Методическая разработка Открытого урока по учебной дисциплине рисунок в 8 классе. Тема: «Наброски с фигуры человека»

Другова Вера Николаевна

Взаимоотношение психических процессов у рисующего — восприятия, воображения, мышления, памяти, участвующих в создании зрительного образа, связано со способом выполнения наброска самыми различными приемами.

Рисование набросков имеет чрезвычайное значение. Прежде всего, воспитательное значение: ничто так не воспитывает и не развивает глаз, руку и наблюдательность, как наброски. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risunok_8_klass_otkrytyy_urok.docx377.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное учреждение дополнительного образования

Нижнеудинская детская художественная школа

Методическая разработка

Открытого урока по учебной дисциплине рисунок в 8 классе

Преподаватель: Другова В.Н.

Тема: «Наброски с фигуры человека».

 Цель:

Воспитательная: воспитание образного композиционного мышления, эстетического вкуса.

Развивающая: развитие композиционного мышления и умения быстрого выполнения рисунка фигуры человека, развитие навыков овладения  техникой рисования.,

Обучающая: научить выполнять быстрый рисунок человека, освоение графических приёмов изображения набросков

Задачи:

  • Показать направления работы над наброском фигуры человека.
  • Знакомство с техническими приемами для лучшего решения задания.
  • Самостоятельное рисование краткосрочных набросков.

Оборудование для учащихся: бумага (формат А3), мягкие карандаши, ластик

Оборудование для преподавателя: компьютер, проектор, экран бумага (формат А3), мягкие карандаши, ластик.

План урока:

  1. Организационный момент - 2 мин. 
  2. Введение в тему урока - 5 мин. 
  3. Лекция и презентация нового материала – 10 мин. 
  4. Практическая демонстрация педагогом последовательности действий учащихся. - 5 мин. 
  5. Самостоятельное выполнение работы обучающихся 15мин.
  6. Подведение итогов, Выявление ошибок и пути исправления. Выдача домашнего задания 8 мин.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к уроку;

2. Введение в тему урока

Рисование с натуры может быть кратковременным или длительным.

Что же такое набросок?

Краткосрочный набросок – это обобщенное изображение предметного мира, исполняемое в короткий промежуток времени. Передать мимолётное впечатление – сказать мгновению: "Остановись, ибо ты прекрасно!" – такова задача наброска. Набросок существенно отличается от длительного рисунка, где имеются условия для детального изучения и последовательного постижения таких качеств как пропорции, светотень, тон, линия, объем, где не исключается возможность «срисовывания».  Набросок является средством выражения первоначального впечатления от восприятия натуры. Полезно рисовать на улице, в учреждениях, в гостях. Помимо накопления впечатлений, такое рисование развивает умение «видеть» действительность, подмечать характерные особенности предметов, явлений.

Однако важным разделом нашей работы является работа над краткосрочным рисунком – набросками с натуры, по памяти и представлению. Набросок является видом рисунка, дающего возможность для воплощения быстро проходящих явлений. Наброском называют рисунок, который выполнен за короткий промежуток времени и обобщенно передает самое существенное, характерное: основные пропорции, форму, движение. Краткосрочный рисунок помогает развить остроту зрения, наблюдательность, художественный вкус, а также способность к целостному восприятию натуры. Набросок отражает основные моменты творчества ученика, от поиска идеи, метода и средства её решения. Набросок требует максимального сосредоточения внимания, необходим людям разных профессий: архитекторам, инженерам, художникам и т.д., так как дают наглядное представление о наброски и основными задачами и целями, наиболее часто встречающимися в процессе работы над набросками и зарисовками, являются: 

  1. Поиски психологической характеристики (особенно раскрытия внутреннего мира героев, напряжения их душевных и физических сил) — эмоциональная выразительность;
  2. Выявление соответствующих замыслу рисующего черт лица, поиски позы, жеста и мимики.

Взаимоотношение психических процессов у рисующего — восприятия, воображения, мышления, памяти, участвующих в создании зрительного образа, связано со способом выполнения наброска самыми различными приемами.

Рисование набросков имеет чрезвычайное значение. Прежде всего, воспитательное значение: ничто так не воспитывает и не развивает глаз, руку и наблюдательность, как наброски. 3. Объяснение и практическая демонстрация нового материала.

Объяснение сопровождается демонстрацией слайдов

Многие выдающиеся художники и педагоги подчеркивали важность первоначального впечатления от натуры. П.П. Чистяков писал: «Если будете брать умом, рассудком — птица улетит и вы дадите промах

Чтобы научиться хорошо рисовать, необходимо много наблюдать и рисовать  с натуры. Чтобы не бояться рисовать человека в своих композициях, желательно пробовать рисовать, наблюдая за позой  живого человека.

