Методический доклад "Гризайль в живописи"

Гузюк Юлия Андреевна

Методический доклад "Гризайль в живописи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grizayl_v_zhivopisi.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Методический доклад

«Гризайль в живописи»

                                                                                 Преподаватель: Гузюк Ю.А.

Покачи 2023г.

           Воображение у детей, а именно творческое воображение, представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. И большие возможности для этого развити представляет изобразительная деятельность ребенка.

Актуальность: необходимость формирования творческих способностей у учеников художественной школы, осуществляющееся при условии создания системной, регулярной работы с детьми. Считаю, что представленные упражнения направлены на развитие творческого воображения и могут быть использованы на каждом занятии по любой из учебных дисциплин.

Объект изучения: процесс развития творческого воображения младших школьников посредством изобразительной деятельности.

Цель данной работы: изучить природу воображения, определить способы развития творческого воображения у учеников на занятиях в художественной школе.

Задачи работы:

1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме воображения и творчества.

2.Выявить особенности творческого воображения (по периодам развития личности).

3.Разработать примеры вариантов заданий (упражнений) для развития творческих способностей школьников, с использованием их на занятиях изобразительным искусством.

Используемые методы: изучение теоретической и научно- методической литературы по теме доклада; изучение педагогического опыта; наблюдение, анализ и обобщение полученных данных.

Практическая значимость: представленные упражнения могут быть использованы в практической деятельности преподавателе ДХШ .

 Воображение – важнейшая сторона нашей жизни. Если представить, что бы было если вдруг такой мыслительный процесс вообще не существовал: не было бы научных открытий, дети не услышали бы сказок, не игра ли бы в игры. И вот потому значение воображения очень велико. Оно возникло и развивалось в процессе труда и весь смысл его и состоит в том, что невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточного результата.

   Воображение играет важную роль и в творческом процессе. Различают несколько типов воображения:

•        Репродуктивное (копирующее натуру)

•        Продуктивное (воссоздающее образ предмета по описанию)

•        Творческое (создание новых образов, требующих отбора материала, в соответствии с замыслом)

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной.  (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.)  Возник вопрос о важности   развития воображения и диагностики его уровня.  В ходе исследований нашли несколько способов:

•        Агглютинация (собрать из частей целое, комбинирование несоединимых в повседневной жизни элементов)- широко используется искусстве, техническом изобретательстве, науке и сказках, пример : кентавр, человек-паук и т.д.;

•        Гиперболизация (увеличение или уменьшение объекта или отдельных его частей) - пример: Мальчик- Спальчик, Гуливер и т.д.

•        Схематизация (общие представления об объектах сливаются, различия – сглаживаются), пример: любой схематичный рисунок.

•        Типизация (воплощение в образах типичных черт для персонажа), пример: портрет врача, учителя.

•        Акцентирование (выделение, подчеркивания одной черты), пример: шарж, карикатура.

       Многие психологи считают, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Наверное потому, что развитие воображения и развитие рассудка очень расходятся в детском возрасте, и эта относительная самостоятельность детского воображения, его независимость от деятельности рассудка, является выражением не богатства, а бедности детских фантазий. Однако многие педагоги придерживаются других взглядов, и утверждают, что детское творчество совершенно.

   Творчество -сложный процесс, центром которого является воображение. Кроме этого творческая деятельность способствует развитию внимания памяти, восприятия, мышления.  Новый продукт, получаемый ребёнком, является для него субъективно новым. Но и объективные открытия сделанные в процессе творчества так же обогащают воображение, знания, опыт и интересы ребенка. Поэтому воображение очень значимо не только для успешной учёбы, т.к. она на 90 процентов состоит из новых открытий, но и для развития личности.

    Искусство делает жизнь богаче, ярче, полнее, радостнее. С дошкольного возраста и до средней школы дети занимаются творчеством независимо от личностных комплексов.  Старшие школьники более критично в оценке своего творчества, стесняются. Существуют периоды в развитии ребёнка, когда у ребёнка особенно ярко проявляется способность к развитию отдельных психических процессов, такие периоды называются «сензитивными». Умение воображать и применять его на практике одна из характеристик периода развития наших учеников.

     Воображение неразрывно связано с эмоциями. Богатая эмоциональная картина даёт возможность активно работать фантазии. Классическая форма подтверждения этого суждения у детей – игра.  Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. А с ней теряется живость и свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций и т.д. Таким образом воображение тесно связано с личностью, её развитием. А именно во время игры ребёнок обогащает личный опыт, через стимулирование эмоций, компенсируя недостаток ещё не пережитых ощущений, формируя ряд чувств, такие как смелость, справедливость и т.д. И вот именно воображение и фантазия являются основными функциями, обеспечивающими игру.

     Следующий «сензитивный» период – подростковый и юношество. Здесь особое значение и доминирование в воображении приобретает мечта. Ребёнок мечтает и моделирует своё вероятное будущее.

     Воображение в личностном плане важно и для взрослого. Те, кто сохранил во взрослом состоянии яркое воображение, отличаются талантливостью, их называют богато одаренными личностями.

