Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма художественной направленности «Чудеса»
Программа по дополнительному образованию детей объединения «Чудеса рисования», является программой художественной направленности направлена на формирование у обучающегося стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, желание красиво и интересно одеваться.
Программа «Чудеса» предназначена для введения обучающихся в мир изобразительного искусства. В ней предусмотрено знакомство с основами графики, живописи, основными техниками, жанрами. Обучающиеся осваивают основы изобразительной деятельности: владение кистью и карандашом, постановка рук, умение сопоставлять размеры. Обучающиеся изучают правила безопасного поведения и безопасности труда, основные технические приемы живописи, графики, выбранных направлений декоративно-прикладного творчества. На этой ступени обучающиеся приобретают первый позитивный опыт художественного творчества. Постепенно от освоения приемов происходит переход к отражению окружающего ребенка мира в творческом продукте.
Содержание программы диктуется задачами духовно – нравственного, интеллектуального развития, т.е. задачами формирования всего, что объединяется понятием «мир человека». В основе программы лежит инновационная деятельность, творчество и живое взаимодействие педагога и детей, развивающееся по нормам общения и сотрудничества.
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой дети создают новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.
Программа опирается на следующие педагогические принципы:
-принцип поэтапного углубления знаний - усложнение учебного материалаот простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий;
-принцип комплексного развития - взаимосвязь разделов программы;
-принцип творчества - предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности;
-принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы;
-принцип доступности обучения - учет возрастных и индивидуальныхê особенностей.
Обучение включает в себя метапредметность, использование материалов, знаний связанных со школьной программой.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса» модифицированная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_s_titulnym.docx | 319.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка.
2.Содержание программы.
2.1 Цель, задачи, ожидаемые результаты (Iмодуль).
2.1.2 Содержание программ(I модуль).
2.1.3 Цель, задачи, ожидаемые результаты (IIмодуль).
2.1.4 Содержание программ(IIмодуль).
3.Комплекс организационно – педагогический условий
3.1. Календарный учебный график.
3.2 Условия реализации программы.
3.3 Формы аттестации
3.4 Механизм контроля за реализацией программы.
3.5 Методические материалы
4 Список литературы.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Программа по дополнительному образованию детей объединения «Чудеса рисования», является программой художественной направленности направлена на формирование у обучающегося стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, желание красиво и интересно одеваться.
Программа «Чудеса» предназначена для введения обучающихся в мир изобразительного искусства. В ней предусмотрено знакомство с основами графики, живописи, основными техниками, жанрами. Обучающиеся осваивают основы изобразительной деятельности: владение кистью и карандашом, постановка рук, умение сопоставлять размеры. Обучающиеся изучают правила безопасного поведения и безопасности труда, основные технические приемы живописи, графики, выбранных направлений декоративно-прикладного творчества. На этой ступени обучающиеся приобретают первый позитивный опыт художественного творчества. Постепенно от освоения приемов происходит переход к отражению окружающего ребенка мира в творческом продукте.
Содержание программы диктуется задачами духовно – нравственного, интеллектуального развития, т.е. задачами формирования всего, что объединяется понятием «мир человека». В основе программы лежит инновационная деятельность, творчество и живое взаимодействие педагога и детей, развивающееся по нормам общения и сотрудничества.
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой дети создают новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.
Программа опирается на следующие педагогические принципы:
-принцип поэтапного углубления знаний - усложнение учебного материалаот простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий;
-принцип комплексного развития - взаимосвязь разделов программы;
-принцип творчества - предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности;
-принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы;
-принцип доступности обучения - учет возрастных и индивидуальных⎢ особенностей.
Обучение включает в себя метапредметность, использование материалов, знаний связанных со школьной программой.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса» модифицированная
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Настоящая программасоставлена в рамках действующей нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность образовательного учреждения:
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки от 09. 11. 2018 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)»;
- Письмо Минобрнауки № ВК-641/09 от 29.03.2016 «О направлении методических рекомендаций (методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ)»;
- Приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 30.08.2019 г. № 1283 «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» в Алтайском крае;
- Устав МБУДО ЦДТ г. Алейска.
Направленность ДООП« Чудеса»- художественная.
Уровень освоения содержания программы: стартовый
Актуальность ДООП«Чудеса»:
Художественное воспитание является важнейшим фактором всестороннего и гармоничного развития детей и подростков. Оно подразумевает систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее.