-Давайте сейчас посмотрим к каким видам искусства относятся данные наброски . ( слайд 3) ( Графика, живопись, скульптура)

Как же выполняются наброски фигуры человека?

С натуры, на пленэре, в гостях, по памяти и представлению.

Слайд 4

Какие наброски сделаны с натуры, а какие по воображению?

И так еще раз скажем,что же такое набросок.

1.Набросок - это небольшое графическое, живописное или скульптурное произведение, созданное художником в быстрой, беглой манере.

2. Предназначается для быстрого запечатления на бумаге каких-либо замыслов или наблюдений в ходе текущей работы живописца.

3. Набросок может быть выполнен с натуры, по памяти или быть плодом воображения художника.

 4. Чаще всего набросок выполняется карандашом и по своему исполнению приближается к эскизу.

Какими графическими средствами можно сделать набросок? ( слайд 5)- карандаш, акварель, уголь, фломастер, маркер и т.д.( слайд 6)

Наброски помогают развивать наблюдательность, умение остро и точно схватывать самое главное в натуре и отбрасывать второстепенное, несущественное. Острое чувство приходит не сразу, и именно наброски пробуждают способность воссоздавать увиденное как яркий зримый образ и долго удерживать его в памяти. Это качество крайне необходимо каждому художнику. (слайд 7)

Леонардо да Винчи писал : Делай фигуры с такими жестами, которые достаточно показывали бы то, что творится в душе фигуры, иначе твое искусство не будет достойно похвалы».( слайд 8)

Внимательно посмотрите на картину В.Сурикова « Боярыня Морозова» (слайд 8) , найдите персонажей к которым сделаны эти наброски ( слайд 9)

Как вы думаете , с какой целью В. Серов в начале работы над портретом сделал набросок с  княгини О. Орловой?( слайд 10 -11)

Как  вы думаете, почему А.С.Пушкин  делал наброски на полях своих произведений?( слайд 12)

Чем чаще будете делать наброски, тем увереннее будете чувствовать себя за работой. Тем более, что в картинах мы рисуем человека не стоящего и держащего руки по швам, а в разных ракурсах. Научиться рисовать любые позы можно только, если подсматривать их с натуры.

Давайте сейчас вспомним определенные правила пропорций фигуры человека. ( работа у доски)

https://skillbox.ru/upload/setka_images/14570627062022_7fca4e5cc581808fed892cfc24b86e393d7ac08f.jpg

Практическая часть.

      1.Внимательно изучите фигуру.

2.В первую очередь определите пропорции.

3.Определите общие рамки, изображаемой фигуры.

     4.Набросайте конструктивное построение фигуры (схему скелета).

5.  Как можно вернее изобразите движение модели, поворот головы, динамику рук и ног.

     6. Затем оденьте фигуру

Практическая демонстрация педагогом выполнения набросков

Приступая к наброскам, следует ставить перед собой конкретные задачи и пытаться их решить в ограниченный отрезок времени. Например, выполняя вспомогательный набросок для уточнения позы натуры, можно ограничиться наброском-схемой. Такие наброски помогают понять положение тела и отдельных его объемов в листе бумаги, проанализировать распределение веса и движение крупных форм. Однако это не означает, что все наброски необходимо начинать с построения подобной схемы. Если мы ставим задачу передачи живого впечатления от натуры, ее движения, то главным выразительным средством такого наброска будет живая линия, контур. Именно на контуре сосредоточено внимание рисовальщика в первый момент. При этом построение, постановку, пропорции следует держать в уме, а сам контур должен быть не плоской однообразной линией, а являться границей формы. Живая, точная пространственная линия, являющаяся средством выражения трехмерной формы, – результат долгих и целенаправленных упражнений.

Приступаем к работе.

Заключительная часть. Выставляем работы , проводим анализ работ, выставляем оценки.

- Что нового вы узнали о набросках, их особенностях и видах?

         Полезно ли вам было узнать о том, какое значение придавали             наброскам великие художники?

 Какие трудности вы испытали?

 Можно ли за один урок научиться делать наброски фигуры человека с натуры очень хорошо?

Домашнее задание:

Выполнить набросок с члена семьи в домашней обстановке, используя карандаши или восковые мелки

Picture background

Picture background

 https://kopilkaurokov.ru/iskusstvo/uroki/metodicheskaia_razrabotka_konspekta_uroka_tema_nabroski_s_figury_cheloveka