статья "Формирование патриотического воспитания на уроках ИЗО"
Тема "Формирование патриотического воспитания на уроках ИЗО" всегда актуальна, но особенно в настоящее время.
Коллеги, интересно узнать, как вы раскрываете эту тему в своей работе, заодно хочу поделиться своим опытом по этому вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Актуальность формирования патриотических чувств у подрастающего поколения на уроках ИЗО. | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование патриотического воспитания учащихся
на уроках изобразительного искусства».
«В современном информационном потоке защита традиционных ценностей, культуры, традиций и истории России является очень важной работой для будущего страны» - В.В. Путин.
Одной из главных целей современного российского образования является формирование у учащихся нравственных качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества. Актуальность проблемы патриотического воспитания в школе способствовало появлению Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ».
Её цель - совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие нашей страны как свободного, демократического государства, формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству. Патриотическое воспитание юных граждан нашей страны тесно связано с формированием нравственного и эстетического восприятия окружающего мира. Этому способствуют уроки изобразительного искусства на основе целенаправленного процесса формирования единства эстетических и патриотических чувств, активной созидательно-творческой деятельности учащихся.
Изобразительное искусство интегрируется с другими предметами образовательного процесса: литературой, музыкой, историей, технологией, физической культурой и т.д. Общение с изобразительным искусством обогащает внутренний мир человека, побуждает к самопознанию и самовыражению, формирует способности к творчеству, импровизации и экспериментированию.
Особенности патриотического воспитания учащихся в процессе художественно-изобразительной деятельности повышают их творческий потенциал, который не только развивает, доставляет эстетическое наслаждение, но и направлен объединять людей, активизировать их сознание, формировать нравственные ориентиры.
Задачи патриотического воспитания:
-формировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- сохранять и развивать чувство гордости за свою страну, край, школу, семью;
- воспитывать личность гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов;
- воспитать любовь к родному городу, республике, Родине, её истории, культуре, традициям;
- способствовать изучению истории своей семьи, школы, района, города, культуры народов мира, своей страны;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны, культуру;
- формировать чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Патриотическое воспитание в изобразительном искусстве касается любой темы: начиная с изучения природы родного края, устройства русской избы, русского национального костюма и т.д. Им пропитана программа Б.М. Неменского, по которой я работаю много лет, в основе которой лежит концепция формирования художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений.
В рамках предмета Изобразительного искусства в школе провожу конкурсы - выставки рисунков, посвящённых «Дню матери», «Дню народного единства», «Дню защитника Отечества», а также конкурсы и выставки рисунков, посвящённых Дню победы, Дню Семьи, Дню Космонавтики и др.
Рисунки моих учащихся на патриотическую тематику, принявшие участие в художественных конкурсах награждены дипломами, грамотами, сертификатами.
Например, в городском этапе всероссийской выставки детского рисунка «Дети рисуют мир»; в дистанционной всероссийской детско-юношеской патриотической акции «Рисуем победу», посвящённой славному, ратному и гражданскому подвигу поколения победителей!»; в дистанционном международном конкурсе декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «День Победы глазами детей»; дистанционном конкурсе рисунков «Космос – это мы», дистанционном конкурсе рисунков «Космос – мир фантазий», в городском конкурсе «Экологическая грамотность – залог здоровья»; в дистанционном конкурсе декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Пасхальный перезвон» в рамках воспитательной программы «Мир прекрасного»; в дистанционной муниципальной выставке-конкурсе по изобразительному искусству "Моя любимая мама"; в школьном конкурсе «С чего начинается Родина»; школьной выставке плакатов «Крым – Россия!»; в школьном конкурсе плакатов, посвящённом 77-й годовщине освобождения блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.; в изобразительном конкурсе «Экологическая грамотность – залог здоровья» в рамках городской воспитательной программы «Улыбайся! Радуйся! Живи!»; в 54-й городской выставке-конкурсе детского изобразительного искусства «Волшебная палитра», посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне; в городском конкурсе патриотических плакатов и баннеров, посвящённого 76-летию Победы в Великой Отечественной войне, в рамках реализации городской воспитательной программы «Патриот»; в конкурсах-выставках «Волшебная палитра» и «Золотой ларец», проходивших в рамках 36-го городского фестиваля детского и юношеского творчества «Наши таланты – родному краю», посвящённого Году образования в Курской области; в онлайн-выставке «Курск освобождённый», посвящённой 79-й годовщине освобождения города Курска от немецко-фашистских захватчиков; в конкурсах-выставках «Волшебная палитра» и «Золотой ларец», проходивших в рамках 37-го городского фестиваля детского и юношеского творчества «Наши таланты – родному краю», посвящённого 80-летию Курской битвы; в городском конкурсе «Наши таланты-родному краю» и 56-я выставке-конкурсе «Волшебная палитра» и «Золотой ларец» по изобразительному искусству; в городском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Наше будущее – это дети», посвященного 85-летию со Дня образования Центрального округа города Курска; в конкурсах – выставках «Волшебная палитра» и «Золотой ларец» 38-го городского фестиваля детского и юношеского творчества города Курска «Наши таланты - родному краю», посвященного 90-летию образования Курской области; в городском конкурсе «Игрушка прошлого и настоящего» в рамках Малых Бартрамовских чтениях; в окружном этапе областного конкурса «Армия глазами детей», в городском конкурсе патриотических плакатов, посвящённом 80-летию со дня снятия блокады Ленинграда, в рамках реализации городской воспитательной программы «Патриот».
