«Основы цифровой живописи в компьютерной графике»
Методическая разработка открытого урока по компьютерной графике
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств города Югорска».
Методическая разработка
открытого урока по теме:
«Основы цифровой живописи в компьютерной графике»
Разработчик: преподаватель МБУ ДО «ДШИ»
Солонинина Екатерина Алексеевна
Содержание
Урок 2 из блока «Рисование и раскрашивание».
Выделяю для урока следующие цели:
Обучающая: Освоение приемов цифровой живописи, посредством корректировки черно-белых изображений.
Развивающая: Развить умения и навыки работы с цифровыми кистями.
Обогащение информационной культуры учащихся
Воспитывающая: Пробудить интерес учащихся к дальнейшему изучению основ компьютерной графики.
Оборудование для занятия:
- Компьютеры, с установленными на них ОС MS Windows 9x или выше и любым графическим пакетом, например Coral-Photo Point.
- Мультимедийный проектор или интерактивный комплекс.
- Локальная сеть.
- Презентация.ppt с использованием дополнительных файлов.
- Музыкальное сопровождение урока.
- Доска, указка.
- Наглядный материал и раздаточный материал.
Раздаточный материал для каждого учащегося:
Приложение 1– раздаточный наглядный материал для каждого учащегося (Раскадровка мультфильма)
Приложение 2– раздаточный наглядный материал
Приложение 3– раздаточный наглядный материал (технологическая карта)
Приложение 4– листы оценки полученных знаний (рефлексия) 2 шт.
Материалы и оборудование: пазлы, клей, салфетки, лист ватмана, маркеры 10 штук).
Система оценивания. Учащиеся самостоятельно оценивают работу по 2 критериям, заполняя лист самооценки по 5-бальной шкале. Также оценивают свою работу на уроке в команде, рисуя на готовом шаблоне мимическую зарисовку лица «Микки Мауса» (Приложение 4). В конце занятия учитель собирает все оценочные листы и выводит общую среднюю оценку или, если остается время, выполняет это совместно с учащимися.
План (ход) занятия:
- Организационный момент. Техника безопасности.
- Приветствие учащихся и гостей открытого урока.
- Мини-игра в пазлы «Угадай героя урока»
- Просмотр черно-белого мультфильма «Пароходик Вили».
- Подведение к теме урока. Постановка цели занятия.
II. Объяснение нового материала
1. Основные понятия (цифровая живопись, мультипликация, анимация). Знакомство с историей.
2. Знакомство с основами создания живописных изображений.
III. Работа в команде.
1. Механизм создания поэтапных изображений (Раскадровка).
2. Принципы и приемы цифровой живописи (выбор инструментов для рисования и раскрашивания.
IV. Самостоятельная работа. Технологии рисования и раскрашивания мультипликационных кадров (создание цветных рисованных живописных изображений).
V. Сохранение и обсуждение готовых цветных изображений. Закрепление нового материала. Подведение итога учебного занятия (рефлексия)
- Организационный момент. Техника безопасности. Постановка цели.
Учитель: Приветствую всех учащихся и гостей открытого урока! Ребята! Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости... Гости пришли посмотреть, чему мы с вами научились на уроках компьютерной графики и чему нам предстоит сегодня научиться! Желаю всем настроиться на плодотворную и результативную работу на уроке! Не забываем про технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе.
Итак, прежде чем узнать тему урока, я предлагаю вам легкую игру в пазлы! Предлагаю узнать, кто сегодня будет главным героем нашего урока! Перед вами пазлы, вам нужно их дружно собрать, склеить, и повесить на доску готовое изображение нашего героя!
Учитель: Итак, кто же наш герой?
Учащиеся: это Микки Маус!
Учитель: А кто же такой этот Микки Маус?
Учащиеся: герой американского мультфильма!
Учитель: А теперь я предлагаю устроиться удобнее на стульях и посмотреть небольшой отрывок из мультфильма о Микки Маусе под названием «Пароходик Вилли».
Учащиеся смотрят отрывок из мультфильма.
Учитель: На данном этапе прервем мультфильм. Итак, перед вами собранный Микки Маус из пазлов, и Микки Маус из мультфильма! В чем же различия между этими героями?
(Учащиеся отвечают: Один Микки цветной, другой черно-белый!)
Учитель: Правильно! А современные мультфильмы цветные или черно-белые? (учащиеся отвечают: цветные) Я бы назвала их даже живописными.
