Методический доклад на тему: «Использование технологии «педагогической творческой мастерской» на уроках изобразительного и декоративно – прикладного искусства»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_doklad_k_otkrytomu_uroku.docx | 16.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
Мы живем, учимся, работаем в древнем городе Курске. Курский край богат своей природой, культурой и историей. История города и области тесно переплетается с историческими событиями и именами знаменитых людей, она громадна и вызывает глубокое уважение! Наш город богат памятниками архитектуры, истории и культуры. В Курском крае родились многие известные и заслуженные деятели науки, культуры и искусства. Среди них композиторы, актеры, художники, архитекторы, скульпторы и многие другие представители самых разных профессий. А природное окружение культурного ландшафта Курска характеризуется уникальностью и своеобразием.
Сегодня, в век высоких технологий, нить между прошлым и будущим стала очень тонкой. На уроках в школе искусств одной из задач является восстановление такого духовного равновесия. Это понятно, так как каждый человек должен осознавать себя, свое место в мире: среди других людей, среди других народов. Все это невозможно без знания истории, без изучения обычаев и традиций своей Родины. Важно, чтобы дети знали свои истоки, историю и культуру своего края, своей малой Родины!
Благодаря введению и использованию национально-регионального компонента на уроках в школе искусств, а также его интеграции с другими предметами, появляется ключ к решению проблемы эффективности урока.
Актуальность включения регионального компонента в уроки по изобразительному искусству состоит в воспитании чувства патриотизма и любви к родному краю, в создании положительного образа территории нашей малой Родины – Курска.
Региональный компонент на уроках изобразительного и декоративно – прикладного искусства может быть многоаспектным, но основными, на мой взгляд, являются три направления:
1. «Пленер»
2. «Курский народный сувенир»
3. «Школьный музей»
На уроках, во время рассматривания картин, фотографий, учащиеся не только могут знакомиться с родным краем и его традициями, но и развивать свою речь. Также, на уроках изобразительного искусства можно предложить детям проиллюстрировать определенный рассказ Курского писателя, что развивает воображение. Например, на уроке «Город сегодня и завтра» дети могут не только зачитать отрывки из произведений курских писателей, но и рассмотреть картины Курских художников. В рамках темы «Орнамент» можно провести урок «Красота Курского орнамента», на котором учащиеся развивают свою образную память, формируют эмоциональную отзывчивость к родным традициям. Сейчас очень актуальна проектно – исследовательская деятельность, элементы которой в синтезе с региональным компонентом так же помогают формированию познавательных и творческих навыков учащихся. Одним из моих проектов является создание раскрасок «Путешествие по городу Курску» и «Курск православный». Целью данных проектов является способствование формированию более широкого представления у учащихся о нашем городе, а так же воспитанию уважительного отношения к памятным местам Курска.
Сегодня вашему вниманию будет представлен урок по изобразительному искусству на тему: «Красота и мудрость народного орнамента», на котором я хотела показать использование регионального компонента на практике.
На данном уроке будет использоваться педагогическая технология «Творческих мастерских». Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами и психологами и нашла свое применение на моих уроках. Своё название данная технология получила из-за того, что Педагог здесь проявляется в новом качестве! На уроке я перестаю быть учителем –становлюсь Мастером. Мастер создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов.
Цель мастерской – подтолкнуть к поиску, избавить от чувства страха, раскрепостить, побудить к общению и творчеству.
Чаще всего на уроке я выступаю в роли консультанта и советника, помогаю организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении разнообразных приёмов и способов достижения планируемых результатов.
Рассмотрим подробнее ее методологическую основу. На всем протяжении занятий практически вся методологическая палитра имеет место в той или иной форме.
-Методы организации учебно-познавательной деятельности
-Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
-Метод проектов
-Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
-Метод проблемного изложения
-Репродуктивный метод
-Исследовательский метод
Технология творческой мастерской представляет собой следующие этапы:
1. Индукция. Суть этапа в эмоциональном настрое на интересную работу, в мотивации к творчеству. Задействовав сферу чувств ученика, и даже его подсознание, я настраиваю ребёнка на конструктивную и вдохновлённую работу на уроке. Главный ресурс – индуктор. В его роли выступает любой информационный сигнал (рисунок, предмет, слово, текст, звук), задача которого вызвать поток ассоциаций у ученика.
2. Цепочка заданий. Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. В этот момент формируется информационное поле с помощью предлагаемого материала. Проходит обсуждение и выдвижение гипотезы. Социоконструкция. Важнейшим элементом технологии мастерских является групповая работа (создание результата группой и есть социоконструкция). Социализация. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию. Здесь ученики сопоставляют свой полученный материал с результатами работы других групп, делают выводы, обнаруживают закономерности и связи. Здесь важно умение говорить, доносить информацию, аргументировать. За отработкой этих моментов следит Мастер. Афиширование – это презентация результатов работы, выраженных в тех же рисунках, проектах. Этот материал ученикам предстоит защитить. Разрыв - является кульминацией процесса творчества и завершается инсайтом (озарением). То есть ученики шире смотрят на свои знания, на свои открытия и понимают, что все разгадки и выводы впереди, у ученика пробуждается интерес к дальнейшему, более глубокому познанию.
3. Рефлексия. На этом этапе ученики анализируют свою деятельность на уроке, своё удовлетворение этим, своё эмоциональное состояние.
Анализируя имеющийся опыт, можно сказать, что использование технологии творческой мастерской благотворно влияет на учащихся, так как наблюдается положительная динамика в развитии личностных качеств и навыков учебной деятельности учащихся.
Постепенно из урока в урок у них пробуждается интерес к искусству, возникают условия для развития художественных способностей, о существовании которых у себя, многие дети даже не подозревают. Идет становление позитивной «Я-концепции», формируется ответственность. И пусть они не станут художниками, но искусство всегда будет для них источником радости!