Мастер-класс "Платочный оберег" 6 класс

Конспект бинарного мастер-класса "Платочный оберег" соединяет ИЗО, технологию, музыку. 

Цель:  Выполнение экиза символа-оберега с последующей вышивкой на ткани - платочке.

Задачи: Обобщить и закрепить знания детей об одном из явлений русского народного искусства – оберегом, на основе символов и древних образов, формировать  умение  создавать  декоративное украшение  - вышивку на основе платка из ткани с соблюдением технологии. Развивать художественный вкус у учащихся,  способствовать формированию умения воплощать свой замысел в работе, используя традиционные образы и мотивы. Воспитывать любовь к народному творчеству, художественный вкус, патриотические чувства, уважение к традициям культуры своего народа, доброжелательность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_platochnyy_obereg-vyshivka.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мастер – класс «Платочный оберег-вышивка»

Цель:  Выполнение эскиза символа-оберега с последующей вышивкой на ткани – платочке.

Задачи:

     Обобщить и закрепить знания детей об одном из явлений русского народного искусства – оберегом, на основе символов и древних образов, формировать  умение  создавать  декоративное украшение  - вышивку на основе платка из ткани с соблюдением технологии.

     Развивать художественный вкус у учащихся,  способствовать формированию умения воплощать свой замысел в работе, используя традиционные образы и мотивы.

     Воспитывать любовь к народному творчеству, художественный вкус, патриотические чувства, уважение к традициям культуры своего народа, доброжелательность.

 Тип урока: Интегрированный (ИЗО, музыка, история, лингвистика, труд)

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать и понимать специфику образного языка народной вышивки, определять основные мотивы вышивки (растительные, геометрические, зооморфные);

- самостоятельно определить задачу урока; выявить близость орнамента народной вышивки с декором предметов народного  быта; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач.

- приобрести опыт выполнения творческой работы (эскиз украшения платка вышивкой) на основе народных традиций.

Графические:  владение карандашом; правильно проводить горизонтальные, вертикальные, наклонные линии.

Учебно - творческие умения: искать сходство с природными формами, умение стилизовать реальные образы в фантастические.

Речевые умения: умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Личностные:

-уважительное отношение к культуре и искусству своей страны целостное мировоззрение;

-потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;

Метапредметные (УУД):

Регулятивные: высказывать своё предположение на основе учебного материала; выражать в творческой работе своё отношение к древним образам; работать по предложенному плану, инструкции; обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные: находить ответы на вопросы в иллюстрациях и слайдах презентации; ориентироваться в учебнике; уметь пользоваться разнообразными графическими материалами.

Коммуникативные: коммуникативную компетентность в общении со сверстниками; слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли, уметь критически оценивать свои работы и работы своих товарищей.

Методы и методические приёмы:

Наглядные: иллюстрации, демонстрации.

Словесные: рассказ, беседа.

Практические: художественный труд

Основные понятия, термины: орнамент, стилизация, ритм, птица – пава, птица Сирин, оберег, образы (коня, оленя, барса, девы, плодородия, солнца,  древа жизни, Макошь).

Зрительный ряд: Презентация «Оберег в русской народной вышивке на платке»; схемы-таблицы с мотивами орнаментов и знаков-символов; иллюстрации с изображением вышитых оберегов; вышитые полотенца, салфетки.

Музыкальный ряд: Русские народные песни.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: 

Для учащихся: листы бумаги (А5), простой карандаш, ластик, карточки с символами; лоскутки белой ткани (А5), иголка, красные нитки (мулине или вязаные), ножницы.

Для педагога: учебник для 5 класса  Н.А. Горяева, О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», Москва «Просвещение»,2014г.;

схемы – обереги, готовые рисунки детей с вышивкой, презентация: "Обереги", "Технологическая последовательность работы с вышивкой", карточки по ТБ с ножницами, иглой.        

План урока.

I. Организационный этап:

1.  Приветствие и организация внимания учеников.

2.  Определение темы урока.

3.  Определение целей и задач урока.

II.Изучение темы урока:

  1. Беседа об истории образов, символике.
  2. Просмотр дидактического материала по теме урока.

III   Практическая работа:

- повтор этапов работы над рисунком орнамента,

- повтор правил ТБ при работе с иглами, ножницами,

- изображение рисунка на листе,

- выполнение вышивки с символом-оберегом в узоре на платке.

IV.  Итог урока:

 - рефлексия;

 - выставка:  просмотр и обсуждение работ обучающихся.

 - уборка рабочих мест

Ход урока.

