Программа по развитию художественного творчества детей с ОВЗ
Рисование – одно из любимых занятий детей. Вполне очевидно, что особые дети, так же способны и талантливы, и так же любят заниматься рисованием, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fantaziya_ovz_7-15_let_shamsullina_ei.docx | 66.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ УРАЙ
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Дополнительная адаптированная программа «Фантазия»
Направленность: художественная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
г. Урай, 2024
Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы: | 3 | |
1 | Пояснительная записка………………………………………………… | 3 |
2 | Содержание программы ………………………………………………... | 8 |
2.1. | Учебно-тематический план ……………………………………………. | 8 |
2.2. | Содержание учебно-тематического плана ……………………………. | 9 |
3 | Планируемые результаты ………………………………………………. | 13 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий: | 14 | |
4 | Календарный учебный график …………………………………………. | 14 |
5 | Материально-техническое обеспечение программы………………….. | 15 |
6 | Информационное обеспечение программы …………………………… | 16 |
7 | Кадровое обеспечение программы ……………………………………. | 16 |
8 | Формы аттестации учащихся ………………………………………….. | 16 |
9 | Список литературы……………………………………………………... | 18 |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Рисование – одно из любимых занятий детей. Вполне очевидно, что особые дети, так же способны и талантливы, и так же любят заниматься рисованием, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются.
Дополнительная адаптированная программа «Фантазия» (далее – Программа) является художественной направленности.
- формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
- сохранения и развития культурного разнообразия, овладение духовными ценностями многонационального народа Российской Федерации;
- равных возможностей получения качественного дополнительного образования;
- воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию ДООП «Фантазия».
- создания условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании»:
- гуманистический характер образования;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
1.1 Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
4. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 28.09.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
5. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 № 11);
6. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»);
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
8. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрирован 26.09.2022 № 70226);
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями);
11. Приказ Минобрнауки РФ № 882, Минпросвещения России № 391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.09.2020 № 59764);
12. Приказ Минобрнауки РФ № 845, Минпросвещения РФ № 369 от 30.07.2020 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
13. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2021 № 634-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования»;
14. Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 05.07.2019 № 356-рп (ред. от 21.06.2021) «О реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отдельных мероприятий федеральных проектов национального проекта «Образование»;
15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
16. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09–3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
17. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского АО - Югры от 4 августа 2016 г. № 1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО - Югре» (с изменениями и дополнениями);
18. Постановление администрации города Урай от 23.08.2023 № 1795 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительного образовании детей в городе Урай»;
19. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам: метод. рекомендации / Безуевская В. А., Ткачева Л. Н., Шалунова М. Г.; Сургут. гос. ун-т. – Сургут: ИЦ СурГУ. – 2022. – 24 с.;
20. Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования».
Содержание ДООП «Фантазия».формируется с учётом:
государственного заказа:
- создание условий для получения обучающимися качественного образования в соответствии с государственными стандартами;
- развитие творческой, конкурентоспособной, общественно-активной, функционально – грамотной, устойчиво развитой личности.
социального заказа:
- организация учебного процесса в безопасных и комфортных условиях;
- обеспечение качества образования, позволяющего выпускникам эффективно взаимодействовать с экономикой и обществом в соответствии с требованиями времени;
- воспитание личности обучающегося, его нравственных и духовных качеств;
- воспитание ответственного отношения обучающихся к своему здоровью и формирование навыков здорового образа жизни.
заказа родителей:
- возможность получения качественного образования;
- создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- сохранение здоровья.
Новизна программы заключается в том, что сегодня развитие художественного творчества детей с ОВЗ через систему дополнительного образования становится особенно актуальным.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с детьми, имеющими умственную отсталость, задержку психического развития, детей с нарушением поведения и общения.
Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности, доступных к овладению, у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Находясь в детско-взрослом сообществе, дети приучаются к правильному выстраиванию взаимоотношению. Кроме того художественно-образная форма отражения действительности затрагивает не только эмоциональную сферу ребенка. Она способствует формированию умения эстетически воспринимать действительность, на интуитивном уровне трансформировать ее, внося свои элементы в процессе создания разнообразных художественных образов.
Дополнительной адаптированной общеразвивающей программой «Фантазия» предусматривается овладение детьми различными приемами и нетрадиционными техниками изобразительного искусства, что способствует расширению кругозора детей и получению практических навыков для успешной социализации ребенка в обществе.
Актуальность проблемы обучения детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития, детей с нарушением поведения и общения по программам дополнительного образования обусловлена тем, что среда дополнительного образования может обеспечить включение таких детей в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, интересов, ценностных ориентаций, тем самым способствовать его реабилитации и социализации.
Творческая деятельность и развивающее ее художественно-эстетическое воспитание являются эффективным средством укрепления психического здоровья человека. В ценности современного человека все более прочно входят понятия творчество и тесно связанные с ним свобода выбора и вариативность. Поэтому в настоящее время большой интерес у родителей вызывают занятия, направленные на всестороннее развитие личности ребенка с ОВЗ. Изостудия «Вдохновение» представляет собой особое образовательное пространство, где осуществляется деятельность по развитию индивидуальности, расширению возможностей практического опыта обучения детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития, детей с нарушением поведения и общения, что отвечает запросам этой части общества.
И так актуальность данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что:
-программа социально ориентирована на детей, требующих особого внимания государства и общества;
-предназначена для удовлетворения образовательных потребностей детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития, детей с нарушением поведения и общения в области изобразительного искусства;
-способна обеспечивать включение детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития, детей с нарушением поведения и общения в новые формы организации социальной жизни тем самым обеспечивая социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в существующей социальной среде;
-обеспечивает дополнительные возможности для удовлетворения интересов детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития, детей с нарушением поведения и общения, развития его индивидуальности на основе самовыражения и раскрытия творческого потенциала, ориентации на личный успех.
Педагогическая целесообразность программы.
Дополнительное образование предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать творческий потенциал.
Дети с умственной отсталостью, задержкой психического развития, с нарушением поведения и общения в силу своих психофизических возможностей не способны долго и целенаправленно наблюдать, тщательно обследовать и воспроизводить художественные эталоны. Поэтому эталоны служат для них только эмоциональным толчком, но не основой художественного образа. Недоразвитие многих психических процессов (творческое мышление, воображение, память и т.д.), неустойчивая эмоциональная сфера (особенности контакта с окружающими, протест сотворчеству) создают определенные трудности при обучении ребенка элементам классических техник.
Содержание дополнительной образовательной программы предусматривает, в основном, использование художественных неклассических техник, как средств выразительности, раскрывающих суть формирования образа, наполненного содержанием и эмоциями. Неклассические техники дают возможность на разных этапах творческого развития создавать доступными средствами, интересные по содержанию образы, избегая при этом примитива. Простыми способами дети с умственной отсталостью, задержкой психического развития, с нарушением поведения и общения расширяют свои изобразительные возможности, учатся отображать предметы, объекты и явления окружающего мира.
Обучение детей предполагает наблюдения за окружающим миром, за природными явлениями, за происходящими временными и сезонными изменениями в природе. Это помогает развить эмоциональную отзывчивость учащихся в художественной деятельности. Параллельно с этим внимание детей направляется на рассмотрение художественных средств выразительности, с помощью которых можно передать свои впечатления.
Для детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития, с нарушением поведения и общения важен результат их деятельности, чтобы созданное изображение удовлетворяло, прежде всего, их самих, а также вызывало бы одобрение их сверстников и взрослых, а это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения художественной деятельностью и развития их творчества.
Образовательный процесс строится с учетом индивидуализации обучения. Особенности психофизического и социального развития детей с умственной отсталостью определяют специфику образовательных потребностей:
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе обучения;
- отработка средств коммуникации;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира.
