Контрольно – оценочные средства художественной направленности программы «Скетчинг на пленэре»
Контрольно – оценочные средства художественной направленности программы «Скетчинг на пленэре»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования»
Контрольно – оценочные средства
художественной направленности программы
«Скетчинг на пленэре»
Разработала ПДО Шамсуллина Э.И.
г. Урай
2024 г.
Механизм оценивания эффективности освоения программы художественной направленности изостудии «Вдохновение»
Формы аттестации
Способы определения результативности
Наиболее удобным и наглядным способом оценки реализации программы по изобразительному и прикладному творчеству являются просмотры, тематические выставки, участие в городских, окружных, всероссийских и международных выставках и конкурсах. За результативностью обучения учащихся по программе осуществляется контроль:
- в начале обучения – начальный или входной контроль;
- по итогам полугодия – промежуточный контроль;
- в течение всего учебного года – текущий контроль;
- в конце обучения по программе – итоговый контроль.
Просмотры детских работ проводятся регулярно (после каждого занятия каждой группы) что позволяет оценивать темпы и качество усвоения детьми основ изобразительного искусства и прикладного творчества, способность к самостоятельной работе различными материалами и творческий рост. По окончании каждого модуля (первое и второе полугодие) проводятся общий просмотр всех выполненных работ за данный период обучения.
На первых занятиях проводится входная диагностика (в форме, собеседования) для выявления запроса детей, их интересов и цели посещения объединения.
Входная диагностика проводится в сентябре/октябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений учащихся, а также определения их физических возможностей.
Формы:
- педагогическое наблюдение
- тестирование (см. приложение 1,2)
- выполнение практических заданий
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств учащегося
Формы:
- педагогическое наблюдение
- практическая творческая работа и опрос с целью выявления степени понимания изученной темы, знаний терминологии и приемов работы в изученной теме.
Промежуточный контроль при необходимости проводиться с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения.
Формы:
- устный опрос
- педагогическое наблюдение
- просмотр всех работ
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе.
Формы:
- устный опрос
- педагогическое наблюдение
- просмотр выполненных работ
Результаты входного и итогового контроля фиксируются в диагностических картах «Мониторинг результативности обучения по дополнительной общеобразовательной программе» (по предметным, метапредметным и личностным результатам). (см. Приложение №3,4,5).
По результатам анализа данных итоговых форм контроля педагог совместно с ребёнком и его родителями может рассматривать возможность освоения того или иного уровня программы, перехода на другой уровень.
Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – итоговая выставка детских работ. Это мероприятие является контрольным и служит показателем освоения детьми программы, а также сплачивают детский коллектив.
Критерии оценки результативности
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
– высокий уровень – учащийся освоил практически весь объем знаний 100–80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
– средний уровень – у учащегося объем усвоенных знаний составляет 70–50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
– низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объема знаний, предусмотренных программой; учащийся, как правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
– высокий уровень – учащийся овладел на 100–80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с материалами и инструментами самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
– средний уровень – у учащегося объем усвоенных умений и навыков составляет 70–50%; работает с материалами и инструментами с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
– низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; испытывает серьезные затруднения при работе с материалами и инструментами; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Результаты аттестации фиксируются в Протоколе аттестации учащихся, который является одним из отчетных документов.
Учащемуся (по запросу), освоившему дополнительную общеобразовательную программу и успешно прошедшему итоговую аттестацию, выдается справка (по запросу)об обучении утвержденного образца руководителем Центра.
Итоговая аттестация проводится согласно Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации учащихся муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования».
- Тематические выставки проходят по окончании работы над большими разделами программы (рисунок, живопись). Демонстрация лучших работ проводится как в кабинете, так и в холле центра.
- Выставки-конкурсы различного уровня являются одной из форм фиксации или высокой оценки детских работ.
- Итоговый мониторинг проводится в конце учебного периода по результатам просмотра работ и «карты результативности».
- Последействие – анализ результатов (обсуждение совместно с детьми, родителями, а также самоанализ педагога), поощрение, и поиск новых форм и методов реализации программы.
Система контроля и оценки детских достижений дает возможность проследить развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для их дальнейшего развития, определить степень освоения программы и своевременно внести корректировку в образовательно-воспитательный процесс.
Материалы для отслеживания результатов обученности учащихся
Приложения 1
Материал для выявления уровня знаний теоретического материала
Фамилия, имя ребёнка | Перечень вопросов | начальный или входной контроль | итоговый контроль |
Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? | |||
фиолетовый цвет? | |||
зелёный цвет? | |||
Какие цвета относятся к тёплой гамме? | |||
Какие цвета относятся к холодной гамме? | |||
Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму? | |||
Какие геометрические фигуры ты знаешь? | |||
Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах? | |||
Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа? | |||
С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)? | |||
Что такое орнамент? | |||
Чем отличается плоская аппликация от объемной? | |||
Что такое линия горизонта? | |||
Чем отличаются акварельные краски от гуашевых? |
Низкий уровень выставляется за «неверный ответ»;
Средний уровень – за «верный ответ с ошибками»;
Высокий уровень – за «правильный ответ».
