общеразвивающая программа по рисунку
Программа для детей старшего школьного возраста, не имеющих навыков рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_risunka_2022-2023_plat.usl_._berezun_e_a.docx | 55.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
ПРИНЯТО на заседании УТВЕРЖДАЮ:
Педагогического совета Директор МБУ ДО ДШИ
Протокол № _________Н.Н.Любимова
« » 2022 г. « » 2022г.
М.П. М.П.
СОГЛАСОВАНО на заседании
Методического объединения
Протокол №
от « » 2022г.
«Основы рисунка»
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
для учащихся 15-17 лет
срок реализации 136 часов (9 месяцев)
направленность – художественно-эстетическая
Разработчик:
Березун Екатерина Анатолиевна
преподаватель высшей квалификационной категории
отделения изобразительного искусства
г. Нефтеюганск, 2022 г.
Пояснительная записка
Данная образовательная программа имеет художественную направленность и составлена в соответствии и с учетом пунктов 3 части 1 статьи 34, части 4 статьи 45, части 11 статьи 13 Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 декабря 2012 года №189 и правилами персонифицированного финансирования.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р содержание данной дополнительной образовательной программы ориентировано на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии.
Образовательная программа по рисунку направлена на формирование мировоззрения будущего художника, приобретения обучающимися знаний о линейной, воздушной перспективе и основных законах построения в рисунке, воспитывает художественный вкус, развивает эстетическое и образное мышление. Решение профессиональных задач обучения определяет возможные пути продолжения обучения выпускников в средних специальных учебных заведениях.
Программа «Основы рисунка» предусматривает чередование занятий по рисунку и композиции имеет художественно-эстетическую направленность.
Образовательная программа составлена на основе Нормативных документов, учебных планов образовательных программ для ДШИ, ДХШ, методических пособий для подготовительных отделений художественных училищ (Москва-2005г.), методические указания по подготовке к вступительным экзаменам по композиции, рисунку, живописи по специальности «Дизайн архитектурной среды» НГАХА, Новосибирск-2003,2005г.
Актуальность программы заключается в формировании основных знаний, умений и навыков учащихся.
Новизна программы заключается в перераспределении учебных часов по темам и улучшения усвоения материала.
Цель - формирование целостной гармоничной личности обучающихся через развитие их творческих способностей средствами художественной деятельности.
Для реализации цели программы решаются следующие задачи:
Дидактические:
- дать знания и практические навыки по рисунку,
- правильно видеть и гармонично передавать художественными средствами окружающую действительность,
- способность к пространственному и конструктивному мышлению,
- формировать умения видеть форму с ее характерными особенностями, понимать ее строение и правдиво передавать в тоне,
- умения строить предметы.
Развивающие:
- умелое использование линий и тона при выполнении творческого задания,
- образное и ассоциативное мышление,
- творческое воображение,
- приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира,
- владение разнообразными техническими приемами.
Воспитательные:
- формирование нравственных, эстетических качеств,
- воспитание культуры восприятия произведений искусств, архитектуры, дизайна.
Адресат программы. Условия реализации программы:
Возраст обучающихся -15-17 лет.
Наполняемость группы: 4- 10 человек.
Квалификация педагога: Педагог, работающий по данной программе, имеет высшее образование по профилю, высшую квалификационную категорию.
Срок реализации программы:
Данная образовательная программа рассчитана на 136 часов обучения (9 месяцев, 34 учебные недели). Учитывая рекомендации по организации режима занятий детей в организациях дополнительного образования (СанПиН 2.4.4.3172-14, раздел 8), занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом, согласно утвержденного расписания.
Режим занятий. Вид детских групп – профильный, состав - постоянный. Урок проводится в форме группового занятия (4-10 человек) во вторую смену. Состав групп может быть смешанным (девочки и мальчики).
Организация работы – групповая.
Форма контроля – выставка, просмотр.
На уроках используются методы:
- наглядно-зрительные (показ, просмотр видеоматериалов, рассматривание наглядных пособий, схем, таблиц, работ из фонда);
- словесные (объяснение, разбор, анализ);
- диагностика развития учащегося (творческая характеристика, анализ успеваемости и освоение тем);
- практические;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки;
- творческий – самостоятельное создание учащимися художественных образов.
