Интегрированное занятие по изобразительному искусству по теме «Построение человека на основе шарнирной куклы»
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, реализующих дополнительные общеразвивающие программы художественной направленности по изобразительному искусству, для оказания помощи в подготовке и проведении занятий по изобразительному искусству для ребят 6-8 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oe_izo_plyashushchie_chelovechki_gusarova.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества № 4» г.Красноярск
Интегрированное занятие по изобразительному искусству
по теме «Построение человека на основе шарнирной куклы»
Составитель: педагог дополнительного образования: Гусарова Ирина Анатольевна.
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, реализующих дополнительные общеразвивающие программы художественной направленности по изобразительному искусству, для оказания помощи в подготовке и проведении занятий по изобразительному искусству для ребят 6-8 лет,
В предлагаемой разработке содержатся практические упражнения по выполнению набросков и зарисовок в системе обучения изобразительному искусству по основным направлениям: наброски и зарисовки человека; техника выполнения рисунка человека. Используя данную разработку, педагог может самостоятельно выбирать систему проведения занятий с учетом возраста и подготовленности детей к работе.
Вводная фраза (про доп. образование)
Способы выполнения набросков и зарисовок
Наброски и зарисовки выполняются различными способами и приемами. Эти способы и приемы определяются прежде всего целями и задачами, которые ставятся при выполнении набросков, индивидуальными особенностями изображаемой формы, характером восприятия изображения, мышления у рисующего, уровнем владения изобразительными материалами.
Основными направлениями в процессе работы над набросками и зарисовками, являются:
- изучение и реалистическое изображение фигуры человека;
- поиски положения в пространстве фигур, движения, наклона, поворота.
Упражнения обучающихся в выполнении набросков и зарисовок служат важным средством развития моментального восприятия натуры.
Выполнение набросков «схемой» широко распространено в изобразительной деятельности. Как правило, при этом способе все формы упрощаются до простых геометрических тел или комбинации таких тел. Рисующий воспринимает в натуре строение, объем, пространственное положение предмета.
Человек – самый сложный объект для рисования. Грамотно выполнить наброски человека невозможно без знания основ анатомического строения, без знания самых общих положений анатомии. Важной задачей при выполнении набросков фигуры человека является изучение движения. Обучающиеся с большим трудом выполняют композицию с несколькими взаимодействующими друг с другом людьми. Ребята изображают человека спиной к зрителям, закрывают какими-нибудь предметами, ограничивают свою работу одним человеком и каким либо животным. От этого рисунок становится не выразительным, шаблонным, не приносит радость и интерес, как самому художнику, так и зрителю. Позы людей также не отличаются разнообразием. Обучающие рисуют очень маленьких людей, в итоге получаются слабые работы по содержанию, композиции, в цвете трудно неопытной руке грамотно раскрасить маленькую фигуру человека.
Решением проблемы является экспериментирование в понимании фигуры и поз человека. В помощь при выполнении поставленной задачи, пришла кукла марионетка. В кукле хорошо просматриваются все части человека и видно, как они между собой соединены. Кукла понятна и интересна ребятам, они с большим удовольствием вырезают и склеивают части куклы. Каждый сам придумал позу бумажной кукле, двух одинаковых поз мы не нашли.
Для изображения человека с правильными пропорциями мы используем шаблон. Обучающие сделали себе картонных человечков самостоятельно. Играть в танцующих человечков очень весело и интересно – можно придумывать миллион выразительных поз.
Тема занятия. «Пляшущие человечки».
Цель урока:
Закрепить знания о пропорциях фигуры человека на практике,
отработать приемы изображения человека, через куклу марионетку.
Задачи урока:
-обучающие:
• познакомить обучающихся с особенностями изображения краткосрочных зарисовок фигуры человека;
• познакомить с пропорциями человеческой фигуры;
• научить анализировать передаваемый образ; сформировать умение обобщать набросок.
-развивающие:
• развивать глазомер учащихся, совершенствовать навыки рисования и работы с натуры, координацию руки и быстрой ориентации,
-воспитательные:
• воспитывать умение работать в команде, уважительно относиться к другим обучающимся
• воспитывать эстетический вкус, силу воли, характер, целеустремлённость.
Методы и формы обучения:
Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, игровой.
Формы: фронтальная и индивидуальная
Оборудование:
для учителя - компьютер, проектор, экран, обучающая презентация, 2 листа закрепленные на мольберте, сангина, мягкий карандаш.
для обучающихся: маркеры, белая и тонированная бумага, сангина, мягкий карандаш, ластик, магниты, клей, ножницы.
Структура урока:
Организационный момент – 5 минут;
Объяснение нового материала – 30 минут;
Исследовательская игра - 20 минут;
Творческо-практическая работа – 25 минут;
Рефлексия – 5 минут;
Завершение занятия -5 минут.
Ход урока.
1. Организация.
Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к уроку, проведение
инструктажа по технике безопасности.
2. Объяснение нового материала
Тема нашего занятия «Пляшущие человечки».
Нам предстоит сегодня создать большую общую работу. Каждый составит своего пляшущего человечка, а затем нарисует его в той позе танца, который у него получился.
Посмотрите сколько поз получается, когда человек танцует. Это многообразие мы с вами можем повторить, и одинаковых поз мы не получим.
Есть проблема рисунка человека, есть страх что он не получится, поэтому вам в помощь пришла кукла шарнирная. На столе у вас есть заготовки с шаблоном шарнирной куклы. Прошу вас вырезать эту куклу, соединить детали правильно, затем создать любую позу показывающую танец человека. В работе прошу вас повторить позу которую вы создаёте и проверить сможет ли человек изобразить правильно.
3. Практическая работа
-Создание кукол в движении, приклеивание всех деталей. Просмотр работ, сопоставление куклы в движении и соотношение с собственным движении.
-Создание собственных набросков на основе шаблонной куклы. Проработка деталей, понятие перегруженность. Основной ошибкой начинающего художника является стремление перегружать свой набросок обилием подробностей в ущерб главному и
характерному. Это происходит именно от неумения разбираться в своих
впечатлениях: начинающему они все кажутся одинаково важными, он теряется в них, не умеет сделать из них выбор и стремится всё перенести на бумагу в возможно большем количестве.
-Понятие пропорции человека. Проработка понятия на примерах.
-Коллективная работа. Наброски пляшущих человечков.
4. Итог. Рефлексия.
Нам в помощь пришла кукла марионетка. В кукле хорошо просматриваются все части человека и видно, как они между собой соединены. Ребята с большим удовольствием вырезают и склеивают части. Каждый сам придумал позу бумажной кукле, двух одинаковых поз мы не нашли. Для изображения человека с правильными пропорциями мы используем шаблон. Обучающие сделали себе картонных человечков самостоятельно. Затем нарисовали набросок самостоятельно. Играть в танцующих человечков очень весело и интересно – можно придумывать десятки выразительных поз. В конце занятия ребята танцевали в той позе которую придумали и у них получилось.
Литература.
1. Риизова М. [a]“Подвижные игрушки из бумаги. вырезай, раскрашивай, собирай”- СПб.:питер,2011
2. Кристофер Харт М . «Разберитесь с фигурами»-эксмо,2021
3. Пособие «Школа рисования», пер. Семёнова Д.Р. 2023
4. Лобов В.В. Рисунок фигуры человека
5. Питер Станир, Терри Розенберг «Рисунок. Базовый Курс» - М.: Аст-
Астель. 2005г