Программа профессионального самообразования педагога. (2021 г)

Колупанова Лариса Ивановна

Программа для преподавателя  с целями и задачами на определённый промежуток образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_professionalnogo_samorazvitiya.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

Программа профессионального самообразования

педагога художественного отделения МБУДО «ДШИ» МО «Дорогобужский район»

Колупановой Ларисы Ивановны.


Тема: «Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетенции педагога».

Сроки реализации2021-2024г.

...Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование

во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые

вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое

знание должно быть открытием, которое вы сделали сами".

К. ИЧуковский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Дополнительное образование, расширяющее возможности ребенка и способствующее развитию его личности - неотъемлемая составляющая качественного общего образования в современных условиях.  Труд любого педагога, особенно педагога дополнительного образования, изначально носит творческий исследовательский характер. Во - первых, при изучении личностного опыта учащихся, во- вторых, при построении индивидуальных траекторий развития каждого обучающегося. В - третьих, при выявлении сложившегося в детских объединениях (зачастую разновозрастных) общего микроклимата и возможности влияния на него. В - четвертых, при выборе оптимального стиля педагогической деятельности.      

   Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня объективная закономерность процесса обучения требует такой организации учебной деятельности обучающихся, которая учитывала бы их индивидуально-психологические особенности и позволила бы учителю в условиях коллективной работы с классом успешно обучать каждого из них.

Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование - одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов.

Эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дополнительного образования.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений.

Самообразование— это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде.

Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Меняются приоритетные направления, принципы, формы и методы организации воспитания, обучающихся в УДОД. Разрабатываются новые программы с обновленным содержанием, вариативностью форм проведения занятий.

Самообразование педагога дополнительного образования многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагога могут быть:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Знакомство с новыми достижениями педагогики;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Повышение общекультурного уровня.

Знания, полученные ранее, могут устаревать.  Чтобы не отстать от времени, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои знания. Система непрерывного повышения квалификации педагогов УДОД предполагает разные формы:

    обучение на курсах повышения педагогической квалификации и самообразование;

   участие в методической работе

     Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. При этом очень важны: последовательность действий и постепенность в решении задач. Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели — стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании.

 

Методические рекомендации по самообразованию:

1. Изучать специализированную профессиональную литературу предпочтительно поэтапно по различным направлениям,

2. Анализируя прочитанное, нужно сравнить его с ранее изученным материалом, выявить сходство и различие.

3. Следует обсудить изученное с коллегами на творческом объединении.

4.  При использовании новаций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекомендациям автора, продумать, отвечают ли они данным требованиям, а также уровню развития и потребностям детей данной возрастной группы и смогут ли педагоги реализовать предложения той или иной методики.

Несколько советов занимающимся самообразованием:

ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для педагогов, работающих свыше 5 лет:

  • Овладение способами проектирования образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
  • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

    Для опытных, творчески-работающих педагогов:

  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки;
  • Проявление творческого потенциала педагога;
  • Пропаганда своих достижений;
  • Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

  • Овладение методикой работы с детьми;
  • Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

П. Ф. Каптерев выделяет следующие свойства профессионализма, необходимые педагогу для наиболее эффективного осуществления своей профессиональной деятельности и её совершенствования.

- первое свойство – объективного характера, заключается в степени знания педагогом своего предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в знакомстве с общими дидактическими принципами, в знании детской натуры.

- второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве.

Показателями результативности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования могут быть:

  • с одной стороны: участие и достижения обучающихся в различных конкурсах, фестивалях, выставках; успешное освоение ими образовательной программы; увлеченное отношение детей к делу, которым они занимаются; ранняя профессиональная ориентация и до профессиональная подготовка обучающихся.
  • другой стороны: собственный профессиональный рост педагога дополнительного образования.

В целях повышения результативности и совершенствования педагогической деятельности необходимо формировать такие компетенции, как:

- способность быстро адаптироваться к меняющимся ситуациям;

- способность реально оценивать свои профессиональные возможности;

-самоанализ собственной педагогической деятельности и осознание необходимости её совершенствования;

- наработка новых способов деятельности или трансформация прежних с целью их оптимизации;

- способность к самообразованию, повышению собственной квалификации.

Цель: повысить свой научно – методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как педагога дополнительного образования.

Задачи:

  • Освоить систему знаний об эффективных технологиях, способах и средствах воспитания и образования;
  • Сформировать значимые профессионально – педагогические умения и навыки;
  • Овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно – воспитательный процесс
  • Обобщить опыт педагогической работы по теме

   

План работы по самообразованию

Направления

Мероприятия

Сроки

Профессиональное

1

Изучение учебно – методической литературы. Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет

ежегодно

2

Прохождение курсов повышения квалификации

По плану

3

Разработка и усовершенствование общеразвивающих программ по предметам: рисунок, живопись, станковая композиция, основы дизайн-проектирования

2021-2023г.

4

Участие в профессиональных педагогических конкурсах, выставках различного уровня. Участие в профессиональных встречах педагогов

ежегодно

5

Изучение опыта ведущих педагогов района, области

ежегодно

6

Подготовка к подтверждению высшей квалификационной категории

2021-2024г.

Методическое

1

Выступление на заседании художественного отделения с методическими докладами.

ежегодно

2

Посещение занятий коллег (МК, открытые уроки)

ежегодно

3

Проведение открытых уроков и мастер – классов для различных ОУ

2-3 раза в год

4

Участие в зональном методобъединении, семинарах педагогов дополнительного образования

ежегодно

5

Разработка новых дидактических материалов по цветоведению

ежегодно

6

Проведение мониторинга или диагностики эффективности деятельности учащихся по цветоведению

2021-2022г.

Психолого - педагогическое

1

Совершенствование знаний в области классической и современной психологии и педагогики

ежегодно

2

Проведение психолого – педагогической диагностики

ежегодно

Современные    образовательные технологии

1

Проведение развернутых долговременных экспериментов с использованием средств педагогической диагностики

2021-2022г.

2

Внедрение нестандартных занятий

ежегодно

Информационно – компьютерные технологии

1

Использование возможностей Интернет в учебном процессе

ежегодно

2

Составление мультимедийных презентаций для проведения занятий и других мероприятий

ежегодно

3

Создание и пополнение публикациями персонального сайта

2022-2023г.

4

Профессиональные публикации в СМИ

1-2 раза в год

Здоровье

сберегающие

компетенции

1

Владение способами позитивного отношения к своему здоровью.

ежегодно

Коммуникативные компетенции

1

Уметь представить себя, показать свои возможности перед коллегами, участвуя в конкурсах.

ежегодно

Компетенции

само

совершенствования

1

Развитие рефлексии, креативности мышления

ежегодно

2

Объективность оценки результатов собственной деятельности.

ежегодно

3

Участие в вебинарах и конференциях онлайн

ежегодно

...