"Реализм передвижников глазами современного школьника"

Нечитайлова Римма Викторовна

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

  1. Реализм
  2. Передвижники
  3. Социальное неравенство
  4. Гувернантка
  5. Бурлак
  6. Сватовство майора
  7. Иисус Христос
  8. Понтий Пилат
  9. Бунт
  10. Пасха

Keywords

  1. Realism
  2. The Wanderers
  3. Social inequality
  4. The governess
  5. Boatman
  6. The Major's matchmaking
  7. Jesus Christ
  8. Pontius Pilate
  9. The riot
  10. Easter

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peredvizhniki.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Реализм передвижников глазами современного школьника

The realism of the Wanderers through the eyes of a modern schoolboy

АННОТАЦИЯ

Имея большой опыт работы в 10-11-х классах как учитель Мировой художественной культуры отмечаешь тенденцию, что отношение ребят к некоторым темам искусства изменилось.

Одной из таких «неинтересных» тем стала «Реализм художников – передвижников». Прежде чем рассказать ребятам этот материал, я вспомнила слова одного мальчика, который так отозвался о картине И. Репина «Бурлаки на волге»: «Бурлацкий, тяжёлый труд, а зачем? Не хочешь, не тяни, всегда есть выбор…». Да, современные школьники рассуждают прагматично, и возможно где–то, этот ребёнок прав. Действительно, бурлаки сами выбирали себе такую судьбу – это воля каждого из них. Но как заинтересовать детей?

Having extensive experience in grades 10-11 as a teacher of World Art Culture, you notice a tendency that the attitude of children towards some art topics has changed.

One of these "uninteresting" topics was the "Realism of the Peredvizhnik artists". Before telling the guys this material, I remembered the words of one boy who commented on I. Repin's painting "Boatmen on the Volga": "Burlatsky, hard work, but why? If you don't want to, don't pull, there's always a ; Yes, modern schoolchildren reason pragmatically, and perhaps somewhere, this child is right. Indeed, the boatmen chose such a fate for themselves – this is the will of each of them. But how can children be interested?

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

  1. Реализм
  2. Передвижники
  3. Социальное неравенство
  4. Гувернантка
  5. Бурлак
  6. Сватовство майора
  7. Иисус Христос
  8. Понтий Пилат
  9. Бунт
  10. Пасха

Keywords

  1. Realism
  2. The Wanderers
  3. Social inequality
  4. The governess
  5. Boatman
  6. The Major's matchmaking
  7. Jesus Christ
  8. Pontius Pilate
  9. The riot
  10. Easter

Имея большой опыт работы в 10-11-х классах как учитель Мировой художественной культуры отмечаешь тенденцию, что отношение ребят к некоторым темам искусства изменилось. К материалу и к заданиям они стали относиться формально, без интереса, изучают его поверхностно, не углубляясь в суть. Конечно, это можно объяснить и возрастными особенностями подростков и наличие негативной окружающей информации (СМИ, Интернет, телевидение и т.д.), но всё-таки хочется заинтересовать ребят, привлечь их внимание, чтобы хоть одно произведение проникло в их детские души.

Одной из таких «неинтересных» тем стала «Реализм художников – передвижников». Прежде чем рассказать ребятам этот материал, я вспомнила слова одного мальчика, который так отозвался о картине И. Репина «Бурлаки на волге»: «Бурлацкий, тяжёлый труд, а зачем? Не хочешь, не тяни, всегда есть выбор…». Да, современные школьники рассуждают прагматично, и возможно где–то, этот ребёнок прав. Действительно, бурлаки сами выбирали себе такую судьбу – это воля каждого из них. Но как заинтересовать детей? Как привлечь их внимание к психологическому портрету каждого героя картины? И тогда я тала искать общие точки понимания, общие взгляды на живопись передвижников 19 века и современность. И такой общей проблемой стала тема социальной несправедливость народа 19 века и тема нестабильности и неустроенности жизни сейчас в период экономического кризиса.

Начали мы знакомство не с «Бурлаков» И. Репина как это предлагает программа Ю.С. Рябцева «История русской культуры 18-19 века» стр. 232 и Л.Г. Емохонова «Мировая художественная культура» 10 класс урок № 23, а с творчества В.Г. Перова. Первая репродукция В.Г.Перова стала «Приезд гувернантки в купеческий дом». Ребята сразу увидели главную идею картины – социальная несправедливость. Полную покорность и зависимость бедной девушки от самоуверенного необузданного хозяина, и его высокомерного сынка. Школьники тут же сразу сами начали приводить примеры из современной жизни, когда, начальник фирмы выгоняет работницу потому, что она ему не понравилась и т.д. Теперь эта тема близка учащимся, она им не безразлична и другие работы художника мы уже рассматривали и анализировали вместе.