Тем не менее, современные дети зачастую предоставлены телевизору, компьютеру, телефону, они как губки впитывают все, что видят на экране и воспитываются на «американском шаблонном искусстве», их фантазия загнана в рамки этих шаблонов. Одна из задач программы – расширить эти рамки путем приобщения детей к удивительному миру искусства. В этом заключается актуальность данной программы.
Адресат ДООП:Данная программа рассчитана на детей возраста - 7-11 лет.
Набор в объединение осуществляется по принципу добровольности, без отбора.
.Особенности организации образовательной деятельности:
Программа составлена с учетом возвратных особенностей детей, и индивидуального подхода к каждому учащемуся
Наполняемость в группах составляет: 8 – 10 человек. Методика организации работы творческого объединения основывается на принципах дидактики, систематичности, последовательности, доступности. Программа занятий составляется с учетом склонности и интересов каждого возраста. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого обучающегося, и возможности объединения (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями). Учитывая способности обучающихся, педагог дает им такие задания, чтобы каждый мог выступить в роли организатора интересного дела, творческого проекта. Задания, предлагаемые каждой возрастной группе, в зависимости от ситуации можно варьировать, переставлять местами, уменьшая или увеличивая время на их выполнение. Педагог вправе предлагать другие аналогичные темы, органично входящие в русло программы. Программа не только не должна ограничивать педагога в его творческих поисках, но, наоборот, служить определённым стимулом к ним.
Процесс обучения в объединении строится на неразрывной связи всех элементов изобразительного языка: рисунка, живописи, композиции, беседы по изобразительному искусству. На практических занятиях обучающиеся учатся пользоваться инструментами материалами, получают умения и закрепляют навыки, развивают творческие способности.
Важным элементом работы объединения является участие обучающихся в различных выставках и конкурсах, что позволяет им сравнивать свои работы с другими и даёт толчок к творческому развитию.
Срок реализации, объем программы: программа стартового уровня рассчитана на 1 год обучения, 136 часов.
Форма обучения:основной формой обучения в объединении является очное занятие, так же возможно – заочное, очно-заочное занятие.
Формы проведения занятий:комбинированные
Режим занятий: Занятия с детьми проводятся в определенные дни недели, согласовано расписанию.
Занятия проводятся в светлом просторном помещении, где имеются места для хранения детских работ, необходимое оборудование, литература. В зависимости от конкретных условий и творческих интересов детей, педагог самостоятельно варьирует количеством часов на освоение той или иной темы.
Занятия проводятся 2 раза внеделю. 4 часа в неделю по 2 учебных часа. Учебный час составляет - 45 минут. Между учебными часами предусмотрен 10 минутный перерыв.
Таблица 1.
Режим занятий
Предмет «Чудеса » | Почасовка | |
Стартовый | Первый модуль | 2раз в неделю по 2 часа 62часа из них 9 часов практических и 53 теоретических |
Второй модуль | 2раз в неделю по 2 часа 74 часов из них 13 часов практических и 61 теоретических |
Цель программы:
Цель стартового уровня освоения содержания программы: воспитать активную творческую личность, приобщить через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение
.Основными задачами программы « Чудеса » являются:
Обучающие задачи:
–освоить практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
- обучить грамотной работе с различными художественными материалами и инструментами;
Развивающие задачи:
-создать условия к саморазвитию учащихся;
-содействие развитию у детей способностей к творчеству;
-развить представления и расширение кругозора;
-пробудить любознательность и интерес к устройству швейных машинок;
Воспитательные задачи:
- сформировать эмоционально-ценностное отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта;
2. Содержание программы
2.1 Цель, задачи, ожидаемые результаты( 1 год обучения, первый модуль)
Цель:формирование системы знаний и умений в области живописи и графики, необходимой для выбора обучающимися ценностей собственной жизнедеятельности и их профессиональной ориентации.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать системы знаний в области живописи и графики; •
- сформировать умения передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров; •
-обучение владению гуашевыми, акварельными красками, графическими материалами.
-сформировать ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
Сформировать знания основы светотени (свет, тень, полутон, падающая тень, блик)
- • передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров. Обучающийся должен приобрести навык: • создания своего оригинального продукта.
Развивающие:
- развить интереса к живописи;
-развитие интереса к первым творческим успехам товарищей; •
-развить у обучающихся познавательного интереса к данному виду деятельности.