Учет таких потребностей вызывает необходимость построения образовательного процесса в ходе которого реализуются принципы педагогики сотрудничества и сотворчества, доступности и посильности, наглядности, связи теории с практикой, воспитывающего характера труда, пошаговое обучение, систематичности и последовательности, сознательности и активности, что позволяет выявить природные наклонности и способности конкретного ребенка и создать индивидуальные условия для его творческого развития.
Поскольку усвоение материала детьми с умственной отсталостью, задержкой психического развития, с нарушением поведения и общения происходит со значительной задержкой и трудностями, то на занятиях педагогом используются следующие методические приемы: поэтапное разъяснение заданий; последовательное выполнение заданий; повторение учащимся инструкции к выполнению задания; обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения; близость к учащимся во время объяснения задания; перемена видов деятельности; подготовка учащихся к перемене вида деятельности; чередование занятий и физкультурных пауз; предоставление дополнительного времени для завершения задания; дополнение печатных материалов видеоматериалами; индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ; использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
На занятиях наиболее приоритетными являются следующие методы:
- Наглядные методы: просмотр наглядных образцов, видеофильмов, фотографий, репродукций картин, схем, рисунков.
- Практические методы: работа по образцу, работа «рука в руке».
- Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия
- Методы контроля: тестирование, выполнение конкурсных работ.
Приобретаемые знания и представления закрепляются практикой в процессе экспериментальной деятельности.
Результатом занятий является создание творческих работ разными художественно-выразительными средствами.
Основное требование образовательной программы - систематичность и последовательность: от простого к сложному.
Таким образом, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в следующем:
-программа создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации;
-программа предполагает широкое использование нетрадиционных художественных техник, которые позволяют раскрыть возможности самых необычных материалов и тем самым расширить кругозор детей, разбудить интерес к творческому труду.
-программа носит вариативный характер и направлена на работу с с умственной отсталостью, задержкой психического развития, с нарушением поведения и общения с различным уровнем подготовки.
Цели и задачи программы
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья через овладение выразительными средствами рисунка на доступном уровне.
Обучающие:
-ознакомление на элементарном уровне с основами изобразительной грамоты;
-ознакомление с правилами пользования художественными материалами и инструментами изобразительного искусства;
-формирование элементарных представлений о форме, цвете, композиции, размерах и пространственных отношениях;
-ознакомление с особенностями художественных техник;
-расширение представлений о художественной выразительности рисунка, о многочисленных разновидностях рисунка, различающихся методом рисования, темой и жанром, техникой исполнения.
Коррекционно-развивающие:
-развитие на доступном уровне изобразительных умений и навыков;
-развитие интереса к действиям с различным изобразительным материалом, к процессу творчества;
-развитие мелкой моторики и дифференцированных движений пальцев, кисти рук;
-развитие навыков самостоятельной творческой деятельности;
-развитие стремления экспериментировать с материалом, инструментами;
-способствовать развитию внимания, воображения, наглядно-образного мышления;
-коррекция и развитие зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания;
-коррекция и развитие произвольного поведения, эмоциональной сферы, познавательных процессов;
-способствовать развитию доброжелательного отношения к окружающим, позитивного отношения к себе, веры в себя, в свои возможности.
