Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа по предмету "Композиция станковая" (срок реализации 5 лет)
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа по предмету "Композиция станковая" (срок реализации 5 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompozitsiya_stankovaya.docx | 74.79 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
г. ПОКАЧИ
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» | ||
Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО | ||
Программа | ||
по учебному предмету КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ ПО.01.УП.03. | ||
Покачи 2020 СОСТАВЛЕНА на основании федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись». (Утверждена Приказом министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 156) |
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план;
- Содержание разделов и тем. Годовые требования;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения;
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
- Дидактические материалы ;
VI. Список литературы и средств обучения
- Методическая литература;
- Учебная литература;
- Средства обучения.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств.
Содержание учебного предмета «Композиция станковая» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Композиция станковая» составляет 5 лет: при 8-летней программе — с 4 по 8 классы.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Продолжительность учебных занятий -36 недель, из которых 33 учебные недели- проведение аудиторных занятий, 3 недели – проведение промежуточного, итогового контроля (зачеты, контрольные работы, просмотры, экзамены, классные часы, консультации).
Общая трудоемкость учебного предмета «Композиция станковая» при 8-летнем сроке обучения составляет 924 часа. Из них: 363 часа – аудиторные занятия, 561 час - самостоятельная работа.
Срок освоения образовательной программы «Живопись» 8 лет
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации | Всего часов | |||||||||
Классы | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||
Полугодия | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
Аудиторные занятия (в часах) | 32 | 34 | 32 | 34 | 32 | 34 | 32 | 34 | 48 | 51 | 363 |
Самостоятельная работа (в часах) | 48 | 51 | 48 | 51 | 48 | 51 | 64 | 68 | 64 | 68 | 561 |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 80 | 85 | 80 | 85 | 80 | 85 | 96 | 102 | 112 | 119 | 924 |
Вид промежуточной аттестации по полугодиям и итоговая аттестация | зачет | экзамен | зачет | экзамен | зачет | экзамен | зачет | экзамен | зачет | Итоговая аттестация | |
* Продолжительность учебных занятий -36 недель, из которых 33 учебные недели- проведение аудиторных занятий, 3 недели – проведение промежуточного, итогового контроля (зачеты, контрольные работы, просмотры, экзамены, классные часы, консультации). |
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Композиция станковая» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Композиция станковая» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачами учебного предмета «Композиция станковая» являются:
- развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;
- последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;
- знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;
- изучение выразительных возможностей тона и цвета;
- развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;
- обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
- формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, в области архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, костюма.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по композиции станковой должна быть оснащена удобными столами, мольбертами, компьютером, интерактивной доской.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Композиция станковая» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.
Содержание программы включает следующие разделы и темы:
- основы композиции станковой
- цвет в композиции станковой
- сюжетная композиция
- декоративная композиция
- создание художественного образа в композиции
- графика
- итоговая работа
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | |||||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудитор-ные занятия | ||||||
1 год обучения (4 класс) Ι полугодие | ||||||||