Воспитательные
- воспитать трудолюбие, усидчивость, целеустремленность и аккуратность при выполнении работы;
Ожидаемые результаты:
Таблица 1.2.
Ожидаемые результаты(1 год обучения, первый модуль)
Знать |
|
Уметь |
|
Владеть |
|
2.1.2 Содержание программы «Чудеса»
(1 год обучения, первый модуль)
Таблица 2.1
Учебный план
№ п/п№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Беседа, анкетирование, игра на знакомство | |
1 | Раздел 1 «Рисунок» | 12 | 2 | 10 | Опрос Практическая работа |
2 | Раздел 2 «Живопись » | 24 | 2 | 22 | Зачет, изготовление работ с использованием пуговиц, молний |
3 | Раздел 3 «Композиция. Решение творческих задач по темам» | 24 | 2 | 22 | Зачет, таблица размерных признаков. |
Итого: | 62 | 7 | 53 |
Содержание программы
Вводное занятие
Теория: Вводный инструктаж, ТБ.,знакомство с правилами поведения на занятиях и в Центре. Беседа о содержании работы объединения на учебный год.
Презентация объединения для учащихся и родителей (планы работы и отдыха, правила техники безопасности и гигиены труда, современные направления молодежной моды).
Практика:Игра на знакомствоОрганизация рабочего места. Знакомство с обучающими, через анкетирование.
Раздел 1 « Рисунок»
Теория:Знакомство с графическими материалами (карандаш, уголь), выразительными средствами графики (точка, пятно, линия, штрих). Изучение понятия «светотень», штриховка .
Практика: Отработка навыков штриховки. Рисование с натуры простейших геометрических форм (куб, шар). Отработка умения наложить «штрих по форме». Наброски с натуры, пленэр. Формы контроля: практическая работа, творческая работа.
.Раздел 2: «Живопись»
. Теория .: Знакомство с художественными материалами (акварель, гуашь, кисти, фломастеры, карандаши, бумага). Понятие о цветовом круге. Просмотр мультфильма «Краски». Основные цвета, составные. Теплые, холодные цвета. Звонки, глухие. Изучение цветовых нюансов. Понятие контрастные цвета, сближенные. Знакомство с основными жанрами. Пейзаж, портрет натюрморт. Изучение техники визирования.
Практика.: Выполнение творческих работ и упражнений для формирования и закрепления навыков работы акварелью, гуашью кисточками разной толщины и формы по таким темам, как: «Палитра осени», «Палитра зимы», «Палитра весны». Тестирование умения смешивать краски. Отработка умения отобразить на бумаге реальные предметы (форма, пропорции, цвет). Формы контроля: опрос, практическая работа, творческая работа.
Раздел 3 « Композиция. Решение творческих задач по темам»
Теория:Закрепление понятий композиция, равновесие, симметрия и асимметрия. Понятие форма.
Практика: Выполнение заданий в разных техниках и разными материалами (карандаш, фломастеры, акварель, гуашь) по темам:«Путешествие в сказку», «Царица Осень» (Умение заполнить лист разнообразными персонажами, развитие наблюдательности, умение графически решать лист). Композиции на тему «Новогодняя елка», «Новогодние шары», «Символ года» и т. п.«Снегири», «Мои, любимые животные» (умение графически решать лист, яркое, выразительное цветовое решение.). «Таинственный космос», «Прогулка (фигура человека в экстерьере)» (умение определить композиционный центр, передача настроений, выбор формата, развитие творческого воображения). Формы контроля: творческая работа.
2.1.3 Цель, задачи, ожидаемые результаты(1 год обучения, второй модуль)
Цель: Познакомить детей с креативными видами рисования, используя смешанные техники и материалы.
Развивающие:
- развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
- развивать интерес к креативной техникам рисования, воображение –
- развить чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение
– развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении
Образовательные;
- познакомить детей с креативной техникой рисования (с использованием разных материалов.
-научить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит;
- научить отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности;
- побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами;
- научить придумывать композиции, образы.
Воспитательные:
-сформировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира;
- воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству;
- воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Таблица 1.2.
