Ассоциации как основа построения цветовой композиции

Чечина Антонина Ивановна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 по дисциплине: «Живопись с основами цветоведения»

РАЗДЕЛ III. Основы цветовой композиции

 Тема:  «Ассоциации как основа построения цветовой композиции (физические, психологические и эмоциональные основы построения цветовых ассоциаций)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по дисциплине: «Живопись с основами цветоведения»

РАЗДЕЛ III. Основы цветовой композиции

Тема: «Ассоциации как основа построения цветовой композиции (физические, психологические и эмоциональные основы построения цветовых ассоциаций)

Выполнила: Чечина Антонина Ивановна,

преподаватель эстетических дисциплин ГАПОУ «Волгоградский социально-педагогический колледж»


Дисциплина «Живопись с основами цветоведения»

РАЗДЕЛ III. Основы цветовой композиции

Тема: «Ассоциации как основа построения цветовой композиции (физические, психологические и эмоциональные основы построения цветовых ассоциаций).

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

1. закрепить знания студентов о творчестве В.Кандинского, принципы построения цветовых композиций, вызывающих у человека различные психологические реакции;

2. познакомить студентов с новыми понятиями: контраст, цветовая гармония, ассоциация;

2. развивать ассоциативное мышление и креативные способности;

3. воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности.

Опорные понятия: композиция, цвет, ассоциации, цветовая гармония, цветовой контраст, классификация цветовых ассоциаций, аналоги цветовых ассоциаций.

Методы обучения:

1. объяснительно- иллюстративный (беседа по вопросам с показом образцов, таблиц и иллюстраций);

2. репродуктивный (выполнение упражнений различными художественными материалами: акварель, гуашь, пастель, электронный вариант на компьютере);

3. частично-поисковый (составление цветовых композиций по индивидуальным ассоциациям студентов с использованием алгоритма действия).

Оборудование:

- зрительный ряд: презентация урока включающая: таблицы: «Цвет», «Цветовой спектр», «Алгоритм выполнения задания», иллюстрации картин В.Кандинского, работы студентов из метод.фонда колледжа, видеозапись дидактического материала;

- компьютеры для работы студентов;

- литературный ряд: Б. В Иогансон « О цвете», В.Кандинский «О духовном в искусстве».

- музыкальный ряд: И.С.Бах «Шутка»,исп. П. Мейсен (фл.), анс. «Немецкие баховские солисты» п/у Х.Виншерманна.

С.Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №2.

Ж.Массне «Размышления», исп. Лондонский филармонический орк. п/у А.Литтона, А. Мейерс (скр.).

Материалы для работы: бумага, акварель, гуашь, кисти, пастель.

Тема: «Ассоциации как основа построения цветовой композиции (физические, психологические и эмоциональные основы построения цветовых ассоциаций).

Ход урока

  1. Организационный момент.

Добрый день. Сегодня на уроке мы рассмотрим проблемы решения цветовых ассоциаций средствами дисциплины «Живопись с основами цветоведения».

Тема нашего урока: «Ассоциации как основа построения цветовой композиции».

Мне хотелось бы начать урок словами знаменитого художника Бориса Иогансона:

« В природе – все цвет, начиная с яркого спектра в его первичной чистоте и кончая сложнейшими переплетениями его цветовой игры, до самых серых и черных оттенков, которые таят в себе сложнейшие и тонкие цвета».

II. Актуализация опорных знаний

Символика цвета идет к нам из глубины веков, и противоречивость некоторых характеристик цвета лишний раз показывает, что восприятие цвета весьма индивидуально и субъективно. К примеру, одни утверждают, что желтый цвет – это «цвет радости», другие – что это «цвет безумия». Может быть, потому что от радости до безумия - один шаг?

Интересные наблюдения, ассоциации и впечатления о цвете написаны в книге знаменитого русского художника В. Кандинского «О духовном в искусстве».

Мы с вами уже знакомы с его творчеством. Давайте вспомним наиболее запомнившиеся вам его суждения о разных цветах:

- «Я мог бы сравнить абсолютно зеленый цвет со спокойными, протяжными, средними тонами скрипки».

- «Белый цвет действует на нашу психику, как великое безмолвие».

«Светлый теплый красный цвет (сатурн) имеет известное сходство со средне-желтым цветом … и вызывает ощущение силы, энергии, решительности, радости, триумфа. Музыкально он напоминает звучание фанфар с призвуком трубы – это упорный, навязчивый, сильный тон».

- «Чистые, радостные часто следующие друг за другом звуки колокольчиков называются по-русски «малиновым звоном».

Именно этому художнику, суждено было совершить подлинный переворот в живописи и создать первые абстрактные композиции.

Так кто же такой В.Кандинский?