Раздел 1. Основы композиции станковой | ||||||||
1.1. | Вводная беседа об основных законах и правилах композиции | урок | 5 | 3 | 2 | |||
1.2. | Равновесие основных элементов композиции в листе | урок | 5 | 3 | 2 | |||
Раздел 2. Цвет в композиции станковой | ||||||||
2.1. | Основные цвета, составные и дополнительные (комплиментарные, оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета | урок | 5 | 3 | 2 | |||
2.2. | Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс | урок | 20 | 12 | 8 | |||
Раздел 3. Сюжетная композиция | ||||||||
3.1. | Сюжетная композиция по литературному произведению. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Палитра в 2 тона | урок | 45 | 27 | 18 | |||
80 | 48 | 32 | ||||||
1 год обучения ΙI полугодие | ||||||||
3.2. | Ритм в композиции станковой | урок | 20 | 12 | 8 | |||
3.3. | Композиционный центр в композиции станковой | урок | 25 | 15 | 10 | |||
3.4. | Выразительные средства композиции станковой | урок | 40 | 24 | 16 | |||
85 | 51 | 34 | ||||||
2 год обучения (5 класс)Ι полугодие | ||||||||
Раздел 1. Цвет в композиции станковой | ||||||||
1.1. | Ограничение цветовой палитры в живописной композиции | урок | 40 | 24 | 16 | |||
Раздел 2. Сюжетная композиция | ||||||||
2.1. | Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции) | урок | 40 | 24 | 16 | |||
80 | 48 | 32 | ||||||
2 год обучения IΙ полугодие | ||||||||
Раздел 3. Декоративная композиция | ||||||||
3.1. | Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения. | урок | 10 | 6 | 4 | |||
3.2. | Трансформация и стилизация изображения | урок | 25 | 15 | 10 | |||
3.3. | Декоративная композиция натюрморта | урок | 25 | 15 | 10 | |||
3.4. | Стилизация изображения животных | урок | 25 | 15 | 10 | |||
85 | 51 | 34 | ||||||
3 год обучения (6 класс) Ι полугодие | ||||||||
Раздел 1. Сюжетная композиция | ||||||||
1.1. | Пейзаж, как жанр станковой композиции | урок | 30 | 24 | 16 | |||
Раздел 2. Цвет в композиции станковой | ||||||||
2.1. | Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей | урок | 30 | 24 | 16 | |||
80 | 48 | 32 | ||||||
3 год обучения IΙ полугодие | ||||||||
Раздел 3. Сюжетная композиция (исторический жанр) | ||||||||
3.1. | Исполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику | урок | 85 | 51 | 34 | |||
85 | 51 | 34 | ||||||
4 год обучения (7 класс)Ι полугодие | ||||||||
Раздел 1.Создание художественного образа в композиции | ||||||||
1.1. | Композиционная организация портрета | урок | 42 | 28 | 14 | |||
1.2. | Однофигурная композиция со стаффажем на заднем плане | урок | 54 | 36 | 18 | |||
96 | 64 | 32 | ||||||
4 год обучения ΙΙ полугодие | ||||||||
1.3. | Иллюстрации к литературным произведениям | урок | 102 | 68 | 34 | |||
102 | 68 | 34 | ||||||
5 год обучения (8 класс) Ι полугодие | ||||||||
Раздел 1. Графика | ||||||||
1.1. | Иллюстрация к классическим произведениям русской и мировой литературы с использованием орнамента | урок | 42 | 24 | 18 | |||
1.2. | Графический лист с визуальным эффектом Вариант 1. Иллюстрация Вариант 2. Архитектурные фантазии | урок | 42 | 24 | 18 | |||
Раздел 2. Сюжетная композиция | ||||||||
2.1. | Сюжетная композиция на конкурсную тему | урок | 28 | 16 | 12 | |||
112 | 64 | 48 | ||||||
5 год обучения ΙΙ полугодие | ||||||||
Раздел 3. Итоговая работа | ||||||||
3.1. | Выполнение итоговой работы: Вариант 1. Книжная графика. Многофигурная композиция (3-4 фигуры). Вариант 2. Сюжетная композиция. Многофигурная композиция (конкурсные задания). Вариант 3. Декоративный натюрморт | урок | 119 | 68 | 51 | |||
119 | 68 | 51 |
В данном учебном плане предлагается вариант итоговой работы (итоговая аттестация) при 5-летнем сроке реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись».
Содержание разделов и тем. Годовые требования
1 год обучения (4 класс) Ι полугодие |
Раздел 1. Основы композиции станковой
1.1. Вводная беседа об основных законах и правилах композиции, о решающей роли композиции в изобразительном искусстве. Демонстрация репродукций произведений великих художников.
Цель: знакомство с понятиями «композиция», «жанры в композиции».
Задача: знакомство с программой по станковой композиции, материалами и техниками, применяемыми при создании композиций.
Самостоятельная работа: просмотр репродукций и видеоматериалов в школьной библиотеке.
1.2. Равновесие основных элементов композиции в листе.
