«Влияние художественных навыков на развитие когнитивных способностей у младших школьников»

Якупова Ольга Вячеславовна

Влияние художественных навыков на способности. Роль игровых упражнений и тренингов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная Августовская педагогическая конференция

«Единое образовательное пространство

как необходимое условие повышения качества образования»»

Доклад

Тема: «Влияние художественных навыков

на развитие когнитивных способностей

у младших школьников»

Подготовила: учитель ИЗО

МОАУ СОШ № 3,

 Якупова Ольга Вячеславовна,

высшая квалификационная

категория

г. Шимановск – 2022 г.

Содержание

Введение. Актуальность темы…………………………………….......3

  1. Влияние навыков на способности……………………………....3

  1. Роль игровых упражнений и тренингов……………………......4

  1. Заключение……………………………………………………….5

Приложение

Список использованной литературы

Введение

      Всматриваясь в рисунки детей, можно увидеть душевное и физическое состояние ребёнка, его переживания,  мечты. Дети не могут всё выразить словами, поэтому им легче нарисовать.

      Почему же детские рисунки привлекают внимание взрослых? Потому что ребёнок воспринимает окружающую его действительность по-своему, и выражает к ней своё отношение в непосредственной форме. Поэтому очень важно поддерживать  интерес ребёнка к изобразительной деятельности, так как любые достижения детей всегда зависят от взрослых, и то, что будет упущено в развитии ребёнка, позже очень трудно сформировать.  

1. Влияние навыков на способности

     Обучение художественному навыкам и мастерству происходит постепенно, развитие художественного восприятия, символическое мышление психология цвета, построение композиции. Во всем этом участвуют когнитивные способности.  С их помощью человек получает информацию, обрабатывает ее, запоминает, хранит, воспроизводит и сортирует. Это работа психических процессов, которые необходимы для восприятия окружающего мира: память, внимание, мышление, восприятие, речь, воображение.

      И именно эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей.

      Своеобразие процесса эстетического воспитания в начальной школе обусловлено, прежде всего, общими возрастными особенностями младших школьников, которые являются тем психологическим фоном, на котором происходит эстетическое развитие детей.

      Широко известны высказывания В.А. Сухомлинского, который писал о том, что «Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии» По своей целевой направленности эстетическая деятельность в начальной школе ориентирована на создание гармоничных условий для перехода ребенка от игрового отношения к искусству и его реалистического восприятия к собственно художественному восприятию.

     Процессы восприятия  и творчества нельзя рассматривать изолированно. Они находятся в тесной взаимосвязи между собой, так как являются составными частями художественной деятельности.  Изобразительная деятельность при  условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов ребенка.

        У детей младшего школьного возраста появляются элементы словесно-логического мышления, а их взаимодействие с наглядно-образным мышление становится источником творческих компонентов когнитивных процессов. Недостаточно сформированное логическое мышление осложняет процесс формирования осознанного восприятия искусства. Поэтому, в первую очередь детям необходимы знания о средствах выразительного искусства, имеющих аналоги в жизненном опыте ребенка. Именно жизненный опыт должен стать основой для изучения всего объема выразительных средств различных видов искусства в младшем школьном возрасте.

2. Роль игровых упражнений и тренингов

      Немаловажную роль в улучшении когнитивных способностей играют различные упражнения и игровые тренинги, направленные на развитие интеллектуальных способностей ребёнка.      

      В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

      Сравнение, обобщение, анализ и синтез - все эти разнообразные мыслительные операции имеют место в процессе рисования. Будучи познавательным процессом, восприятие связано с другими познавательными мыслительными процессами: анализом, сравнением, синтезом, обобщением.

Способность ребенка передавать свои впечатления в художественно-образной форме  развивает воображение.

С процессами восприятия и воображения тесно связано мышление человека. В процессе изобразительной деятельности формируется наглядно-образное мышление для создания неповторимых образов.

Так же в процессе изобразительной деятельности активно формируется эмоциональная сфера ребенка. При правильном руководстве изобразительной деятельностью развивается чувство цвета, ребенок может выразить собственное эмоциональное состояние.