- В.В. Кандинский родился в Москве в 1866 году. Жил в Одессе и Германии. До тридцати лет он не помышлял об искусстве. Закончив в 1893 г. юридический факультет Московского университета, он начал работать над диссертацией, а в 1986 г. получил должность приват-доцента в университете Тарту. Но в этом же году побывав на Французской индустриальной и художественной выставке в Москве, Кандинский увидел картину Клода Моне «Стог сена», и от произведенного впечатления от картины, внезапно изменил свою жизнь. Отказавшись от карьеры приват-доцента, он стал учиться живописи.

- Вначале 1910-х годов ясно определилось главное направление его творческих поисков: он хотел сосредоточить все средства живописи на передаче сложной системы чувств и ощущений, которые живут в потаенных глубинах души художника и не зависят от материального мира. Теоретически он сформулировал эту проблему в книге «О духовном в искусстве»(1911 г.).

Но практически решение пришло к нему внезапно и необычно. Художник сам описал происшедший в его сознании переворот в работе «Ступени». (1918 г.): «Я… вдруг увидел перед собой неописуемо-прекрасную, пропитанную внутренним горением картину. Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислоненная к стене и стоявшая на боку… В общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам».

Наверное, в ту минуту потрясенный мастер вряд ли осознавал, что случайно поставленная на бок картина станет истоком нового направления в искусстве – абстракционизма.

- Просмотр и анализ картин (ответы студентов):

1. Здесь крупные пятна и удары кистью, тонкие комбинации коротких линий и широкие полосы сочных оттенков мягко перетекают друг в друга или, наоборот, резко сталкиваются.

2. Контраст теплого и холодного, светлого и темного, бледного и яркого стал основой единой системы колорита картины, вобравшей в себя все возможные варианты цветовых сочетаний.

3. Отсутствие конкретного сюжета в таком произведении не означает, однако, отсутствия содержания. Напряженное движение цвета и линии выражает сложную, внутренне накалённую жизнь человеческого духа, оно связано с такими ощущениями, которые нельзя выразить словами и которые каждый человек переживает по-своему.

По Кандинскому, именно линия и цветовое пятно, а не сюжет являются носителями духовного начала, их сочетания рождают «внутренний звук», вызывающий отклик в душе зрителя.

- Давайте вспомним смысл латинского слова композиция?

- Сложение, сопоставление, приведение частей в единство, сочинение.

- В изобразительном искусстве под композицией также понимают цельность произведения, его пластическое единство, обусловленность формы идейным содержанием.

У Кандинского композиция – это высшая и самая последовательная форма абстрактной живописи. В ней нет прямых связей с реальностью.

Цветовые пятна и линии образуют захватывающую дух стихию движения.

Создавая абстрактные композиции, Кандинский фактически изменил природу живописи – искусства, тесно связанного с повествованием, - и приблизил её к музыке, которая призвана не, изображать, а выражать наиболее сложные душевные состояния.

А что является одной их составляющих цветовой композиции?

- Цвет.

Давайте вспомним его определение.

- Цвет- это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение.

Цвет характеризует предметы, он усиливает и подчеркивает их, вызывает различные эмоции и представления.

Скажите, какие цвета вызывают у вас ощущения радости, веселья?

- Светлые, яркие цвета.

Какие цвета порождают меланхолию, печаль и даже ужас?

- Темные, глухие, тяжелые цвета.

Давайте послушаем отрывки из музыкальных произведений и определим, к каким из представленных цветовых композиций они подходят? (музыка + слайд)

III. Формирование новых знаний

Характерность цветов усиливается их соединениями: они составляют различные гармонии, аккомпанируют друг другу или сталкиваются, порождая контрасты.

- Давайте вспомним, что означает слово «контраст»?

- Ответы студентов.

Контраст – это противопоставление предметов или явлений, резко отличающихся друг от друга по тем или иным качествам или свойствам.

- Что по вашему означает слово «гармония»?

- Ответы студентов.

- А как вы понимаете словосочетание «цветовая гармония»?

- Ответы студентов.

- Давайте вспомним научное определение данного понятия

Цветовая гармония – приятное для глаз, красивое сочетание цветов, предполагающее определенную согласованность их между собой, определенный порядок в них, определенную соразмерность и пропорциональность.

В рекламном творчестве все слова делятся на «теплые», «холодные», и «нейтральные» и воспринимаются по- разному. Такой же «теплотой» или «холодностью», но в большей степени, чем слова, обладает цвет.

В дизайне рекламы Цвет широко используется для формирования запланированных ассоциаций. Известно, что существуют стереотипы восприятия цвета. Почти безо всякого исключения цвета определенным образом воздействуют на нервную систему, а затем – на наши чувства.

Ассоциации, касающиеся цветов, поначалу возникают у человека на уровне подсознания, но постепенно, с их повторением, человек начинает осознавать их. И тогда цвет воспринимается уже символически.

Во всем мире краны с горячей водой обозначаются красным цветом, с холодной – синим, что обусловлено ассоциациями, связанными у нас с этими цветами и возникающими на инстинктивном уровне.

Так что же такое ассоциация? Как вы думаете?

