общеразвивающая программа по рисунку

Березун Екатерина Анатолиевна

Программа для детей старшего школьного возраста, не имеющих навыков рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_risunka_2022-2023_plat.usl_._berezun_e_a.docx55.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

ПРИНЯТО на заседании                                        УТВЕРЖДАЮ:

Педагогического совета                                        Директор МБУ ДО ДШИ

Протокол №                                                        _________Н.Н.Любимова

« »                2022 г.                                                          « »                2022г.        

М.П.                                                                        М.П.

СОГЛАСОВАНО на заседании

Методического объединения

Протокол №

от « »           2022г.

«Основы рисунка»

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

для учащихся 15-17 лет

срок реализации 136 часов (9 месяцев)

направленность – художественно-эстетическая

Разработчик:

Березун Екатерина Анатолиевна

преподаватель высшей квалификационной категории

отделения изобразительного искусства

г. Нефтеюганск, 2022 г.

Пояснительная записка  

Данная образовательная программа имеет художественную направленность и составлена в соответствии и с учетом пунктов 3 части 1 статьи 34, части 4 статьи 45, части 11 статьи 13 Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 декабря 2012 года №189 и правилами персонифицированного финансирования.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р содержание данной дополнительной образовательной программы ориентировано на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии.

Образовательная программа по рисунку направлена на формирование мировоззрения будущего художника, приобретения обучающимися знаний о линейной, воздушной перспективе и основных законах построения в рисунке, воспитывает художественный вкус, развивает эстетическое и образное мышление. Решение профессиональных задач обучения определяет возможные пути продолжения обучения выпускников в средних специальных учебных заведениях.

Программа «Основы рисунка» предусматривает чередование занятий по рисунку и композиции  имеет художественно-эстетическую направленность.

Образовательная программа составлена на основе Нормативных документов, учебных планов образовательных программ для ДШИ, ДХШ, методических пособий для подготовительных отделений художественных училищ (Москва-2005г.), методические указания по подготовке к вступительным экзаменам по композиции, рисунку, живописи по специальности «Дизайн архитектурной среды» НГАХА, Новосибирск-2003,2005г.

Актуальность программы заключается в формировании основных знаний, умений и навыков учащихся.

Новизна программы заключается в перераспределении учебных часов по темам и улучшения усвоения материала.

Цель - формирование целостной гармоничной личности обучающихся через развитие их творческих способностей средствами художественной деятельности.

Для реализации цели программы решаются следующие задачи:

Дидактические:

- дать знания и практические навыки по рисунку,

- правильно видеть и гармонично передавать художественными средствами окружающую действительность,

- способность к пространственному и конструктивному мышлению,

- формировать умения видеть форму с ее характерными особенностями, понимать ее строение и правдиво передавать в тоне,

- умения строить предметы.

Развивающие:

- умелое использование линий и тона при выполнении творческого задания,

- образное и ассоциативное мышление,

- творческое воображение,

- приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира,

- владение разнообразными техническими приемами.

Воспитательные:

-  формирование нравственных, эстетических качеств,

- воспитание культуры восприятия произведений искусств, архитектуры, дизайна.

Адресат программы. Условия реализации программы:

Возраст обучающихся -15-17 лет.

Наполняемость группы: 4- 10 человек.

Квалификация педагога: Педагог, работающий по данной программе, имеет высшее образование по профилю, высшую квалификационную категорию.

Срок реализации программы:

Данная образовательная программа рассчитана на 136 часов обучения (9 месяцев, 34 учебные недели). Учитывая рекомендации по организации режима занятий детей в организациях дополнительного образования (СанПиН 2.4.4.3172-14, раздел 8), занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом, согласно утвержденного расписания.

Режим занятий. Вид детских групп – профильный, состав - постоянный. Урок проводится в форме группового занятия (4-10 человек) во вторую смену. Состав групп может быть смешанным (девочки и мальчики).

Организация работы – групповая.

Форма контроля – выставка, просмотр.

На уроках используются методы:

- наглядно-зрительные (показ, просмотр видеоматериалов, рассматривание наглядных пособий, схем, таблиц, работ из фонда);

- словесные (объяснение, разбор, анализ);

- диагностика развития учащегося (творческая характеристика, анализ успеваемости и освоение тем);

- практические;

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки;

- творческий – самостоятельное создание учащимися художественных образов.