Следующей репродукцией была «Чаепитие в Мытищах» В.Г. Перова. Когда ребята увидели репродукцию, сначала была тишина, потом появились вопросы, а в конце работы они с сожалением смотрели на обнищавшего калеку – героя войны и мальчика, находившего рядом с ним, а рядом восседал упитанный поп, который с отвращением смотрел на просящих. Как только восьмиклассники уловили эмоциональную жилку репродукции, они сразу увидели, и психологические портреты героев и обозначили роль пейзажа на картине, и с удовольствием домысливали преддействие и последействие картины, и даже составили диалог героев.

Рассмотрев его произведения на социальную тему, мы начали рассуждать «Как сейчас школьники могут заработать себе деньги?» появились такие варианты как:

  • мыть машины
  • разносить газеты
  • раздавать флайеры, участвуя в различных рекламных акциях и т.д.

А дальше была репродукция В.Г. Перова «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду». Вот так в 19 веке дети зарабатывали себе на жизнь. Не было ни машин, ни почты, ни рекламы и т.д., а жить надо, потому что у тебя ещё есть младшие братья и сёстры, которые хотят кушать. Потом были репродукции «Спящие дети», «Очередная у водоёма» и в глазах детей я увидела тоску и грусть от безысходности и обречённости, глубокое искренне сочувствие и понимание жизни героев.

После В.Г.Перова рассматривали репродукцию В.В. Пукирёва «Неравный брак». Сначала вспомнили картину П. Федотова «Сватовство майора», определили главную тему, порассуждали на тему «Брак по расчёту». Плавно тема перешла в дискуссию о современных гражданских браках – это и понятно, для восьмиклассников это актуально. Потом вернулись к репродукции В.В Пукирёва. Есть ли радость на лице невесты? Она счастлива? Если майор на картине П.Федотова – гордый, довольный, самовлюблённый и невеста, и матушка жеманные, радостные, то у В.В. Пукирёва герои другие. Теперь ребята начинают понимать, зачем молодая девушка выходит замуж за старика. Что её толкает на такой поступок. Ответы детей грамотны, обдуманны, серьёзны. Школьники понимают всю трагедию невесты, приносящей себя в жертву, ради спасения своих близких.

Тему самопожертвования, духовную проблему добра и зла, тему светлой любви и греховных страстей подробно рассматриваем на картине Н. Ге «Что есть истина?»

Зная героев и сюжет репродукции, школьники не сразу понимают, почему художник так расположил героев. Почему Иисуса Христа не видно, почему большую часть картины занимает мощная фигура Пилата? Начинаем разбираться. Что такое истина? Всегда ли она понятна, сразу ли её можно обнаружить и сформулировать. Что есть образ истины на репродукции? Почему автор разделяет героев лучом света? С этими вопросами ребята ушли с урока – это было их домашним заданием. Прошла неделя, и на следующий урок почти все правильно определили основную идею картины. Истина на картине – это сам Иисус Христос, именно поэтому он изображён не чётко, размыто, где-то в глубине, потому что истина сразу не даётся, она сначала размыта, где-то далеко в тени, а потом начинает, как бы проглядывать и утверждаться. Луч света объяснили тоже интересно. Луч света – это луч, разделяющий добро и зло, добро Иисуса Христа и зло Пилата, это два мира – мир истины и мир лжи, два человеческих противоречия – верю и не верю.

Продолжаем изучения темы христианской веры и любви, счастливой жизни, и знакомимся с репродукцией картины Н.А. Ярошенко «Всюду жизнь». Идея картины понятна школьникам не сразу. Возникают вопросы. Зачем голуби, почему именно голуби, а не воробьи? Почему арестантский вагон? Неужели арестовали даже женщину с ребёнком, за что? Начинаем вспоминать символику картины. Что обозначает белый голубь на древнерусских иконах, с каким образом связана женщина с ребёнком, постепенно начинаем понимать, что художник умело, представил на картине разные слои простого народа. Это – рабочий, солдат и крестьянин, сгрудившиеся вокруг матери с младенцем. Внимательно вглядываемся в глаза героев, составляем диалог между персонажами картины, пытаемся услышать окружающие их звуки. И теперь без труда формулируем главную идею картины – жестоко несправедливое общество, которое карает людей, открытых для любви, счастья и добрых дел.

Теперь завершая изучение темы «Реализм художников – передвижников», можно точно сказать, что многие картины художников передвижников не оставили равнодушными современных школьников. Они поняли, что те проблемы, которые обнажали художники - передвижники в своей живописи, актуальны и сегодня, только в чуть-чуть изменённом скрытом виде. Результатом работы по этой теме для восьмиклассников стало эссе на тему: «Какие проблемы современности затрагивали художники – передвижники с жанрово-бытовой живописи?» Вот некоторые из них.