-ответы студентов

- А теперь познакомимся с научным определением данного понятия (запишите его в тетради).

Ассоциация - это психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом.

Фактически каждый предмет вызывает какую-либо ассоциацию, каждая форма выражает определенный характер

Например:

- эскимос?

- снег, север;

- ночное небо?

- бесконечность;

- пантера?

– изящество и коварство.

На основании всего вышесказанного мне бы хотелось, чтобы вы сформулировали цель нашего занятия.

- построить цветовые композиции

- построить цветовые композиции на основе ассоциаций.

Цветовые ассоциации можно разделить на несколько групп – физические, физиологические, психологические, эмоциональные, географические и т.д.

- Скажите, что можно отнести к физическим цветовым ассоциациям?

- теплые - холодные, легкие – тяжелые, приближающиеся – удаляющиеся, тихие – шумные, сухие – влажные и т.п.

- Что можно отнести к психологическим цветовым ассоциациям?

- активные – пассивные, бодрящие – угнетающие, успокаивающие – возбуждающие и т.п.

- Что можно отнести к эмоциональным цветовым ассоциациям?

- праздничные – будничные, веселые – грустные, спокойные – беспокойные, упорядоченные – неупорядоченные и т.п.

- Что можно отнести к географическим цветовым ассоциациям?

- времена года, время суток, местность (барханы, море, северное сияние и т.п.).

IV. Закрепление новых знаний

Сегодня на уроке вы должны будете выполнить по желанию следующие композиционные упражнения:

Используя различные по цветовому тону, насыщенности и яркости цвета построить цветовые композиции, вызывающие ассоциации по следующим возможным направлениям:

1. С использование физических аналогов (теплые - холодные, легкие – тяжелые, приближающиеся – удаляющиеся, тихие – шумные, сухие – влажные и т.п.).

2. С использованием психологических аналогов (активные – пассивные, бодрящие – угнетающие, успокаивающие – возбуждающие и т.п.).

3. Использование различного характера эмоционального воздействия (праздничные – будничные, веселые – грустные, спокойные – беспокойные, упорядоченные – неупорядоченные и т.п.).

4. Использование географических аналогов (времена года, время суток, местность (барханы, море, северное сияние и т.п.).

Пути решения проблемы

Для выполнения данного задания вам необходимо составить алгоритм выполнения задания. ( Алгоритм составляется студентами).

Давайте составим алгоритм выполнения задания

Алгоритм

1. Выбор группы ассоциаций

2. Выбор аналога цветовой композиции

(теплые-холодные, веселые-грустные и т.п.)

3. Выбор цвета

(в какой цветовой гамме будет выполнена композиция)

4. Композиционное решение

( с использованием различных приемов композиции)

Упражнения можно выполнять различными художественными материалами: акварелью, гуашью, пастелью, можно выполнить электронный вариант на компьютере.

При выполнении задания, вы можете воспользоваться всеми приобретенными умениями и навыками по специальности реклама.

IV. Закрепление полученных знаний (самостоятельная работа студентов).

-студенты выполняют упражнения на различные группы ассоциаций по собственному выбору в различных материалах и техниках, в том числе и в электронном варианте.

V. Итог урока.

1. А теперь давайте посмотрим, какие цветовые композиции у вас получились, какие они вызывают ассоциации у ваших сокурсников?

2. Вопросы для закрепления изученного материала:

- давайте вспомним, что нового вы узнали на уроке?

- понятие «ассоциация»;

- «цветовая гармония»;

- «контраст»;

- ассоциативные группы;

- аналоги цветовых ассоциаций;

- научились выполнять цветовые композиции, используя различные ассоциации.

3. Давайте подведем итог нашего урока и сделаем вывод:

- при помощи цвета можно выполнять различные цветовые композиции,

- абстрактные композиции вызывают различные ассоциации и т.п.

Итог: Анализирую данные работы, мы с вами убеждаемся в том, что восприятие цвета символично, индивидуально и субъективно.

4. Выставление отметок.

VI. Домашнее задание:

Мне бы хотелось, чтобы вы и дома продолжили эту тему и выполнили цветовые композиции на тему «Времена года»

используя цветовой спектр (показ образца).

На этом наш урок закончен, благодарю вас за внимание.

Используемая литература.

1. Агранович-Пономарева Е.С., Литвинова А.А. Архитектурная колористика (практикум). – Минск.; УП «Технопринт», 2002.

2. Афасижев М. Экспериментальные исследования эстетического восприятия.//Искусство. 1971. №4.

3. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М., 1964.

4. Казначеева С.А., Бондарева С.А. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. – Волгоград: Учитель, 2009.

5. Миронова Л.Н. Цветоведение. Мн., 1984.

6. Новрузова О.М. Педагогические технологии в образовательном процессе: организация и проведение методической недели - Волгоград: Учитель, 2008.

7. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М: Просвещение, 2006.

8. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.