Ожидаемые результаты (1 год обучения, второй модуль)
Знать |
|
Уметь |
|
Владеть |
|
2. Содержание программы
«Чудеса »
(1 год обучения, второй модуль)
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
4 | Раздел 4 «Акварельный скетчинг» | 16 | 4 | 12 | Творческая работа, показ |
5 | Раздел 5 «Креативное рисование» | 55 | 2 | 14 | Творческая работа, показ |
Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Показ работ за прошедший год | |
Итого: | 74 | 13 | 61 |
Содержание программы
Раздел 4 «Акварельный скетчинг»
Теория: Понятие «акварельный скетчинг», инструктаж по ТБ, знакомство с видами направлениями историей возникновения. Знакомство с основными приемами
Практика: Выполнение заданий в таких направлениях скетчинга, как фуд-рисунок, флористический и анималистический скетчинг. Отработка умения правильно закомпоновать рисунок, закрепление технологических приемов работы с акварелью.
Раздел 5 «Креотивное рисование»
Теория:Знакомство с креативным рисованием, презенитация. Разбор материалов.
ПрактикаВыполнение заданий в техниках креативное рисование.
Итоговое занятие
Теория:Подведение итогов года.
Практика:Показ работ за прошедший год, участие в отчетном концерте.
3. Комплекс организационно - педагогических условий
3.1 Календарный учебный график
Таблица 2.1.1
Календарный учебный график( 1 год обучения, первый модуль)
Позиции | Заполнить с учетом срока реализации ДООП |
Количество учебных недель | 15 |
Количество учебных дней | 30 |
Продолжительность каникул | 29.12.24-08.01.25 |
Даты начала и окончания учебного года | 15.09.24 -28.12.25 |
Сроки промежуточной аттестации | Декабрь |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | Нет |
Таблица 2.1.2
Календарный учебный график (1 год обучения, второй модуль)
Позиции | Заполнить с учетом срока реализации ДООП |
Количество учебных недель | 18 |
Количество учебных дней | 35 |
Продолжительность каникул | - |
Даты начала и окончания учебного года | 09.01.25 – 15.05.25 |
Сроки промежуточного мониторинга | Май |
Сроки итогового мониторинга (при наличии) | 15.05.25 |
3.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1
Условия реализации программы
Аспекты | Характеристика (заполнить) |
Материально-техническое обеспечение |
-карандаши -краски гуашь, -клей - палитра -ножницы -технологические карты -образцы рисунков -свеча, -бумага ватман, альбомы для рисования; - кисти: белка, колонок, синтетика, щетина; -клеёнки на столы, -тряпки или салфетки для кистей; - стаканы для воды; -рамки для оформления работ -натюрмортный фонд(предметы быта, муляжи, драпировки, геометрические формы) |
Информационное обеспечение |
|
Кадровое обеспечение |
|
3.3. Формы аттестации
Формами аттестациив период образовательного процесса являются систематические повторения техники рисования по закреплению изученного материала. Формой итоговой аттестации является творческий творческая выставка работ «Галерея чудес».
Формами проведения промежуточного контроля являютсяустные опросы, тестирование анкетирование беседы, викторины, творческие работы, игры, индивидуальные проекты, мини-выставки, конкурсы, рефлексия.
3.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1
Оценочные материалы
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | - индивидуальная работа педагога с учащимися; - совместная продуктивная и творческая деятельность |
Уровень развития социального опыта учащихся | Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) |
Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся | - физ.минутки; - беседы; - просмотр тематическихпрезентаций; |
Уровень теоретической подготовки учащихся | Анкетирование, викторины, игры,тестировании. |
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами | Анкета для родителей «Качество оказания услуг МБУ ДО ЦДТ г. Алейска» |
Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации) |
|
3.5. Методическое обеспечение программы.
Система контроля и оценки достижений учащегося дает возможность педагогу проследить динамику развития обучающегося и создать условия для его дальнейшего развития. Контроль за результатами обучения, как и сам процесс обучения, должен быть непрерывным, разнообразным, дифференцированным и индивидуальным.
Входной – проверка начального уровня знаний, умений и навыков обучающегося; форма проведения: собеседование, анкетирование, наблюдение, творческие задания.
Текущий (рубежный)– индивидуальный контроль во время занятия с целью усвоения знаний учащимися; форма проведения – викторины, игры, практическая работа; для изучения мотивации к занятиям, творческих способностей;
Тематический – осуществляется по окончании работы над индивидуальным заданием, проверка практических навыков после прохождения тем; форма проведения: анализ и оценка работ, тестирование, творческое задание,опросы, игры по вопросам теории, защита творческих работ, участие в показах различных уровней.
В конце каждой темы выполняется творческая работа, а по итогу года творческий проект. Для закрепления и тематического контроля используются различные тестирования в ходе изучения материала. Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, является показ работ, которая оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. В конце каждого модуля устраивается показы.