Предложенные методы работы в рамках образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
Планируемый (ожидаемый) результаты Программы:
К концу периода обучения учащиеся должны владеть базовыми знаниями и навыками конструктивного рисунка.
Знают:
систему теоретических основ изобразительного искусства, правила, приемы, средства в рисунке, особенности построения линейно-конструктивной, плоскостной, объемно-пространственной композиции.
Умеют (владеют):
применять навыки рисунка в композиции, владеть графическим материалом, техническими навыками, конструктивно строить и лепить форму, передавать перспективные сокращения, материальность, фактуру предметов, находить образное выражение действительности.
Учебный план
по дополнительной общеразвивающей образовательной программе
в области изобразительного искусства
(возраст 15-17лет)
№ п/п | Наименование учебной области/предмета | Количество учебных часов в неделю | Формы и сроки промежуточной и итоговой аттестации | |
I | ||||
Форма аттестации | Четверть | |||
1. | Учебные предметы художественно-творческой подготовки | 4 | ||
1.1 | Основы рисунка | 4 | Выставка, творческий показ | IV |
Всего | 4 |
Примечания к учебному плану.
На обучение по дополнительной общеразвивающей образовательной программе со сроком обучения 9 месяцев принимаются дети в возрасте с 15-17 лет.
При реализации общеразвивающей образовательной программы устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность учащихся: мелкогрупповые занятия – 10 человек.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения учащимися программ начального и основного общего образования. По учебным предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки учащихся планируется следующим образом:
- «Основы рисунка» - 4 часа.
Периодичность оценки результатов Программы
По программе «Основы рисунка» форма промежуточной и итоговой аттестации: просмотр. Промежуточная аттестация проводится в рамках аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. При окончании изучения учебного предмета выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы.
Техническая платформа
Столы рабочие на 2 посадочных места | 5 шт. |
Компьютер | 1 шт. |
Стул ученический | 10 шт. |
Доска школьная меловая | 1 шт. |
Натюрмортный столик | 1 шт. |
Мольберт | 10 шт. |
Учебный кабинет (для групповых занятий) не менее 20 м2 | 1 шт. |
Для реализации данной программы имеется учебный кабинет, размером 48,3 м2 (что учитывает нормы площади основного помещения для занятий хореографией СанПиН, п.III. п.п.3.4), в котором пригодное для занятий искусственное и естественное освещение
Оборудование учебного кабинета: мебель, мольберты.
Учебно-тематическое планирование по предмету
«Основы рисунка»
по дополнительной общеразвивающей образовательной программе в области изобразительного искусства
№ п\п | Наименование темы | Количество часов | Форма аттестации, контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1. | Вводная беседа о рисунке. Организация работы. Графические изобразительные средства. | 1 | 3 | 4 | Просмотр, контрольный урок |
2. | Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия | 1 | 7 | 8 | Просмотр, контрольный урок |
3. | Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорция. Силуэт. | 1 | 11 | 12 | Просмотр, контрольный урок |
4. | Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива. | 1 | 11 | 12 | Просмотр, контрольный урок |
5. | Светотеневая зарисовка простых по форме предметов. | 1 | 11 | 12 | Просмотр, контрольный урок |
6. | Зарисовки фигуры человека. | 1 | 7 | 8 | Просмотр, контрольный урок |
7. | Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах. | 1 | 15 | 16 | Просмотр, контрольный урок |
8. | Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в перспективе. | 1 | 7 | 8 | Просмотр, контрольный урок |
9. | Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар). | 1 | 11 | 12 | Просмотр, контрольный урок |
10 | Зарисовки предметов различных по материалу. | 1 | 11 | 12 | Просмотр, контрольный урок |
11 | Зарисовки фигуры человека в движении. | 1 | 7 | 8 | Просмотр, контрольный урок |