Предложенные методы работы в рамках образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.

Планируемый (ожидаемый) результаты Программы:

К концу периода обучения учащиеся должны владеть базовыми знаниями и навыками конструктивного рисунка.

Знают:

систему теоретических основ изобразительного искусства, правила, приемы, средства в рисунке, особенности построения линейно-конструктивной, плоскостной, объемно-пространственной композиции.

Умеют (владеют):

применять навыки рисунка в композиции, владеть графическим материалом, техническими навыками, конструктивно строить и лепить форму, передавать перспективные сокращения, материальность, фактуру предметов, находить образное выражение действительности.

Учебный план

по дополнительной общеразвивающей образовательной программе

в области изобразительного искусства

(возраст 15-17лет)

п/п

Наименование учебной области/предмета

Количество учебных часов в неделю

Формы и сроки промежуточной и итоговой аттестации

I

Форма аттестации

Четверть

1.

Учебные предметы художественно-творческой подготовки

4

1.1

Основы рисунка

4

Выставка, творческий показ

IV

Всего

4

Примечания к учебному плану.

На обучение по дополнительной общеразвивающей образовательной программе со сроком обучения 9 месяцев принимаются дети в возрасте с 15-17 лет.

При реализации общеразвивающей образовательной программы устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность учащихся: мелкогрупповые занятия – 10 человек.

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения учащимися программ начального и основного общего образования. По учебным предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки учащихся планируется следующим образом:

  • «Основы рисунка» - 4 часа.

Периодичность оценки результатов Программы

По программе «Основы рисунка» форма промежуточной и итоговой аттестации: просмотр. Промежуточная аттестация проводится в рамках аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. При окончании изучения учебного предмета выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы.

Техническая платформа

Столы рабочие на 2 посадочных места

5 шт.

Компьютер

1 шт.

Стул ученический

10 шт.

Доска школьная меловая

1 шт.

Натюрмортный столик

1 шт.

Мольберт

10 шт.

Учебный кабинет (для групповых занятий) не менее 20 м2

1 шт.

Для реализации данной программы имеется учебный кабинет, размером 48,3 м2 (что учитывает нормы площади основного помещения для занятий хореографией СанПиН, п.III. п.п.3.4), в котором пригодное для занятий искусственное и естественное освещение

Оборудование учебного кабинета: мебель, мольберты.

Учебно-тематическое планирование по предмету

«Основы рисунка»

по дополнительной общеразвивающей образовательной программе в области изобразительного искусства

№ п\п

Наименование темы

Количество часов

Форма аттестации, контроля

Теория

Практика

Всего

1.

Вводная беседа о рисунке. Организация работы. Графические изобразительные средства.

1

3

4

Просмотр, контрольный урок

2.

Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия

1

7

8

Просмотр, контрольный урок

3.

Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорция. Силуэт.

1

11

12

Просмотр, контрольный урок

4.

Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива.    

1

11

12

Просмотр, контрольный урок

5.

Светотеневая зарисовка простых по форме предметов.

1

11

12

Просмотр, контрольный урок

6.

Зарисовки фигуры человека.

1

7

8

Просмотр, контрольный урок

7.

Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах.

1

15

16

Просмотр, контрольный урок

8.

Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в перспективе.

1

7

8

Просмотр, контрольный урок

9.

Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар).

1

11

12

Просмотр, контрольный урок

10

Зарисовки предметов различных по материалу.

1

11

12

Просмотр, контрольный урок

11

Зарисовки фигуры человека в движении.

1

7

8

Просмотр, контрольный урок

12

Линейная перспектива ограниченного пространства.

1

3

4

Просмотр, контрольный урок

13

Световоздушная перспектива.

1

3

4

Просмотр, контрольный урок

14

Творческая композиция «Мой город»

(с введением стаффажа)

1

15

16

Просмотр, контрольный урок, выставка

Всего

14

122

136

Календарный учебный график по предмету

«Основы рисунка»

 (занятия проводятся каждую среду в 16.30-17.00, 17.20-17.50, 18.10-18.50, 19.00-19.40 (с десятиминутным перерывом), согласно утвержденного расписания и учебного графика на 2022-2023 учебный год, с учетом каникулярного времени и резерва учебного времени. На основании приказа №196 от 09.11.2018, п.3 и локальных актов учреждения, расписание может меняться)

№ п\п

Дата

Тема

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля

1

07.09.22

  1. Вводная беседа о рисунке. Организация работы. Графические изобразительные средства.