Цель: определение понятий «решение листа как единого целого» и «изображение на картинной плоскости».
Задача: знакомство с форматом как с рабочей плоскостью художника, выбор формата в зависимости от замысла.
Предлагаемые аудиторные задания: исполнение сюжетной композиции на заданную тему («Мои друзья», «Летние игры» и т.п.).
Задание для самостоятельной работы: зарисовки по памяти учащимися летних впечатлений.
Раздел 2. Цвет в композиции станковой
2.1. Основные цвета, составные и дополнительные (комплиментарные, оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета.
Цель: знакомство с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета; эмоциональная характеристика цвета.
Задача: знакомство с техникой работы гуашью как кроющей краской, приобретение навыка смешивания колеров.
Предлагаемое аудиторное задание: создание цветовых растяжек холодной гаммы:
- чистый цвет + белила;
- чистый цвет + черная краска;
- чистый цвет + белила + черная краска.
Задание для самостоятельной работы: создание цветовых растяжек теплой гаммы:
- чистый цвет + белила;
- чистый цвет + черная краска;
- чистый цвет + белила + черная краска.
2.2. Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс.
Цель: изучение понятий «контраст цвета по теплохолодности», «контраст форм», «силуэт», приобретение умения определять главное и второстепенное в работе.
Задача: усвоение опыта компоновки элементов композиции, приобретение навыков работы гуашью, создание гармоничного по цвету листа, визуальной уравновешенности элементов композиции.
Предлагаемые аудиторные задания:
- этюд по впечатлению «Осенние листья на асфальте»
- этюд по воображению «Деревья осенью».
Задания для самостоятельной работы: создание цветовых выкрасок в теплой и холодной цветовой гамме, цветовые эскизы образов деревьев.
Раздел 3. Сюжетная композиция
3.1. Сюжетная композиция по литературному произведению. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Палитра в 2 тона.
Цель: знакомство с созданием сюжетной композиции в ахроматической гамме по опыту старых мастеров, целостное композиционное решение на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат).
Задача: приобретение опыта исполнения композиции с использованием силуэтных изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа и интерьера.
Предлагаемое аудиторное задание: выполнение композиции на тему русских сказок (или конкурсная тема). Ахроматическая гамма.
Задания для самостоятельной работы: наброски кистью и тушью фигур людей и животных с натуры и по воображению.
1 год обучения ΙI полугодие |
- Ритм в композиции станковой. Изучение понятия композиционного ритма.
Цель: приобретение знаний и умений по решению композиции листа на основе ритмических конструкций. Изучение возможностей создания динамичной и статичной композиции.
Задача: навыки применения ритмической связи линий и форм в композиции.
Предлагаемое аудиторное задание:
а) изучение опыта старых мастеров в проявлении ритма: Джотто «Франциск отрекается от отца», «Кончина св. Франциска» (капелла Барди, Санта Кроче), Боттичелли «Оплакивание» (Милан), «Весна» (Уффици), Питер Брейгель «Охотники на снегу».
б) создание творческой композиции на темы по выбору: «Зимний лес», «Метель», «Карнавал».
Задание для самостоятельной работы: сбор подготовительного материала по заданной теме. Наброски и зарисовки деревьев, веток, морозных узоров, людей в движении.
3.3. Композиционный центр в композиции станковой.
Цель: знания о единстве и подчинении элементов замыслу автора через правильную композиционную схему.
Задача: знакомство с различными методами выделения композиционного центра в станковой композиции, создание единой и целостной композиции на основе соподчиненности и гармонии.
Предлагаемое аудиторное задание: иллюстрация к литературному произведению: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (или другие сказки Пушкина). Несложный сюжет с двумя-тремя фигурами, двухплановое пространство, работа с ограниченным количеством цветов.
Задание для самостоятельной работы: выполнение трех эскизов к сказке, где каждый из трех персонажей становится главным. Зарисовки русского костюма (мужского и женского), русского орнамента.
3.4. Выразительные средства композиции станковой.
