Технологическая карта открытого урока по изобразительному искусству 3 класс (ДОП «Декоративно – прикладное творчество») на тему: «Красота и мудрость народного орнамента»

Малых Елена Александровна

По программе данный урок – продолжение изучения темы декоративного искусства.  Знания, полученные детьми, актуализируются, дополняются новой информацией.  Следующая тема: «Орнамент в холодной и теплой цветовой гамме», и практическая связь полностью выстраивается на приобретенных ранее навыках и умениях, которые были сформированы на уроке «Красота и мудрость народного орнамента».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_17.02.2021_g.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ Г. КУРСКА

МБОУ ДО «Детская школа искусств №7»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

открытого урока по изобразительному искусству

3 класс (ДОП «Декоративно – прикладное творчество»)

на тему:

«Красота и мудрость народного орнамента»

Преподаватель: Малых Елена Александровна

(Высшая квалификационная категория)

Курск 2021

Технологическая карта урока – «Красота и мудрость народного орнамента» 3 класс

Дата

17.02.2021 г.

Тема урока

«Красота и мудрость народного орнамента»

Тип урока

Урок закрепления полученных знаний

Цель урока

Ознакомление учащихся с понятием «Орнамент», творческое применение знаний на практике.

Задачи

•        воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности;

•        продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном

        искусстве и его применении, об образном языке декоративного

        искусства, обеспечить освоение приемов построения орнамента;

•        развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую

        оценку произведениям Курских промыслов, развивать фантазию и

        воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Планируемые результаты:

Предметные

Учащиеся должны знать: что такое орнамент, различать основные типы орнамента; учащиеся должны уметь: выполнять графически построение элементоворнаментав полосе; распознавать орнамент среди Курских народных промыслов.                        

Учащиеся получат возможность: осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием эскиза одного из Курских орнаментов.

Личностные

Эстетические потребности. Осознание своей этнической принадлежности. Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества своей малой Родины.

Оборудование

Фломастеры, шаблоны передников, образцы орнаментов.

Зрительный ряд

Плакаты с изображениями Курских девушек (Суджаночка, Куряночка, Кожляночка), презентация.

Музыкальный ряд

Записи инструментальных мелодий.

Этапы урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

ИНДУКЦИЯ

-Позитивный настрой преподавателя.

-Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

-Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Подводит к теме урока

На входе в кабинет преподаватель распределяет детей по группам.  

Просмотр отрывка из мультфильма «Гора самоцветов».

- Ребята, представьте себе Курскую ярмарку и скажите:

- Какими должны быть на ярмарке изделия?

 – Как называют людей, которые представляют свои изделия для продажи на ярмарке?

-Посмотрите, Петрушка бежал и рассыпал какие-то бумажки! Давайте, посмотрим!

Я предлагаю вам расшифровать слова. (АНАГРАММЫ)

Давайте сформулируем тему урока.

- Позитивный настрой учащихся на работу в течение урока.

- Готовность к уроку.

- Озвучивают тему и цель урока.

Яркими, нарядными, праздничными

Умельцы, мастера

КРАСОТА, МУДРОСТЬ. НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ (поменяны местами слоги).

«Красота и мудрость народного орнамента»

- умение организовывать свою учебную деятельность

- научиться мыслить системно

- умение интегрироваться в группу одноклассников, строить продуктивное взаимодействие

САМОИНСТРУКЦИЯ

-Проводит параллель с ранее изученным материалом

-Выдвигает проблему

-Создает эмоциональный настрой на выполнение заданий

- Русский человек ощущал себя частью мира, в котором он жил, частью природы, которая его окружала. Мир крестьянина был заполнен красочным цветением росписи, резными узорами, вышивкой и затейливыми кружевами.

-Что же являлось источником вдохновения мастеров?

- Что же могли увидеть мастера в природе, а затем использовать в узоре?

-Обосновывают выбор задачи для решения проблемы.

-Объясняют свой выбор.

-Формулируют выводы наблюдений.

ПРИРОДА

ЦВЕТЫ, ЛИСТЬЯ, СОЛНЦЕ, НАСЕКОМЫЕ, ЯГОДЫ и т.д.

