Мастер-класс "Платочный оберег" 6 класс
Конспект бинарного мастер-класса "Платочный оберег" соединяет ИЗО, технологию, музыку.
Цель: Выполнение экиза символа-оберега с последующей вышивкой на ткани - платочке.
Задачи: Обобщить и закрепить знания детей об одном из явлений русского народного искусства – оберегом, на основе символов и древних образов, формировать умение создавать декоративное украшение - вышивку на основе платка из ткани с соблюдением технологии. Развивать художественный вкус у учащихся, способствовать формированию умения воплощать свой замысел в работе, используя традиционные образы и мотивы. Воспитывать любовь к народному творчеству, художественный вкус, патриотические чувства, уважение к традициям культуры своего народа, доброжелательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_platochnyy_obereg-vyshivka.docx | 32.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мастер – класс «Платочный оберег-вышивка»
Цель: Выполнение эскиза символа-оберега с последующей вышивкой на ткани – платочке.
Задачи:
Обобщить и закрепить знания детей об одном из явлений русского народного искусства – оберегом, на основе символов и древних образов, формировать умение создавать декоративное украшение - вышивку на основе платка из ткани с соблюдением технологии.
Развивать художественный вкус у учащихся, способствовать формированию умения воплощать свой замысел в работе, используя традиционные образы и мотивы.
Воспитывать любовь к народному творчеству, художественный вкус, патриотические чувства, уважение к традициям культуры своего народа, доброжелательность.
Тип урока: Интегрированный (ИЗО, музыка, история, лингвистика, труд)
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать и понимать специфику образного языка народной вышивки, определять основные мотивы вышивки (растительные, геометрические, зооморфные);
- самостоятельно определить задачу урока; выявить близость орнамента народной вышивки с декором предметов народного быта; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач.
- приобрести опыт выполнения творческой работы (эскиз украшения платка вышивкой) на основе народных традиций.
Графические: владение карандашом; правильно проводить горизонтальные, вертикальные, наклонные линии.
Учебно - творческие умения: искать сходство с природными формами, умение стилизовать реальные образы в фантастические.
Речевые умения: умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
Личностные:
-уважительное отношение к культуре и искусству своей страны целостное мировоззрение;
-потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;
Метапредметные (УУД):
Регулятивные: высказывать своё предположение на основе учебного материала; выражать в творческой работе своё отношение к древним образам; работать по предложенному плану, инструкции; обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные: находить ответы на вопросы в иллюстрациях и слайдах презентации; ориентироваться в учебнике; уметь пользоваться разнообразными графическими материалами.
Коммуникативные: коммуникативную компетентность в общении со сверстниками; слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли, уметь критически оценивать свои работы и работы своих товарищей.
Методы и методические приёмы:
Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
Словесные: рассказ, беседа.
Практические: художественный труд
Основные понятия, термины: орнамент, стилизация, ритм, птица – пава, птица Сирин, оберег, образы (коня, оленя, барса, девы, плодородия, солнца, древа жизни, Макошь).
Зрительный ряд: Презентация «Оберег в русской народной вышивке на платке»; схемы-таблицы с мотивами орнаментов и знаков-символов; иллюстрации с изображением вышитых оберегов; вышитые полотенца, салфетки.
Музыкальный ряд: Русские народные песни.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование:
Для учащихся: листы бумаги (А5), простой карандаш, ластик, карточки с символами; лоскутки белой ткани (А5), иголка, красные нитки (мулине или вязаные), ножницы.
Для педагога: учебник для 5 класса Н.А. Горяева, О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», Москва «Просвещение»,2014г.;
схемы – обереги, готовые рисунки детей с вышивкой, презентация: "Обереги", "Технологическая последовательность работы с вышивкой", карточки по ТБ с ножницами, иглой.
План урока.
I. Организационный этап:
1. Приветствие и организация внимания учеников.
2. Определение темы урока.
3. Определение целей и задач урока.
II.Изучение темы урока:
- Беседа об истории образов, символике.
- Просмотр дидактического материала по теме урока.
III Практическая работа:
- повтор этапов работы над рисунком орнамента,
- повтор правил ТБ при работе с иглами, ножницами,
- изображение рисунка на листе,
- выполнение вышивки с символом-оберегом в узоре на платке.
IV. Итог урока:
- рефлексия;
- выставка: просмотр и обсуждение работ обучающихся.
- уборка рабочих мест
Ход урока.