В процессе рисования развиваются все виды памяти. Это помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусства, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим.

3.Заключение

     Художественный навык и когнитивные способности ребенка неразрывно связаны с его интеллектуальным и эмоциональным созреванием, что в свою очередь определяет развитие и совершенствование системы эстетических запросов и ценностей младшего школьника.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

     Изобразительная деятельность и художественные навыки школьников способствует интенсивному развитию когнитивных способностей, таких как, память, мышление, логика, восприятие, внимание, и является мощным стимулом для формирования его личности.

        

Приложение

Упражнение на развитие концентрации внимания

Для проведения занятия необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10-15 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунок с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.

В первом задании ребенка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия (рис. 1).

Рассмотри верхнюю и нижнюю картинки. Чем они отличаются?

Обведи овалом на верхней картинке предметы, которые отличаются от таких же предметов на нижней.

 

Упражнение на развитие устойчивости внимания

Для развития устойчивости внимания дайте детям небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркнуть какую-либо букву. Фиксируйте время и количество ошибок.

Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию.

Например, так: «В каждой строке зачеркни букву «а», букву «б» подчеркни».

Или так: «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л».

Фиксируйте время и ошибки.

 

Упражнение на развитие произвольного внимания

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, т. к. инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, - ответить, что пусть он делает так, как понял.

Игра «Что общего?»

Взять два любых предмета и найти между ними взаимосвязь. Например: «Что общего между книгой и стулом? Что между лягушкой и самолетом?» Развивает мышление и улучшает настроение.

Игра «Дорисуй предмет»

Дайте ребенку лист с нарисованными элементами – это может быть геометрическая  фигура  пятно или закорючка, петелька  Задача для ребенка создать из этого элемента образ. Такое упражнение развивает мышление, воображение, и фантазию.

Игра на развитие памяти «Я положил в мешок...»

В эту игру можно играть двоим игрокам.

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь; «Я положил в мешок яблоки и бананы». Дальше следующий ребенок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову.

Упражнение на развитие мыслительных процессов:

обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков

«Найди лишнее слово»

Читайте каждому ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите определить слово, которое является «лишним»: 

1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

2. Храбрый, злой, смелый, отважный.

3.  Яблоко, слива, огурец, груша.

4.  Молоко, творог, сметана, хлеб.

5.  Час, минута, лето, секунда.

6.  Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

7.   Платье, свитер, шапка, рубашка.

8.   Мыло, метла, зубная паста, шампунь.

9.  Береза, дуб, сосна, земляника.

10. Книга, телевизор, радио, магнитофон.

 

Упражнение на развитие словесно-логического мышления

«Определи понятие»

Детям предлагают следующие наборы слов:

1.   Велосипед, кнопка, книжка, плащ, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

2.  Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, кусать, острый.

3.  Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, щипать, колючий.

4.  Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, толкать, режущий.

5.   Мотоцикл, прищепка, ботинки, шкура, врач, спотыкаться, собирать, шершавый.

Попросите детей представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов.

Далее вы говорите: «Постарайтесь объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как можно это объяснить?».

 

Литература, используемые источники

  1. Возрастные особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста http://raguda.ru/vs/stadii-razvitija-izobrazitelnoj-dejatelnosti-detej.html
  2. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.:Педагогика, 1981
  3. ПавелкоР.. ВДетскаяпсихология: учеб пособие для вузов работастуд /РВПавелко, ОПЦигипало- М.: Академ-выдал, 2011г.
  4. КосминскаяВ.Б.идр."Теорияиметодикаизобразительнойдеятельностивдетскомсаду"М., «Просвещение»,1977г.
  5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.
  6. Выготский Л. С. Психология искусства/ Под ред. М. Г. Ярошевского. – М. : Педагогика, 1987.- 344с.
  7. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства. Книга для учителя// М. : Просвещение, 1991. -160с.
  8. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т. С. Комарова. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 176 с.
  9. https://levelself.ru/navyki/kognitivnye-sposobnosti.html