12 | Линейная перспектива ограниченного пространства. | 1 | 3 | 4 | Просмотр, контрольный урок |
13 | Световоздушная перспектива. | 1 | 3 | 4 | Просмотр, контрольный урок |
14 | Творческая композиция «Мой город» (с введением стаффажа) | 1 | 15 | 16 | Просмотр, контрольный урок, выставка |
Всего | 14 | 122 | 136 |
Календарный учебный график по предмету
«Основы рисунка»
(занятия проводятся каждую среду в 16.30-17.00, 17.20-17.50, 18.10-18.50, 19.00-19.40 (с десятиминутным перерывом), согласно утвержденного расписания и учебного графика на 2022-2023 учебный год, с учетом каникулярного времени и резерва учебного времени. На основании приказа №196 от 09.11.2018, п.3 и локальных актов учреждения, расписание может меняться)
№ п\п | Дата | Тема | Количество часов | Форма занятия | Форма контроля |
1 | 07.09.22 |
| 4 | Учебное занятие | Просмотр, контрольный урок |
2 | 14.09.22 21.09.22 | Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия | 8 | Учебное занятие | Просмотр, контрольный урок |
3 | 28.09.22 05.10.22 12.10.22 |
| 12 | Учебное занятие | Просмотр, контрольный урок |
4 | 19.10.22 26.10.22 09.11.22 |
| 12 | Учебное занятие | Просмотр, контрольный урок |
5 | 16.11.22 23.11.22 30.11.22 |
| 12 | Учебное занятие | Просмотр, контрольный урок |
6 | 07.12.22 14.12.22 |
| 8 | Учебное занятие | Просмотр, контрольный урок |
7 | 21.12.22 28.12.22 |
| 8 | Учебное занятие | Просмотр, контрольный урок |
8 | 11.01.23 18.01.23 25.01.23 |
| 12 | Учебное занятие | Просмотр, контрольный урок |
9 | 01.02.23 08.02.23 15.02.23 22.02.23 | Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах. | 16 | Учебное занятие | Просмотр, контрольный урок |
10 | 01.03.23 15.03.23 22.03.23 |
| 12 | Учебное занятие | Просмотр, контрольный урок |
11 | 05.04.23 12.04.23 |
| 8 | Учебное занятие | Творческий просмотр, контрольный урок |
12 | 19.04.23 |
| 4 | Учебное занятие | Творческий просмотр, контрольный урок |
13 | 26.04.22 |
| 4 | Учебное занятие | Творческий просмотр, контрольный урок |
14 | 03.05.23 10.05.23 17.05.23 24.05.23 |
| 16 | Учебное занятие | Творческий просмотр, контрольный урок |
| 136 |
Резерв учебного времени с 01.06-07.06
Содержание программы.
Содержание данной Программы организовано по принципу дифференциации в соответствии с уровнем сложности – «Продвинутый». Данная Программа предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления данной программы.
1. Вводная беседа о рисунке. Организация работы. Графические изобразительные средства.
Теория: Беседа о предмете рисунок. Знакомство с понятием «линия», «штрих», «пятно», «тон», «тоновая растяжка», «сила тона».
Практика: Организация рабочего места. Правильная посадка за мольбертом. Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона. Выполнение упражнений на деление вертикальных и горизонтальных отрезков линии, на равные (четные и нечетные) части. Деление прямоугольника на 16 равных частей. Техника работы штрихом в 2 тона. Рисунок орнамента с использованием геометрических элементов (квадрат, окружность и т д.).
2. Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия .
Теория: Знакомство с понятием «композиция», «симметрия» «асимметрия» в учебном рисунке.
Практика: Рисунок простейших плоских природных форм с натуры: листьев, перьев, бабочек, коры деревьев. Копирование рисунков тканей, декоративных народных орнаментов.
3. Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорции. Силуэт.
Теория: Знакомство с понятием «силуэт». Знакомство со способами визирования карандашом.
Практика: выполнить тональный рисунок плоских геометрических фигур, различных по соотношению сторон и тону. Зарисовка силуэта сухих растений и трав.
4. Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в перспективе.
Теория: Знакомство с особенностями воздушной перспективы в рисунке.
Практика: тональная зарисовка фруктов и овощей, предметов, простых по форме и светлых по тону, на сером фоне. Выявление объема предмета и его пространственного расположения на предметной плоскости. Передача материальности. Композиция листа. Освещение верхнее боковое.
5. Светотеневая зарисовка простых по форме предметов.
Теория: знакомство с понятием «светотень».