I. Организационный этап:
– Здравствуйте! (Регистрация учащихся в классном журнале, проверка готовности учащихся к уроку).
Беседа по презентации
Учитель (показывает на доске таблицу с солярными знаками):
-Ребята, что означают эти «солярные знаки»? (Солнце, земля, вода и т.д.)
- Почему эти символы украшали одежду и предметы быта? (Оберегали человека от злых духов).
-Правильно. Одно слово темы урока вы отгадали, это оберег.
Учитель.
- На сегодняшний день, к сожалению, мы все больше обращаемся к культуре других народов. Стало модным вешать колокольчики, ставить фигурки китайских божков и просить их о благополучии.
Но мы живем на русской земле, где есть свои традиции принятые тысячами поколений наших предков. Мы должны знать и помнить о них, поэтому сегодня об одной из них поговорим.
Учитель.
- Должен быть всегда в кармане
У Надюши, Бори, Тани,
Тети Веры, дяди Пети
И у всех людей на свете.
Без него никак нельзя!
Надо брать с собой, друзья,
В театр, парк иль на каток
Чистый …(Носовой платок) Синючкова Жанна
- Соедините второе отгаданное и первое слово, что у нас получилось? (Платок - оберег).
- Молодцы!
- Тема урока: ПЛАТОЧНЫЙ ОБЕРЕГ.
Сегодня обобщим ваши знания о наших традициях на примере оберега и выполним один из них.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение теоретических сведений.
Учитель. Об истории появления оберега нам расскажет (ученик)
Ученик: История оберегов начинается с языческих времён, когда люди верили в силу природы, поклонялись природным явлениям и разным предметам. Считалось, что оберег охраняет от негатива, приносит удачу и здоровье. Наши предки присваивали предметам магическую силу.
- Знаете ли вы, какие предметы считались издавна на Руси оберегами? (полотенце, кукла…..)
Просмотр слайдов.
Учитель.
- Ребята, знаете ли вы, что означают слова «сударий», «орарий», «фацолетто», «ширинка», «утирник»? Послушайте историю, которую расскажет нам (ученик).
Ученик:
- Это первые названия носового платка. Первые сведения о нём относятся к ІІІ веку до нашей эры. Первыми пользовались им высшие сословия греков и римлян. Им приветствовали, давали знак — помиловать или осудить, перевязывали раны. Затем в средние века - итальянцы, от которых он распространился по всем странам. Петр I ввел на Руси носовые платки - «ширинки», «утирники».
Учитель:
- Во все времена носовым платком утирали слёзы горя и радости, провожали дорогих людей, дарили на память….
- Ребята, в связи с этим, сегодня мы предлагаем вам следующее задание.
III Практическая работа:
- Учитывая символику формы и цвета в народной вышивке, выполните эскиз символа – оберега в рисунке, а затем вышивку на платке.
Для этого у вас лежит всё самое необходимое: схемы вариантов символов-оберегов, инструкции этапов работы над рисунком и во время вышивки, правила по ТБ, материалы и инструменты для выполнения задания.
(В «этапах работы» - на столе схема для пары учеников:
- Подумайте и выберите символ-оберег,
- Нарисуйте его, не забывая правила композиции,
- Выполните вышивку на платочке, продумывая значения символа, также для кого этот платочек.
Во время самостоятельной работы проводятся целевые обходы:
-контроль правильности выполнения работы;
-оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
-контроль объёма и качества выполненной работы.
IV. Итог урока. Рефлексия.
Учитель:
- Ребята, что вам больше всего запомнилось?
- Сегодня мы поговорили о нашей традиции на примере оберега в русской народной вышивке платочка, и узнали какой глубокий символический смысл наши предки вкладывали в украшение.
-Давайте посмотрим, что у вас получилось?
Выставка работ и выставление оценок, д/з.
- Молодцы, что постарались сделать свои платочки-обереги неповторимыми, справились с заданием.
- Где же можно их использовать? (в личных целях или как сувенир, можно как оберег…)
- Ребята, постарайтесь найти информацию о значении платка в жизни людей (истории из жизни, легенды, мифы и т.п.)
Уборка рабочих мест.
Информационный материал по теме урока.
Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).
Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».
Макошь. Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.
Птица. Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.
Конь. Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное.
По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.
Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.
Вода. Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.
- Какой цвет получил распространение в русской вышивке?
Красный цвет вышивки не случаен. Когда-то, в давние времена, он был символом солнечного света и тепла, знаком добра и красоты.
Белый – символ света, чистоты;
Чёрный – символ плодородия, земли.