Исследовательская работа "Художник лирического направления Козьмин Николай Иванович"

Рудик Алла Владимировна

Работа посвящена исследованию жизни, творчества, родословной художника Козьмина Николая Ивановича

Цель работы: составить общую картину жизни и творчества художника поселка Мишелевка и доказать, что талант передается по наследству

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художник лирического направления

 Козьмин Николай Иванович

Автор:  Рудик Алла Владимировна.

Учитель коррекционных классов,

учитель истории

 МБОУ «Мишелевская СОШ №19»

п. Мишелевка

2015г.

Художник лирического направления Козьмин Николай Иванович

I.        Введение

       Работа посвящена исследованию жизни, творчества, родословной  художника Козьмина Николая Ивановича.   Наш небольшой посёлок всегда отличался атмосферой любви к художникам. Возможно, этому способствует красота окружающей природы, богатая история самого посёлка, история людей, его населяющих. А может, всё вместе. Мой проект называется  «Художник лирического направления Козьмин Николай Иванович»

 Проблемы:    Может ли Козьмин называться художником лирического направления?  Передается ли талант по наследству?

Актуальность проблем. В наши дни, когда падает интерес к искусству, особенно важно обратить внимание на то, что  в произведениях о родном крае  находит отражение история посёлка, неразрывная связь времён, запечатлеваются необратимые моменты  уходящего, раскрываются истоки любви к Родине, передаются чувства и мысли наших предков.

Гипотеза:

 1. Если Н.И. Козьмин талантливый художник, это должно подтвердиться фактами из его истории.

Объект исследования:  художник посёлка Мишелёвка Усольского района Иркутской области.

Предмет исследования: художественная  составляющая исторического прошлого посёлка (картины, личные архивы художника, старожилов посёлка,  архивы школьного историко-краеведческого музея, п.Мишелёвка, г.Усолье –Сибирского).

Цель данной работы заключается в том, чтобы составить  общую картину жизни и творчества художника Козьмина

Задачи:

1.Более подробно узнать о талантливом художнике, который родился и вырос в посёлке Мишелёвка.

2.Попытаться выяснить может ли  талант передаваться по наследству.

3. Определить - может ли влиять природа  на творчество художника.

4. Развить творческое мышление обучающихся, умения и навыки самостоятельной работы.

Методы работы:

  • поиск, изучение, анализ архивных документов в музее школы, посёлка,
  • поиск, изучение, анализ картин, стихов, написанных о Мишелёвке
  • беседы со старожилами.
  • беседы с родственниками

  1. Основная часть

        Родился  Николай Иванович в 1931 году, 19 октября.(Приложение №1) Ему посчастливилось родиться и жить в селе Мишелёвка, в месте, как и многие уголки в Сибири, поистине поэтическом. Причудливо извивающаяся речка Хайтинка, берега поросшие кустарником,  а чуть выше – посёлок, испокон веков славящийся мастерами.

Семья, где родился мальчик, состояла из потомственных  фарфористов  художников.

Дед, Семён Константинович Владимирцев, сын местного учителя Владимирцева Константина Семёновича. Предки Владимирцевых  приехали из Владимирской губернии. Семён Константинович работал в скульптурной мастерской.

Мать, Козьмина (Владимирцева) Антонина Степановна, работала председателем колхоза «Узкий луг», затем директором в доме инвалидов в селе Саннолыжный.

Отец, Козьмин  Иван  Александрович, работал на фарфоровой фабрике. Умер очень рано, в возрасте 24 лет, поэтому сыновей Антонина Степановна воспитывала одна.

Дядя, Константин Степанович Владимирцев, был художником. Его картина имеется в краеведческом музее города Иркутска. Составляя родословное древо семьи Владимирцевых, я выяснила, что в этом роду  было четыре художника и один скульптор, и они почти все писали стихи. (Приложение №2)

Безусловно, окружающая  природа, занятия родных влияли на формирование характера, наклонностей будущего художника. (Приложение №3) Бродя по лесам, сидя на берегу реки, Николай пытался выразить свои чувства на бумаге, делая робкие, неумелые рисунки.

Если человек талантливый, то он талантлив во многих направлениях. Как прекрасно и талантливо играл Николай на сцене ДК  в разных жанрах – это и добрые сказки, и серьёзные  пьесы Островского.

