Роль набросков во время учебного процесса в ДХШ
Роль набросков во время учебного процесса в ДХШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 10.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль наброска во время учебного процесса в ДХШ.
Набросок - это лаконичный рисунок предмета или человека, сделанный от руки. Такое изображение может быть достаточно грубым, схематичным и неточным. Его делают быстро и без подробных деталей.
Наброски являются важной частью изображения людей, предметов, природы. Такие рисунки необходимо практиковать каждому ученику художественной школы, так как это полезный инструмент для юных художников. Благодаря таким рисункам можно стать наблюдательнее, овладеть техникой рисования, перестать бояться «белого листа».
В набросках как правило указываются только общие пропорции, динамика движения, индивидуальные особенности и характер модели или предмета. Учащиеся делают примерное графическое изображение. Здесь все изображено в обобщенном и несколько упрощенном виде. Автор подмечает только главные характеристики объекта и фиксирует их на бумаге.
Важно понимать, что зарисовка и эскиз не являются набросками. От зарисовки набросок отличается меньшей детализацией. Также не всегда под наброском принимается эскиз: так как цель эскиза в будущем превратиться в картину, а любой набросок может органично существовать и сам по себе.
На наброске юный художник может изобразить все что угодно – человека, группу людей, животных, предметы, интерьер, пейзаж и так далее. В качестве материала для рисования обычно используют любую бумагу, но можно сделать такое изображение и на чем угодно, в том числе и в digital-формате. Ограничений здесь нет.
Как инструмент для рисования небольших быстрых изображений можно применить любое подручное средство – карандаш, фломастеры, авторучку, уголь, акварель, тушь, пастель и так далее. Наиболее же популярны наброски простым мягким карандашом.
Для чего же важно делать наброски ученикам детской художественной школы?
Во-первых, это развитие навыков. Для любого юного художника очень важна наблюдательность. Именно для развития наблюдательности специалисты советуют начинающим мастерам делать наброски. Детям важно напоминать о пользе набросков всегда и везде – на улице, в транспорте, на работе, в гостях, в кафе, в зоопарке и так далее.
Во-вторых при выполнении быстрых несложных рисунков развиваются и другие навыки хорошего художника: умение владеть карандашом, способность схватывать суть образа, изображать увиденное на бумаге, развивать глазомер, понимать пропорции и многое другое.
В-третьих, наброски – это основа будущего рисунка. Часто набросок выступает как отправной материал будущих композиций. Собранные наброски рисунков являются золотым фондом художника. Впоследствии, опираясь на данный материал, ребенок уже в школе сможет собрать воедино различные элементы своей творческой работы, и бесконечно долго прорисовывать детали. В самом же начале процесса, с помощью наброска, он смог зафиксировать свое восприятие предмета, свои эмоции от увиденного, и это очень ценно.
В настоящее время принято различать несколько видов набросков:
Наброски с натуры. Рисунок выполняется от начала и до конца с параллельным наблюдением за человеком, предметом или ситуацией со стороны.
Наброски по памяти. Здесь изображение делается по памяти. Художник что-то увидел и потом быстро зарисовал это на бумаге. Таким образом, учащийся рисовал не с натуры, но то что он изображает, имело место быть в действительности.
Фантазийные наброски. Речь идет о небольших зарисовках, идеи которых родились в голове человека. И чтобы не забыть возникший образ или идею, он фиксирует задумку на листе. Тут используется только воображение, фантазия юного художника.
Комбинированные наброски. Это рисунки, в которых скомбинировано несколько видов набросков. Например, человек что-то увидел, а потом добавил еще что-то от себя на картинке. Или он начал рисовать набросок с натуры, а закончил его уже по памяти.
Наброски можно разделить по времени рисования.
Эти рисунки выполняются в классе на уроке, или на перемене. Для таких набросков нужна модель. Это может быть любой ученик, вызвавшийся попозировать. Либо нужен какой-нибудь объект. Стул, например.
Быстрые наброски. Выполняются в очень короткий промежуток времени. На них отводится от 30 секунд до 1 минуты. Очень интересная и весёлая практика.
Длительные наброски. Такие рисунки более длительные по времени. От 5 до 10 минут на объект рисования.
Рисовать наброски можно любым способом, интересным для ученика. Самовыражаться и экспериментировать в способах рисования набросков не только допустимо, это приветствуется. Например, рисовать можно одной непрерывной линией, схватывая силуэт модели или предмета. Рисовать можно пятном, как внутри фигуры натурщика, так и веде, кроме фигуры, оставляя силуэт натурщика белым листом. Все зависит от выбранного учеником материала.
Автор: Полушкина Н.Н.