I.   Организационный этап:

   – Здравствуйте! (Регистрация учащихся в классном журнале, проверка готовности учащихся к уроку).

Беседа по презентации

Учитель (показывает на доске таблицу  с солярными знаками):

-Ребята, что означают эти «солярные знаки»? (Солнце, земля, вода и т.д.)

- Почему эти символы украшали одежду и предметы быта? (Оберегали человека от злых духов).

-Правильно. Одно слово темы урока вы отгадали, это оберег.

Учитель. 

 - На сегодняшний день, к сожалению, мы все больше обращаемся к культуре других народов. Стало модным вешать колокольчики, ставить фигурки китайских божков и просить их о благополучии.

    Но мы живем на русской земле, где есть свои традиции  принятые  тысячами поколений наших предков. Мы должны знать и помнить о них, поэтому  сегодня об одной из них  поговорим.

Учитель.

- Должен быть всегда в кармане
У Надюши, Бори, Тани,
Тети Веры, дяди Пети
И у всех людей на свете.
Без него никак нельзя!
Надо брать с собой, друзья,
В театр, парк иль на каток
Чистый …(
Носовой платок)   Синючкова Жанна

- Соедините второе отгаданное и первое слово, что у нас получилось? (Платок -  оберег).

- Молодцы!

- Тема урока:  ПЛАТОЧНЫЙ ОБЕРЕГ.  

Сегодня обобщим ваши знания о наших традициях на примере оберега и выполним один из них.

III.   Изучение нового материала.

1. Сообщение теоретических сведений.

Учитель. Об истории появления  оберега нам расскажет (ученик)

Ученик:  История оберегов начинается с языческих времён, когда люди верили в силу природы, поклонялись природным явлениям и разным предметам. Считалось, что оберег охраняет от негатива, приносит удачу и здоровье. Наши предки присваивали предметам магическую силу.  

- Знаете ли вы, какие предметы считались издавна на Руси оберегами? (полотенце, кукла…..)

Просмотр слайдов.

Учитель. 

- Ребята, знаете ли вы, что означают слова «сударий», «орарий», «фацолетто», «ширинка», «утирник»? Послушайте историю, которую расскажет нам (ученик).

Ученик:

- Это первые названия носового платка. Первые сведения о нём относятся к ІІІ веку до нашей эры. Первыми пользовались им  высшие сословия греков и римлян. Им приветствовали, давали знак — помиловать или осудить, перевязывали раны.  Затем в средние века - итальянцы, от которых он распространился по всем странам. Петр I ввел на Руси носовые платки - «ширинки», «утирники».

 Учитель:

- Во все времена носовым платком утирали слёзы горя и радости, провожали дорогих людей, дарили на память….

- Ребята, в связи с этим, сегодня мы предлагаем вам следующее задание.

III   Практическая работа:

- Учитывая символику формы и цвета в народной вышивке, выполните эскиз символа – оберега в рисунке, а затем  вышивку на платке.

Для этого у вас лежит всё самое необходимое: схемы вариантов символов-оберегов, инструкции этапов работы над рисунком и во время вышивки, правила по ТБ, материалы и инструменты для выполнения задания.

(В «этапах  работы» - на столе схема для пары учеников:  

- Подумайте и выберите символ-оберег,

- Нарисуйте его, не забывая правила композиции,

- Выполните вышивку на платочке, продумывая значения символа, также для кого этот платочек.

 Во время самостоятельной работы проводятся целевые обходы:

-контроль правильности выполнения работы;

-оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

-контроль объёма и качества выполненной работы.

IV.  Итог урока. Рефлексия.

Учитель:

- Ребята, что вам больше всего запомнилось?

- Сегодня мы поговорили о нашей традиции на примере оберега в русской народной вышивке платочка, и узнали  какой глубокий символический смысл наши предки вкладывали в украшение.

-Давайте посмотрим, что у вас получилось?

     Выставка работ и выставление оценок, д/з.

- Молодцы, что постарались сделать свои платочки-обереги неповторимыми, справились с заданием.

- Где же можно их использовать? (в личных целях или  как сувенир, можно как оберег…)

- Ребята, постарайтесь найти информацию о значении платка в жизни людей (истории из жизни, легенды, мифы и т.п.)

  Уборка рабочих мест.

Информационный материал по теме урока.

Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».

Макошь. Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

Птица. Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.

Конь. Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное.

По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Вода. Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

- Какой цвет получил распространение в русской вышивке?

Красный цвет вышивки не случаен. Когда-то, в давние времена, он был символом солнечного света и тепла, знаком добра и красоты.

Белый – символ света, чистоты;

Чёрный – символ плодородия, земли.