Воспитательные:
-воспитание интереса к творчеству в области изобразительного искусства;
-воспитание аккуратности, терпения, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца;
-воспитание бережного отношения к материалам, инструментам;
-воспитание понимания на доступном уровне красоты в окружающей действительности, в искусстве;
-воспитание потребности выражать себя в доступных видах изобразительной деятельности;
-формирование опыта неформального общения с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом;
-формирование навыков взаимодействия в детско-взрослом коллективе.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ заключается:
- в широте и разнообразии диапазона техник, предоставляемых ребёнку для усвоения. Так как возможность выбирать, варьировать техники, материалы положительно сказывается не только на результате творческой деятельности, но и на самом процессе. Отдавая предпочтение неклассическим техникам, программа не исключает полностью художественные эталоны, как механизм, позволяющий овладеть основами изобразительной грамоты на доступном уровне. Ведь в ходе художественно-изобразительного процесса ребёнок познаёт и специфику художественных эталонов (цвет, форма, композиция и т.д.). Но задачи овладения художественными эталонами являются второстепенными, т.к. дети с ОВЗ создавая образ, чаще опираются на эмоциональную основу их восприятия, нежели на осознанное усвоение. Именно разнообразие используемых техник, возможность их сочетать делают работы детей выразительнее и богаче по содержанию;
- в экспериментальной деятельности, которая положена в основу содержания программы. Это предполагает, что обучение художественным техникам не превращается в систему инструкций и установок, а предусматривает наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости. Экспериментальная деятельность предлагается детям на всех этапах освоения программы. При знакомстве с основами изобразительной грамоты большое значение уделяется экспериментальным упражнениям с изобразительными средствами, экспериментам с цветом, экспериментальному рисованию графическим материалом и красками. Художественные техники также предлагаются сначала экспериментально. Только после этого при создании образа детей знакомят с вариантами конкретной техники. На протяжении всего обучения поощряются экспериментальные действия детей при создании художественного образа. Это вызывает у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживает и стимулирует творческие проявления, развивает его самостоятельность.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 7-15 лет.
Пол – девочки, мальчики.
Контингент обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (дети с умственной отсталостью, задержкой психического развития, с нарушением поведения и общения):
1.Дети, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях.
2.Дети, обучающиеся в коррекционных школах;
3.Дети, находящиеся на домашнем обучении.
Наполняемость группы: от 10 до 15 человек.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – программа рассчитана на 1 год – 144 часа.
Формы и режим занятий
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях: групповая, индивидуальная.
Занятие по типу: комбинированные.
Формы проведения занятий:
- беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
- демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать учебный материал (рисунки, репродукции работ известных художников, фотографии, лучшие детские работы, альбомы по изобразительному искусству);
- работа с раздаточным материалом;
- экспериментальные упражнения с использованием нетрадиционных техник рисования;
- игры с красками (изобразительным материалом);
- метод непосредственного показа;
- организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;
- организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- организация выставок, конкурсов;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Все это направлено на создание атмосферы творческого процесса, а также способствует усвоению нового материала, закреплению полученных знаний.
Набор в творческое объединение по адаптированной программе дополнительного образования проводится с учетом склонностей и индивидуальных возможностей детей, по рекомендациям заключения ПМПК.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10-ти минутным перерывом. Продолжительность занятия – 30-45 минут.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№ | Раздел. Тема. | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Особенности обучения. Правила техники безопасности. Знакомство с цветом | 4 | 2 | 2 |
2. | Печатанье листьями, печать или набрызг по трафарету | 8 | 2 | 6 |
3. | Рисование кисточкой | 8 | 2 | 6 |
4. | Кляксография | 8 | 2 | 6 |
5. | Рисование пальчиками (акварель+восковые мелки) | 8 | 2 | 6 |
6. | Тычек полусухой жесткой кистью | 8 | 2 | 6 |
7. | Рисование пальчиками | 8 | 2 | 6 |
8. | Черно-белый граттаж (гуашь+тушь+восковые мелки) | 8 | 2 | 6 |
9. | Рисование ладошкой (восковые мелки +акварель) | 8 | 2 | 6 |
10. | Оттиск печатками | 8 | 2 | 6 |
11. | Печать по трафарету, рисование пальчиками | 8 | 2 | 6 |
12. | Я рисую ватными палочками | 8 | 2 | 6 |
13. | Акварель+ восковой мелок | 8 | 2 | 6 |
14. | Монотипия | 8 | 2 | 6 |
15. | Различные техники выполнения | 10 | 2 | 8 |
16. | Творческий проект | 20 | 4 | 16 |
17 | Итоговая выставка детских работ | 6 | - | 6 |
ИТОГО | 144 | 34 | 110 |
Содержание учебно-тематического плана
Тема 1. Особенности обучения. Правила техники безопасности в изостудии. Знакомство с цветом
Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие.
