Программа развития творческих способностей учащихся художественного отделения. Программа "Сотворчество".(2022 г)

Колупанова Лариса Ивановна

Необходимая программа для педагогов дополнительного образования. Наименование программы"Сотворчество"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

развития творческих способностей учащихся

художественного отделения МБУДО «ДШИ» МО «Дорогобужский район»

Наименование программы: «Сотворчество».

Направленность программы: художественное творчество (общекультурная).

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства и художественного творчества, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью.

Курс по художественному творчеству – это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Цели и задачи:

Цель программы - развитие художественно-творческих способностей школьников посредством разнообразной творческой деятельности.

Задачи:

  • содействие овладению элементарными навыками и умениями творческой деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях;
  • создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;
  • развитие зрительной памяти, глазомера, выразительности;
  • воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
  • содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за мольбертом, правильно организовать свое учебное место).

Планируемые результаты освоения учащимися программы

  • Раскрытие творческого потенциала школьников.
  • Умение воплощать в творческих работах свои собственные впечатления.
  • Создавать прекрасное своими руками.
  • Ценить свой труд, уважать чужой.
  • Уметь применять теоретические знания на практике.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала;

- позитивная оценка своих художественно - творческих способностей.

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-  определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять законченную практическую работу

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

- умение проводить простые сравнения между произведениями искусства по заданным критериям;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении художественно- творческих задач;

-  участие в творческой жизни класса (школы, города).

-  донести свою позицию до других:

-  применять полученные знания и умения вне учебной деятельности.

Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений.

По художественно-творческой деятельности:

- знать особенности материалов, используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа.

-  уметь реализовывать замысел образа в различных видах творчества.

По практической деятельности учащиеся научатся:

- высказывать простейшие суждения о картинах (что больше всего понравилось, почему);

- стремиться верно и выразительно передавать простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов, эмоции;

- использовать навыки компоновки; передавать смысловую связь элементов композиции.

Формы и методы подведения итогов реализации программы:

Формами подведения итогов являются выставки, открытые мероприятия, участие в конкурсах школы, района, региона.

   

 Обобщение

 к программе за прошедшие 2021-2022, 2022-2023 учебные годы «Развитие творческих способностей обучающихся художественного отделения МБУДО «ДШИ» МО «Дорогобужский район».

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности способность создавать нечто новое, оригинальное.  Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач.
Выполненные задачи моей работы: 


1. использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся; 
2. использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий.
3. развитие личности учащихся в процессе организации деятельности каждого ребенка, поддержания его индивидуальности.

                 
   В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению
методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности обучающихся.    Для успешного развития   творческих способностей учащихся необходимо работать над:


- развитием способностей, интересов каждого учащегося с учетом их возможностей; 
- приемами осознанного решения различных творческих задач;
- активизацией творческих способности учащихся через практическую деятельность.   
Формой проведения занятий по программе является урок.
Процесс обучения на уроке в художественной школе характеризуют:
-сотворчество;
-диалогичность;
-четкость поставленных задач и вариативность их решения.
     Урок в школе должен быть для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству.

Художественная деятельность на уроках находит разнообразные формы выражения:

- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

- применение различных техник нетрадиционного рисования;

-обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках.
На творческих уроках важным фактором являются связи с:
-музыкой (прослушивание музыкальных произведений); 
-литературой (чтение литературных произведений, выполнение иллюстраций);
-историей (изучение истории создания произведений искусства, исторических событий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин).

В процессе обучения в художественной школе происходит освоение различных художественных материалов:
- гуашь;
- акварель;
- простые и цветные карандаши;
- уголь, сангина, пастель, сепия, уголь;

Так же осваиваются современнее материалы для обогащения творческого процесса:
- батик;

- мягкие материалы – уголь, пастель, соус, сангина;
- гелевые ручки, тушь, перо, маркеры.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования творческой личности ребенка.   
    Важным условием развития художественных способностей ребенка  является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
       Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но  всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость собственного творческого труда.
        Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создаю  благоприятные условия.

