Рисование на воде «Эбру».
Цель: развитие творческих способностей у детей через использование нетрадиционной техники рисования на воде «Эбру»
Задачи:
1.Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на воде «Эбру».
2.Развивать творческие способности, художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности, моторику, эмоциональный интеллект.
3.Воспитывать самостоятельность в создании рисунка, чувство прекрасного, аккуратность.
Материалы и оборудование: подкладные листы; лоток А4 формата; кисти; гребень; 12 цветов краски (для Эбру); шпажки для рисования; баночки для воды; салфетки, тряпочки; листы бумаги; волшебная музыка; загуститель; инструкция.
Ход занятия:
1.Орг. момент.
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас будет с вами необычное занятие.
На занятиях по рисованию, мы часто используем нетрадиционные техники рисования.
-какие из них вы знаете? (ответы детей)
Сегодня мы с вами познакомимся с новой техникой.
2.Основная часть
Воспитатель:
- можно ли рисовать по воде? (нет)
- почему? (краска растворяется в воде).
Оказывается, есть такая техника-рисование на воде. Называется она ЭБРУ.
История возникновения эбру
Эбру считается турецким искусством рисования на воде. Возникновение самой технологии восходит к странам Востока. (Слайд 1) Еще примерно в 12 веке в Японии существовало искусство суминагаши, что дословно переводится как «плавающие чернила». (Слайд 2) Синтоистские монахи с помощью суминагаши наносили уникальные узоры на тонкую рисовую бумагу и ткани для украшения. Техника была настолько популярна, что пользовалась спросом у императора и его приближенных.
Cуществует множество версий, откуда пошло искусство рисования на воде: разные источники называют родиной технологии не только Китай и Японию, но и Узбекистан, Индию, Пакистан, Персию и ряд других стран. Например, в Турции техника рисования на воде появилась ещё в 7 веке, хотя название Эбру стало употребляться только спустя три столетия. Главным отличием турецких мастеров было искусное умение рисовать не только абстрактные и цветочные узоры, но и птиц, рыб и необычные пейзажи. Термин Эбру происходит от персидского ebri, что означает «воздушные облака». И, действительно, если посмотреть на рисунок, выполненный по такой технологии, становится понятно, почему его так называли. (слайд 3)
На Западе эбру чаще всего именуют «турецкой бумагой», потому что в Европу эбру пришло в XVI веке из Стамбула, а уже в XVII–XIX веках приобрело большую популярность.
В султанском дворце-музее Топкапы, в книге "Gay-i Çevgan", написанной в 1539 году, хранятся старинные образцы эбру. (слайд 4)
Рисование на воде Эбру означает, что поверхностью для нанесения узора буквально служит жидкость. Правда, это не обычная вода, да и краски тут нужны специальные. В жидкость добавляют экстракт гевеи – он делает ее густой и вязкой, благодаря чему цветные капли не тонут и не смешиваются, как в обычной воде. Сами краски делаются на основе бычьей желчи и особых минералов. Эбру не предполагает, что рисунок должен получиться четким и ровным: вся техника основана на абстракции и произвольном узоре. Жидкие краски хорошо растекаются по поверхности, а с помощью тонких палочек и гребней художник придает кругам на воде форму. (слайд 5 просмотр видео)
Эбру требует не только творческого начала, но также знания техники, терпения и концентрации.
(слайд 5) Все компоненты для эбру обязательно натуральные. Краски состоят из воды с добавлением различных пигментов (мышьяк, синька, сажа, карбонат свинца, оксид железа), смешанной с бычьей желчью. Они очень жидкие, практически разноцветная вода. Кисти традиционно изготавливаются из конского волоса и стебля розы.
Помимо кистей, для создания эбру еще используют шило, которым художник «заплетает» капли краски на поверхности воды в различные узоры, и гребень длиной в ширину поддона, которым проводят по всей поверхности воды с красками, чтобы создать чешуйчатый узор.
(слайд 6)Рисование на воде даёт возможность реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства. Картины всегда получаются необычными, каждое движение шилом и гребнем создаёт неповторимый образ. Рисование Эбру как искусство доставит вам удовольствие, вы сможете фантазировать без границ.
Воспитатель: прекрасные рисунки. Вот бы нам научится так рисовать. Согласны?
Но прежде чем приступить к рисованию, предлагаю немного отдохнуть, и подготовить свои руки к рисованию.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели.
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали (2 раза)
Показ техники
Воспитатель: на столах у вас все материалы для рисования на воде.
В домашних условиях можно рисовать по подобию «эбру» Я знала, что вам понравится и всё для этого приготовила.
На столе стоит лоток, в лотке не простая вода, которая течет из-под крана, я добавила в воду загуститель-крахмал. Краски необычные, специальные. Мне понадобится кисточка, волшебная палочка-шпажка и салфетка.
Я беру палочку, с заостренным концом, поэтому работать нужно аккуратно, набираю краску и опускаю ее на воду. Работать надо на поверхности воды, только чуть – чуть прикасаясь к воде, капли краски растекаются по поверхности воды, на один цвет ложится другой. Это похоже на магию. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются, становясь цветком, дельфином или причудливым узором. Рисунок готов, отпечатываем его на бумагу. Теперь мы все вместе ждём несколько секунд. Вынимаю лист, строго по краю лотка, чтобы вода осталась чистой. Смотрите, что у нас получилось. Я размещу наш рисунок на нашей выставке. Здесь окажутся и ваши рисунки.
Продуктивная деятельность детей
Воспитатель: давайте ещё раз вспомним последовательность выполнения работы.
1.Наносим краску для фона.
2.Рисуем узоры.
3.Отпечатываем готовый рисунок.
Воспитатель: ребята, а сейчас я предлагаю вам поучиться, попробовать и пофантазировать за столом. Когда будите рисовать острыми палочками, будьте осторожны.
Во время рисования я вам буду обязательно помогать, работу выполняйте аккуратно, не толкая друг друга и не мешая, и у вас получатся красивые рисунки, которые вы можете подарить тому, кого любите или оставить себе на память.
Рассматривание рисунков на выставке.
Воспитатель: рисунки готовы. Я предлагаю вам подойти к нашей выставке. Интересно посмотреть, что же у нас получилось.
3.Заключительная часть.
Воспитатель:
-ребята, вам понравились рисунки, которые мы нарисовали?
-как называется техника, с которой мы сегодня познакомились?
-чем она отличается от других техник рисования?
-кто запомнил, какие предметы используют при данной технике?
-что нужно сделать, чтобы рисунок сохранился? (нужно перенести его на бумагу)
Вы, ребята, молодцы, хорошо поработали и у вас получились очень красивые рисунки. Наше занятие закончилось, сегодня мы научились рисовать необычные рисунки. Научившись этой технике, можно рисовать даже пейзажи, натюрморты и портреты, а рисунки переносить не только на бумагу, но и на ткань, дерево и стекло.
- Спасибо ребята за работу, и вам уважаемые гости за внимание. Занятие окончено.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ebru_1.pptx | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Суминагаши «плавающие чернила»
Материалы для рисования эбру
Спасибо за внимание!