Методическая разработка урока по дисциплине "Изобразительное искусство" на тему "Подводный мир" (для детей 3-4-летнего возраста)

Елена Александровна Мельникова

Данная методическая разработка урока на тему "Подводный мир" направлена на  знакомство учащихся 3-4-летнего возраста с анималистическим жанром в изобразительном искусстве, а также на освоение техник работы с гуашью. Основное внимание уделяется развитию навыков изображения объектов различных форм, что способствует формированию художественного восприятия и творческого мышления. Важным аспектом является воспитание аккуратности и трудолюбия у детей, что является необходимым для успешного освоения изобразительного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Коркинская детская школа искусств»

Методическая разработка группового учебного занятия

Дата: 13.03.2021 год

Учебная дисциплина: «ИЗО»

Специальность: ДООП «Ранеэстетическое образование» (для детей 3-4 – летнего возраста).

Класс: 1-год обучения

Тема занятия: «Подводный мир»

Вид занятия: Практическое занятие

Форма проведения занятия: урок

Тип занятия: групповое.

Мотивация темы и формы проведения занятия: закрепить понятие форма.

Продолжительность занятия: 30 минут

Место проведения занятия: учебная аудитория «Коркинской детской школы искусств»

Цели занятия:

Обучающая:

  • Дальнейшее знакомство с анималистическим жанром, приемами работы гуашью.

Воспитательная:

  • Воспитание аккуратности и трудолюбия.

Развивающая:

  • Развитие умений, навыков изображение объектов разных форм.

Междисциплинарные связи: дисциплина «Лепка», блок уроков на тему «Подводный мир», понятия «форма», «фактура», «пропорция»; знать особенности анималистического жанра, умения передачи особенностей объектов разных форм, фактур, навыки работы в материале.

Внутридисциплинарные связи: с блоком уроков на тему «Птицы» и занятиями блока уроков на тему «Подводный мир»; понятия «форма», «пропорции»; знать особенности анималистического жанра, умения составления композиции на заданную тему, навыки поэтапного ведения работы в материале.

Учебное оборудование и материалы (оснащение) занятия: 

ПК – показ презентации с фотографиями с изображениями коралловых рыбок,

Мольберт, гуашь, тонированная бумага, кисти, емкости для воды, палитры. – демонстрация этапов ведения и приемов работы гуашью.

Методическое обеспечение занятия: конспект урока на тему «Подводный мир», фотографии коралловых рыбок, презентация на тему «Подводный мир», педагогический рисунок, загадки о рыбах.

Критерии и методы диагностики уровня готовности учащихся к занятию (обученности):

Методы контроля: наблюдение, анализ творческих работ.

Текущий контроль: анализ творческих работ детей.

Критерии: степень освоения теоретических знаний, степень освоения поэтапного ведения работы над заданием, степень освоения приемов работы гуашью, освоения навыков изображения объектов разной формы.

Критерии и методы диагностики эффективности занятия:

Внешние критерии: правильная формулировка целей урока, степень достижения целей, объем выполненной работы, сложность поставленных задач, результаты труда.

Внутренние критерии: качество знаний, степень наработанности умений и навыков, умение применить все на практике, уровень развития, уровень обученности и обучаемости, включенность обучающихся в учебную деятельность, развитие познавательных процессов развития оценочной деятельности, связь учебного материала с жизненным опытом обучающихся, интерес, активность, понимание материала, уровень подготовленности к уроку, методика преподавания.

Методы:

Методический анализ урока – анализ поставленных целей, структура и организация урока, содержание, методики преподавания, работы обучающихся, качества ЗУН, домашнее задание, методическое обеспечение урока.

Хронокарта занятия: (вводная часть, основная часть, заключение)

1. Вводная часть – 3 минуты

1.Организационный момент.

1.1 Беседа об анималистическом жанре, его особенностях.

1.2 Загадки о подводных обитателях.

1.3 Беседа о местах обитания рыб.

2. Основная часть (объяснение материала, самостоятельная работа)– 24 минут

2.1 Рассматривая фотографии и презентацию, анализируем форму, пропорции, цвет, …

2.2 Демонстрация этапов и приемов ведения работы.

