Рождественские чтения
Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание через занятия изобразительной деятельностью»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno_nravstvennoe_vospitanie_1_1.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное воспитание через занятия изобразительной деятельностью».
1.Сегодня в мир наших детей вошли яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры, упрощенное «мобильное» общение, лишенные подлинных чувств детские книги. Дети подчас «зависают» перед компьютерами, что сейчас считается современным. С одной стороны, когда ребенок с компьютером на «ты», у него вырабатывается быстрота реакции, он учится выбирать стратегию поведения и обучения. С другой стороны, привычка действовать в компьютерном виртуальном мире может нарушить адекватное восприятие мира реального, что может вызвать такие отклонения личности как уход в себя, аутизм. Может ли ребенок в жестоких компьютерных играх познать мир и обрести опыт гуманного общения с другими людьми? Постоянное длительное общение с компьютером ограничивает интеллектуальную активность ребят, приучает действовать по определенному образцу, алгоритму, и закрепляет шаблонность мышления, заглушая их творческий потенциал. И это является одной из серьезных современных проблем в преподавании изобразительного искусства. | Оскудела любовь, и плачут иконы, Слишком мало тепла в опустевших глазах. (Людмила Цыркина) |
2.Одна из причин бездуховности молодежи – в недостатке образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел. Чтобы дети видели мир во всем великолепии, богатстве красок, необходимо развивать духовно-нравственные качества обучающихся, а также специальные, предметные и общеинтеллектуальные умения; анализировать состояние души и окружающего мира, осознанно выбирать средства для их отображения, прогнозировать создаваемый художественный образ, то есть результат деятельности, оценивать его. Таким образом, необходимо развить у учащихся умения организации самостоятельной деятельности, чтобы дети могли украшать свою жизнь, отличать подлинное от подделки. | Обратимся к опыту великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности.» . В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали |
3.Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания обучающихся являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве. | Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания обучающихся являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве. |
4.Духовно-нравственное воспитание детей происходит в процессе обучения, в данном случае на занятиях в объединении «Карандаш и кисточка». | фото |
5.Целью объединения является воспитать личность, умеющую ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способную сострадать ко всему живому. Но для достижения поставленной цели требуется решить несколько задач: - познакомить обучающихся с разными жанрами изобразительного искусства - сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника. | Целью объединения является воспитать личность, умеющую ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способную сострадать ко всему живому. Но для достижения поставленной цели требуется решить несколько задач: - познакомить обучающихся с разными жанрами изобразительного искусства - сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника. |
6.На занятиях учащиеся выполняют разножанровые работы: натюрморты, портреты, пейзажи, тематические (сюжетные) композиции, иллюстрации. | Фото рисунков |
7.Прежде чем выполнить задание, я организую предварительную работу – наблюдение натуры. Она может быть разной от пеЙзажа за окном до ромашки полевой. К примеру: я показываю детям медведя, спрашиваю, что они о нем знают, чем запомнился, как отличается от других животных, в каких художественных произведениях они его встречали, видели ли они мишек в зоопарке и знают ли они что медведь это символ нашей родины. После детального разбора натуры ЭТого медведя с самыми запоминающимися по их мнению образами и РАССКАЗЫВАЕМ ДРУГ ДРУГУ почему они ИМ ЗАПОМНИЛИСЬ. Таким подходом я воспитываю эстетическое отношение к миру, бережное отношение к родной природе. | ФОТО РАБОТ |
8.ИспользУЮ на занятиях элементЫ интеграции, таких как художественное слово (стихотворения, отрывки из библии), музыка (записи колокольного звона, праздничных песнопений) применение различных художественных техник (граттаж, коллаж и др) вызывает у детей эмоциональный отклик, помогает сформировать яркие и зримые образы, передать свои впечатления, мысли, чувства с помощью линий, цвета, изображения. | ЗВУК КОЛОКОЛА И РИСУНКИ ЦЕРКОВНЫЕ |
9 В процессе деятельности моего объединения «Карандаш и кисточка» обучающиеся рассматривают репродукции художников, при этом они определяют, из каких красок состоит цвет неба, земли, деревьев, различных предметов в исполнении мастеров. Дети учатся анализировать работы известных художников – как поразительно те передают огромное пространство яркого, солнечного неба от зенита до горизонта! А вблизи это пространство состоит из мазков: зелено-голубых, розово-голубых, сине-фиолетовых. И, правда, чистого небесного цвета среди красок не найти. Здесь можно наблюдать массу неожиданных, разнообразных авторских приемов, которые помогают художнику передать свое отношение к окружающему миру и проявить свою индивидуальность. | ФОТО Предварительный анализ природы и работ художников помогает учащимся создавать самостоятельные живописные этюды. С ХУДОЖНИКАМИ КАРТИНАМИ |
Обучение толерантности является тоже одной из важнейших задачДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, ибо умение договориться, понять друг друга, проявить терпимость к ближнему, однокласснику, человеку другой веры, нации – один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры, важнейшее качество современного человека. И это проводится на занятиях с элементами истории искусства, где на примерах из мировой культуры ребенок учится быть толерантным. Изучая искусство, ребенок учится воспринимать опыт других. Только через воздействие искусства возможно формирование духовно богатой личности. | |
Стоит вглядеться в детские рисунки, и сразу становиться ясно – в них отражается отношение к жизни, гражданская позиция, внутренние идеалы. Необходимо не только учить детей рисовать, но и по средствам рисования глубже понимать те или иные события, идеи. В рисунке ребенок может выразить то, что не может сказать словами. Искусство обогащает духовный мир ребенка делает его чутким, отзывчивым, гуманным. И как вид коммуникации, создает уникальную возможность, приобщится к другим культурам, чужому опыту. Искусство можно не только созерцать, но и быть непосредственным его участником. Сегодня от признания личности, принятия ее особенностей и неповторимости, гуманизации человеческих отношений зависит наше завтра. Здоровье человека во многом определяется тем, как он относится к миру, к самому себе, есть ли в нем потребность в духовном самосовершенствовании, познании других и самого себя. | |
Особое внимание уделяю умению преодолевать тяготы жизни, неприятности и стрессы с помощью выставки. Выставка помогает создавать рисунок лучше и интереснее. Мы обсуждаем рисунки с выставки и выявляем плюсы и минусы выставленных работ. Этим я учу ребенка принимать критику а так же преодолевать неудачи. Считаю, что показ выставочных работ должен быть обязательным и своевременным. Очень важно, чтобы ребята могли увидеть работы своих ровесников, почувствовать то, что волнует других людей. Грамотно рисовать может научиться каждый, также как читать и писать. Но занятия живописью дают значительно больше. Они воспитывают чувства формы, ритма, гармонии, цвета. А это уже воспитание и художника и зрителя. Именно уроки изобразительного искусства требуют предварительного анализа натуры, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности, что будет необходимо каждому ученику в будущем. Именно на занятиях изобразительного искусства происходит духовно-нравственное воспитание У детей не бывает удач или неудач в рисовании. Они умеют рисовать всегда: сегодня - так, а завтра - не хуже или лучше, а просто иначе. Оценка педагога обязательно должна содержать элемент понимания и одобрения, чтобы не разрушить уверенности в себе, в своих способностях и не убить интерес к изобразительному искусству. В заключении скажу, что моя работа в объединении карандаш и кисточка способствуют гражданскому становлению личности ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться на занятиях изобразительного искусства. |