Цель: приобретение знаний о выразительных средствах композиции (линия, пятно, цвет, светотень, фактура); изучение понятий «планы», «пространство», «ритм», «масштаб», «соразмерность элементов», «пропорции тона» и «состояние в пейзаже».
Задача: совершенствование навыков решения листа как единого целого произведения с композиционным центром и второстепенными элементами, закрепление понятий «контраст» и «нюанс».
Предлагаемые аудиторные задания:
а) выполнение графического листа на тему «Пейзаж» (деревенский или городской), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа;
б) выполнение живописной композиции на тему «Пейзаж» (деревенский или городской), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа;
Задание для самостоятельной работы: выполнение композиционных поисков на заданные темы, изучение графических материалов и техник через систему упражнений, заданных преподавателем. Самостоятельный подбор цветовой шкалы к заданиям по живописной композиции.
2 год обучения (5класс) Ι полугодие |
Раздел 1. Цвет в композиции станковой
1.1. Ограничение цветовой палитры в живописной композиции.
Цель: закрепление понятий «целостность композиции», «виды и формы ритма», «выделение главного», «пропорции тона», «состояние».
Задача: овладение способами передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета, методики поэтапного ведения работы.
Предлагаемое аудиторное задание: выполнение композиционного пейзажа со стаффажем (городской мотив) в три тона с введением одного из основных цветов (желтого, красного или синего) с применением разбела и затемнения соответственно белой и черной красками. Двух- или трехплановое пространство.
Задание для самостоятельной работы: создание шкалы изменения цвета по насыщенности и светлоте. Самостоятельный анализ произведений великих художников.
Раздел 2. Сюжетная композиция
2.1. Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции).
Цель: изучение построения многофигурной композиции по замкнутой схеме и разомкнутой схеме на примерах произведений великих мастеров (Тинторетто «Тайная вечеря», И.Е. Репин «Не ждали», А.А. Дейнека, Г.С. Верейский, Е.С. Кругликова и других). Знакомство с понятием «цезура» в пространственном построении двухфигурной композиции на примере произведений Эль Греко «Св. Андрей и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел», Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея».
Задача: приобретение практических навыков при построении двухфигурной композиции, создание определенного эмоционального состояния с помощью цветовой палитры и положения фигур друг относительно друга.
Предлагаемое аудиторное задание: Иллюстрация к литературному произведению (или конкурсная тема).
Задание для самостоятельной работы: выполнение зарисовок двух фигур для изучения их пластического и ритмического взаимодействия; выполнение композиционных эскизных поисков с целью определения лучших вариантов.
2 год обучения ΙΙ полугодие |
Раздел 3. Декоративная композиция
3.1. Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения.
Цель: изучение общих принципов создания декоративной композиции.
Задача: навыки перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета.
Предлагаемое аудиторное задание: создание плоскостного изображения предмета, монохром:
рисунок с натуры предмета (чайник, кувшин и т.п.), определение «большой тени»;
изображение силуэта этого предмета.
Задание для самостоятельной работы: выполнение силуэтного изображения предметов быта в наиболее выразительном ракурсе.
3.2. Трансформация и стилизация изображения.
Цель: формирование умения создавать новый орнаментальный образ предмета с целью организации интересного ритмического порядка.
Задача: синтез новой формы на основе ее первоначальных характеристик.
Предлагаемое аудиторное задание: трансформация формы трех предметов (лампы, чайника, кувшина) при помощи изменения пропорций:
- уменьшение ширины в два раза;
- увеличение ширины в два раза;
- изменение пропорций внутри предмета (пропорции горлышка, туловища предмета).
Задание для самостоятельной работы: поиск интересных, выразительных форм предметов, контрастных между собой по форме и величине.
3.3. Декоративная композиция натюрморта.
Цель: изучение графических выразительных средств, создающих форму.
Задача: умение использовать ограниченность графических средств для силуэтного обобщения формы в декоративном этюдировании.
Предлагаемое аудиторное задание: создание эскизов натюрморта при пятновой трактовке форм:
- натюрморт с натуры с выявлением объема при изучении «большой тени» и «большого света»;
- вариант «черно-белое изображение»;
- вариант «черно-серо-белое изображение».