Многие местные девушки украдкой смотрели на молодого паренька, когда он вместе с друзьями играл в духовом оркестре. Козьмин играл на ударных инструментах. Обычно оркестр   играл по выходным дням, в парке  Перевалова.

Окончив семилетку, Николай уезжает в Иркутск и поступает в художественное училище (ныне училище искусств). Доучиться со своей группой ему не удалось.  В 1950 году его призвали в Армию. Служить Козьмину довелось на Востоке в городе Комсомольск - на- Амуре. Там на Востоке он встретил девушку своей мечты. Влюбился Николай раз и навсегда. Избранницей его влюбленного сердца стала белокурая, молоденькая девушка – Наденька. Надежда Ефимовна работала тогда на телефонной станции. (Приложение №4)

И вот, тогда – то, когда сердце переполняет любовь и тоска  по дому, стали рождаться первые стихи.

Люблю свой край широкий и привольный,

Где вьются речки лентой  голубой,

Где у окошка дома тополь стройный

Шумит от ветра бисерной листвой

Там у речки,  утренние зори,

Свистанье птиц, снующих меж ветвей,

Жужжанье пчёл, цветы на косогоре.

Всегда хранятся  в памяти моей.

Там я бродил среди полей, мечтая

О той, чьё имя помню и сейчас.

Но где она? – едва ли вспоминает,

Едва ли ей слеза туманит глаз.

( Стихотворение  в сокращении.  Копия  стихов -  прилагается.  См. приложение № 5)

После службы в Армии Николай возвращается домой и продолжает учёбу в художественном училище. По окончании училища в 1957 году, он устраивается в школу посёлка Мишелёвка  учителем рисования и черчения.

В 1962 г., вместе с женой Козьмин переезжает в город Ангарск и  устраивается на работу  в Ангарский филиал Иркутского отделения Художественного фонда  РСФСР.   Жить  и работать в Ангарск его пригласил брат – художник, Кусс Альберт Казимирович. (Приложение № 6)

Живя в городе, Козьмин был частым гостем в своём родном посёлке, в какую бы пору года ни приезжал, не расставался с  этюдником или ватманом и углём.

У художника были сотни этюдов, десятки картин с видами Мишелёвки.   Нет, кажется, изгиба реки, деревца, пропадающих вдали домов, которые бы не нанес на полотно художник.

Николай Иванович  Козьмин – художник лирического направления. Он любил писать натюрморты, в его мастерской  всегда стояли  в вазах цветы и ветки. Николай много времени отдавал  пейзажу, это был лейтмотив его творчества.

У  Козьмина удивительная кисть. Его этюды, законченные картины пронизанные светом, солнцем, в них так много красок, тепла, звонкого цветущего лета или багрянца осени, что смотреть можно бесконечно.

Николай  Иванович чутко слышал природу и умел передать на полотне малейшие её оттенки. Даже высохшая веточка с корявыми шишками вдруг раскрывается перед взором художника  совсем по – иному. А уж цветущая  сирень или любимая художником рябина пишутся и  пишутся, и всякий  раз автор находит для себя что  - то дорогое в изображении.

Козьмин, пожалую, был одним из художников, кто очень серьезно  и столько  же успешно работал в  жанре лирического пейзажа, натюрморта.

Сочные янтарные гроздья рябины выпукло светятся из тонких  резных листьев. Одна  гроздь, словно не выдержав   тяжести, выпала из осеннего букета, но как хорошо смотрится она подле небрежно разбросанных грибов…

Два окна, затененных  шторами, смотрят на  тихую, поросшую травой деревенскую  улицу, под  окнами  разгуливают куры, наглухо закрыты тесовые ворота. Там , за ними неспешно течет жизнь,  как и должно  быть  в деревне. «Старый дом», -  так автор  навал свою работу.

Николай   Иванович много путешествовал по стране, был в Средней Азии – в  Самарканде. Результатом поездок стали десятки картин, восточных этюдов.  По  БАМу   Козьмин проехал в  составе художников  Иркутска и  Монголии.

С 1961 года Николай участвует в художественных выставках: городских,  областных,  республиканских, зональных. В   1970 –е    годы он становится членом Союза художников  СССР.

