Программа развития творческих способностей учащихся художественного отделения. Программа "Сотворчество".(2022 г)
Необходимая программа для педагогов дополнительного образования. Наименование программы"Сотворчество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_atom_energosbyta_7_forma.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
развития творческих способностей учащихся
художественного отделения МБУДО «ДШИ» МО «Дорогобужский район»
Наименование программы: «Сотворчество».
Направленность программы: художественное творчество (общекультурная).
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства и художественного творчества, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью.
Курс по художественному творчеству – это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Цели и задачи:
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей школьников посредством разнообразной творческой деятельности.
Задачи:
- содействие овладению элементарными навыками и умениями творческой деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях;
- создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;
- развитие зрительной памяти, глазомера, выразительности;
- воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
- содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за мольбертом, правильно организовать свое учебное место).
Планируемые результаты освоения учащимися программы
- Раскрытие творческого потенциала школьников.
- Умение воплощать в творческих работах свои собственные впечатления.
- Создавать прекрасное своими руками.
- Ценить свой труд, уважать чужой.
- Уметь применять теоретические знания на практике.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала;
- позитивная оценка своих художественно - творческих способностей.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять законченную практическую работу
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между произведениями искусства по заданным критериям;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении художественно- творческих задач;
- участие в творческой жизни класса (школы, города).
- донести свою позицию до других:
- применять полученные знания и умения вне учебной деятельности.
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений.
По художественно-творческой деятельности:
- знать особенности материалов, используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа.
- уметь реализовывать замысел образа в различных видах творчества.
По практической деятельности учащиеся научатся:
- высказывать простейшие суждения о картинах (что больше всего понравилось, почему);
- стремиться верно и выразительно передавать простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов, эмоции;
- использовать навыки компоновки; передавать смысловую связь элементов композиции.
Формы и методы подведения итогов реализации программы:
Формами подведения итогов являются выставки, открытые мероприятия, участие в конкурсах школы, района, региона.
Обобщение
к программе за прошедшие 2021-2022, 2022-2023 учебные годы «Развитие творческих способностей обучающихся художественного отделения МБУДО «ДШИ» МО «Дорогобужский район».
Творчество - высшая форма активности, самостоятельности способность создавать нечто новое, оригинальное. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач.
Выполненные задачи моей работы:
1. использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;
2. использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий.
3. развитие личности учащихся в процессе организации деятельности каждого ребенка, поддержания его индивидуальности.
В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности обучающихся. Для успешного развития творческих способностей учащихся необходимо работать над:
- развитием способностей, интересов каждого учащегося с учетом их возможностей;
- приемами осознанного решения различных творческих задач;
- активизацией творческих способности учащихся через практическую деятельность.
Формой проведения занятий по программе является урок.
Процесс обучения на уроке в художественной школе характеризуют:
-сотворчество;
-диалогичность;
-четкость поставленных задач и вариативность их решения.
Урок в школе должен быть для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству.
Художественная деятельность на уроках находит разнообразные формы выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- применение различных техник нетрадиционного рисования;
-обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках.
На творческих уроках важным фактором являются связи с:
-музыкой (прослушивание музыкальных произведений);
-литературой (чтение литературных произведений, выполнение иллюстраций);
-историей (изучение истории создания произведений искусства, исторических событий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин).
В процессе обучения в художественной школе происходит освоение различных художественных материалов:
- гуашь;
- акварель;
- простые и цветные карандаши;
- уголь, сангина, пастель, сепия, уголь;
Так же осваиваются современнее материалы для обогащения творческого процесса:
- батик;
- мягкие материалы – уголь, пастель, соус, сангина;
- гелевые ручки, тушь, перо, маркеры.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования творческой личности ребенка.
Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость собственного творческого труда.
Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создаю благоприятные условия.
Природа и окружающая нас реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности. Ежегодно работаем на пленэре. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии –правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться над ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий. Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:
Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие результаты.
На уроках также применяю метод ИКТ.
В старших классах широко использую метод проектов.
Важным условием формирования творческих способностей являются стимулы. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.
Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в выставке. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Результаты моей деятельности:
1) Участие в школьных праздниках (оформление школьных праздников, выставок)
2)Процент успеваемости во всех классах -100%, процент качества знаний составляет 92%.
3) Участие в районных мероприятиях (выставках), ежегодные призовые места на Межрегиональных, районных, областных, Всероссийских и Международных конкурсах детского художественного творчества.
Дополнение к программе.
Тема: «Разнообразие форм, методов и приемов художественного творчества на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня объективная закономерность процесса обучения требует такой организации учебной деятельности обучающихся, которая учитывала бы их индивидуально-психологические особенности и позволила бы учителю в условиях коллективной работы с классом успешно обучать каждого из них.
Уроки изобразительного искусства призваны помочь каждому ребенку понять, какой он способный, талантливый, почувствовать вкус творчества, полет фантазии.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Данная программа разработана на три года.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия, поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений; виртуальные экскурсии.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально - пространственных искусств на следующие виды:
- изобразительные искусства – живопись, графика, скульптура,
- конструктивные искусства – архитектура, дизайн, различные декоративно-прикладные виды искусства.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании патриотизма.
Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Формирование художественной культуры учащегося посредством разнообразия форм, методов и приемов художественного творчества.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Развитие художественно-образного мышления.
- Формирование ключевых компетенций через различные формы деятельности на уроке и во внеурочное время.
- Формирование эмоционально-ценностного, чувственного опыта у учащихся, выражаемого в искусстве.
- Развитие креативности мышления, поиска особых приемов и способов передачи своего отношения к окружающему миру.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Ценностно-смысловые компетенции.
- Общекультурные компетенции.
- Учебно-познавательные компетенции.
- Информационные компетенции.
- Коммуникативные компетенции.
- Компетенции личностного самосовершенствования.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- 2021-2022 уч. г.
- Сбор и накопление информации из различных источников.
- Внедрение отдельных приемов и методов художественного творчества на уроках, согласно ФГОС.
- 2022-2024 уч. г
- Знакомство с новыми техниками художественного творчества.
- Применение изученных техник художественного творчества в практике внеурочной работы.
- 2023 – 2024уч. г.
- Подведение итогов реализации программы и анализ ее эффективности.
ПЛАНИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Изучение литературы по теме и интернет-ресурсов
Накопление и изучение материала
Изучение опыта работы других педагогов по данной тематике
Участие в вебинарах, мастер-классах по разным направлениям художественного творчества
Проектирование собственной деятельности
- Освоение новых форм и методов ведения занятий.
- Апробация отдельных приемов и техник художественного творчества.
- Внедрение в практику обучения ИЗО новых форм, методов и приемов художественного творчества .
Изучение состояния выбранной темы в практике работы
- Мониторинг результативности применения новых форм, методов и приемов художественного творчества.
- Мониторинг изменения интереса учащихся к художественной деятельности.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Формирование у учащихся ключевых компетенций:
- ценностно-смысловые общекультурные компетенции - восприятие искусства как духовной летописи человечества и вместе с тем понимание красоты окружающего мира, поиск объектов искусства в обыденной жизни.
- учебно-познавательные компетенции - развитие воображения, творческого потенциала учащихся, желания подходить к любой своей деятельности творчески.
- информационные компетенции - умение самостоятельно находить, анализировать и использовать информацию.
- коммуникативные компетенции - уметь представить себя, показать свои возможности перед товарищами, участвуя в конкурсах.
- здоровьесберегающие компетенции - владение способами позитивного отношения к своему здоровью.
- компетенции самосовершенствования - развитие рефлексии, креативности мышления, объективности оценки результатов собственной деятельности.