Ломакина Н.В. УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА»

Нина Викторовна Ломакина

КОНСПЕКТ УРОКА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА»

 

Цели и задачи урока:

Образовательные: формирование знаний о видах сатирического жанра: карикатуре и шарже; формирование навыков и  умений в создании сатирических образов человека; повторение и закрепление знаний по жанру портрета;

Развивающие: развитие искусствоведческих знаний и творческих способностей, развитие познавательных потребностей, интересов и склонностей;  развитие пространственных представлений,

совершенствование умений последовательного ведения работы;

Воспитательные: воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, усидчивость, аккуратность.

Тип урока – комбинированный.

Зрительный ряд: О. Домье «Законодательное чрево», «Адвокаты», «Дон Кихот»; Э.Мордмилович шарж на В.Мейерхольда, фото В. Мейерхольда; П. Корин «Портрет Кукрыниксов»,

Кукрыниксы - политическая карикатура; А. Жеребко, шаржи на артистов; К. Шредер. Карикатурный шарж; К. Куксо, шаржи на артистов; детские работы.

Литературный ряд: Н. Заболоцкий «Портрет»; В. Гафт, шуточная эпиграмма на Э. Рязанова.

Музыкальный ряд: И.С. Бах «Шутка».

Материалы и принадлежности к уроку: бумага, простой карандаш, фломастеры, учебник.

УМК под редакцией Б.М. Неменского

Ход урока

  1. Этап организации урока

Создание доброжелательной обстановки. Проверка готовности учащихся к уроку

II. Этап сообщение темы и целей урока

- Какой жанр изобразительного искусства мы изучаем в этой четверти? (Портрет)

- Что такое портрет? (Изображение конкретного человека).

Тема урока «Сатирические образы человека» тесно связана с жанром портрета, поскольку речь идёт об изображении человека. Остаётся только выяснить, о каком именно изображении идёт речь. Вам предстоит узнать о новых формах изображения человека, существующих в изобразительном искусстве. Сегодня будем знакомиться с сатирическим жанром, его видами, возможностями и своеобразием.

  1. Этап повторения изученного материала

Звучит отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого «Портрет». Подумайте, что, прежде всего, старается передать художник в портрете?

Любите живопись, поэты

Ведь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

1. Каким может быть портрет по композиции?

2. Перечислите виды портрета.

3. Дайте характеристику этим видам.

Все вышеперечисленные виды портрета представляют реалистическое изображение, в котором художник, достаточно точно, передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают новые образы – сатирические.

IV. Этап изучение нового материала

1 слайд. Из истории сатирического жанра. Карикатура.

«Смешное убивает», - говорят французы. Художник-сатирик беспощадно и гневно высмеивает недостатки и пороки людей, приносящих вред обществу.

Самой распространенной формой сатирического жанра в изобразительном искусстве является карикатура.

- Что такое карикатура?

2 слайд. Карикатура - изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее отрицательные черты отдельного человека или какой-нибудь группы людей с целью их разоблачения и осмеяния. Как особый сатирический жанр карикатура сложилась в конце XVIII - начале XIX в. во Франции.

Жанр получил развитие в графике и стал острейшим орудием политической борьбы и агитации. В периоды революций и общественных потрясений всегда расцветало искусство карикатуры. Язык художников – карикатуристов был понятен народу: ведь они боролись против зла и насилия. Это политическая карикатура.

Наибольший подъём и расцвет политической карикатуры наблюдался во Франции в период революционного подъёма – Великой французской революции 1789 г. и революции 1848 г.

Блестящим мастером политической карикатуры был французский художник второй половины XIX в. Оноре Домье. В своих произведениях он обличал алчность и духовную пустоту правительства.

3 слайд. «Законодательное чрево».

Что видим? Почему художник так изобразил людей?

4 слайд. «Адвокаты».

В России после 1917 г. карикатура становится одним из ведущих жанров политической наглядной агитации. Исключительная роль принадлежала карикатуре в годы Великой Отечественной войны: в плакатах, листовках, фронтовых газетах художники – карикатуристы бичевали и жестоко высмеивали врага. Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые художники, работавшие под псевдонимом Кукрынисты.

5 слайд. Кукрыниксы.

Сложную обстановку во внешней и внутренней политике они отражали в карикатурах.

6 слайд. «Трюк с бомбой».

7 слайд. «Беспощадно разгромим и уничтожим врага».

Их произведения, в карикатурной манере изображавшие фашистов, вызывали не только справедливый гнев и ненависть, но и презрение к врагу, укрепляли веру в победу.

- Что же такое карикатура и какова её цель? (Разоблачить, высмеять, показать в неприглядном виде и выставить напоказ отрицательные качества).

Другая форма сатирического жанра – шарж.

Что такое шарж?

8 слайд. Шарж

9 слайд. Шарж – карикатурный портрет, где остро и резко преувеличены такие черты внешности человека, в которых особенно чувствуется его характер. Обычно это портретное изображение. Внешнее сходство соблюдается, но наиболее характерные черты специально подчёркиваются и выделяются.