Теория. Знакомство с учебным планом обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места.
Практическое задание. Рисование на свободную тему (для диагностики умений учащихся).
Методическое и техническое оснащение.
Зрительный ряд: Иллюстративный материал, лучшие детские работы учащихся.
Материалы: акварель, бумага, кисти.
Словарь: изобразительное искусство, мольберт.
Тема 2. Печатанье листьями, печать или набрызг по трафарету
Теория. Знакомство с видами изобразительного искусства. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Выявление уровня владения инструментами, уровня графических навыков.
Практическое задание. Цветы в вазе (с натуры) Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету. Закрепить приемы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой. Техника работы акварелью. Передача настроения.
Методическое и техническое оснащение.
Зрительный ряд: Произведения разных видов изобразительного искусства.
Материалы: акварель, пастель, бумага, кисти.
Словарь: выразительность, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, конструктивность, декоративность.
Тема 3.Рисование кисточкой
Теория. Рисунок как непосредственный вид искусства. Виды рисунка. Зарисовки. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение.
Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением. Разнообразие выразительных средств графических материалов. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелиевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Условность и образность линейного изображения. Ритм линий.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сова». Тычок полусухой жесткой кистью. Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики.
Методическое и техническое оснащение.
Зрительный ряд: рисунки разных видов, созданные разными материалами, наброски и зарисовки мастеров, подготовительные рисунки к картине (эскизы), рисунки разных жанров (пейзаж, портрет, сцены из жизни людей).
Материалы: бумага, карандаши разной мягкости и твердости, жесткая кисть, уголь, ластик.
Словарь: рисунок, графика, жанр, эскиз, форма, набросок, зарисовка, учебный рисунок, пейзаж, портрет.
Тема 4.Кляксография
Теория. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена и современности.
Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение различных заданий: «Танец дружных красок», «Сказочные коврики».
Методическое и техническое оснащение.
Зрительный ряд: рисунки разных видов, созданные разными материалами, наброски и зарисовки мастеров.
Материалы: карандаш, бумага резинка, акварель, гуашь.
Словарь: живопись, зарисовка, этюд, набросок.
Тема 5. Рисование пальчиками (акварель+восковые мелки)
Знакомство с техникой работы восковыми мелками и акварелью. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Букет в вазе», «Сказочный герой».
Методическое и техническое оснащение.
Зрительный ряд: произведения живописцев - К. Коровин «Цветы и фрукты», В. Ван Гог «подсолнухи» и пр.
Материалы: акварель, бумага, карандаш, мелки, ластик.
Словарь: колорит, контраст, гармония, мазок, фактура, мольберт, этюдник.
Тема 6.Тычек полусухой жесткой кистью
Теория. Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры.
Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «узоры», «Образ из пятна».
Два игровых способа изображения симметрии:
- одновременное рисование двумя руками сразу;
- использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.
Методическое и техническое оснащение.
Зрительный ряд: иллюстрации из книг, работы учащихся, В.Васнецов «Три богатыря» Ф.Ходлер «Озеро Тан».
Материалы: бумага, гуашь, кисти, вырезанное из картофеля клише (или других овощей).
Словарь: симметрия, асимметрия, ритм, декоративный фриз, клише, монотипия, прописанный фон.
Тема 7.Рисование пальчиками
Теория. Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни»
Методическое и техническое оснащение.
Зрительный ряд: иллюстрации из книг, работы мастеров и учащихся, изделия мастеров ДПИ.
Материалы: карандаш, бумага, ластик, гуашь.
Словарь: декоративно-прикладное искусство, орнамент, ритм.