Итак, я объявляю тему урока: «Основы цифровой живописи в компьютерной графике»
Учитель: А что же такое цифровая живопись? Давайте повторим это понятие.
Учащиеся: Это создание электронных изображений, осуществляемое за счет использования человеком компьютерных имитаций традиционных инструментов художника.
Учитель: Компьютер в цифровой живописи — это такой же инструмент, как и кисть с мольбертом у художника. Для того, чтобы хорошо рисовать на компьютере также необходимо знать и уметь применять все накопленные знания и опыт (законы перспективы, теория цвета, блики, рефлексы и т. д.).
Как вы думаете, зачем нужна цифровая живопись в черно-белых изображениях, в черно-белых мультфильмах, например? И как ее можно там применить?
Учащиеся высказываются…
А теперь, ребята, я предлагаю определить и сформулировать цель нашего занятия, как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться, и дам вам подсказку
Цель урока: Освоение приемов цифровой живописи, посредством… (данную фразу учитель проговаривает вслух) корректировки черно-белых изображений (предполагаемый ответ учеников).
II. Объяснение нового материала
Учитель: Когда появились мультфильмы точно неизвестно. С давних времён люди пытались «оживить» рисунки. В 1906 году, после того, как была изобретена кинокамера, в Америке был сделан первый мультфильм. Ранние мультфильмы были чёрно-белыми и «немыми». 18 ноября 1928 прошла премьера первого звукового анимационного фильма «Пароходик Вилли», и именно этот день считается днем рождения Микки Мауса. Мультфильм имел ошеломляющий успех, но он стал только первой ступенькой на пути к настоящей славе. Кстати, Микки-Маус был одним из первых мультипликационных героев, которые появились не только со звуком, но и в цвете.
Создание мультфильма – очень трудоёмкий процесс. Для того, чтобы персонаж сделал простое движение, надо нарисовать около сотни рисунков. Проще говоря, мультипликация (анимация) – это “Оживление” изображений, набор быстро мелькающих картинок. И если бы мы нарисовали несколько картинок на листах бумаги или в графических редакторах и смогли заставить эти картинки меняться с быстрой скоростью, то тогда мы бы создали эффект анимации. Об этом более подробно мы поговорим на следующем уроке! Для этого вам нужно будет найти мультфильм «Пароходик Вилли» в интернете и посмотреть его до конца! Это ваше домашнее задание.
Первые наброски Микки были чрезвычайно незатейливы. От фильма к фильму он менялся: усложнялось строение тело, в глазах появились зрачки и немного изменилось выражение мордочки. К 1940-м годам художники добавили цвет и трехмерный эффект, еще более оживляя мышонка. После этого менялись только детали костюма. Белые перчатки оставались всегда его отличительной особенностью.
Учитель: Современные технологии предлагают нам большие возможности и настоящие профессионалы, работающие в киноиндустрии, которых называют сейчас компьютерными гениями, умеют превращать черно-белые фильмы и мультфильмы в цветные! И в этом конечно же есть востребованность!
Ребята! Я предлагаю вам сегодня побыть в роли начинающих цифровых художников мультипликаторов, и узнать еще один секрет из мира цифровых технологий. У нас нет возможности сделать весь мультик о Микки Маусе цветным, но сегодня мы попробуем отредактировать несколько кадров из мультфильма «Пароходик Вилли». Так давайте же оживим кадры из мультфильма с помощью цвета!
Я предлагаю поработать вам сначала в команде и потом самостоятельно, каждый над своим делом. У вас сегодня будет такая творческая группа цифровых мультипликаторов, у которых цель уже определена. Осталось, определить задачи, которые я поставлю перед вами и постараться в группе их решить.
III. Работа в команде.
Этапы работы в команде:
- Выбрать ответственного за распределение кадров (главного редактора).
- Распределение черно-белых кадров.
- Определение идеи живописной раскраски.
- Определение цвета одежды героев.
- Выбор форм кистей для корректировки и создания живописного изображения.
Задачи, которые мы перед собой ставим, при создании живописного изображения!
- Использовать для общей цветовой коррекции только полупрозрачные кисти (возможно использование готовых штампов)
- Черно-белое изображение не должно быть перекрашенным в цветное, оно должно сохранить естественный вид со своей изначальной тоновой коррекцией (сохранение тоновой коррекции)
- Изображение должно быть живописным
- Изображение должно быть реалистичным (сохраняются свет, тень, рефлекс, объем…)
Этапы работы над изображением:
1. Загрузка выбранного файла (открытие)
2. Создание живописного изображения инструментами рисования и раскрашивания, в соответствии с условиями, определенными в команде.