Основными формами проведения аттестации занятий в детском творческом объединении можно считать:
- открытое занятие, творческий зачет; индивидуальный творческий проект, смотр, конкурсы;
- участие в конкурсах, фестивалях, других творческих мероприятиях разного уровня.
Критерии эффективности обучения учащихся детского объединения:
- точность и системность усвоенных знаний;
- уровень творческого применения знаний и умений и навыков;
- нравственная, трудовая, эстетическая воспитанность обучающихся.
Мониторинг учащихся проводится по средствам: входных и промежуточных анкет, тестов (на выявление интереса к виду деятельности, развитие личностных качеств); протоколов промежуточной и итоговой аттестации; рейтинга участия в культурных и конкурсных мероприятиях. (См. Приложение 1)
Активная жизненная позиция детей оценивается по результатам их участия в мероприятиях коллектива, Центра, в целях поддержания традиций и имиджа учреждения. Педагог наблюдает за работоспособностью и активностью восприятия информации обучающимися.
Контроль, за знаниями, умениями и навыками должен помочь закрепить знания учащегося, расширить его кругозор, повысить собственную самооценку и веру в собственные силы.
Способами фиксации результатов обучения и формами подведения итогов реализации данной программы являются:
• проведение диагностики и фиксирование результатов учащихся на основе входящего, текущего и тематического контроля;
• самооценка и коллективная оценка качества выполненной работы с учетом желаний учащегося;
• опрос, рефлексия;
• самостоятельные практические работы, викторины, игры, конкурсы по вопросам теории и практики;
• показы.
По окончании цикла занятий каждый учащийся представляет свою работу как результат выполнения творческой задачи, поставленной в ходе изучения той или иной темы программы.
Традиционно в ходе обучения используются определенные методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.
Формами организации образовательной деятельности являются:
- Индивидуально-групповая
- Групповая
Педагогические технологии использованные в разработке программы:
- Технология личностно-ориентированного обучения
- Технология группового обучения
Тип учебного занятия:
Изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактические материалы используемые в реализации программы:
- Раздаточные материалы
- Технологические карты
- Образцы изделий
4. Список литературы.
- Агеева И. Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие/ И. Д. Агеева. – М.:ТЦ Сфера, 2006. – 160с. - ISBN 5-89144-683-9 2.
- Афонькин, С. Игрушки / С. Афонькин. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 128 с. – ISBN 5-04-009267-9 3. Беда, Г. В. Живопись / Г.В.
- Беда. — М.: Просвещение, 1986.– 190 с. - ISBN (В пер.) (В пер.): 80 к. 4. Васина Н. С.Бумажная симфония / Надежда
- Васина. – М.: Айрис-пресс, 2012. - 127 с. - ISBN 978-5-8112-4520-8 5. Докучаева, Н. Мастерим бумажный мир / Н.
- Докучаева. – СПб.: ТОО «Динамит», ЗАО «Валери СПД», 1997. – 160 с. – ISBN 5-88155-208-3 6.
- Левин С. Л. Беседы с юным художником. — М.: Сов. писатель, 1998.285 с.- ISBN 5-269-00107-1 7.
- Магина, А. Бисер: Плетение и вышивка / А. Магина. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС»; СПб.: Издательский дом «Нева», «Валери СПД», 1998. -171 с. - ISBN 5-87322-948-1 8.
- Пьянкова Н. И.Изобразительное искусство в современной школе/ Н.И.Пьянкова - М.: Просвещение,2006. - 174с. - ISBN 5-09-011655- 9.
- Смит, С. Рисунок. Полный курс / С. Смит. – М.: ООО «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2002. – 159 с. – ISBN 5-17004150-0, ISBN 5-271-01197-6 10.
- Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей / Л.Ю. Субботина. — Ярославль, Академия развития, 1996. -235 с. - ISBN 5-7797-0021-4 11
- . Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. — Ярославль, Академия развития, 1996. - 235 с. - ISBN 5-94799-205- 1; 5-94799-186-1
- Энциклопедия рисования / Перев. с англ. — М.: Росмэн, 2001. -189 с. - ISBN 5- 353-02145-2 .
- . Энциклопедический словарь юного художника /Сост. Н.И Платонова, В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1989. – 415 с. - ISBN В пер. (В пер.) .
- Журнал «Коллекция идей». – 2002. - № 1. 15. Журналы «Художественная галерея». – 2004 – 2006