Тема 8.Черно-белый граттаж (гуашь+тушь+восковые мелки)
Теория. Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Знакомство с техникой работы восковыми мелками в технике граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «космический мир», «салют».
Методическое и техническое оснащение.
Зрительный ряд: произведения живописцев - К. Коровин «Цветы и фрукты» и пр.
Материалы: гуашь, бумага, карандаш, мелки, свеча, ластик.
Словарь: колорит, контраст, гармония, мазок, фактура, мольберт.
Тема 9. Рисование ладошкой (восковые мелки +акварель)
Теория. Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов. Цветовой контраст. Цветовые отношения. Дополнительные цвета, которые являются контрастными по отношению друг к другу: красный-зеленый, голубой-желтый, фиолетовый – оранжевый.
Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Лес».
Методическое и техническое оснащение.
Зрительный ряд: пособия цветоведения, произведения живописи: Н. Рериха, В. Ван Гог, И. Грабаря, К. Коровин.
Материалы: бумага, карандаш, ластик, акварель, восковые мелки, кисти.
Словарь: понятие теплых и холодных цветов, пейзаж, мотив, колорит, контраст.
Тема 10.Оттиск печатками
Теория. Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.
Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые пятна», «яркая красота», «Пёстрая жизнь». Роспись рамочек.
Методическое и техническое оснащение.
Зрительный ряд: книги по декоративно-прикладному искусству, иллюстрации, разнообразные декоративные изделия.
Материалы: бумага, цветная бумага, карандаш, ластик, гуашь, ватные палочки, формочки.
Словарь: орнамент, ритм, композиция, декор.
Тема 11.Печать по трафарету, рисование пальчиками
Теория. Использование цвета для выделения или приглушения объектов. Цветовое выделение центра.
Практическое занятие. Выполнение работы на тему: «Веселые забавы», «Фантастическая страна».
Методическое и техническое оснащение.
Зрительный ряд: иллюстрации из книг, работы учащихся.
Материалы: бумага, акварель, гуашь, кисти, карандаш.
Словарь: линия горизонта, формат, перспектива, ритм, движение, покой, центр, композиция, цветовой центр.
Тема 12.Я рисую Ватными палочками
Теория. Знакомство с различными видами народного творчества. Художественная роспись, ручная роспись, технологии.
Изучение орнаментов, специфики, цветовой гаммы.
Практическое занятие: различные виды росписи (дымковская игрушка, гжель, хохлома).
Методическое и техническое оснащение.
Зрительный ряд: иллюстрации из книг, работы мастеров и учащихся, изделия мастеров ДПИ.
Материалы: карандаш, бумага, ластик, гуашь, ватные палочки.
Словарь: декоративно-прикладное искусство, орнамент, ритм.
Тема 13. Акварель+ восковой мелок
Теория. Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Разнообразный характер сказочных героев.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Сказка», «Душа».
Методическое и техническое оснащение.
Зрительный ряд: иллюстрации книг, репродукции.
Материалы: бумага, акварель, восковые мелки, кисти, карандаши цветные, ластик.
Словарь: эскиз, сказочный персонаж, стилизованность.
Тема 14.Монотипия
Теория. Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью отпечатка.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Силуэт», изображение различных состояний в природе (тучи, туман, дождь; яркое солнце и тени), «Дары природы», «Лесной хоровод».
Методическое и техническое оснащение.
Зрительный ряд: черно-белая графика А.Остроумовой-Лебедевой; графика В.Лебедева, А.Дейнеки, П.Митурича и др.
Материалы: гуашь, тушь, кисти, бумага, карандаш, сангина, пастель и др.
Тема 15.Различные техники выполнения
Теория. Принципы построения композиции. Передача ритма, движения и покоя.
Выделение главного при помощи композиции.
Практическое занятие: пейзаж городской или сельский; выполнение декоративной композиции.
Методическое и техническое оснащение.