3. Сохранение готового файла.
4. Просмотр готовых изображений
5. Оценка результатов творческой деятельности (лист самооценки)
6. Оценка результата работы на уроке (Рисунок Микки).
IV. Самостоятельная работа.
Учитель: Время для самостоятельной работы я ограничиваю до 10 мин. Этого времени для быстрого редактирования кадров будет достаточно.
Ваши готовые отредактированные кадры нужно будет сохранить в локальной папке на рабочем столе под названием «Работы учеников!
V. Сохранение и обсуждение готовых цветных изображений. Закрепление нового материала. Подведение итогов (рефлексия).
Учитель: Давайте посмотрим, что же у вас получилось…
Как вы считаете, получилось ли у нас сделать черно-белые изображения цветными?
Ученики: Да
Учитель: Я тоже так считаю. Более подробное обсуждение ваших творческих работ, мы продолжим на следующем уроке компьютерной графики.
А сейчас, Я предлагаю Вам самостоятельно оценить свою творческую работу по 5-бальной системе. Найдите Анкету и заполните ее.
Учитель: С какими новыми понятиями, вы сегодня познакомились? Может быть что то новое узнали из урока на тему: «Основы цифровой живописи»?
Учащиеся: Основные понятия: анимация, мультипликация, повторили понятие - цифровая живопись, узнали некоторые исторические факты из истории создания мультфильма, механизм создания анимации. Редактировали черно-белые изображения.
Учитель: Давайте повторим, с помощью чего мы можем отредактировать черно-белое изображение?
Учащиеся: С помощью традиционных инструментов художника, имитированных на компьютере, полупрозрачных кистей.
Учитель: А разобрались ли мы с техникой “оживления” черно-белого изображения с помощью цвета?
Учащиеся: Да.
Учитель: А теперь я предлагаю вам выбрать из 4-х представленных на мониторе и у вас на листках бумаги Микки-Маусов и нарисовать своего на готовом шаблоне. Таким образом, вы оцените свою работу на уроке!
Учитель читает вслух, что обозначает каждый из нарисованных Микки-Маусов…Ученики, таким образом, оценивают сам урок и свою работу на уроке.
Давайте все вместе посчитаем, каких Микки у нас получилось больше…
Итак, побеждает …. (веселый, грустный или задумчивый) Микки!
Учитель: Мир мультипликации – это мир нашего воображения, мир, в котором солнце, луна, звезды и все живые вещи подчиняются нашим приказам. И для цифровой живописи уже нет ничего недоступного. Самый важный этап в создании цветного изображения – это владение инструментами рисования. Я думаю, у нас с вами сегодня все получилось! Может быть у вас остались какие-либо вопросы? Если, нет, то я благодарю вас за урок! Не забывайте про выполнение домашнего задания! Желаю творческих успехов! Ну а - Продолжение следует!
Приложения к уроку
(раздаточный и наглядный материал для учащихся)
- Раскадровка мультфильма «Пароходик Вилли» (учащийся выбирает любой понравившийся ему кадр для раскрашивания на ПК)
- Технологическая карта: Этапы работы над изображением (пример загрузки файла и его сохранение) (для каждого учащегося)
1. Загрузка выбранного файла (Файл-Открыть-Рабочий стол-Папка «Микки Маус.-выбор изображения-ОК)
2. Создание живописного изображения инструментами рисования и раскрашивания (Инструмент «Специальная кисть»+ использование формы кисти, ее прозрачности, и размера)
3. Сохранение готового файла (Файл-Сохранить как-Название (Ф.И.),тип файла JPEG- папка на рабочем столе «Работы учеников»)
- Этапы работы над черно-белым изображением (наглядный материал)
- Выбор инструмента «кисть»
- Определение инструмента «форма кисти»
- Рисование и раскрашивание черно-белого изображения
- Подготовка к сохранению готового цветного изображения
- Экспортирование готового цветного изображения
Оценочные средства к уроку
«Основы цифровой живописи в компьютерной графике»
(урок 2 из блока «Рисование и раскрашивание»)
Учащийся на готовом шаблоне рисует свою рефлексию