суриков с обозом Петра Ивановича выехал из Красноярска в Санкт- Петербург. Не смог поступить в Академию художеств и в мае- июле 1869 года учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художников. Осенью 1869 года сдал экзамены и стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником. С 1869 по 1875 год учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор».

Слайд 6

Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт- Петербурге» (1870) приобрёл П. И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова).

Слайд 7

художник подарил Кузнецову свою В 1874 году картину «Милосердный самаритянин», за которую получил Малую золотую медаль. 4 ноября 1875 года закончил Академию художеств в звании классного художника первой степени.

Слайд 8

В Москве Суриков получил заказ на создание четырёх фресок на темы Вселенских соборов для храма Христа Спасителя. Начал работать над фресками в Петербурге, а в 1877 году переехал в Москву. В Москве собственного жилья не имел, жил в арендованных квартирах и гостиницах. Часто ездил в Красноярск, где проводил лето. 25 января 1878 года Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре. У Сурикова и Шаре родились две дочери: Ольга и Елена. Дочь Сурикова Ольга была замужем за художником Петром Петровичем Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская была писателем, среди её работ — биография деда «Дар бесценный». Её дети — правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский.

Слайд 9

Картинная В 1878 году Суриков начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была завершена в 1881 году. На картине изображены стрельцы, поднявшие восстание в 1698 году, которых ведут на казнь. В настоящее время полотно находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. В 1881 году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Слайд 10

Картинная ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Стрелецкий бунт 1682 года (историческое название Хованщина) — бунт московских стрельцов в начале правления Петра Алексеевича, в результате которого его соправителем стал старший брат них Иван, а фактической правительницей при стала сестра Софья Алексеевна. зачинщиками, Четверо были стрельцов, признанных казнены. События стрелецкого бунта описаны в романе Алексея Толстого «Пётр I».

Слайд 11

«Боярыня Морозова» Современники называли работы Сурикова «цветовыми симфониями» Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова — Авдотья Васильевна Торгошина.

Слайд 12

Историческая справка Феодо ́ сия Проко ́ фьевна Моро ́ зова (в девичестве Соковнина ́ , в иночестве Феодо ́ ра; 21 (31) мая 1632[1] — 2 (12) ноября 1675, Боровск[2][3][4][5]) — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево- Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Почитается старообрядческой церковью как святая. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Суриков не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова — Авдотья Васильевна Торгошина. Её муж, Степан Фёдорович, изображён на картине «Утро стрелецкой казни» — стрелец с чёрной бородой. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское. «Боярыня Морозова» экспонировалась на XV Передвижной выставке 1887 года.

Слайд 13

«Взятие снежного городка» Картина на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.

Слайд 14

«Взятие снежного городка» 8 апреля 1888 года скончалась жена Сурикова. В начале лета 1889 года Суриков вместе с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года. В Красноярске художник создаёт полотно «Взятие снежного городка» (завершено в 1891 году, хранится в Русском музее). Игру «Взятие снежного городка» Суриков впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери Торгошино. Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве. В кошеве сидит, изображённая в профиль Екатерина Александровна Рачковская — жена известного красноярского врача. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха.

Слайд 15

«Переход Суворова через Альпы» В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков Суворова задумал картину «Переход через Альпы».Первым для Суворова прототипом красноярский отставной казачий Фёдор Фёдорович Спиридонов. стал офицер Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В то время Спиридонову было 82 года. Работа над картиной завершилась в 1899 году — в 100- летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт- Петербурге, Москве, и была приобретена императором.

Слайд 16

«Переход Суворова через Альпы» Алекса ́ ндр Васи ́ льевич Суво ́ ров (13 (24) ноября 1730 — 6 (18) мая 1800) — великий русский полководец, военный теоретик, национальный герой России. Генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал- фельдмаршал австрийских и сардинских войск, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также многих иностранных военных орденов.

Слайд 17

«Степан Разин» «Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году, а завершилась в 1906 . Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Прототипом Степана Разина стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков В 1907 году Суриков стал членом Союза русских художников, покинув ряды Товарищества передвижников.

Слайд 18

«Степан Разин» Картина до краев наполнена простором, воздухом и светом. Над горизонтом занимается заря, окрашивая мягким пурпурным светом все бескрайнее пространство картины. По широкой Волге- матушке реке стремительно движется большая ладья под парусом и с четырьмя парами весел. Гребцы в напряженных позах, с сосредоточенными лицами, всецело погружены в действие, которое придает ускорение судну. Запечатленный момент п о д н ят ы х Э в с в к е и р з х к о в м е с п е о л з и и ц и и напряженного паруса делает ладью внешне схожей с огромной птицей в полете. В центре картины, на фоне гребцов и паруса сидит, погруженный в свои думы, главный герой – Степан Разин. Эскиз композиции

Слайд 19

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Степа ́ н Тимофе ́ евич Ра ́ зин, известный также как Сте ́ нька Разин; донской казак, предводитель восстания 1670— 1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России. В 1665 году царский воевода князь Ю. А. Долгоруков во время одного из конфликтов с донскими казаками, желающими во время несения царской службы уйти на Дон, велел казнить Ивана Разина, старшего брата Степана. Это событие повлияло на дальнейшую деятельность Разина: стремление отомстить Долгорукову и царской администрации соединилось с желанием вольной и благополучной жизни для казаков, находившихся под его началом. донскими В конце апреля 1671 года Разин вместе с младшим братом Фролом властями был выдан царским воеводам, которые доставили их в Москву. Разин был подвергнут жестоким пыткам. 6 июня 1671 года Степан Разин после оглашения приговора был четвертован на эшафоте на Болотной площади. Эскиз композиции

Слайд 20

Э «Меншиков в Берёзове» скиз композиции В тесной бедной избе закутанный в шубу сидит человек, который ещё недавно фактически правил Россией. Суриков запечатлел один из дней ссыльной жизни семьи Меншикова.

Слайд 21

Эскиз композиции ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Александр Меншиков, правая рука Петра I, любовь и уважение заслуживший императора Отечества. своими делами на Император так благо ценил Меншикова, что даже закрывал глаза на его мздоимство. После смерти Меншиков стал Петра главным Алексеевича советчиком Екатерины I в государственных делах. кончины на витке Но вскоре после её очередных дворцовых переворотов Александр Данилович упустил инициативу и оказался в опале. И сидя в Берёзове, глядя на детей, он видел их поломанные судьбы и свои разрушенные мечты.

Слайд 22

Эскиз композиции Картина была представлена на 11- й выставке Товарищества передвижных художественных выставок. В марте 1883 года прямо с выставки полотно было приобретено Павлом Третьяковым . «Меншиков в Берёзове.»

Слайд 23

Последние годы В 1910 году Суриков вместе с зятем художником П. П. Кончаловским посещает Испанию. В Красноярске в 1910 году по инициативе Сурикова и Л. А. Чернышёва открылась рисовальная школа. Суриков прислал из Петербурга наглядные пособия для школы. Летом 1914 года Василий Иванович посещает Красноярск, где пишет ряд пейзажей: «Красноярск в «Плашкоут на районе Благовещенской церкви», Енисее», и несколько акварелей. Осталась незавершённой картина «Благовещение» (хранится в Красноярском художественном музее им. В. С. Сурикова)

Слайд 24

«Красноярск в районе Благовещенской церкви»

Слайд 25

«Плашкоут на Енисее»

Слайд 26

«Благовещение»

Слайд 27

В 1915 году Василий Иванович уезжает на лечение в Крым. Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от хронической ишемической болезни сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.