Приложение2
№ п/п | Тематика диагностики | баллы | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 | Владение карандашом |
|
|
|
2 | Чёткость линий |
|
|
|
3 | Владение кистью |
|
|
|
4 | Владение ножницами |
|
|
|
5 | Заполнение формы штрихами или мазками |
|
|
|
6 | Владение ориентированием на листе бумаги |
|
|
|
7 | Цветоразличение (знание цветов и их оттенков) |
|
|
|
Результаты оцениваются по трехбалльной шкале, где
1- низкий,
2 – средний,
3 – высокий уровень.
Приложение №3
Карта результативности освоения образовательной программы ____________________________ за ___________учебный год объединения______________________________________________
педагог __________________________________________________
группа _______________________ ______года обучения
№ | ФИО учащегося | Освоение разделов программы | Формирование знаний, умений, навыков | Развитие личностных свойств и способностей | Развитие компетенций | Воспитанность | Достижения (кол-во и место) на уровне | ||||||||
городской | региональный | всероссийский | международный | ||||||||||||
Нач.ат | Ит.ат | Нач.ат | Ит.ат | Нач.ат | Ит.ат | Нач.ат | Ит.ат | Нач.ат | Ит.ат | ||||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общие замечания, суждения и выводы педагога __________________________________.
Нач.ат – начальная или входная аттестация
Ит.ат. – итоговая аттестация Приложение 4
Примерные вопросы для проверки теоретических знаний учащихся по окончанию обучения
(итоговая аттестация на конец обучения)
- Основные художественные материалы графики;
- Основные художественные материалы живописи;
- Какие существуют контрасты;
- Понятие хроматические и ахроматические цвета;
- Понятие цвет и тон;
- Что такое: линия, штрих, тон, мазок, пятно;
- Что такое композиция;
- Что такое скульптура (материалы и инструменты);
- Что такое архитектура;
- Что такое аппликация;
- Что такое коллаж.
Примерные практические задания для учащихся по окончанию обучения
Работа с палитрой, различными материалами по выбору.
- Получить наибольшее количество оттенков (серого, красного, зелёного и т. д.) цвета;
- Используя штрих нарисовать предметы разной формы (шар, куб, пирамида);
- Нарисовать на выбор:
- Пейзаж с использованием контраста (на выбор);
- Пейзаж с элементами архитектуры;
- «Контрастный» натюрморт;
- «Графический» натюрморт;
- Портрет (с правильными, классическими пропорциями лица);
- Орнамент на контрастных цветах (со сложным рисунком).
Приложение 5
Уровень обученности учащихся при завершении обучения (итоговый просмотр)
ФИ учащегося | Раздел программы | ||||||
Рисунок | Живопись | Композиция | ДПИ | Лепка | Бумаж. констр | Замечания, рекомендации | |
Отчетные просмотры законченных работ учащихся
Во время отчетных просмотров по окончании обучения определяются уровни
выполнения работ:
Высокий
- Работа должна быть выполнена полностью самостоятельно;
- Работа должна быть аккуратной;
- В работах должны быть внесены ребенком творческие детали (смешивание цвета, выбор оригинального материал для исполнения, демонстрирование новых оттенков).
Средний
- Допускается помощь педагога,
- Работа должна быть аккуратной,
- В работах могут быть внесены ребенком творческие детали (смешивание цвета, выбор оригинального материала для исполнения, демонстрирование новых оттенков).
- При выполнении работы на палитре пытался смешивать цвета и находить
новые оттенки
Достаточный
- Работа была выполнена с помощью педагога,
- Работа полностью соответствует предложенному оригиналу,
- Смешивание красок мало,
- Работа не совсем аккуратная работа.
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ
Ф.И.О. педагога:________________________________________________
Общеобразовательная программа _________________________________
Год обучения: __________________________________________________
Количество учащихся в группе ____________________________________
Форма проведения (утвержденная приказом) ________________________
Члены аттестационной комиссии (Ф.И.О., должность):
__________________________________________________________________________
Виды аттестации | Начальный или входной контроль | Итоговая | |
Дата | Дата | ||
№ | Ф.И.О учащегося | уровень | уровень |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
Высокий уровень (чел.) | |||
Средний уровень (чел.) | |||
Низкий уровень (чел.) | |||
Всего человек | |||
Выпущено в связи с окончанием обучения по программе (чел.) | |||
Всего человек |
Подпись педагога __________________ / ___________________
Подписи членов аттестационной комиссии: ____________ / ___________________
____________ / ___________________
____________ / ___________________
Уровни: В - высокий, С - средний, Н - низкий.