Ассоциации как основа построения цветовой композиции
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по дисциплине: «Живопись с основами цветоведения»
РАЗДЕЛ III. Основы цветовой композиции
Тема: «Ассоциации как основа построения цветовой композиции (физические, психологические и эмоциональные основы построения цветовых ассоциаций)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ассоциации как основа построения цветовой композиции | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по дисциплине: «Живопись с основами цветоведения»
РАЗДЕЛ III. Основы цветовой композиции
Тема: «Ассоциации как основа построения цветовой композиции (физические, психологические и эмоциональные основы построения цветовых ассоциаций)
Выполнила: Чечина Антонина Ивановна,
преподаватель эстетических дисциплин ГАПОУ «Волгоградский социально-педагогический колледж»
Дисциплина «Живопись с основами цветоведения»
РАЗДЕЛ III. Основы цветовой композиции
Тема: «Ассоциации как основа построения цветовой композиции (физические, психологические и эмоциональные основы построения цветовых ассоциаций).
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
1. закрепить знания студентов о творчестве В.Кандинского, принципы построения цветовых композиций, вызывающих у человека различные психологические реакции;
2. познакомить студентов с новыми понятиями: контраст, цветовая гармония, ассоциация;
2. развивать ассоциативное мышление и креативные способности;
3. воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности.
Опорные понятия: композиция, цвет, ассоциации, цветовая гармония, цветовой контраст, классификация цветовых ассоциаций, аналоги цветовых ассоциаций.
Методы обучения:
1. объяснительно- иллюстративный (беседа по вопросам с показом образцов, таблиц и иллюстраций);
2. репродуктивный (выполнение упражнений различными художественными материалами: акварель, гуашь, пастель, электронный вариант на компьютере);
3. частично-поисковый (составление цветовых композиций по индивидуальным ассоциациям студентов с использованием алгоритма действия).
Оборудование:
- зрительный ряд: презентация урока включающая: таблицы: «Цвет», «Цветовой спектр», «Алгоритм выполнения задания», иллюстрации картин В.Кандинского, работы студентов из метод.фонда колледжа, видеозапись дидактического материала;
- компьютеры для работы студентов;
- литературный ряд: Б. В Иогансон « О цвете», В.Кандинский «О духовном в искусстве».
- музыкальный ряд: И.С.Бах «Шутка»,исп. П. Мейсен (фл.), анс. «Немецкие баховские солисты» п/у Х.Виншерманна.
С.Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №2.
Ж.Массне «Размышления», исп. Лондонский филармонический орк. п/у А.Литтона, А. Мейерс (скр.).
Материалы для работы: бумага, акварель, гуашь, кисти, пастель.
Тема: «Ассоциации как основа построения цветовой композиции (физические, психологические и эмоциональные основы построения цветовых ассоциаций).
Ход урока
- Организационный момент.
Добрый день. Сегодня на уроке мы рассмотрим проблемы решения цветовых ассоциаций средствами дисциплины «Живопись с основами цветоведения».
Тема нашего урока: «Ассоциации как основа построения цветовой композиции».
Мне хотелось бы начать урок словами знаменитого художника Бориса Иогансона:
« В природе – все цвет, начиная с яркого спектра в его первичной чистоте и кончая сложнейшими переплетениями его цветовой игры, до самых серых и черных оттенков, которые таят в себе сложнейшие и тонкие цвета».
II. Актуализация опорных знаний
Символика цвета идет к нам из глубины веков, и противоречивость некоторых характеристик цвета лишний раз показывает, что восприятие цвета весьма индивидуально и субъективно. К примеру, одни утверждают, что желтый цвет – это «цвет радости», другие – что это «цвет безумия». Может быть, потому что от радости до безумия - один шаг?
Интересные наблюдения, ассоциации и впечатления о цвете написаны в книге знаменитого русского художника В. Кандинского «О духовном в искусстве».
Мы с вами уже знакомы с его творчеством. Давайте вспомним наиболее запомнившиеся вам его суждения о разных цветах:
- «Я мог бы сравнить абсолютно зеленый цвет со спокойными, протяжными, средними тонами скрипки».
- «Белый цвет действует на нашу психику, как великое безмолвие».
«Светлый теплый красный цвет (сатурн) имеет известное сходство со средне-желтым цветом … и вызывает ощущение силы, энергии, решительности, радости, триумфа. Музыкально он напоминает звучание фанфар с призвуком трубы – это упорный, навязчивый, сильный тон».
- «Чистые, радостные часто следующие друг за другом звуки колокольчиков называются по-русски «малиновым звоном».
Именно этому художнику, суждено было совершить подлинный переворот в живописи и создать первые абстрактные композиции.
Так кто же такой В.Кандинский?
