Диагностика и оценочная деятельность обучающихся изобразительному искусству (2024 г)

Колупанова Лариса Ивановна

Рекомендации для преподавателей по изобразительному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_i_otsenochnaya_deyatelnost.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Параметрами оценки качества результатов образовательного процесса являются:

1.  Уровень знаний полученных учащимися при изучении изобразительного искусства.

2.  Умение правильно пользоваться приёмами рисования.

3.  Качество выполняемых работ.

4.  Степень самостоятельности при работе.

5.  Умение сочинять графические, живописные композиции с использованием различных техник, приемов, средств художественно-образной выразительности;

Результаты контроля служат основанием для корректировки образовательной программы, прогнозирования результатов образования, поощрения обучающихся и др. По результатам контроля производится процесс оценивания.

 Виды контроля.

   Предварительный или вводный контроль – проводиться в первые дни обучения и имеет своей целью выявить уровень подготовки учащихся, определить направление и формы индивидуальной работы и получить информацию для усовершенствования образовательной программы.

Используемые методы: собеседование, наблюдение, анкетирование и тестирование учащихся, конкурс рисунков, выставка рисунков, викторина.

Периодический контроль – в нём учитываются данные текущего контроля, данный вид контроля помогает определить степень усвоения детьми учебного материала и уровень полученных умений и навыков, повысить ответственность и заинтересованность обучающихся в усвоении материала, своевременно выявить отстающих.

Итоговый контроль - проводится 2 раза в год с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, полученных в течение года, ориентации учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение; и получение сведений для совершенствования образовательной программы и методики обучения. Итоговый контроль предусматривает оценку самостоятельной работы ученика, организацию выставок, на которых представлены работы, выполненные обучающимися в различных техниках рисования. Участие в выставке является и инструментом поощрения учащихся.

Формы контроля;

   Формы педагогического контроля - зачёт, собеседование, устный опрос учащихся, самостоятельная работа, конкурсы, выставки, тестирование.

Педагогические условия реализации предметного содержания, форм и средств контроля.

1. Выявление и структурирование круга теоретических вопросов, выносимых на контроль.

2.  Обоснование уровня сложности ответов и выработка критериев оценки.

3.  Структурирование набора практических заданий, выносимых на контроль.

4.  Создание условий для мотивации деятельности.

ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ.

Владение фактическим материалом:

1. Владение языком изобразительного искусства (уметь рисовать, писать акварелью, владеть графическими приемами, техниками);

2. Умение организовать собственную художественно-творческую деятельность

3. Умение оформлять выставочную экспозицию творческих работ.

ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ:

Метод диагностики «Незавершенные фигуры»

Инструкция:

Дорисуйте предложенные фигуры до целой картинки и придумайте и напишите к ним названия. Если хочется, можно рисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, и, конечно, что-то еще.

Примерные уровни выполнения задания

Определяется оригинальность рисунков. В случае наличия у испытуемого дополнительных картинок он получает дополнительные 2 балла за каждую такую картинку.

Высокий– 3 балла

Средний–2 балла

Низкий–1 балл

Диагностика художественно - творческих способностей обучающихся по методу Н. А. Лепской «5 РИСУНКОВ»

Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).

Инструкция для детей:

«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно   все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть».

На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка, имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».

Показатели:

1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, наблюдательность, память.

2.Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).

3.Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.

4. Выразительность –определяется наличие художественного образа.

5. Графичность – использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами.

Уровни:

Высокий «5» – Замысел оригинальный, эмоциональный. Рисунок выполнен с учётом графических средств выразительности. Ярко выражены пропорции, светотень, пространство, линейная и воздушная перспектива и объём.

Средний «4» – Замысел оригинальный, основан на наблюдении. Рисунок передаёт пропорции предметов. Графические средства разнообразны.

Низкий «3» –Замысел стереотипный, не основан на наблюдениях. Рисунок схематичный, не переданы пропорции и пространство.

ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Вариант № 1.

Изучение гибкости построения графического образа (Е.П. Торренс; 5-9 лет)

Каждому ребенку даю стандартный лист бумаги формата А4 с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (по 8 штук в ряду). Это могут быть капли, круги, зигзаги.

Инструкция ребенку: «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединить их в один рисунок ...»

Дается время 15-20 мин. Количество идей (тем) зависит от способностей ребенка.

Уровень развития:

Высокий: 5 и более 8 тем

Средний: 3-4 темы

Низкий:1-2 темы

Вариант № 2

Уровень креативности обучающегося

На листе бумаги формата А 4 нарисованы круги в два рядя по 3 штуки в каждом. Ребёнку предлагается дополнить круги разными деталями или объединить их в один рисунок.

Время выполнения задания индивидуально для - каждого ребенка. У тех детей, которые смогли объединить несколько кругов в один рисунок, высокий уровень креативности. Учитываются необычность и оригинальность трактовки кругов. Посредственными рисунками являются изображения рожиц, солнышка, снеговика, а также изображений только внутри круга.

Высокий- 5 и более кругов

Средний - 3-4 круга

Низкий - 1-2 круга

Контрольный лист «Юный художник».

Рисование с натуры или по представлению осеннего букета.

Рассмотрите букет из живых цветов. Обратите внимание на  сочетание крупных и мелких форм цветов, их яркие и мягкие краски. Нарисуйте красками букет осенних цветов.Как надо располагать его на листе? С чего целесообразно начинать этот рисунок?

Применяйте правило рисования: рисуя отдельные цветы, не забывайте о целом букете. Сравнивайте размеры, форму и расположение цветов.

Уровни выполнения задания:

Высокий– Хорошая композиция. Передана красками объемная форма, изменение локального цвета предметов на свету, в полутени и тени. Соблюдены соотношения теплого, холодного цвета.

Средний – Слабая композиция. Выдержана цветовая гамма. Недостаточно передано изменение локального цвета предметов на свету, в полутени и тени.

Низкий – Композиции нет. Не передана форма предметов. Цветовая гамма отсутствует.