«Брак по расчёту. Эта тема волновала Российское общество 19 века и актуальна даже сейчас. Эту серьёзную проблему затронул В.В. Пукирёв в своей картине «Неравный брак», известной своей дерзостью. Здесь художник реально передаёт обстановку, где обстоятельства побеждают чувства. Эта картина – обличение, картина – приговор уродству и бесчеловечности отношений, царивших тогда в обществе ради денег, статуса. Образ старого жениха представляет собой человека с поистине чёрствой душой эгоиста, явно богатого. Его взгляд в сторону несчастной невесты ироничен и безжалостен. Невеста изображена рабыней таких обстоятельств. В её глазах лишь сожаление. Нет ни протеста, даже намёка на бунт, никакой – либо гордости, она сознательно приносит себя в жертву. Даже при её великолепном платье, драгоценностях, причёске невозможно назвать её «невестой». Дряхлый батюшка, выполняющий роль судьи в этом приговоре, смотрит с сожалением на девушку, понимая, что бессилен, что-либо изменить» ( Даша С. 8 класс)

«Художники – передвижник в своём творчестве затрагивали многие проблемы, большинство из которых существуют в современном мире. Так, например, в картине В.Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом» и в картине В.В. Пукирёва «Нервный брак» явно выделена проблема социального неравенства. Из-за неё в картине Пукирёва девушке приходится выходить замуж за старого, но дворянина, а в картине Перова девушке приходится работать в богатой купеческой семье, где ей будет очень сложно. Конечно, не так ярко, но эта проблема до сих пор существует в нашей жизни. Ведь люди очень часто потакают свои начальникам, более состоятельным людям. А те, в свою очередь, пытаются показать своё превосходство, манипулируя ими». (Пахомова Саша 8 класс)

«Передвижники… Как много связано с этим словом в истории культуры второй половины 19 века! Это художники, которые не побоялись выступить против устоявшихся принципов живописи, академизма, преклонения перед искусством античности, потому что считали, искусство должно быть свободным, а сюжеты разнообразными, и картины должна видеть вся страна.

Постепенно товарищество передвижников расширялось, приобретало популярность. Секрет успеха в том, что передвижники избрали для себя реалистическую живопись, отображающую не античный, а современный мир, знакомый каждому. Зрителей завораживает золотая рожь с картины Шишкина, блестящая гладь Днепра на полотне Куинджи, грачи Саврасова. Но, пожалуй, самым главным достижением передвижников в русской живописи было именно то, что они изображали не только положительные, но и отрицательные стороны действительности: нищету, горе, рабский труд детей, ханжество, бессилие перед суровой жизнью. Вот на этом мне бы и хотелось остановиться подробнее.

Стоит начать, я думаю, со всем известной картины Ильи Репина «Бурлаки на волге». Сюжет прост: горстка потерявших всякую надежду на лучшую жизнь, задавленных нищетой людей тянут за собой прекрасный корабль со спущенными парусами. Пустынный берег с резкими палками и валунами на песке ещё больше выделяет бурлаков. Кажется, что мир вокруг них нереален, он растворяется, и остаются одни лишь бурлаки наедине со своей страшной судьбой.

Каждый герой картины Репина индивидуален. Кто-то ещё не потерял веру в будущее и тянет лямку вперёд, кто-то плетётся еле-еле, уже ни на что, не надеясь. Палки в песке кажутся похожими на кости. Чудится, что сейчас прилетят чёрные вороны и сядут на них, не обращая внимания на бурлаков, которые уже будто умерли.

Но довольно о бурлаках. Перейдём к картинам Василия Перова, большинство из которых написано на бытовые темы. Именно в творчестве Перова наиболее ярко проявляются социальные проблемы общества. На картине «Крёстный ход на Пасху» - невежество и пьянство духовенства, пренебрежительное отношение к своим обязанностям. На картине «Тройка» - тяжёлый труд детей, бедность. На картине «Чаепитие в Мытищах» - социальное неравенство, когда одни пируют, ничего не делая, а другие вынуждены побираться, чтобы выжить.

Не менее трагична и картина Владимира Маковского «На бульваре». Женщина с ребёнком приехала из деревни к мужу, который работает в городе. Тот на радостях выпил, а разговаривать ему с женой не о чём, поэтому он играет на гармошке, тупо глядя перед собой. Бедная женщина понимает, что больше не нужна ему, и мужа – то у неё почитай, что нет… обычная драма многих тысяч женщин.

О каждой картине передвижников можно говорить долго, но пора подводить итоги.

Картины передвижников написаны более века назад, но остаются популярными до сих пор и именно потому, что на них изображена жизнь обыкновенных людей. Пусть уже нет ни бурлаков, ни бояр, сменилось и время, и лица, но проблемы остались прежними. Как и в 19 веке, велико социальное неравенство, много очень богатых людей и много тех, кто едва сводит концы с концами. Остались и пьянство, и нищета, и рабский труд. Все эти проблемы актуальны и сейчас, поэтому творчество передвижников всё так же популярно среди широких масс зрителей, и каждый может среди их картин найти ту, которая близка и понятна именно ему» (Мария И. 11 класс)