Развитие патриотических чувств тесно связано с формированием представлений ребят о своей стране. В связи с этим, особая тема бесед о Родине. Возникновение народно-прикладного искусства относится к глубокой древности и проникает во все уголки нашей жизни. Каждый предмет, созданный руками мастера, наполнен добром, радостью. Именно с их помощью можно развивать у детей не только вкус, творчество, фантазию, интерес к искусству, но и патриотические чувства. Желание помочь, внести свой вклад, вложить душу является также проявлением патриотизма.
Большое количество тем направлено на развитие патриотических чувств у учащихся 5-7 классов, где я веду уроки ИЗО. Например, темы знакомства с народными промыслами в 5 классе (Хохлома, Гжель, Городец, Жостово, лаковая живопись; «Ты сам – мастер»), также разделы тем по предмету в 6 классе («Мир наших вещей. Натюрморт»; «Вглядываясь в человека. Портрет»; «Человек и пространство в изобразительном искусстве»).
С коллегами мной были проведены бинарные уроки, сочетающие предметы ИЗО и русский язык, а также технологию и ИЗО на основе обобщения знаний учащихся о традициях нашей страны. Результатами этих уроков стали не только раскрытие тем «Народные традиции празднования Пасхи»(8кл.) и «Платочный оберег в русских традициях»(6кл.), но и творческая проектная деятельность учащихся – украшение пасхальных яиц и вышивка на платочках по рисункам символов-оберегов в русских народных традициях.
Раскрытию творческого потенциала ребят, формированию умения воплотить свой взгляд через фото или видео материалы, проявить своё мировоззрение, гражданскую позицию способствуют задания по программе Б.М. Неменского в 8 классе по темам «Фотография – взгляд, сохранённый навсегда», «Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера», «Операторское мастерство фотопортрета», «Искусство фоторепортажа. Событие в кадре» и др., а в 7 классе - разделы тем по предмету («Город и человек. Социальное значение дизайна»; «Человек в зеркале дизайна и архитектуры»).
Воздействуя на разум и чувства ребят, искусство способствует выработке у них жизненных ориентиров, установок и мотивов деятельности. Для того чтобы не только чувствовать себя патриотом, но и быть им, совершать поступки, достойные своего народа, необходима внутренняя целеустремленность. Воспитанию этого качества может способствовать ориентированность на героя. Мои ученики, проявляя свои патриотические чувства, неоднократно участвовали в акциях - поздравлениях наших защитников СВО с праздниками, создавая рисунки-открытки с тёплыми пожеланиями и получая в ответ искреннюю благодарность от солдат. Эти акции трогают сердца всех участников, объединяя в единое целое созидание мира, добра, вдохновляя на новые духовно-нравственные свершения.
Уроки изобразительного искусства в школе воспитывают высокие патриотические чувства у учащихся, прививают им художественный вкус, развивают навыки самостоятельного анализа произведений.
Именно изобразительное искусство может побудить у учащихся сознание своей причастности к судьбе Родины, своего народа и готовности активно защищать её.
Флягина Оксана Михайловна,
учитель ИЗО
МБОУ «СОШ № 59»
им. Г.М. Мыльникова
г. Курска.
Источники информации:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Патриотизм
https://ru.wikipedia.org/wiki/Военно-патриотическое_воспитание
https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/09/frp-izo-5-7-klassy.pdf
https://moluch.ru/archive/418/92906/