Зрительный ряд: произведения художников: А. Рылов «В голубом просторе»; В. Серов «Похищение Европы»; Н. Рерих «Заморские гости»; Мирон «Дискобол»; Е. Моисеенко «Вестники»; древнегреческая живопись; К. Коровин «Зимой».
Материалы: бумага, карандаш, резинка, акварель, гуашь, восковые мелки, сангина, пастель.
Словарь: линия горизонта, формат, перспектива, ритм, движение, покой, центр, композиция.
Тема 16.Творческий проект
Тема 17. Итоговая выставка детских работ
Планируемые результаты
Общий ожидаемый результат реализации дополнительной образовательной программы – создание максимально благоприятных условий для раскрытия личностных потенциалов детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития, с нарушением поведения и общения и удовлетворения их потребностей в творческом самовыражении в процессе художественно-изобразительной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации дополнительной адаптированной образовательной программы для детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития, с нарушением поведения и общения:
1. Освоение средствами изобразительной деятельности:
- интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
- знание и понимание названий и свойств изобразительных средств и материалов, правил их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
- умение использовать инструменты и материалы по назначению в процессе доступных видов изобразительной деятельности;
- умение использовать различные техники в процессе изодеятельности.
2. Способность к самостоятельной деятельности:
- получение удовольствия, радости от определенного вида изодеятельности;
- стремление к собственной творческой деятельности, демонстрация результатов своей работы;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной творческой деятельности;
- выполнение действий по образцу и по подражанию;
- умение самостоятельно переходить от одного действия к другому в соответствии алгоритму деятельности;
- умение использовать навыки, полученные на занятиях для изготовления самостоятельных творческих работ.
3. Готовность к участию в совместной деятельности:
-получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности;
-умение выражать свое отношение к результатам чужой творческой деятельности.
4. Освоение навыков учебной деятельности:
- понимание правил организации рабочего места;
- умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, потребность сохранять порядок на рабочем месте;
- умение соблюдать правила поведения на занятиях, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта;
- выполнение инструкции взрослого, направленность взгляда на говорящего взрослого, задание.
Также в структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.
Основные личностные результаты:
- ценностное отношение к творчеству, человеку творчества;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- понимание на доступном уровне красоты в искусстве, в окружающей действительности;
- потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах изобразительной деятельности;
- умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, работать в коллективе.
Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Настоящий Календарный учебный график Центра составлен с учетом мнений участников образовательных отношений: учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, педагогических работников и определяет чередование учебной деятельности и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года, а также систематизирует организацию учебного года.
Начало и окончание учебного года устанавливаются Центром в соответствии с годовым календарным учебным графиком и учебным планом образовательной программы.
Учебный год в Центре начинается с 2 сентября 2024 года и продолжается до 31 августа 2025 года. (Если первый учебный день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним рабочий день). Продолжительность учебного года составляет 50 учебных недель.
Центр реализует дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
В процессе освоения дополнительных общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются Центром самостоятельно.
Учебный год | Летний период* | |
Дата (с какого по какое) | с 02.09.2024г. по 31.05.2025г. | с 01.06.2025г. по 31.08.2025г. |
Количество недель, дней | 37 учебных недель, 254 дня | 13 недель, 91 день |
Учебный период Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в системе персонифицированного финансирования | Итого недель, дней в учебном периоде | |||
I полугодие | II полугодие | |||
Период | Кол-во недель, дней | Период | Кол-во недель, дней | 37 недель, 254 дня |
02.09-28.12.2024г. | 17 недель, 117 дней | 09.01-31.05.2025г. | 20 недель, 137 дней | |
Сроки организации промежуточного и итогового контроля | ||||
15.12-28.12.2024г.; 13.05-27.05.2025г. | ||||
Учебный период Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и образовательных проектов в летний период | Итого недель, дней в учебном периоде | |||
Период | Количество недель, дней | |||
01.06-31.08.2025г. | 13 недель, 91 день | 13 недель, 91 день | ||
Итого в учебный период с 02.09.2024г. по 31.08.2025г. | 50 недель |
Методическое и техническое обеспечение
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Техническое обеспечение.
