Романская архитектура во Франции
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Период формирования и расцвета романского искусства занимает во Франции 11 и большую часть 12 столетия. Это было время относительного подъема материальной и духовной культуры средневековой Франции. Романская архитектура была преимущественно архитектурой церквей и замков. Бесправие и нищета народа и низкий уровень развития феодальной экономики исключали прогрессивное развитие массового жилища и производственных построек, которые в основном развивались в системе монастырских хозяйств Собор Нотр -Дам Ла Гранд в Пуатье
Активное монастырское зодчество было обусловлено необходимостью обслуживания больших масс паломников и обеспечения необходимого идеологического воздействия на психику верующих.Большая роль в этом воздействии отводилась средствам объемно-пространственной композиции сооружения и тематике его живописного и скульптурного убранства. Церковь в Олнэ
К началу XI в. на территории Франции было 474 больших церкви, около 60 из которых лежали в развалинах. Для наиболее ранних сооружений этого периода характерно плоское перекрытие центрального нефа. Типичны также низкие трехнефные слабо освещенные базилики, перекрытые тяжелыми цилиндрическими сводами, опирающимися на широкие арки и редко расставленные приземистые столбы. Монахи восстанавливали разрушенные и строили новые церкви, применяя в них новшества своего времени. Лесейское аббатство, Нормандия, Франция
Наибольшее распространение получили трёхнефные базилики с цилиндрическими сводами в среднем нефе и крестовыми в боковых, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами.Такой вид имеет церковь Сен- Сернен в Тулузе, построенная около 1080 — 12 в. и названая в честь св. Сернена – первого епископа Тулузы.
K середине 11 в. в романском храмовом зодчестве определились основные школы или направления. Архитектурные системы условно можно объединить в три большие группы: храмы с купольным перекрытием; зальные, близкие в плане к базилике, но с одинаковой или почти одинаковой высотой всех трех нефов и базиликальные церкви с поднятым над боковыми нефами высоким средним нефом. К самым известным купольным церквям Западной Франции относятся монастырская церковь в Фонтевроле , Сен Пьер в Ангулеме , Сен Фрон в Перигё и перестроенная Сент Илар в Пуатье.
Сен Фрон в Перигё По преданию, в V веке рядом с городом жил отшельник по имени Фрон ( считается,что именно он явился носителем христианства в регионе ). После кончины, его могила привлекала к себе большое число паломников. В честь Фрона и воздвигнута данная церковь. Она является одной из самых больших церквей в юго-западной части Франции . Купола опираются на массивные квадратные стены, с шестиметровой стороной основания. Опоры связаны посредством широких каменных арок, которые через сферические треугольные паруса поднимаются вверх до уровня основания купола. На протяжении своей истории, сооружение несколько раз подвергалось реконструкции.
Сен Пьер в Ангулеме Здание имеет купольное перекрытые с трансептом и форму латинского креста в плане.Построенный в 6 веке на месте ещё более древнего, он был сожжён норманнскими завоевателями в 8в.. Следующий собор освятили в начале 11 века, а в 12 веке его пришлось расширить. Досталось Ангулемскому собору и во время религиозных войн: в 16 веке он лишился колокольни. В XIX столетии здание реставрировал архитектор Абади -младший. Мастерам удалось в полном объеме сохранить фасад в романском стиле с 75 каменными скульптурами. Композиции здесь освещают две основные темы: Страшный Суд и Вознесение Христа, но ряд скульптур посвящен сюжетам из «Песни о Роланде».
Базилика Нотр -Дам- дю -Пор