Диагностика и оценочная деятельность обучающихся изобразительному искусству (2024 г)
Рекомендации для преподавателей по изобразительному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_i_otsenochnaya_deyatelnost.docx | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Параметрами оценки качества результатов образовательного процесса являются:
1. Уровень знаний полученных учащимися при изучении изобразительного искусства.
2. Умение правильно пользоваться приёмами рисования.
3. Качество выполняемых работ.
4. Степень самостоятельности при работе.
5. Умение сочинять графические, живописные композиции с использованием различных техник, приемов, средств художественно-образной выразительности;
Результаты контроля служат основанием для корректировки образовательной программы, прогнозирования результатов образования, поощрения обучающихся и др. По результатам контроля производится процесс оценивания.
Виды контроля.
Предварительный или вводный контроль – проводиться в первые дни обучения и имеет своей целью выявить уровень подготовки учащихся, определить направление и формы индивидуальной работы и получить информацию для усовершенствования образовательной программы.
Используемые методы: собеседование, наблюдение, анкетирование и тестирование учащихся, конкурс рисунков, выставка рисунков, викторина.
Периодический контроль – в нём учитываются данные текущего контроля, данный вид контроля помогает определить степень усвоения детьми учебного материала и уровень полученных умений и навыков, повысить ответственность и заинтересованность обучающихся в усвоении материала, своевременно выявить отстающих.
Итоговый контроль - проводится 2 раза в год с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, полученных в течение года, ориентации учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение; и получение сведений для совершенствования образовательной программы и методики обучения. Итоговый контроль предусматривает оценку самостоятельной работы ученика, организацию выставок, на которых представлены работы, выполненные обучающимися в различных техниках рисования. Участие в выставке является и инструментом поощрения учащихся.
Формы контроля;
Формы педагогического контроля - зачёт, собеседование, устный опрос учащихся, самостоятельная работа, конкурсы, выставки, тестирование.
Педагогические условия реализации предметного содержания, форм и средств контроля.
1. Выявление и структурирование круга теоретических вопросов, выносимых на контроль.
2. Обоснование уровня сложности ответов и выработка критериев оценки.
3. Структурирование набора практических заданий, выносимых на контроль.
4. Создание условий для мотивации деятельности.
ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ.
Владение фактическим материалом:
1. Владение языком изобразительного искусства (уметь рисовать, писать акварелью, владеть графическими приемами, техниками);
2. Умение организовать собственную художественно-творческую деятельность
3. Умение оформлять выставочную экспозицию творческих работ.
ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ:
Метод диагностики «Незавершенные фигуры»
Инструкция:
Дорисуйте предложенные фигуры до целой картинки и придумайте и напишите к ним названия. Если хочется, можно рисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, и, конечно, что-то еще.
Примерные уровни выполнения задания
Определяется оригинальность рисунков. В случае наличия у испытуемого дополнительных картинок он получает дополнительные 2 балла за каждую такую картинку.
Высокий– 3 балла
Средний–2 балла
Низкий–1 балл
Диагностика художественно - творческих способностей обучающихся по методу Н. А. Лепской «5 РИСУНКОВ»
Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).
Инструкция для детей:
«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть».
На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка, имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».
Показатели:
1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, наблюдательность, память.
2.Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).
3.Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.
4. Выразительность –определяется наличие художественного образа.
5. Графичность – использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами.
Уровни:
Высокий «5» – Замысел оригинальный, эмоциональный. Рисунок выполнен с учётом графических средств выразительности. Ярко выражены пропорции, светотень, пространство, линейная и воздушная перспектива и объём.
Средний «4» – Замысел оригинальный, основан на наблюдении. Рисунок передаёт пропорции предметов. Графические средства разнообразны.
Низкий «3» –Замысел стереотипный, не основан на наблюдениях. Рисунок схематичный, не переданы пропорции и пространство.
ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Вариант № 1.
Изучение гибкости построения графического образа (Е.П. Торренс; 5-9 лет)
Каждому ребенку даю стандартный лист бумаги формата А4 с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (по 8 штук в ряду). Это могут быть капли, круги, зигзаги.
Инструкция ребенку: «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединить их в один рисунок ...»
Дается время 15-20 мин. Количество идей (тем) зависит от способностей ребенка.
Уровень развития:
Высокий: 5 и более 8 тем
Средний: 3-4 темы
Низкий:1-2 темы
Вариант № 2
Уровень креативности обучающегося
На листе бумаги формата А 4 нарисованы круги в два рядя по 3 штуки в каждом. Ребёнку предлагается дополнить круги разными деталями или объединить их в один рисунок.
Время выполнения задания индивидуально для - каждого ребенка. У тех детей, которые смогли объединить несколько кругов в один рисунок, высокий уровень креативности. Учитываются необычность и оригинальность трактовки кругов. Посредственными рисунками являются изображения рожиц, солнышка, снеговика, а также изображений только внутри круга.
Высокий- 5 и более кругов
Средний - 3-4 круга
Низкий - 1-2 круга
Контрольный лист «Юный художник».
Рисование с натуры или по представлению осеннего букета.
Рассмотрите букет из живых цветов. Обратите внимание на сочетание крупных и мелких форм цветов, их яркие и мягкие краски. Нарисуйте красками букет осенних цветов.Как надо располагать его на листе? С чего целесообразно начинать этот рисунок?
Применяйте правило рисования: рисуя отдельные цветы, не забывайте о целом букете. Сравнивайте размеры, форму и расположение цветов.
Уровни выполнения задания:
Высокий– Хорошая композиция. Передана красками объемная форма, изменение локального цвета предметов на свету, в полутени и тени. Соблюдены соотношения теплого, холодного цвета.
Средний – Слабая композиция. Выдержана цветовая гамма. Недостаточно передано изменение локального цвета предметов на свету, в полутени и тени.
Низкий – Композиции нет. Не передана форма предметов. Цветовая гамма отсутствует.