- В.В. Кандинский родился в Москве в 1866 году. Жил в Одессе и Германии. До тридцати лет он не помышлял об искусстве. Закончив в 1893 г. юридический факультет Московского университета, он начал работать над диссертацией, а в 1986 г. получил должность приват-доцента в университете Тарту. Но в этом же году побывав на Французской индустриальной и художественной выставке в Москве, Кандинский увидел картину Клода Моне «Стог сена», и от произведенного впечатления от картины, внезапно изменил свою жизнь. Отказавшись от карьеры приват-доцента, он стал учиться живописи.
- Вначале 1910-х годов ясно определилось главное направление его творческих поисков: он хотел сосредоточить все средства живописи на передаче сложной системы чувств и ощущений, которые живут в потаенных глубинах души художника и не зависят от материального мира. Теоретически он сформулировал эту проблему в книге «О духовном в искусстве»(1911 г.).
Но практически решение пришло к нему внезапно и необычно. Художник сам описал происшедший в его сознании переворот в работе «Ступени». (1918 г.): «Я… вдруг увидел перед собой неописуемо-прекрасную, пропитанную внутренним горением картину. Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислоненная к стене и стоявшая на боку… В общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам».
Наверное, в ту минуту потрясенный мастер вряд ли осознавал, что случайно поставленная на бок картина станет истоком нового направления в искусстве – абстракционизма.
- Просмотр и анализ картин (ответы студентов):
1. Здесь крупные пятна и удары кистью, тонкие комбинации коротких линий и широкие полосы сочных оттенков мягко перетекают друг в друга или, наоборот, резко сталкиваются.
2. Контраст теплого и холодного, светлого и темного, бледного и яркого стал основой единой системы колорита картины, вобравшей в себя все возможные варианты цветовых сочетаний.
3. Отсутствие конкретного сюжета в таком произведении не означает, однако, отсутствия содержания. Напряженное движение цвета и линии выражает сложную, внутренне накалённую жизнь человеческого духа, оно связано с такими ощущениями, которые нельзя выразить словами и которые каждый человек переживает по-своему.
По Кандинскому, именно линия и цветовое пятно, а не сюжет являются носителями духовного начала, их сочетания рождают «внутренний звук», вызывающий отклик в душе зрителя.
- Давайте вспомним смысл латинского слова композиция?
- Сложение, сопоставление, приведение частей в единство, сочинение.
- В изобразительном искусстве под композицией также понимают цельность произведения, его пластическое единство, обусловленность формы идейным содержанием.
У Кандинского композиция – это высшая и самая последовательная форма абстрактной живописи. В ней нет прямых связей с реальностью.
Цветовые пятна и линии образуют захватывающую дух стихию движения.
Создавая абстрактные композиции, Кандинский фактически изменил природу живописи – искусства, тесно связанного с повествованием, - и приблизил её к музыке, которая призвана не, изображать, а выражать наиболее сложные душевные состояния.
А что является одной их составляющих цветовой композиции?
- Цвет.
Давайте вспомним его определение.
- Цвет- это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение.
Цвет характеризует предметы, он усиливает и подчеркивает их, вызывает различные эмоции и представления.
Скажите, какие цвета вызывают у вас ощущения радости, веселья?
- Светлые, яркие цвета.
Какие цвета порождают меланхолию, печаль и даже ужас?
- Темные, глухие, тяжелые цвета.
Давайте послушаем отрывки из музыкальных произведений и определим, к каким из представленных цветовых композиций они подходят? (музыка + слайд)
III. Формирование новых знаний
Характерность цветов усиливается их соединениями: они составляют различные гармонии, аккомпанируют друг другу или сталкиваются, порождая контрасты.
- Давайте вспомним, что означает слово «контраст»?
- Ответы студентов.
Контраст – это противопоставление предметов или явлений, резко отличающихся друг от друга по тем или иным качествам или свойствам.
- Что по вашему означает слово «гармония»?
- Ответы студентов.
- А как вы понимаете словосочетание «цветовая гармония»?
- Давайте вспомним научное определение данного понятия
Цветовая гармония – приятное для глаз, красивое сочетание цветов, предполагающее определенную согласованность их между собой, определенный порядок в них, определенную соразмерность и пропорциональность.
В рекламном творчестве все слова делятся на «теплые», «холодные», и «нейтральные» и воспринимаются по- разному. Такой же «теплотой» или «холодностью», но в большей степени, чем слова, обладает цвет.
В дизайне рекламы Цвет широко используется для формирования запланированных ассоциаций. Известно, что существуют стереотипы восприятия цвета. Почти безо всякого исключения цвета определенным образом воздействуют на нервную систему, а затем – на наши чувства.
Ассоциации, касающиеся цветов, поначалу возникают у человека на уровне подсознания, но постепенно, с их повторением, человек начинает осознавать их. И тогда цвет воспринимается уже символически.
Во всем мире краны с горячей водой обозначаются красным цветом, с холодной – синим, что обусловлено ассоциациями, связанными у нас с этими цветами и возникающими на инстинктивном уровне.
Так что же такое ассоциация? Как вы думаете?