10 слайд. Фото и шарж на Мейерхольда

Портретность шаржа резко отличает его от карикатуры. Добродушно-ироническое настроение определяет, так называемый, дружеский шарж.

11 слайд. А. Жеребко, шарж на А. Розенбаума.

Выполняя творческую работу, вы можете выбрать одно из направлений, например: дружеский шарж на товарища.

12 слайд. К. Шредер. Карикатурный шарж.

13 слайд. Детская работа «Одноклассник». Дружеский шарж.

Шарж на литературного героя:

14 слайд. О. Домье «Дон Кихот». Шарж на артиста

15 – 17 слайды. К. Куксо, шаржи на Э. Рязанова, В. Ливанова, М. Боярского.

V. Этап закрепления материала

  1. Что общего между карикатурой и шаржем?
  2. Какова цель карикатуры?
  3. Чем отличается шарж от карикатуры?

VI. Этап художественно-творческой деятельности учащихся

Задание: выполнить дружеский шарж на товарища, литературного героя или артиста.

18 – 20 слайды. А. Жеребко, шаржи на Джима Керри, Вуди Голдберг.

Можно к дружескому шаржу написать юмористическое четверостишие:

Переосмысливая заново

Картины Элика Рязанова,

Скажу: талант его растёт,

Как и живот. Им нет предела,

Но вырывается вперёд

Его талантливое тело.

В. Гафт

В шарже легче показать характерные особенности модели, чем в портрете (работа учащихся сопровождается музыкальным оформлением).

VII. Этап анализа работ, подведения итогов и оценивания детских работ

- Сегодняшний урок был посвящен сатирическому жанру.

 -О каких его видах мы говорили?

- Карикатура и шарж помогают понять, что портрет не сводится к изображению только лица или фигуры человека. Портрет – не фотографическая копия, а результат творчества.

На карикатуре и дружеских шаржах модель как будто похожа на саму себя больше, чем в действительности. Почему? Потому что настоящий художник умеет выявить в человеке наиболее существенное, характерное.

VIII. Рефлексия. На столе стоит копилка-шарж. После окончания урока учащиеся должны бросить монетку в копилку в том случае, если им понравился урок, всё удалось в практическом задании. Те учащиеся, которые считают, что по окончании урока у них остались какие-то пробелы, оставляют монетку на столе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lomakina_6_klass_portret_applikatsiya.pptx786.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды портретов урок изобразительного искусства, 6 класс, Автор Ломакина Н.В. ГБОУ СОШ № 276»

Слайд 2

1.Образовательные: обучать истории возникновения портрета, элементах анализа художественных произведений. 2.Развивающие: формировать представление об основных этапах развития портрета, особенностях творчества художников-портретистов. 3.Воспитательные: формировать умение выражать свою эстетическую позицию. Цели для учителя

Слайд 3

Цели для ученика 1. Познакомиться с понятием, видами портрета, великими произведениями портретного искусства разных эпох. 2. Уметь различать виды портрета, иметь представления об истории портрета. 3. Рассказывать о своих художественных впечатлениях.

Слайд 4

Из представленных картин выберите те, что относятся к жанру портрета? 1 2 3 4

Слайд 5

Самый древний портрет Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. Оно обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем (Франция). « Портрет» сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо

Слайд 6

Древнеегипетский портрет Назначение портрета в египетском искусстве было обусловлено культовыми, религиозными, магическими задачами. Существовала необходимость «дублирования» модели (то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни).

Слайд 7

Сократ Перикл Древнегреческий портрет обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй

Слайд 8

Портрет Средневековья Художники, ограниченные строгими церковными канонами, редко обращались к портрету.

Слайд 9

Древнеримский портрет

Слайд 10

Леонардо да Винчи «Джоконда» Портрет Возрождения С.Боттичелли «Портрет молодой женщины» Перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наступил в эпоху Ренессанса. Он был связано с изменением идеологии эпохи.

Слайд 11

Игра «Шедевры в жанре портрета» 1 2 4 3

Слайд 12

Практическая работа Ребята, сегодня мы сделаем ещё один шаг к освоению портрета в технике аппликации. Нужна нам бумага разного цвета по фактуре, ножницы и клей. Вырезаем овал лица, глаза, веки, нос. Правильно нужно разместить на овал части лица. В начале прикладываем их на бумагу, смотрим соотношение, затем приклеиваем. Моделируем прическу, добавляем одежду, аксессуары. Портрет готов.

Слайд 13

Творческие работы детей

Слайд 22

Портрет от франц. – изображать, передавать «черта в черту») это изображение человека или группы людей реально существующих, либо существовавших в прошлом.

Слайд 23

Список использованной литературы 1.Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. Изобразительное искусство 6 класс. М. Просвещение, 2012 2. И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков. Изобразительное искусство 5 класс. М. Баласс,2012 Интернет - источники 1 . http: //www.artsait. 2. http: //ru. wikipedia. org 3. http: //rusportrait.ru 4. http://www.art-kartina.ru 5 .http://allpainters.ru 6 . http://www.art-portrets . ru