Успешная реализация программы и достижения учащихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии.
Учебный кабинет для занятий хорошо освещен естественным и электрическим светом и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования.
Также в кабинете имеются компьютер, мультимедийные образовательные ресурсы.
Методическое обеспечение
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы (например, фантазийная игра «Цветные сны», «Звери в стране красок», «Танцующие кисточки» и др.).
Для активизации детей используются задания-игры на развитие фантазии и воображения: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».
Дидактические материалы
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и творческо-поисковых занятий.
Для реализации программы имеется достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов), методические пособия, репродукции картин известных художников.
Наличие расходных материалов на занятиях для учащихся обеспечивают родители (законные представители) в зависимости от изучаемого материала на занятиях: гуашь (12 цветов), акварель, беличьи и синтетические кисти (№2 4, 5, 10), акриловые краски, бумага A3 и А4, палитра, пастель, восковые мелки, сангина, карандаш, ластик, фартук, нарукавники.
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование по специальности «Учитель изобразительного искусства и черчения». Педагог имеет первую квалификационную категорию. Педагогом пройдено повышение квалификации по профилю программы, а так же по профессиональной программе «Педагогика, методика и психология дополнительного образования детей и взрослых в рамках реализации профстандарта», 144ч.
Формы аттестации
Способы определения результативности
Для отслеживания результативности обучения учащихся по программе используются: педагогическое наблюдение, опрос, участие учащихся в конкурсах изобразительного искусства, выставках, фестивалях.
Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – итоговая выставка детских работ. Это мероприятие является контрольным и служит показателем освоения детьми программы, а также сплачивают детский коллектив.
Критерии оценки результативности
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
– высокий уровень – учащийся освоил практически весь объем знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
– средний уровень – у учащегося объем усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
– низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объема знаний, предусмотренных программой; учащийся, как правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
– высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет на 100-80% спортивные нормативы по скалолазанию в туризме;
– средний уровень – у учащегося объем усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
– низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Результаты аттестации фиксируются в Протоколе аттестации учащихся, который является одним из отчетных документов.
Учащемуся (по запросу) освоившему дополнительную общеобразовательную программу и успешно прошедшему итоговую аттестацию, выдается справка об обучении утвержденного образца руководителем Центра.
Итоговая аттестация проводится согласно Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования».
Система контроля и оценки детских достижений дает возможность проследить развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для их дальнейшего развития, определить степень освоения программы и своевременно внести корректировку в образовательно-воспитательный процесс.
Список литературы
Литература для педагога:
ДООП «Вдохновение» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
1. Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 07.10.2022);
- Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2021 № 1701 «Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
- Концепцией развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
- Планом мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ;
- Приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 30 июня 2020 г. № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
- Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 30 декабря 2021 года № 634-п (с изменениями на 15 июля 2022 года) «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования»;
- Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.07.2019 № 356-рп «О реализации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре отдельных мероприятий федеральных проектов национального проекта «Образование» (в ред. от 06.07.2021 г. № 377-рп);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1403030/2022–30338(1) 2 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09–3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утвержденными приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.08.2016 № 10-П-1224 (с изм. приказа Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.08.2022 № 10-П-1692);
- Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам: метод. рекомендации / Безуевская В. А., Ткачева Л. Н., Шалунова М. Г.; Сургут. гос. ун-т. – Сургут: ИЦ СурГУ. – 2022. – 24 с.
- Уставом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования».
Литература для учащихся
- Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2019.-110с.
- Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2019. - 64с.
- Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2011–2019.-30с.
- Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2019.- 96с.
- Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2019. - 32с.
- Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2019. - 90с.
- Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 2019. - 46с.
- Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2019. - 72с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html
2. http://kidsmoy.su/index/netradicionnye_tekhniki_risovanija/0-44
7. https://catalog.prosv.ru/item/15525