    Природа и окружающая нас реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности.  Ежегодно работаем на пленэре. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии –правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться над ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий.  Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:
Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие результаты.

На уроках также применяю метод ИКТ.

В старших классах широко использую метод проектов.
  Важным условием формирования творческих способностей являются стимулы. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.
       Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в выставке.  Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Результаты моей деятельности:

1) Участие в школьных праздниках (оформление школьных праздников, выставок)

2)Процент успеваемости во всех классах -100%, процент качества знаний составляет 92%.                                                                                                     

3)  Участие в районных мероприятиях (выставках), ежегодные призовые места на Межрегиональных, районных, областных, Всероссийских и Международных конкурсах детского художественного творчества.

           

Дополнение к программе.

Тема: «Разнообразие форм, методов и приемов художественного творчества на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня объективная закономерность процесса обучения требует такой организации учебной деятельности обучающихся, которая учитывала бы их индивидуально-психологические особенности и позволила бы учителю в условиях коллективной работы с классом успешно обучать каждого из них.

         Уроки изобразительного искусства призваны помочь каждому ребенку понять, какой он способный, талантливый, почувствовать вкус творчества, полет фантазии.

        Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Данная программа разработана на три года.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работавосприятие явлений действительности и произведений искусстваобсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия, поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведенийвиртуальные экскурсии.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально - пространственных искусств на следующие виды:

  • изобразительные искусства – живопись, графика, скульптура,
  • конструктивные искусства – архитектура, дизайн, различные декоративно-прикладные виды искусства.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании патриотизма.

Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Формирование художественной культуры учащегося посредством разнообразия форм, методов и приемов художественного творчества.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Развитие художественно-образного мышления.
  • Формирование ключевых компетенций через различные формы деятельности на уроке и во внеурочное время.
  • Формирование эмоционально-ценностного, чувственного опыта у учащихся, выражаемого в искусстве.
  • Развитие креативности мышления, поиска особых приемов и способов передачи своего отношения к окружающему миру.

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • Ценностно-смысловые компетенции.
  • Общекультурные компетенции.
  • Учебно-познавательные компетенции.
  • Информационные компетенции.
  • Коммуникативные компетенции.
  • Компетенции личностного самосовершенствования.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. 2021-2022 уч. г.
  • Сбор и накопление информации из различных источников.
  • Внедрение отдельных приемов и методов художественного творчества на уроках, согласно ФГОС.
  1. 2022-2024 уч. г
  • Знакомство с новыми техниками художественного творчества.
  • Применение изученных техник художественного творчества в практике внеурочной работы.
  1. 2023 – 2024уч. г.
  • Подведение итогов реализации программы и анализ ее эффективности.

ПЛАНИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Изучение литературы по теме и интернет-ресурсов

Накопление и изучение материала

Изучение опыта работы других педагогов по данной тематике

Участие в вебинарах, мастер-классах по разным направлениям художественного творчества

Проектирование собственной деятельности

  • Освоение новых форм и методов ведения занятий.
  • Апробация отдельных приемов и техник художественного творчества.
  • Внедрение в практику обучения ИЗО новых форм, методов и приемов художественного творчества .

Изучение состояния выбранной темы в практике работы

  • Мониторинг результативности применения новых форм, методов и приемов художественного творчества.
  • Мониторинг изменения интереса учащихся к художественной деятельности.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Формирование у учащихся ключевых компетенций:

  • ценностно-смысловые общекультурные компетенции - восприятие искусства как духовной летописи человечества и вместе с тем понимание красоты окружающего мира, поиск объектов искусства в обыденной жизни.
  • учебно-познавательные компетенции - развитие воображения, творческого потенциала учащихся, желания подходить к любой своей деятельности творчески.
  • информационные компетенции - умение самостоятельно находить, анализировать и использовать информацию.
  • коммуникативные компетенции - уметь представить себя, показать свои возможности перед товарищами, участвуя в конкурсах.
  • здоровьесберегающие компетенции - владение способами позитивного отношения к своему здоровью.
  • компетенции самосовершенствования - развитие рефлексии, креативности мышления, объективности оценки результатов собственной деятельности.