4

Учебное занятие

Просмотр, контрольный урок

2

14.09.22

21.09.22

Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия

8

Учебное занятие

Просмотр, контрольный урок

3

28.09.22

05.10.22

12.10.22

  1. Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорция. Силуэт

12

Учебное занятие

Просмотр, контрольный урок

4

19.10.22

26.10.22

09.11.22

  1. Наглядная перспектива.Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в перспективе.

12

Учебное занятие

Просмотр, контрольный урок

5

16.11.22

23.11.22

30.11.22

  1. Светотеневая зарисовка простых по форме предметов.

12

Учебное занятие

Просмотр, контрольный урок

6

07.12.22

14.12.22

  1. Зарисовки фигуры человека.

8

Учебное занятие

Просмотр, контрольный урок

7

21.12.22

28.12.22

  1. Линейные зарисовки геометрических предметов.

8

Учебное занятие

Просмотр, контрольный урок

8

11.01.23

18.01.23

25.01.23

  1. Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар).

12

Учебное занятие

Просмотр, контрольный урок

9

01.02.23

08.02.23

15.02.23

22.02.23

Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах.

16

Учебное занятие

Просмотр, контрольный урок

10

01.03.23

15.03.23

22.03.23

  1. Зарисовки предметов различных по материалу.

12

Учебное занятие

Просмотр, контрольный урок

11

05.04.23

12.04.23

  1. Зарисовки фигуры человека в движении.

8

Учебное занятие

Творческий просмотр, контрольный урок

12

19.04.23

  1. Линейная перспектива ограниченного пространства.

4

Учебное занятие

Творческий просмотр, контрольный урок

13

26.04.22

  1. Световоздушная перспектива в пейзаже.

4

Учебное занятие

Творческий просмотр, контрольный урок

14

03.05.23

10.05.23

17.05.23

24.05.23

  1. Творческая композиция «Мой город» ( с введением стаффажа)

16

Учебное занятие

Творческий просмотр, контрольный урок

  1. Итого:

136

Резерв учебного времени с 01.06-07.06

Содержание программы.

Содержание данной Программы организовано по принципу дифференциации в соответствии с уровнем сложности – «Продвинутый». Данная Программа предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления данной программы.

1. Вводная беседа о рисунке. Организация работы. Графические изобразительные средства.  

Теория: Беседа о предмете рисунок. Знакомство с понятием «линия», «штрих», «пятно», «тон», «тоновая растяжка», «сила тона».

Практика: Организация рабочего места. Правильная посадка за мольбертом. Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона. Выполнение упражнений на деление вертикальных и горизонтальных отрезков линии, на равные (четные и нечетные) части. Деление прямоугольника на 16 равных частей. Техника работы штрихом в 2 тона. Рисунок орнамента с использованием геометрических элементов (квадрат, окружность и т д.).

2. Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия .

Теория: Знакомство с понятием «композиция», «симметрия» «асимметрия» в учебном рисунке.

Практика: Рисунок простейших плоских природных форм с натуры: листьев, перьев, бабочек, коры деревьев. Копирование рисунков тканей, декоративных народных орнаментов.

3. Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорции. Силуэт.

Теория: Знакомство с понятием «силуэт». Знакомство со способами визирования карандашом.

Практика: выполнить тональный рисунок плоских геометрических фигур, различных по соотношению сторон и тону. Зарисовка силуэта сухих растений и трав.

 4. Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в перспективе.

 Теория: Знакомство с особенностями воздушной перспективы в рисунке.

Практика: тональная зарисовка фруктов и овощей, предметов, простых по форме и светлых по тону, на сером фоне. Выявление объема предмета и его пространственного расположения на предметной плоскости. Передача материальности. Композиция листа. Освещение верхнее боковое.

5. Светотеневая зарисовка простых по форме предметов.

Теория: знакомство с понятием «светотень».

