РОМАНСКИЙ И ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛИ
Презентация выполнена учащейся по истории искусств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romanskiy_i_goticheskiy_stili.pptx | 517.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Романский стиль В архитектуре средневековой Европы господствовали два стиля: сначала Романский, затем Готический. Главная черта Романского стиля – массивность церквей и замков, городских укреплений; большие, тяжелые стены, на которых мало деталей и украшений, узкие арки. От романских построек веет силой и мощью. Суровая действительность: набеги, захваты, сражения – заставляла строить крепости и храмы, похожие на крепости.
Обычно эти постройки возвышались на холмах. У них нет архитектурных излишеств. Всем своим видом они словно угрожают неприятелю. Романские храмы украшали в основном скульптура и декоративный рельеф. Но, несмотря на церковную строгость, у подножий колонн, на окнах, у дверей появляются изображения диких львов, кентавров, полуящериц -полуптиц (химер). Вероятно, так средневековые художники представляли себе лики дьявола. Эти образы пришли из сказок, басен, фольклора – народного творчества.
Романское искусство, в сравнении с Византийским, кажется простоватым, в нем меньше утонченности, зато больше искренности и непосредственности
Искусство готики Слово «готика» происходит от названия германского племени готов. Оно вошло в употребление в эпоху Возрождения. Сначала этот стиль называли «французская манера». В готическом стиле построены многие соборы Франции: в Париже, Шартре и Реймсе – городе, где проходили коронации французских королей. Позже готика стала широко распространяться в Германии. Здесь строили из кирпича, а во Франции – из камня. В готических сооружениях немецкие мастера сумели полнее раскрыть красоту этого материала.
Готический храм В Средние века центром городской жизни был собор. В нем совершались церковные богослужения, проходили театрализованные представления и ремесленные цеховые собрания. Горожане и ремесленники выступали заказчиками скульптур, рельефов, витражей. Говорят, что собор Парижской Богоматери был построен на «гроши бедных вдов». «Величие и красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость» - так говорил о готике Н.В.Гоголь
Строители и архитекторы добились этого благодаря новому подходу к конструкции опор готического храма. Романские соборы отличались толщиной и крепостью стен. Чтобы избавиться от впечатления тяжести, устремиться ввысь, в стенах готических соборов стали делать огромные окна. Устойчивость зданию придавали крестовые своды на стрельчатых ребрах (нервюрах). Они удерживали всю тяжесть перекрытия. Могучие наружные столбы, поперечные стены и наклонные полуарки – аркбутаны – усиливали опору зданий. Оно как бы преодолевало свою тяжесть и устремлялось ввысь, в небо, в обитель Бога.
В 14-15 вв. в истории европейской культуры происходят кардинальные изменения. Они определяют судьбу искусства на несколько столетий, вплоть до 20 в. Этот переворот в искусстве произошел в Италии, и называется он Возрождением («Ренессанс» по-французски ). Возрождение
Что же возрождалось в искусстве? Средневековая культура была обращена к созерцанию божественного, вечного. Эпоха Возрождения в центр мироздания ставила человека, она вновь обратилась к миру реальному, как и античное искусство. Так «возрождается» античность, отсюда и название этой эпохи. Однако итальянские мастера – это не робкие ученики и подражатели. Возрождение стремится найти новую форму искусства, объединить античность и Средневековье, обрести гармонию земного и небесного.