Задание для самостоятельной работы: эскиз натюрморта с пятновой трактовкой композиции, где все внимание обращается на фактуру.
3.4. Стилизация изображения животных.
Цель: изучение зооморфных мотивов в орнаментальном творчестве.
Задача: приобретение опыта в создании орнаментальных мотивов.
Предлагаемое аудиторное задание:
- Копирование зооморфных мотивов в искусстве орнамента:
а) древнеиранские мотивы;
б) готические мотивы;
в) стиль эпохи Возрождения.
2. Создание орнаментальных композиций с изображением зверей в выбранном стиле.
Задание для самостоятельной работы: создать орнаментальные композиции с животными «подводного мира» в стиле Модерн.
3 год обучения (6 класс) Ι полугодие |
Раздел 1. Сюжетная композиция
1.1. Пейзаж, как жанр станковой композиции.
Цель: закрепление понятий «неделимость композиции», «пропорции тона», «эмоциональное состояние», «выделение главного».
Задача: умение использовать пленэрные зарисовки и этюды в композиции пейзажа.
Предлагаемое аудиторное задание: пейзаж в графической технике, деревенский или городской, передача неглубокого трехпланового пространства, с учетом перспективных построений, соблюдением масштаба.
Задание для самостоятельной работы: копирование путевых зарисовок великих мастеров пейзажа: В. Ван Гога, А.П. Остоумовой-Лебедевой, Н.Н. Куприянова, О.Г. Верейского, А.В. Кокорина.
Раздел 2. Цвет в композиции станковой
2.1. Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей.
Цель: изучение на практическом применении понятий «цветовой контраст», «цветовая гармония», «родственно-контрастная группа цветов».
Задача: изучение возможностей подчинения цветотонального решения композиции замыслу, поиск эмоционально выразительного решения композиции и выделение композиционного центра цветом.
Предлагаемое аудиторное задание: создание живописной композиции с использованием родственно-контрастной группы цветов, несложный сюжет с двумя-тремя фигурами людей, двухплановое пространство на темы: «Школа», «Магазин», «Друзья» или конкурсная.
Задание для самостоятельной работы: исполнение композиционных зарисовок и этюдов интерьера с фигурами людей с различным цветотональным решением.
3 год обучения ΙI полугодие |
Раздел 3. Сюжетная композиция (исторический жанр)
3.1. Исполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику.
Цель: изучение возможностей создания композиции способами:
- совмещение разновременных событий;
- совмещение переднего и дальнего планов (наплывы);
- сочетание разнонаправленного движения;
- совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах (наслаивание).
Задача: укрепление навыков отбора материала для развития темы композиции, приобретение опыта работы над серией композиций, связанных общностью темы, формата, техники, стилистики исполнения; изучение роли детали в утверждении достоверности изображения.
Предлагаемое аудиторное задание:
- Выполнение композиционных зарисовок групп людей с натуры при различном освещении.
- Выбор темы и сюжета для разработки композиции.
- Исполнение мини-серии в материале.
Задание для самостоятельной работы: копирование произведений мастеров с целью выявления композиционных схем.
4 год обучения (7 класс) Ι полугодие |
Раздел 1. Создание художественного образа в композиции
- 1.1. Композиционная организация портрета.
Цель: изучение портретного жанра, схемы построения костюмированного портрета и его видов – аллегорического, мифологического, исторического, семейного, жанрового.
Задача: передача изобразительными средствами визуальных характеристик литературного персонажа, эпохи, среды, в которой он жил, через костюм, предметы быта, интерьера. Выявление характера. Психология образа. Выразительность. Сходство. Соотношение человеческой фигуры и пространства.
Предлагаемое аудиторное задание: живописная композиция - портрет литературного героя из русской классики: А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Станционный смотритель»; А.П.Чехов «Хамелеон», И.С. Тургенев «Бирюк», «Хорь и Калиныч» и др.
