Методическое сообщение:"Развитие творческих способностей у учащихся художественного отделения ДШИ" (2023 г)

Колупанова Лариса Ивановна

Методическое сообщение о необходимости развития творческих способностей  учащихся. О некоторых методах и приёмах при выполнении отдельных заданий и в ведении практических заданий на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_soobshchenie_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx30.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическое пособие

 «Развитие творческих способностей у учащихся художественного отделения ДШИ»

Педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДШИ» МО «Дорогобужский район» Колупанова Лариса Ивановна

                                                                   

                               

                                     

г. Дорогобуж

2023

     Развитие творческих способностей является важнейшей задачей образования. Ведь этот процесс пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, уверенность в себе, выполнение оригинального и нового, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.

     Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются еще в детстве. А значит, перед учителем изобразительного искусства встаёт задача развития у ученика его творческих возможностей.

Актуальность - необходимость нестандартно и творчески мыслить в современном обществе.

Цель – развивать творческие способности учащихся.

Задачи:

1.     Использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;

2.  Использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий;

3.     Развитие личности учащихся в процессе организации деятельности

Глава 1. Основы развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

1. Характеристика творческих способностей учащихся.

     Каждый ребенок уникален и талантлив – это, целый мир нереализованных возможностей. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В детстве рисуют все. Ребенок пытается осознать видимое и отобразить это. Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус. Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности.

     Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Благодаря этому обстоятельство творчество обладает большой притягательной силой. Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие.

     Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между учеником  и педагогом . Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя, его роль - совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.

     Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей. Развитие художественно-творческих способностей детей достигается путем целенаправленного и организованного обучения.

     Творческие способности – это, индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

2. Методика развития творческих способностей учащихся.

2.1. Организация развития творческих способностей на уроках.

     Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области дпи;
  • развитие у детей изобразительных способностей, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО.

     Для развития творческих способностей детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний.

Можно использовать следующие методы обучения:

  • Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
  • Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.
  • Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.
  • Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

     Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ. Таким образом, создаются условия для сотрудничества. Для решения этих задач предусмотрены нестандартные решения проведения уроков:

  • Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями; техникой исполнения; изобразительной грамотностью.
  • Уроки-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. Урок – репортаж с выставки. Урок – викторина. Урок - игра.
  • Игра – помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся.

     Использование различных форм и приемов работы позволяет ученику активно включаться в творческий процесс.

Формы обучения:

  • мотивация к обучению, которое базируется на совместной деятельности педагога и учащихся;
  • сценарии уроков по схеме: "прочувствовать - осознать - выявить свое отношение";
  • активный творческий поиск (педагога и учащихся) - основа процесса обучения на уроках;

При проведении уроков необходимо отталкиваться от следующих направлений в работе:

  • Обеспечение постепенности восприятия учебного материала.
  • Обеспечение последовательности творческого процесса.
  • Требование обязательной грамотности исполнения работы – композиционной и изобразительной.
  • Стимулирование работы в участии в конкурсах.
  • Требование завершенности и, проявления художественного вкуса в каждой работе.
  • Создание игровых ситуаций, оживляющих процесс усвоения учебного материала.
  • Создание праздника творчества за счет смены характера работы, тем, материалов, изменения масштаба работы, когда маленькие зарисовки сменяются большими работами.
  • Обязательная рефлексия, анализ результатов работы.

2.3. Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования.

     Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда с индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей. Они ощущают незабываемые, положительные эмоции.

Проведение уроков с использованием нетрадиционных техник:

  • развивает пространственное мышление;
  • учит детей свободно выражать свой замысел;
  • побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • учит детей работать с разнообразным материалом;
  • развивает чувство композиции, ритма, колорита, световосприятия;
  • развивает творческие способности, воображение и фантазию.

     Необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра.

     Уроки-знакомства с различными техниками: графика, живопись, батик, монотипия, витраж, аппликация и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию. На каждом уроке необходимо поддерживать атмосферу увлеченности.

     Новые материалы и приемы работы вызывают удивление и неподдельный интерес. Ученики думают, какой материал лучше использовать, чтобы выразить свои мысли и чувства на бумаге. На всех ступенях обучения используются различные техники изображения и различные подходы к выполнению художественных работ для создания индивидуального творческого почерка.

Однако введение разных материалов и техник осуществляется с некоторой осторожностью и в определенной последовательности. Выбор техники и материала зависит от уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей.

Кляксография. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Восковые мелки + акварель. Свеча + акварель. Метод монотипии. И другое….

3. Роль педагога в развитии творческих способностей учащихся.

     Творчество – это, не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. Признаком высокого мастерства учителя является умение правильно и результативно организовать и проводить учебный процесс, в совершенстве владеть современными методами и технологиями преподавания, обладать широким кругозором, способностью саморазвиваться и совершенствоваться. Общепризнано, что творческую личность может воспитать только творческая личность. В реальной жизни нетрудно заметить, что чем выше способность к творческой самореализации самого учителя, тем выше творческий потенциал его учеников.

     Современные исследователи выделяют следующие свойства личности, структура которых, по их мнению, и составляет собственно педагогические способности:

  • способность делать учебный материал доступным;
  • творчество в работе;
  • содержательность и яркость речи, ее убедительность;
  • способность связать учебный предмет с жизнью;

     На занятиях изобразительным искусством надо постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работе, активно изучать натуру, выделять наиболее характерное, главное. Задания на уроках должны быть самыми разнообразными по характеру, по самому типу работы в соответствии с требованиями программы. Развивая, творческое воображение на уроках учитель, должен учитывать и постоянно активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогать им в работе, начиная с поисков композиционного замысла и до его завершения в рисунке. В конце работы анализ всех выполненных работ.

Глава 2. Возможности и пути реализации творческих способностей на уроках изобразительного искусства

     Особое внимание уделяется применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей. Для этого:

  • развиваем способности и интересы каждого учащегося с учетом их возможностей;
  • применяем приемы, осознанного решения различных творческих задач;
  • направляем и активизируем творческие способности учащихся через практическую деятельность.

     Урок искусства необходимо сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Такие уроки можно провести при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

     Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но надо дать каждому самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках. Одна из форм поощрения – это участие в выставках и конкурсах разного уровня. Это дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Заключение.

     На становление творческой личности ребенка оказывает влияние изобразительное искусство. Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.

     Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности.

     Как показывает практика, многие вопросы творчества возникают не столько от отсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько от неумения распорядиться своими способностями. Часто решение этих проблем лежит в психологической плоскости. То есть, не потому не можем рисовать, что "не умеем", а потому, что составлено неправильное представление о том, какой должна быть работа. Таким образом, задача педагога в том, чтобы развивать художественные способности ребенка, а следовательно, и творческие способности.