-ответы студентов
- А теперь познакомимся с научным определением данного понятия (запишите его в тетради).
Ассоциация - это психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом.
Фактически каждый предмет вызывает какую-либо ассоциацию, каждая форма выражает определенный характер
Например:
- эскимос?
- снег, север;
- ночное небо?
- бесконечность;
- пантера?
– изящество и коварство.
На основании всего вышесказанного мне бы хотелось, чтобы вы сформулировали цель нашего занятия.
- построить цветовые композиции
- построить цветовые композиции на основе ассоциаций.
Цветовые ассоциации можно разделить на несколько групп – физические, физиологические, психологические, эмоциональные, географические и т.д.
- Скажите, что можно отнести к физическим цветовым ассоциациям?
- теплые - холодные, легкие – тяжелые, приближающиеся – удаляющиеся, тихие – шумные, сухие – влажные и т.п.
- Что можно отнести к психологическим цветовым ассоциациям?
- активные – пассивные, бодрящие – угнетающие, успокаивающие – возбуждающие и т.п.
- Что можно отнести к эмоциональным цветовым ассоциациям?
- праздничные – будничные, веселые – грустные, спокойные – беспокойные, упорядоченные – неупорядоченные и т.п.
- Что можно отнести к географическим цветовым ассоциациям?
- времена года, время суток, местность (барханы, море, северное сияние и т.п.).
IV. Закрепление новых знаний
Сегодня на уроке вы должны будете выполнить по желанию следующие композиционные упражнения:
Используя различные по цветовому тону, насыщенности и яркости цвета построить цветовые композиции, вызывающие ассоциации по следующим возможным направлениям:
1. С использование физических аналогов (теплые - холодные, легкие – тяжелые, приближающиеся – удаляющиеся, тихие – шумные, сухие – влажные и т.п.).
2. С использованием психологических аналогов (активные – пассивные, бодрящие – угнетающие, успокаивающие – возбуждающие и т.п.).
3. Использование различного характера эмоционального воздействия (праздничные – будничные, веселые – грустные, спокойные – беспокойные, упорядоченные – неупорядоченные и т.п.).
4. Использование географических аналогов (времена года, время суток, местность (барханы, море, северное сияние и т.п.).
Пути решения проблемы
Для выполнения данного задания вам необходимо составить алгоритм выполнения задания. ( Алгоритм составляется студентами).
Давайте составим алгоритм выполнения задания
Алгоритм
1. Выбор группы ассоциаций
2. Выбор аналога цветовой композиции
(теплые-холодные, веселые-грустные и т.п.)
3. Выбор цвета
(в какой цветовой гамме будет выполнена композиция)
4. Композиционное решение
( с использованием различных приемов композиции)
Упражнения можно выполнять различными художественными материалами: акварелью, гуашью, пастелью, можно выполнить электронный вариант на компьютере.
При выполнении задания, вы можете воспользоваться всеми приобретенными умениями и навыками по специальности реклама.
IV. Закрепление полученных знаний (самостоятельная работа студентов).
-студенты выполняют упражнения на различные группы ассоциаций по собственному выбору в различных материалах и техниках, в том числе и в электронном варианте.
V. Итог урока.
1. А теперь давайте посмотрим, какие цветовые композиции у вас получились, какие они вызывают ассоциации у ваших сокурсников?
2. Вопросы для закрепления изученного материала:
- давайте вспомним, что нового вы узнали на уроке?
- понятие «ассоциация»;
- «цветовая гармония»;
- «контраст»;
- ассоциативные группы;
- аналоги цветовых ассоциаций;
- научились выполнять цветовые композиции, используя различные ассоциации.
3. Давайте подведем итог нашего урока и сделаем вывод:
- при помощи цвета можно выполнять различные цветовые композиции,
- абстрактные композиции вызывают различные ассоциации и т.п.
Итог: Анализирую данные работы, мы с вами убеждаемся в том, что восприятие цвета символично, индивидуально и субъективно.
4. Выставление отметок.
VI. Домашнее задание:
Мне бы хотелось, чтобы вы и дома продолжили эту тему и выполнили цветовые композиции на тему «Времена года»
используя цветовой спектр (показ образца).
На этом наш урок закончен, благодарю вас за внимание.
Используемая литература.
1. Агранович-Пономарева Е.С., Литвинова А.А. Архитектурная колористика (практикум). – Минск.; УП «Технопринт», 2002.
2. Афасижев М. Экспериментальные исследования эстетического восприятия.//Искусство. 1971. №4.
3. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М., 1964.
4. Казначеева С.А., Бондарева С.А. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. – Волгоград: Учитель, 2009.
5. Миронова Л.Н. Цветоведение. Мн., 1984.
6. Новрузова О.М. Педагогические технологии в образовательном процессе: организация и проведение методической недели - Волгоград: Учитель, 2008.
7. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М: Просвещение, 2006.
8. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.