2.3 Самостоятельная работа учащихся над заданием.

3. Заключение – 3 минут

3.1 Подведение итогов урока.

3.2 Анализ самостоятельно выполненных работ детьми.

3.3 Домашнее занятие: нарисовать аквариумных рыбок.

Сценарий занятия.

Вводная часть.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы продолжим знакомиться с анималистическим жанром. Слово «анимал» с латинского языка переводиться как животное. Поэтому художники, которые в своих картинах рисуют животных, называются анималистами. А жанр – анималистическим. Он является самым древним. Первобытные люди оставили на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров, мамонтов.

Но анималистический жанр это, не только изображение животных и птиц, живущие в лесах, степях, горах… А кто еще может быть изображен?

Попробуйте отгадать загадку, о ком сегодня у нас пойдет речь (Приложение № 1).

Все эти загадки об обитателях подводного мира. Где водятся рыбки?

Правильно. Рыбки водятся в речках, озерах, прудах, морях и океанах.

Основная часть.

Самые необычные, красивые водятся в соленной воде (море, океан), обитают среди коралловых рифов. Этот мир увлекателен и интересен. Коралловые рыбки очень разнообразны и по форме и по цвету. Давайте рассмотрим их. (Рассматриваем фотографии, презентацию, анализируя форму.)

Рисования объектов анималистического жанра всегда начинается с наблюдения за ними, с анализа формы, … Обратите внимание, какое разнообразие форм: можно увидеть овальную форму, почти прямоугольную, похожую на треугольник…Они привлекают внимание, не только благодаря разнообразию форм, но и благодаря своему яркому окрасу. У многих контрастные цветовые сочетания (светлое и темное; теплое и холодное). Коралловые рыбки получили свое название благодаря соседству с кораллами, они похожи на веточки, кустики, но это тоже живые организмы.

Попробуем сегодня нарисовать многообразие подводного мира. Но сначала давайте подумаем, а какого цвета будет вода, это среда обитания и кораллов, и рыб. А вообще вода, какого цвета?

Демонстрация емкости с водой. Анализ.

Сама по себе вода прозрачная, но благодаря мелкому планктону, отражению песка, камней, водорослей, неба и т.п., вода нам часто кажется цветной (выбираем цвет бумаги).

Продумываем композицию, положение рыбок, их количество. Рисуя, обращаем внимание на пропорции и форму. Затем необходимо вспомнить, что при работе над этим жанром необходимо соблюдать определенную последовательность. Демонстрация приемов и способов работы.

Самостоятельная работа детей с применением полученных знаний.

Заключение.

Подведение итогов урока. Согласно поставленным целям, дети продолжают знакомство с анималистическим жанром, приемами работы гуашью. В ходе самостоятельной работы развивают умения, навыки изображение объектов разных форм.

Стремятся (в силу возрастных особенностей) вести работу аккуратно, выполняя все этапы ее ведения.

Анализ самостоятельно выполненных работ детьми. Дети отвечают на вопросы: К какому жанру можно отнести их работы? Какой материал они использовали? Какие формы лежали в основе изображаемых объектов?

Домашнее занятие: нарисовать аквариумных рыбок.

Литература:

  1. Гляделова Н.С. Уроки рисования для дошкольников / Н.С. Гляделова. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2015. – 122 с. – Текст: непосредственный.
  2. Гудмен, Мэрилин Дж. С. Детский рисунок / Мэрилин Дж. С. Гудмен – Москва: Ад Маргинем Пресс, 2020 – 192 с. - Текст непосредственный.
  3. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествие в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре – самолете и в машине времени / И.А. Лыкова – Москава: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008 – 192 с. – Текст непосредственный.
  4. Румяецева Е. Веселые уроки рисования / Е.Румянцева – Москва: АЙРИС ПРЕСС, 2016 – 160 с. – Текст непосредственный.
  5. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г.С. Швайко – Москва: ВЛАДОС, 2001 – 176 с. - Текст непосредственный.

Приложение № 1

***

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю.

***

В воде она живет.

Нет клюва, а клюет.