Значимость изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании детей
Духовно-нравственное воспитание - процесс воздействия на личность,обеспечивающий гармоничное развитие, формирование ценностной сферы, развитие нравственных ориентиров. Цель духовно-нравственного воспитания. Роль дисциплины изобразительное искусство в духовно-нравственном развитии младших школьников и её параметры. Нравственность человека, наличие у него нравственных ориентиров деятельности оценивается по его поведению и поступкам. Искусство выступает основой духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Важность осознания ребёнка своей принадлежности к национальным традициям отечественной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachimost_izobrazitelnogo_iskusstva_v_duhovno-nravstvennom_vospitanii_detey.docx | 15.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Никитина Светлана Михайловна, педагог дополнительного образования.
г. Хабаровск, 2024
Значимость изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании детей.
Духовно-нравственное воспитание - это процесс взаимодействия педагогов и учащихся, в ходе которого происходит целенаправленное воспитательное воздействие на личность учащихся, обеспечивающее гармоничное развитие личности, формирование её ценностной сферы, развитие нравственных ориентиров деятельности и усвоение основ морального поведения в социуме.
Цель духовно-нравственного воспитания -формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях культуры.
Нравственность человека, наличие у него нравственных ориентиров деятельности оценивается по его поведению и поступкам. Поступки личности являются нравственными, если они имеют нравственные мотивы их возникновения. Нравственная направленность личности, ее духовная составляющая проявляются во всей ее жизнедеятельности, т.е. не в отдельном поступке, а в их совокупности, череде и сменяемости. Если личность имеет активную жизненную позицию, руководствуется нравственными ориентирами и моральными принципами поведения, имеет богатый духовный мир, то можно судить о ее высоком уровне духовно-нравственного развития.
Духовно-нравственное воспитание личности реализуется в образовательной системе на всех уровнях и этапах обучения. Каждая учебная дисциплина, все внеурочные занятия, в той или иной степени, способствуют духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Изобразительное искусство является дисциплиной школьной программы, которая охватывает все стадии обучения. И это не случайно. Искусство способствует эстетическому развитию детей, помогает им эстетически взглянуть на мир, почувствовать его красоту и насыщенность, гармонию и творческое начало. Поэтому, искусство выступает основой духовно-нравственного развития подрастающего поколения.
Сегодня основными средствами приобщения детей к моральным ценностям общества, культурным основам его функционирования, являются средства искусства: музыка, изобразительное творчество, танцы и т.д.
Роль дисциплины изобразительное искусство в духовно-нравственном развитии младших школьников огромна. Ее можно охарактеризовать следующими параметрами:
1. Активизация эстетического восприятия окружающей действительности. Уроки изобразительного творчества способствуют развитию эстетического вкуса и чувственного восприятия различных объектов и предметов окружающего мира. Они помогают увидеть красоту в обыденности, найти яркие краски в тусклых буднях.
2. Уроки изобразительного искусства базируются на принципе связи между искусством и реальной жизнью. Изобразительное искусство предполагает перенос реальных переживаний, чувств, эмоций, восприятия той или иной жизненной ситуации, видение конкретной проблемы на лист бумаги. Дети открывают возможности выражения своих эмоций и чувств, отражения переживаний, посредством художественных работ. Осознание своих чувств и переживаний является непременным условием духовного развития ребенка, активизации навыков размышления о сущности мира и его отдельных компонентов.
3. На уроках изобразительного искусства учащиеся познают мир искусства, знакомятся с работами великих художников, развивают навыки понимания того, что хотел сказать автор тем или иным произведением.
4. Выполнение разнообразных творческих заданий учащимися, активизирует их чувственное восприятие мира, расширяет их чувственный опыт, что способствует развитию таких нравственных качеств, как: доброта, любовь, милосердие, великодушие.
5. Ознакомление с историей искусства, на уроках изобразительного творчества, способствует не только познанию национальной и мировой культуры, но и учит принятию культурного многообразия, уважению к культурным особенностям разных народов. Это развивает такое нравственное свойство, как терпимость.
6. Уроки искусства формируют культуру чувств ребёнка.
7. Происходит активизация мыщления и творческой активности, развивается эстетический вкус, посредством ознакомления с искусством и собственного выполнения художественных работ.
Очень важно, чтобы ребенок осознал свою принадлежность к национальным традициям отечественной культуры, чтобы он не без гордости ощущал себя гражданином своей страны, соотечественником великих творцов русской культуры. При этом решаются и главные задачи становления личности, каким он должен быть человеком, какие нравственные качества должен иметь. Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если человек не получит собственного художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Жизненный опыт человека на различных стадиях его развития несколько ограничен. Задача педагога воспитать у ребёнка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.
Список литературы:
#1064;кола изобразительного искусства. В десяти томах. 1 том. Москва . «Изобразительное искусство». 1986.
2. Педагогика искусства. Б.М.Неменский. – м.: Просвещение, с. –(Библиотека учителя)
#1055;сихология. В.С.Кузин. Москва. «Высшая школа». 1982.
#1048;скусство. Живопись. Скульптура. Графика. Книга для учителей. Москва. «Просвещение». 1989.