Программа профессионального самообразования педагога. (2021 г)
Программа для преподавателя с целями и задачами на определённый промежуток образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_professionalnogo_samorazvitiya.docx | 31.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа профессионального самообразования
педагога художественного отделения МБУДО «ДШИ» МО «Дорогобужский район»
Колупановой Ларисы Ивановны.
Тема: «Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетенции педагога».
Сроки реализации: 2021-2024г.
...Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование
во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые
вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое
знание должно быть открытием, которое вы сделали сами".
К. И. Чуковский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительное образование, расширяющее возможности ребенка и способствующее развитию его личности - неотъемлемая составляющая качественного общего образования в современных условиях. Труд любого педагога, особенно педагога дополнительного образования, изначально носит творческий исследовательский характер. Во - первых, при изучении личностного опыта учащихся, во- вторых, при построении индивидуальных траекторий развития каждого обучающегося. В - третьих, при выявлении сложившегося в детских объединениях (зачастую разновозрастных) общего микроклимата и возможности влияния на него. В - четвертых, при выборе оптимального стиля педагогической деятельности.
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня объективная закономерность процесса обучения требует такой организации учебной деятельности обучающихся, которая учитывала бы их индивидуально-психологические особенности и позволила бы учителю в условиях коллективной работы с классом успешно обучать каждого из них.
Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование - одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов.
Эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дополнительного образования.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений.
Самообразование— это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде.
Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Меняются приоритетные направления, принципы, формы и методы организации воспитания, обучающихся в УДОД. Разрабатываются новые программы с обновленным содержанием, вариативностью форм проведения занятий.
Самообразование педагога дополнительного образования многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагога могут быть:
- Ознакомление с новыми нормативными документами;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Знакомство с новыми достижениями педагогики;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Повышение общекультурного уровня.
Знания, полученные ранее, могут устаревать. Чтобы не отстать от времени, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои знания. Система непрерывного повышения квалификации педагогов УДОД предполагает разные формы:
■ обучение на курсах повышения педагогической квалификации и самообразование;
■ участие в методической работе
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. При этом очень важны: последовательность действий и постепенность в решении задач. Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели — стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании.
Методические рекомендации по самообразованию:
1. Изучать специализированную профессиональную литературу предпочтительно поэтапно по различным направлениям,
2. Анализируя прочитанное, нужно сравнить его с ранее изученным материалом, выявить сходство и различие.
3. Следует обсудить изученное с коллегами на творческом объединении.
4. При использовании новаций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекомендациям автора, продумать, отвечают ли они данным требованиям, а также уровню развития и потребностям детей данной возрастной группы и смогут ли педагоги реализовать предложения той или иной методики.
Несколько советов занимающимся самообразованием:
ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
Можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для педагогов, работающих свыше 5 лет:
- Овладение способами проектирования образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
- Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих педагогов:
- Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки;
- Проявление творческого потенциала педагога;
- Пропаганда своих достижений;
- Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
- Овладение методикой работы с детьми;
- Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
П. Ф. Каптерев выделяет следующие свойства профессионализма, необходимые педагогу для наиболее эффективного осуществления своей профессиональной деятельности и её совершенствования.
- первое свойство – объективного характера, заключается в степени знания педагогом своего предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в знакомстве с общими дидактическими принципами, в знании детской натуры.
- второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве.
Показателями результативности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования могут быть:
- с одной стороны: участие и достижения обучающихся в различных конкурсах, фестивалях, выставках; успешное освоение ими образовательной программы; увлеченное отношение детей к делу, которым они занимаются; ранняя профессиональная ориентация и до профессиональная подготовка обучающихся.
- другой стороны: собственный профессиональный рост педагога дополнительного образования.
В целях повышения результативности и совершенствования педагогической деятельности необходимо формировать такие компетенции, как:
- способность быстро адаптироваться к меняющимся ситуациям;
- способность реально оценивать свои профессиональные возможности;
-самоанализ собственной педагогической деятельности и осознание необходимости её совершенствования;
- наработка новых способов деятельности или трансформация прежних с целью их оптимизации;
- способность к самообразованию, повышению собственной квалификации.
Цель: повысить свой научно – методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как педагога дополнительного образования.
Задачи:
- Освоить систему знаний об эффективных технологиях, способах и средствах воспитания и образования;
- Сформировать значимые профессионально – педагогические умения и навыки;
- Овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно – воспитательный процесс
- Обобщить опыт педагогической работы по теме
План работы по самообразованию
...