Технологическая карта открытого урока по изобразительному искусству 3 класс (ДОП «Декоративно – прикладное творчество») на тему: «Красота и мудрость народного орнамента»
По программе данный урок – продолжение изучения темы декоративного искусства. Знания, полученные детьми, актуализируются, дополняются новой информацией. Следующая тема: «Орнамент в холодной и теплой цветовой гамме», и практическая связь полностью выстраивается на приобретенных ранее навыках и умениях, которые были сформированы на уроке «Красота и мудрость народного орнамента».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_17.02.2021_g.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ Г. КУРСКА
МБОУ ДО «Детская школа искусств №7»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
открытого урока по изобразительному искусству
3 класс (ДОП «Декоративно – прикладное творчество»)
на тему:
«Красота и мудрость народного орнамента»
Преподаватель: Малых Елена Александровна
(Высшая квалификационная категория)
Курск 2021
Технологическая карта урока – «Красота и мудрость народного орнамента» 3 класс
Дата | 17.02.2021 г. |
Тема урока | «Красота и мудрость народного орнамента» |
Тип урока | Урок закрепления полученных знаний |
Цель урока | Ознакомление учащихся с понятием «Орнамент», творческое применение знаний на практике. |
Задачи | • воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности; • продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов построения орнамента; • развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям Курских промыслов, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления. |
Планируемые результаты: | |
Предметные | Учащиеся должны знать: что такое орнамент, различать основные типы орнамента; учащиеся должны уметь: выполнять графически построение элементоворнаментав полосе; распознавать орнамент среди Курских народных промыслов. Учащиеся получат возможность: осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием эскиза одного из Курских орнаментов. |
Личностные | Эстетические потребности. Осознание своей этнической принадлежности. Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества своей малой Родины. |
Оборудование | Фломастеры, шаблоны передников, образцы орнаментов. |
Зрительный ряд | Плакаты с изображениями Курских девушек (Суджаночка, Куряночка, Кожляночка), презентация. |
Музыкальный ряд | Записи инструментальных мелодий. |
Этапы урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые умения |
ИНДУКЦИЯ | -Позитивный настрой преподавателя. -Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. -Проверяет готовность обучающихся к уроку. -Подводит к теме урока На входе в кабинет преподаватель распределяет детей по группам. Просмотр отрывка из мультфильма «Гора самоцветов». - Ребята, представьте себе Курскую ярмарку и скажите: - Какими должны быть на ярмарке изделия? – Как называют людей, которые представляют свои изделия для продажи на ярмарке? -Посмотрите, Петрушка бежал и рассыпал какие-то бумажки! Давайте, посмотрим! Я предлагаю вам расшифровать слова. (АНАГРАММЫ) Давайте сформулируем тему урока. | - Позитивный настрой учащихся на работу в течение урока. - Готовность к уроку. - Озвучивают тему и цель урока. Яркими, нарядными, праздничными Умельцы, мастера КРАСОТА, МУДРОСТЬ. НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ (поменяны местами слоги). «Красота и мудрость народного орнамента» | - умение организовывать свою учебную деятельность - научиться мыслить системно - умение интегрироваться в группу одноклассников, строить продуктивное взаимодействие |
САМОИНСТРУКЦИЯ | -Проводит параллель с ранее изученным материалом -Выдвигает проблему -Создает эмоциональный настрой на выполнение заданий - Русский человек ощущал себя частью мира, в котором он жил, частью природы, которая его окружала. Мир крестьянина был заполнен красочным цветением росписи, резными узорами, вышивкой и затейливыми кружевами. -Что же являлось источником вдохновения мастеров? - Что же могли увидеть мастера в природе, а затем использовать в узоре? | -Обосновывают выбор задачи для решения проблемы. -Объясняют свой выбор. -Формулируют выводы наблюдений. ПРИРОДА ЦВЕТЫ, ЛИСТЬЯ, СОЛНЦЕ, НАСЕКОМЫЕ, ЯГОДЫ и т.д. | - умение контролировать и оценивать УД - общеучебные логические действия - умение использовать ИКТ для достижения цели |
СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ | -Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока -Визуализация учебного материала -Действительно, мотивы для украшения своих изделий мастера черпали из природы. - А как же из увиденных элементов выстроить узор? -Здесь на помощь тоже приходит природа, которая не только помогает увидеть мотив, но и расположить его верно. - Посмотрите на доску, цветы и листья на ней расположены хаотично. Это можно назвать узором? А теперь давайте, попробуем расположить эти элементы так, чтобы получился орнамент. - Присутствует ли здесь повторение? Продолжите, какие еще природные явления могут повторяться или чередоваться? - Итак, что же такое орнамент? Правильно, и в этом изображении должен присутствовать ритм. - Посмотрите, какими бывают орнаменты? ТИПЫ ОРНАМЕНТОВ - растительный - геометрический - зооморфный | -Выявляют закономерность Предположения детей - Продолжают ассоциативный ряд. (смена дня и ночи, времен года, музыка) - Изображение, состоящее из повторяющихся или чередующихся элементов. | - умение принимать учебную задачу - умение слушать и вступать в диалог |
СОЦИАЛИЗАЦИЯ | -Побуждает к высказыванию своего мнения -Проводит параллель с ранее изученным материалом -Предлагает групповое задание Но давайте вернемся на Курскую ярмарку. Что же Курские мастера привозили на ярмарку? ЗАГАДКИ
В селе Кожля живет? Платья яркие, в горошек, Много точек и полосок! (Кожлянская игрушка)
По нему с утра ходила. И еще, на нем летают! В сказке всякое бывает! И красив, не нужен спор! – Мягкий, ласковый … (Ковер) Посмотрите, какие красивы Суджанские ковры, забавны Кожлянские игрушки, нарядны Курские сарафаны! Что за красота!!! Давайте рассмотрим орнамент на этих изделиях! Назовите типы орнаментов.
Я предлагаю вам сегодня побыть Курскими мастерами! Одна группа будет мастерами из Кожли, другая из Суджи, а третья из Курска. Для того, чтобы разобраться, кто откуда, я приглашаю по одному представителю из группы. Дети вытаскивают из коробки символы промысловых центров: шерстяную нитку (Суджа), кусок ситца (Курск), кусок глины (Кожля). К нам на ярмарку приехали три красавицы, они хотят купить себе передники! Давайте им в этом поможем! Каждая группа украсит передник для одной из девушек по мотивам своей местности. | -По очереди комментируют ответы, полученные результаты -Приводят примеры -Объясняют свой выбор -Формулируют выводы наблюдений -Высказывают свои предположения в группе Разгадывают загадки Рассматривают, называют типы орнаментов (геометрический, растительный) Работают в группах. | - умение принимать учебную задачу - постановка и решение проблем - умение слушать и вступать в диалог - работать в группе |
АФИШИРОВАНИЕ РАЗРЫВ | -Контролирует выполнение работы -Осуществляет: индивидуальный контроль;выборочный контроль. Вывешивают свои работы. - Итак, вернемся к теме нашего урока. Мы разобрались с понятием орнамент, с его красотой, а в чем же мудрость народного узора? (Если успею, можно выписать на доску по два слова от каждой группы (существительные, прилагательные, глаголы) на тему «Узор») Правильно, мудрость народного орнамента в его красоте, в том, что из поколения в поколение передаются традиции создания орнаментов, и сейчас они тоже радуют нас! | Анализируют свою деятельность на уроке Ответы детей | - умение понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха - развитие творческого мышления - участвовать в коллективном обсуждении проблем |
РЕФЛЕКСИЯ | -Я предлагаю вам сделать узор нашего урока. - Если на уроке вам было комфортно и вы удовлетворены своей работой, прикрепите красный цветок. - Если вы считаете, что ценность этого урока в коллективной работе и вы довольны работой своей группы, прикрепите желтый цветок. До свидания! |