Задание для самостоятельной работы: анализ работ великих художников (композиционные схемы), наброски и зарисовки костюмов, интерьеров, фигуры человека, головы человека.
1.2. Однофигурная композиция со стаффажем на заднем плане.
Цель: изучение способов создания оригинальной творческой композиции в определенной методической последовательности.
Задача: создание графической композиции в материале с соблюдением всех подготовительных этапов работы. Выбор точки зрения и источника освещения. Свет как выразительное средство композиции.
Предлагаемое аудиторное задание: создание автопортрета в определенном историческом костюмированном образе со стаффажем на заднем плане.
Задание для самостоятельной работы: зарисовки автопортрета, выбор образа, упражнение на выбор техники исполнения.
4 год обучения ΙI полугодие |
1.3. Иллюстрации к литературным произведениям.
Цель: закрепление понятий: «целостность цветового решения», «направление основного движения в композиции», «пространство и цвет», «пространство и тон», «композиционная схема», применение основных правил и законов станковой композиции.
Задача: умение выявлять характер персонажа, психологию образа персонажа, добиваться выразительности композиции, соотношения человеческой фигуры и пространства. Работа в выбранной технике.
Предлагаемое аудиторное задание:
- Анализ произведений великих мастеров с целью выявления композиционной схемы картины («золотое сечение», «соотношение больших масс», «композиционный центр»).
- Создание творческой композиции по мотивам произведений зарубежных писателей-классиков.
Задание для самостоятельной работы: композиционные зарисовки интерьеров, костюмов, предметов быта, образов персонажей в соответствии с выбранной темой.
5 год обучения (8 класс) Ι полугодие |
Раздел 1. Графика
1.1. Иллюстрация к классическим произведениям русской и мировой литературы с использованием орнамента.
Цель: создание композиции с учетом технических и композиционных особенностей книжной графики.
Задача: нестандартное решение композиции. Умение использовать орнамент как одну из главных составляющих книжной иллюстрации. Изучение материальной культуры различных времен и стран.
Предлагаемое аудиторное задание: разработка графического, цветового решения орнамента и композиции листа в целом. Выполнение композиции с включенным в нее орнаментом в заданном формате.
Задание для самостоятельной работы: сбор подготовительного материала. Изучение материальной культуры времен и стран.
1.2. Графический лист с визуальным эффектом.
Вариант 1. Иллюстрация.
Цель: создание композиции с учетом технических и композиционных особенностей книжной графики: параметры страницы и ее заполнение, взаимодействие чистого пространства листа и изображения.
Задача: умение применять оригинальный визуальный эффект, помогающий восприятию литературного произведения.
Предлагаемое аудиторное задание: выполнение иллюстрации с разработкой схемы визуального эффекта, трансформирующего форму и вписывающегося в композицию графического листа.
Задание для самостоятельной работы: отбор самого выразительного эпизода литературного произведения для наиболее полного раскрытия его через визуальный эффект. Изучение соответствующей материальной культуры.
Вариант 2. Архитектурная фантазия.
Цель: создание графической конструктивно-пространственной композиции с архитектурными элементами.
Задача: умение создавать визуальный эффект, трансформирующий архитектурные формы на примерах творчества Джованни Батиста Пиранези.
Предлагаемое аудиторное задание: выполнение графического листа с разработкой визуального эффекта. Пространственно-плановое решение композиции.
Задание для самостоятельной работы: изучение архитектурных стилей. Знакомство с современными тенденциями в архитектуре.
Раздел 2. Сюжетная композиция
2.1. Выполнение сюжетной композиции на конкурсную тему.
Цель: создание многофигурной композиции на заданную конкурсную тему.
Задача: Умение создавать композицию с учетом законов композиции. Пространственно-плановое, тональное и цветовое решение.
Предлагаемое аудиторное задание: выполнение грамотно организованной, технически законченной композиции.
Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала. Подготовительные наброски и этюды.
5 год обучения ΙI полугодие |
3 раздел. Итоговая работа
3.1. Выполнение итоговой работы:
Вариант 1. Книжная графика. Многофигурная композиция (3-4 фигуры).