- умение контролировать и оценивать УД

- общеучебные логические действия

- умение использовать ИКТ для достижения цели

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ

-Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

-Визуализация учебного материала

-Действительно, мотивы для украшения своих изделий мастера черпали из природы.

- А как же из увиденных элементов выстроить узор?

-Здесь на помощь тоже приходит природа, которая не только помогает увидеть мотив, но и расположить его верно.

- Посмотрите на доску, цветы и листья на ней расположены хаотично. Это можно назвать узором?

А теперь давайте, попробуем расположить эти элементы так, чтобы получился орнамент.

- Присутствует ли здесь повторение?

Продолжите, какие еще природные явления могут повторяться или чередоваться?

- Итак, что же такое орнамент?

Правильно, и в этом изображении должен присутствовать ритм.

- Посмотрите, какими бывают орнаменты?

ТИПЫ ОРНАМЕНТОВ

- растительный

- геометрический

- зооморфный

-Выявляют закономерность

Предположения детей

- Продолжают ассоциативный ряд. (смена дня и ночи, времен года, музыка)

- Изображение, состоящее из повторяющихся или чередующихся элементов.

- умение принимать учебную задачу

- умение слушать и вступать в диалог

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

-Побуждает к высказыванию своего мнения

-Проводит параллель с ранее изученным материалом

-Предлагает групповое задание

Но давайте вернемся на Курскую ярмарку. Что же Курские мастера привозили на ярмарку?

ЗАГАДКИ

  1. Это что за хоровод

В селе Кожля живет?

Платья яркие, в горошек,

Много точек и полосок!

(Кожлянская игрушка)

  1. Стоит Аленка: платок зеленый, тонкий стан, белый… (Сарафан)
  2. На полу улегся мило,

По нему с утра ходила.

И еще, на нем летают!

В сказке всякое бывает!

 И красив, не нужен спор! – Мягкий, ласковый … (Ковер)

Посмотрите, какие красивы Суджанские ковры, забавны Кожлянские игрушки, нарядны Курские сарафаны! Что за красота!!! Давайте рассмотрим орнамент на этих изделиях! Назовите типы орнаментов.

 

Я предлагаю вам сегодня побыть Курскими мастерами! Одна группа будет мастерами из Кожли, другая из Суджи, а третья из Курска. Для того, чтобы разобраться, кто откуда, я приглашаю по одному представителю из группы.

Дети вытаскивают из коробки символы промысловых центров: шерстяную нитку (Суджа), кусок ситца (Курск), кусок глины (Кожля).

К нам на ярмарку приехали три красавицы, они хотят купить себе передники! Давайте им в этом поможем! Каждая группа украсит передник для одной из девушек по мотивам своей местности.

-По очереди комментируют ответы, полученные результаты

-Приводят примеры

-Объясняют свой выбор

-Формулируют выводы наблюдений

-Высказывают свои предположения в группе

Разгадывают загадки

Рассматривают, называют типы орнаментов (геометрический, растительный)

Работают в группах.

- умение принимать учебную задачу

- постановка и решение проблем

- умение слушать и вступать в диалог

- работать в группе

АФИШИРОВАНИЕ

РАЗРЫВ

-Контролирует выполнение работы

-Осуществляет: индивидуальный контроль;выборочный контроль.

Вывешивают свои работы.

- Итак, вернемся к теме нашего урока. Мы разобрались с понятием орнамент, с его красотой, а в чем же мудрость народного узора?

(Если успею, можно выписать на доску по два слова от каждой группы (существительные, прилагательные, глаголы) на тему «Узор»)

Правильно, мудрость народного орнамента в его красоте, в том, что из поколения в поколение передаются традиции создания орнаментов, и сейчас они тоже радуют нас!

Анализируют свою деятельность на уроке

Ответы детей

- умение понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха

- развитие творческого мышления

- участвовать в коллективном обсуждении проблем

РЕФЛЕКСИЯ

-Я предлагаю вам сделать узор нашего урока.

- Если на уроке вам было комфортно и вы удовлетворены своей работой, прикрепите красный цветок.

- Если вы считаете, что ценность этого урока в коллективной работе и вы довольны работой своей группы, прикрепите желтый цветок.

До свидания!