Этот человек с цепкими глазами и добродушной улыбкой обладал редкими и своеобразными знаниями. Он знал, где можно найти самый  густой   иней, где растут самые могучие ели,  самые красивые берёзы, или где расцвели самые яркие цветы, какие краски нужны для речного ветра и какие для дождя в сумерках.

Огромное значение  на стиль его жизни оказала  Мишелёвка. Он любил всё, что касалось  родного посёлка, а особенно любил природу. (Приложение № 7)

Живя в городе,   в своей маленькой  квартире,  Козьмин тосковал о мало растраченной  любви к живому,  которой у него было в избытке.  Хотелось детей, но, увы, Надежда   Ефимовна  по состоянию здоровья  не могла иметь детей.  Избыток  своей любви  он отдал  животным и птицам.  Супруги  выделили  целую комнату для  птиц,  там  были  попугаи  и  канарейки,  а сами  ютились в одной комнате.   Дискомфорта  при этом  они не испытывали.

Сохранил бы Николай Иванович  свои  лирические,  добрые,  теплые чувства  к  жизни,  если бы  рядом не  было спутницы  жизни  Надежды Ефимовны?  Я  думаю, что нет.

Николай   Иванович  прожил  с  Надеждой  Ефимовной до самой   смерти,   сохранив добрые,  влюблённые чувства.

Умер  Николай   Иванович   Козьмин   10 августа  1993 года, в больнице  города  Ангарска. Остановка сердца.

Не просто найти  свою тему в творчестве.  Чаще всего художник   мечется  в   поисках  неё ни один год, но и,  найдя  тему,  необходимо ёще  найти в себе  силы  не  успокоится,  не  расслабиться, а продолжать  её в искусстве.

Свою  тему в  творчестве  Николай   Иванович  нашел и продолжал  над ней работать    всю жизнь.  А   удалась  она  или нет,  -  об этом  судить  потомкам,  которых   картины  Козьмина  привлекают  всё  больше  и больше.  

Вывод

В результате анализа полученных в ходе поисковой работы материалов сделаны выводы:

1.  История культурной жизни посёлка Мишелёвка связана с художником

 ( участие в постановках самодеятельного театра по произведениям русских и зарубежных писателей, игра в духовом оркестре, написание стихов о Мишелёвке, использование сюжетов природы родного края в написании картин);

2. Судьба Козьмина Николая Ивановича связана с Мишелёвкой.

3.Талант художника передается по наследству.

4.Современные школьники заинтересуются  творчеством   Н. И.  Козьмина.

Таким образом, я считаю, мне  удалось доказать гипотезу, что  Козьмин Николай Иванович действительно талантливый человек.

Литература

I.  Архивные  материалы: 

1.     Картины         Архив  музея посёлка Мишелёвка.

2.Личный архив  Козьмина (ежедневник; тетрадь со стихами  художника; журнал с записями  творческого сектора  художников;  альбом с зарисовками;  личные фотографии;  письма).

3. Художники  Иркутска .Государственный  архив  Иркутской  области  (ГАИО) Ф.2802.  Оп.2.Д. 168.Л. 1 -3.

II. Газеты:

1. Знамя коммунизма, 1979г., - 11 ноября;  1978г., - 26 августа

2.Ленинскии путь,  1982г., - 11августа

3.Усольские новости,  1996г., - 25 - августа;  1987г., - 14 декабря.

III.Литература

1.А.Д.Фатьянов. Иркутские  художники. Иркутск.  1974г., С.33

2.Л.А.Сергеева.  Живопись,  графика. Ангарск. 1988г., С.3

3.Т.Г. Лазарева. Иркутские  художники.  Иркутск. 1994г., С. 301 –304

Приложение №1  Козьмин  Николай  Иванович

Приложение №2 Семья  Владимирцевых

Приложение №3

Приложение №4 Козьмина  Надежда  Ефимовна  (Рудик)

Приложение №  5  стихи  Козьмина

Приложение  № 6  Письма  Кусс  Альберта  Казимировича

                                                                                                                                                                                                     

План выступления.