Практика: Тональная зарисовка отдельных предметов быта, фруктов и овощей, простых по форме и светлых по тону (без фона). Светотеневая прокладка тона по теням. Передача объемной формы при помощи светотени. Композиция листа. Освещение верхнее боковое.

6. Зарисовки фигуры человека.

Теория: Знакомство с основными пропорциями человека (взрослого, ребенка).

Практика: выполнить две схематичные зарисовки фигуры человека в статичном состоянии. наброски фигуры человека.

 7. Тема. Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива.    

Теория: Знакомство с понятием «линейная перспектива».

Практика: линейный рисунок геометрических тел, расположенных на разных уровнях. Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Применение линий различного характера для выразительности рисунка.

 8. Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар).

Теория: знакомство со структурой и пропорциями геометрических тел вращения.

Практика: рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар.), расположенных ниже уровня глаз. Анализ конструктивной формы тел вращения. Грамотное построение с учетом законов перспективы. Особенности передачи объема. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое.

9. Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах.

Теория: знакомство с понятием перспективного сокращения с одной и двумя точками схода, с приемом построения окружности в перспективе.

Практика: выполнить линейный рисунок прямоугольного и квадратного листа бумаги в вертикальном и горизонтальном положении с одной и двумя точками схода. Линейный рисунок круга в горизонтальном положении.

10. Зарисовки предметов различных по материалу.

Теория: знакомство с особенностями моделирования светотенью формы предметов разных фактур.

Практика: Рисование простых предметов, различных по материальности, матовых и блестящих (дерево, стекло, металл и т.д.).

11. Зарисовки фигуры человека в движении.

Теория: ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и особенностями линейного рисования человека.

Практика: передать индивидуальную характеристику изображаемого человека, пластику движений.

12. Линейная перспектива ограниченного пространства.

Теория: Знакомство с визуальным изменением размера предметов в пространстве на примере городского дворика.

Практика: определение горизонта, изучение закономерности визуальных сокращений пространственных планов. Зарисовка крыльца с порожками. Этюд угла дома с окном, части крыши с чердачным окном.

13. Световоздушная перспектива в пейзаже.

Теория: знакомство с цветотональными отношениями пространственных планов.

Практика: Определение правильных цветотональных отношений пространственных планов. Изменение цвета зелени под воздействием воздуха на свету и в тени. Этюд пейзажа с постройкой на среднем плане. Зарисовка дома с пейзажем.

14. Творческая композиция «Мой город» ( с введением стаффажа).

Теория: знакомство с работой с подготовительным материалом.

Практика: умение находить выразительное пластическое решение, работать с подготовительным натурным материалом. Многофигурная сюжетная композиция «Мой край», «Мой город» и т.п. Самостоятельная работа. Использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения.

Формы аттестации обучающихся по программе.

С целью отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы предусмотрены следующие формы аттестации:

*промежуточный контроль –выставка работ обучающихся,

*итоговый контроль –итоговая выставка работ обучающихся, творческий просмотр, в соответствии с установленным графиком и расписанием.

Помимо этого, предусмотрен текущий поурочный контроль.

Данная образовательная программа направлена на удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и не предусматривает подготовку к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выставках, контрольных уроках, конкурсах, просмотрах.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В процессе обучения по данной программе выпускники должны овладеть основными понятиями и навыками в области графического дизайна, уметь свободно анализировать произведения мастеров в этой области.

Выпускники, подготовленные по данному курсу, могут поступать в средние и высшие учебные заведения на отделения декоративно-прикладного искусства, факультеты дизайна и архитектурно-строительные факультеты четко представляя область дальнейшей деятельности, т. е. осознанно выбрать себе будущую профессию.

Методическое обеспечение программы

Средства обучения

  • материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
  • наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски);
  • демонстрационные: муляжи, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
  • электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
  • аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

Список литературы

Методическая литература

  1. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005
  2. Лыкова, И. А. Наши прогулки. Незавершенные композиции. Рисование карандашами и фломастерами / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз-Дидактика, 2014. - 648 c.
  3. Барышников А.П. Перспектива. - М., 1955
  4. Чернихов, Я. Архитектурные фантазии. 101 композиция / Я. Чернихов. - М.: АВАТАР, 2015. - 204 c.
  5. Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006
  6. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004
  7. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2010

Журналы:

  1. «Техническая эстетика»;
  2. «Реклама».