Вариант 2. Сюжетная композиция. Многофигурная композиция (конкурсные задания).
Вариант 3. Декоративный натюрморт.
Цели и задачи: Итоговая композиция как работа, максимально выявляющая способности, наклонности и умение ученика: его подготовленность к самостоятельному творческому мышлению и умению реализовывать свои замыслы.
Закрепление понятий и применение основных правил и законов станковой многофигурной тематической композиции.
Предлагаемое аудиторное задание:
Вариант 1. Пространственно-плановое тональное и цветовое решение композиции, выбор формата.
Вариант 2. Выполнение композиции с учетом композиционных законов на заданную тему и в выбранном формате; целостность композиционного решения.
Вариант 3. Тональное решение эскизов натюрморта. Цветовое решение эскизов натюрморта в теплой, холодной и смешанной цветовой гамме. Отрисовка картона и выполнение работы в формате согласно разработанному эскизу.
Задание для самостоятельной работы:
Вариант 1. Изучение исторического костюма и материальной культуры.
Вариант 2. Сбор подготовительного материала, пространственно-плановое, тональное и цветовое решение.
Вариант 3. Тематический подбор предметов для декоративного натюрморта, натурные зарисовки предметов и их графическая стилизация.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Композиция станковая» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;
- умение использовать средства живописи и графики, их изобразительно-выразительные возможности;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
- навыки работы по композиции.
Требования к уровню подготовки обучающихся
на различных этапах обучения
1 год обучения
- знания:
- понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
- тональной, цветовой, линейной композиции;
- о движении в композиции;
- о ритме в станковой композиции;
- о контрастах и нюансах;
- умения:
- уравновешивать основные элементы в листе;
- четко выделять композиционный центр;
- собирать материал в работе над сюжетной композицией;
- навыки:
- владения техниками работы гуашью, аппликации, графическими техниками;
- поэтапной работы над сюжетной композицией;
- анализировать схемы построения композиций великими художниками.
2 год обучения
- знания:
- понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
- о развитии пластической идеи в пространственной композиции;
- о трехмерном пространстве,
- о перспективе (линейной и воздушной);
- о плановости изображения;
- о точке зрения (горизонт);
- о создании декоративной композиции;
- умения:
- передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета;
- последовательно поэтапно работать над сюжетной композицией;
- работать над индивидуальной трактовкой персонажей;
- передавать стилистику, историческую достоверность деталей;
- трансформировать и стилизовать заданную форму;
- навыки:
- перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета;
- анализировать схемы построения композиций великих художников;
- работы с ограниченной палитрой, составление колеров;
- создания орнаментальной композиции из стилизованных мотивов.
3 год обучения
- знания:
- о пропорциях, об основах перспективы;
- о символическом значении цвета в композиции;
- о влиянии цвета и тона на формирование пространства условной картинной плоскости;
- об эмоциональной выразительности и цельности композиции;
- умения:
- ориентироваться в общепринятой терминологии;
- доводить свою работу до известной степени законченности;
- обрабатывать поверхность листа, передавать характер движения людей и животных;
- собирать дополнительный материал для создания композиции;
- навыки:
- разработки сюжета;
- использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции;
- приобретение опыта работы над серией композиций.
4 год обучения
- знания:
- применения основных правил и законов станковой композиции;
- основных пропорций фигуры человека;
- соразмерности фигур человека, животного и частей интерьера;
- умения:
- выполнения живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы, включая работу с историческим материалом;
- организации структуры композиции с помощью применения; несложных композиционных схем;
- навыки:
- создания эмоциональной выразительности листа и подчинения всех элементов композиции основному замыслу;
- правильной организации композиционных и смысловых центров;
- создания целостности цветотонального решения листа.