Практика: Тональная зарисовка отдельных предметов быта, фруктов и овощей, простых по форме и светлых по тону (без фона). Светотеневая прокладка тона по теням. Передача объемной формы при помощи светотени. Композиция листа. Освещение верхнее боковое.
6. Зарисовки фигуры человека.
Теория: Знакомство с основными пропорциями человека (взрослого, ребенка).
Практика: выполнить две схематичные зарисовки фигуры человека в статичном состоянии. наброски фигуры человека.
7. Тема. Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива.
Теория: Знакомство с понятием «линейная перспектива».
Практика: линейный рисунок геометрических тел, расположенных на разных уровнях. Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Применение линий различного характера для выразительности рисунка.
8. Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар).
Теория: знакомство со структурой и пропорциями геометрических тел вращения.
Практика: рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар.), расположенных ниже уровня глаз. Анализ конструктивной формы тел вращения. Грамотное построение с учетом законов перспективы. Особенности передачи объема. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое.
9. Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах.
Теория: знакомство с понятием перспективного сокращения с одной и двумя точками схода, с приемом построения окружности в перспективе.
Практика: выполнить линейный рисунок прямоугольного и квадратного листа бумаги в вертикальном и горизонтальном положении с одной и двумя точками схода. Линейный рисунок круга в горизонтальном положении.
10. Зарисовки предметов различных по материалу.
Теория: знакомство с особенностями моделирования светотенью формы предметов разных фактур.
Практика: Рисование простых предметов, различных по материальности, матовых и блестящих (дерево, стекло, металл и т.д.).
11. Зарисовки фигуры человека в движении.
Теория: ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и особенностями линейного рисования человека.
Практика: передать индивидуальную характеристику изображаемого человека, пластику движений.
12. Линейная перспектива ограниченного пространства.
Теория: Знакомство с визуальным изменением размера предметов в пространстве на примере городского дворика.
Практика: определение горизонта, изучение закономерности визуальных сокращений пространственных планов. Зарисовка крыльца с порожками. Этюд угла дома с окном, части крыши с чердачным окном.
13. Световоздушная перспектива в пейзаже.
Теория: знакомство с цветотональными отношениями пространственных планов.
Практика: Определение правильных цветотональных отношений пространственных планов. Изменение цвета зелени под воздействием воздуха на свету и в тени. Этюд пейзажа с постройкой на среднем плане. Зарисовка дома с пейзажем.
14. Творческая композиция «Мой город» ( с введением стаффажа).
Теория: знакомство с работой с подготовительным материалом.
Практика: умение находить выразительное пластическое решение, работать с подготовительным натурным материалом. Многофигурная сюжетная композиция «Мой край», «Мой город» и т.п. Самостоятельная работа. Использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения.
Формы аттестации обучающихся по программе.
С целью отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы предусмотрены следующие формы аттестации:
*промежуточный контроль –выставка работ обучающихся,
*итоговый контроль –итоговая выставка работ обучающихся, творческий просмотр, в соответствии с установленным графиком и расписанием.
Помимо этого, предусмотрен текущий поурочный контроль.
Данная образовательная программа направлена на удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и не предусматривает подготовку к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выставках, контрольных уроках, конкурсах, просмотрах.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В процессе обучения по данной программе выпускники должны овладеть основными понятиями и навыками в области графического дизайна, уметь свободно анализировать произведения мастеров в этой области.
Выпускники, подготовленные по данному курсу, могут поступать в средние и высшие учебные заведения на отделения декоративно-прикладного искусства, факультеты дизайна и архитектурно-строительные факультеты четко представляя область дальнейшей деятельности, т. е. осознанно выбрать себе будущую профессию.
Методическое обеспечение программы
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски);
- демонстрационные: муляжи, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
Список литературы
Методическая литература
- Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005
- Лыкова, И. А. Наши прогулки. Незавершенные композиции. Рисование карандашами и фломастерами / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз-Дидактика, 2014. - 648 c.
- Барышников А.П. Перспектива. - М., 1955
- Чернихов, Я. Архитектурные фантазии. 101 композиция / Я. Чернихов. - М.: АВАТАР, 2015. - 204 c.
- Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006
- Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004
- Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2010
Журналы:
- «Техническая эстетика»;
- «Реклама».