      Эмоционально привлекательная деятельность (интерес) должна быть обязательным компонентом при планировании занятий изобразительным искусством. Я предлагаю использовать для реализации учебной программы использовать различные художественные техники.  Каждой новой теме нужно постараться найти особый, но максимально выразительный способ её реализации.  Например, это может быть:

•        печатанье или оттиск, процарапывание (листья, поролон и т.д.), (монотипия, гравюра на картоне, линогравюра и т.д.), (граттаж).

•        рисование необычными материалами и способами (палочкой, свечой и акварелью, мятой бумагой, песком (крупой).

•        Аппликация (коллажи) и т.д.

Главная цель действий учителя – это с помощью интересной деятельности  побудить ученика к созданию новых образов, выразительных, оригинальных композиций в своих работах.

     Для формирования способности у детей размышлять над образом,  фантазировать я предлагаю использовать на каждом занятии упражнения и  опыты  для  развития воображения:

•        Друдлы (схематичные рисунки – образы). На первых занятиях можно представить уже готовые рисунки, а чуть позже – предложить ребятам самим придумать такие рисунки, например, в качестве домашнего задания. Максимальное количество возможных вариантов.

• «Дай название». Используются карикатуры ил картины художников. Максимальное количество возможных вариантов.

• «Что изображено?» Для этих упражнений лучше подойдут работы В.В.Кандинского, П. Пикассо «Герника» и т.д. Максимальное количество возможных вариантов.

• «Норма воображения» (Опыт, доказывающий большую вероятность существования стандартности воображения).

• «Представь себе…» ( надо представить себе и нарисовать  изображение предмета с новой характеристикой, перенеся функцию с одного предмета на другой, не обладающий им. Например : ремень – змея, варежка – мышонок и т.д.)

•   «Угадай» ( Угадываем по форме пятна на листе бумаги, что это может быть. )

Упражнения – рисунки:

• «5 точек» (Произвольно поставленные 5 точек на листе бумаги одним учеником, должны быть преобразованы другим школьником в изображение человека, где на 2 точки опираются ноги человечка, 2 точки – его ладони, оставшаяся точка - макушка головы.)

•  «Ты – рисуешь, ты и угадывай»  ( Рисуем каракули, а потом стараемся найти в них очертание какого-либо предмета).

• «Придумывай!» (Из представленного набора предметов или геометрических фигур составить максимальное количество вариантов композиций).

•  «Нарисуй настроение».

• Рисуем под музыку  (На листе бумаги рисуем под музыку разноцветные фигуры, ассоциирующиеся с этой музыкой).

•   Рисунки с продолжением (На листе произвольно ставим красную точку – это начало рисунка, ученики по очереди ставят новые точки, соединяя их штрихами.  В итоге получается рисунок).

•  «Узнай картинку» ( Лист с круглым отверстием 2,5 см накрывает репродукцию  работы художника или рисунок. Передвигая верхний лист пытаемся определить, что изображено, и как называется картина.)

      Представленные упражнения можно применять на любых занятиях в художественной школе. Но их использование должно иметь систематический  характер. Необходимо продумать план мероприятий по развитию воображения у учащихся, сопоставив его с календарно-тематическим планом по предмету. Нужно учитывать , что для наших учеников  , в силу важности и значимости для них воображения, необходимо всячески помогать его развитию, и  использовать его доля оптимизации учебной деятельности.

      Развитие воображения  в этом периоде жизни происходит от прирождённой активности к активности преобразующей. Решающим  фактором здесь является потребность в новых впечатлениях и общение  со старшими, открывающими способы получения впечатлений.

     Богатое воображение  не является результатом прямого обучения.  Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребёнка и способностью воображения к саморазвитию.

      В итоге, замечу, что воображение – необходимая  и важная часть творческого процесса.  Развивать его можно и нужно. Ведь таким образом мы имеем дело с очень важными процессами развития личности  и   возраст наших учеников самый подходящий для этого . А большой ряд различных способов, приёмов дают  простор для развития собственного педагогического опыта преподавателя.

Используемая литература

1.     Л.С. Выготский «Воображение у ребёнка и подростка», из работы «Воображение и творчество в детском возрасте»,-Издательство  «Просвещение», Москва, 1991

2.     Л.С. Выготский «Развитие высших психических функций».- Издательство  «Просвещение», Москва, 1950.

3.     Л.С. Коршунова «Воображение и его роль в познании» , Москва, 1979.

4.     Л.Ю. Субботина «Развитие воображения у детей : Популярное пособие для родителей и педагогов».- Ярославль: Академия развития, 1996.

Используемая литература

1.     Л.С. Выготский «Воображение у ребёнка и подростка», из работы «Воображение и творчество в детском возрасте»,-Издательство  «Просвещение», Москва, 1991

2.     Л.С. Выготский «Развитие высших психических функций».- Издательство  «Просвещение», Москва, 1950.

3.     Л.С. Коршунова «Воображение и его роль в познании» , Москва, 1979.

4.     Л.Ю. Субботина «Развитие воображения у детей : Популярное пособие для родителей и педагогов».- Ярославль: Академия развития, 1996.