Родился  Николай Иванович в 1931 году, 19 октября.(Приложение №1) Ему посчастливилось родиться и жить в селе Мишелёвка, в месте, как и многие уголки в Сибири, поистине поэтическом. Причудливо извивающаяся речка Хайтинка, берега поросшие кустарником,  а чуть выше – посёлок, испокон веков славящийся мастерами. Окончив семилетку, Николай уезжает в Иркутск и поступает в художественное училище (ныне училище искусств). Доучиться со своей группой ему не удалось.  В 1950 году его призвали в Армию. После службы в Армии Николай возвращается домой и продолжает учёбу в художественном училище. По окончании училища в 1957 году, он устраивается в школу посёлка Мишелёвка  учителем рисования и черчения.

В 1962 г., вместе с женой( Приложение №2)  Козьмин переезжает в город Ангарск и  устраивается на работу  в Ангарский филиал Иркутского отделения Художественного фонда  РСФСР.   Жить  и работать в Ангарск его пригласил брат – художник, Кусс Альберт Казимирович. (Приложение №3)   С 1961 года Николай участвует в художественных выставках: городских,  областных,  республиканских, зональных. В   1970 –е    годы он становится членом Союза художников  СССР.

В своей работе, я поставила перед собой цель – выяснить зависит или нет талант от наследственности?

Дед, Семён Константинович Владимирцев, сын местного учителя Владимирцева Константина Семёновича. Предки Владимирцевых  приехали из Владимирской губернии. Семён Константинович работал в скульптурной мастерской.

Мать, Козьмина (Владимирцева) Антонина Степановна, работала председателем колхоза «Узкий луг», затем директором в доме инвалидов в селе Саннолыжный.

Отец, Козьмин  Иван  Александрович, работал на фарфоровой фабрике. Умер очень рано, в возрасте 24 лет, поэтому сыновей Антонина Степановна воспитывала одна.

Дядя, Константин Степанович Владимирцев, был художником. Его картина имеется в краеведческом музее города Иркутска. (Приложение №4)

Безусловно, окружающая  природа, занятия родных влияли на формирование характера, наклонностей будущего художника.

Мною проведена большая  поисковая работа. Встречи со старожилами, женой, родственниками художника. В результате  мною было составлено родословное древо семьи Владимирцевых.

Составляя родословное древо семьи Владимирцевых, я выяснила, что в этом роду  было четыре художника и один скульптор, и они почти все писали стихи.

Это:

1.Владимирцев Константин Степанович.

2. Владимирцев Рустам Рамазанович.

3.Кусс Альберт Казимирович.

4.Козьмин Николай Иванович (Приложение №5)

Изучая  жизнь  и творчество Николая  Ивановича  второй моей целью было определить - может ли природа родного  края   влиять на творчество и лирическое настроение  художника. (Приложение №6)

Люблю свой край широкий и привольный,

Где вьются речки лентой  голубой,

Где у окошка дома тополь стройный

Шумит от ветра бисерной листвой

Там у речки,  утренние зори,

Свистанье птиц, снующих меж ветвей,

Жужжанье пчёл, цветы на косогоре.

Всегда хранятся  в памяти моей.

Там я бродил среди полей, мечтая

О той, чьё имя помню и сейчас.

Но где она? – едва ли вспоминает,

Едва ли ей слеза туманит глаз.

У художника были сотни этюдов, десятки картин с видами Мишелёвки.   Нет, кажется, изгиба реки, деревца, пропадающих вдали домов, которые бы не нанес на полотно художник.  (Приложение №7)

Николай Иванович  Козьмин – художник лирического направления. Он любил писать натюрморты. Огромное значение  на стиль его жизни оказала  Мишелёвка. Он любил всё, что касалось  родного посёлка, а особенно любил природу

Умер  Николай   Иванович   Козьмин   10 августа  1993 года, в больнице  города  Ангарска.  Остановка сердца.

Не просто найти  свою тему в творчестве.  Чаще всего художник   мечется  в   поисках  неё ни один год, но и,  найдя  тему,  необходимо ёще  найти в себе  силы  не  успокоится,  не  расслабиться, а продолжать  её в искусстве.

Свою  тему в  творчестве  Николай   Иванович  нашел и продолжал  над ней работать    всю жизнь.  А   удалась  она  или нет,  -  об этом  судить  потомкам,  которых   картины  Козьмина  привлекают  всё  больше  и больше.

 Таким образом, я считаю, мне  удалось доказать гипотезу, что  талант передается по наследству и огромную роль играет красота окружающей природы, и что Козьмин Николай Иванович действительно уникальный,  талантливый человек.