5 год обучения
- знания:
- законов композиции и схем композиционного построения листа;
- о плановости, перспективном построении пространства;
- о стилизации форм;
- умения:
- самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над сюжетной композицией с соблюдением всех подготовительных этапов, включая работу с историческим материалом;
- самостоятельно тонально выдержанно и колористически грамотно решить плоскость листа;
- самостоятельно выразить идею композиции с помощью графических средств – линии, пятна;
- самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой;
- навыки:
- работы различными живописными и графическими техниками;
- самостоятельного изучения материальной культуры;
- применения визуальных эффектов в композиции;
- создания графической конструктивно-пространственной композиции с архитектурными элементами.
- ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
- зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
- экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью образовательного учреждения. Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий.
Итоговая аттестация в форме итогового просмотра-выставки проводится:
- при сроке освоения образовательной программы «Живопись» 8 лет – в 8 классе,
Итоговая работа предполагает создание серии, связанной единством замысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, литературой.
Тему итоговой работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности реализовать выбранную идею в серии листов (не менее трех), связанных единством замысла и воплощения.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ.
Итоговая работа может быть выполнена в любой технике живописи и графике. Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса.
Этапы работы:
- поиски темы, выстраивание концепции серии; сбор и обработка материала; зарисовки, эскизы, этюды;
- поиски графических и живописных решений, как отдельных листов серии, так и всей серии в целом;
- сдача итоговых листов и завершение всей работы в конце учебного года;
- выставка и обсуждение итоговых работ.
Критерии оценок
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.
4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по композиции следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам задания.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения композиции станковой:
- Обзорная беседа о предлагаемых темах.
- Выбор сюжета и техники исполнения.
- Сбор подготовительного изобразительного материала и изучение материальной культуры.
- Тональные форэскизы.
- Упражнения по цветоведению, по законам композиции, по техникам исполнения.
- Варианты тонально-композиционных эскизов.
- Варианты цветотональных эскизов.
- Выполнение картона.
- Выполнение работы на формате в материале.
Работа над сюжетной композицией ведется, в основном, за пределами учебных аудиторных занятий, ввиду небольшого количества аудиторных часов, отведенных на предмет «Композиция станковая». Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание форэскизов, цветовых и тональных эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником.
Итогом каждого из двух полугодий должна стать, как минимум, одна законченная композиция в цвете или графическая, может быть и серия цветовых или графических листов. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
Педагог должен помочь детям выбрать тему итоговой работы. При всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данному ученику.
После выбора основной темы и ее графического подтверждения начинается индивидуальная работа с каждым обучающимся. Это и поиски решений, и, если нужно, обращение к справочному материалу, литературе по искусству. Полезно делать зарисовки, эскизы, этюды, даже копии с произведений мастеров, выстраивая графический ряд, затем, если итоговая работа задумана в цвете, - ее колористическое решение.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельные работы по композиции просматриваются преподавателем еженедельно. Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор материала, эскиз, картон, итоговая работа. Необходимо дать возможность ученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления его творческой индивидуальности.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Дидактически материалы
Для успешного результата в освоении программы по композиции станковой необходимы следующие учебно-методические пособия:
- таблица по цветоведению;
- таблицы по этапам работы над графической и живописной композицией;
- наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам;
- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;
работы учащихся из методического фонда школы;
- таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции;
- интернет-ресурсы;
- презентационные материалы по тематике разделов.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической литературы
- Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004
- Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981
- Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002
- Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983
- Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие, М., 1974
- Претте М.К., Капальдо Альфонсо. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. М., 1981
- Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. Станковая композиция. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003
- Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2008
- Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М., Книга, 1990
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977
- Вейль Герман. Симметрия. М., 1968
- Даниэль С.М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 1984
- Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. «Вопросы философии» №10, 1966
- Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство, 1986
- Алямовская А.Н., Лазурский В.В. //Сборник «Искусство книги» №7, 1971
- Искусство шрифта: работы московских художников книги 1959-1974. М., 1977
- Ровенский М.Г. Отечественные шрифты //Полиграфист и издатель №4, 1995
- Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт (вопросы теории и практики применения). М., 1985
Список учебной литературы
1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004
2. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008
3. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005
4. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002
5. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006
6. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996
7. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. М.: Конец века, 1997
8. Барышников А.П. Перспектива, М., 1955
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.