открытый урок по дисциплине станковая композиция в 5 классе "Декоративный натюрморт"

Другова Вера Николаевна

Вид занятия: Рисование с натуры с элементами воображения.

Цели:

- способствовать формированию понятий о декоративном натюрморте,- воспитывать эстетический вкус.

- способствовать развитию умений находить правильное композиционное решение при заполнении пространства; совершенствовать технику работы с красками; развитие творческого воображения;

Задачи:

Обучающие: - обучение рисованию изображения с натуры; обучение стилизации любой формы; обучение созданию цветовой гаммы картины.

Развивающие: – развитие зрительного представления; - развитие воображения и чувства вкуса; - развитие чувства пропорции, соразмерности, масштаба и материальности.

Воспитательные: - воспитание интереса к предмету; - развитие аккуратности в работе; - формирование эстетического вкуса.

Выполнить натюрморт  с натуры , стилизуя форму предметов, выполнить декоративно в цвете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_kompozitsiya_5_klass.docx80.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

                     « Нижнеудинская детская художественная школа»

                                                    2024г.

Методическая разработка открытого урока по дисциплине станковая композиция в 5 классе.

Составитель: Другова Вера Николаевна – преподаватель 1 категории

Тема: Декоративный натюрморт.

Вид занятия: Рисование с натуры с элементами воображения.

Цели:

- способствовать формированию понятий о декоративном натюрморте,- воспитывать эстетический вкус.

- способствовать развитию умений находить правильное композиционное решение при заполнении пространства; совершенствовать технику работы с красками; развитие творческого воображения;

Задачи:

Обучающие: - обучение рисованию изображения с натуры; обучение стилизации любой формы; обучение созданию цветовой гаммы картины.

Развивающие: – развитие зрительного представления; - развитие воображения и чувства вкуса; - развитие чувства пропорции, соразмерности, масштаба и материальности.

Воспитательные: - воспитание интереса к предмету; - развитие аккуратности в работе; - формирование эстетического вкуса.

Выполнить натюрморт  с натуры , стилизуя форму предметов, выполнить декоративно в цвете.

Оборудование для учителя:

доска, наглядные иллюстрации с натюрмортами (реалистичные и декоративные), наглядное пособие по композиционному размещению предметов.

Оборудование для учащихся:

бумага, карандаши, резинки, вода, гуашевые краски, кисти.

План урока:

1.     Организационный момент. Знакомство с темой урока, вступление – 3 мин.

2.     Основные отличительные особенности декоративного натюрморта от реалистичного – 10 мин.

3.     Упражнения на составление натюрмортов, ошибки при композиционном размещении предметов – 10 мин.

4.     Практическая часть – 95 мин.

5.     Подведение итогов урока, анализ – 2 мин.

Ход урока.

- Ребята, тема нашего урока «Декоративный натюрморт». Слово «натюрморт» вам уже знакомо. Давайте вспомним его значение. Что же такое натюрморт?

Натюрморт – это группа неодушевлённых предметов, объединённые в единую композицию по смыслу (Натюрморт - мёртвая натура). 

Как вы уже знаете, натюрморты бывают случайные и поставленные. Давайте приведём примеры случайных натюрмортов. Например, к случайному натюрморту относятся предметы на учительском столе (тетради, карандашница, очки, журнал и т.д.).

А какие натюрморты называют поставленными? Те натюрморты, которые ставятся специально с целью написания картины. Они обычно бывают на определенную тематику. Например «Натюрморт из предметов деревенского быта».

Слово «декор» в переводе с лат. означает – украшать. В начале XX века художники стали уделять натюрморту большое значение. Мастера разных стилистических направлений стали работать в этом жанре живописи. Они много экспериментировали. Таким образом, появился декоративный натюрморт. Давайте сравним его с реалистическим натюрмортом.

Сначала, давайте, обратим внимание на цветовое решение. Какие особенности вы можете отметить?  В живописном натюрморте очень много различных цветов и оттенков, а в декоративном всего несколько цветов. Причём надо отметить, что в декоративном натюрморте главное – гармония  цвета. Обычно художники используют не более 3-х цветов. Путём смешивания этих цветов, можно получить множество оттенков.

– А теперь внимательно посмотрите на реалистический и декоративный натюрморты. И назовите мне ещё одно отличие.

 Предметы на живописном натюрморте – реалистичные, а на декоративном – форма различных предметов самая разнообразная.

 В декоративном натюрморте предметы стилизованные, т.е. их форма упрощенная.

Хочу обратить ваше внимание на то, как показана форма и объем в декоративном натюрморте. Линией художник рисует так, что бы не уничтожить форму, а подчеркнуть её (например, кувшин не нарисован в прямую полоску). Посмотрите не смотря на то, что в декоративном натюрморте объем не прописывается как в реалистичном, но объем существует просто он показан другими средствами.

- А как вы думаете, в каких материалах можно выполнить декоративный натюрморт?

Ребята: при помощи красок, из природных материалов, из бумаги и т.д.

Учитель: Верно. Ещё одной отличительной особенностью в декоративном натюрморте является фактура.

Учитель: Ребята сегодня мы с вами познакомились с декоративным натюрмортом. Назовите мне, пожалуйста, основные отличительные его черты.

Цвет, форма, фактура.

Сегодня мы с вами выполним декоративный натюрморт при помощи гуаши. Для начала мы повторим с вами некоторые законы, которые необходимы для составления натюрморта на листе.

Посмотрите на эти рисунки и скажите, какие вы видите ошибки (1-й – слишком высоко расположен рисунок; 2-й – слишком низко; 3-й – предметы слишком крупные; 4-й предметы слишком мелкие; смещены влево, смещены вправо).

Сейчас мы потренируемся с вами в составлении натюрмортов. К доске вызывается по 2 человека. На столе лежат вырезанные предметы и фрукты из  бумаги, ребенок должен взять 2 предмета любых и составить из них натюрморт на формате А3. После этого все ребята оценивают правильность расположения предметов. Затем выходят следующие двое ребят, но составляют натюрморт уже из 3 предметов, следующие из 4 предметов.

А сейчас мы приступим с вами к практическому исполнению. Вам необходимо на основании тех знаний, которые мы сейчас освежили в памяти, составить свой натюрморт и выполнить его в цвете.

В конце урока провести анализ о проделанной работе. Выставлены оценки.

Домашнее задание: Составить натюрморт из предметов кухонного обихода, стилизовать и выполнить декоративный натюрморт гуашью на формате А-4

https://udschool-art.ucoz.ru/b610b53da05b.jpg