Родителям
Проведение родительского собрания.
Рекомендации для родителей по развитию творческих способностей у ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moudod.docx | 39.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУДОД школа искусств имени Н. А. Римского – Корсакова
Классное родительское собрание
в школе искусств
статью подготовила преподаватель дополнительного
образования детей Мельникова Татьяна Ивановна, работа предназначена для преподавателей школ искусств
Тихвин
2012 год
«Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения».
А.С.Экзюпери
У нас в стране в течение нескольких десятилетий осуществлялась политика превращения воспитания семейного в общественное, в связи, с чем складывалось снисходительное отношение к домашнему воспитанию.
Все были убеждены, что именно образовательное учреждение призвано осуществить основной вклад в дело формирования личности нашего общества. Поэтому многие педагоги считали своей миссией, чтобы учить контролировать действия родителей, указывать на их ошибки и недостатки в воспитании детей. Именно поэтому основной формой работы педагога с родителями оказались родительские собрания с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребёнка. При этом опыт родителей практически полностью игнорировался.
Но в последние годы наше общество существенно изменилось: изменились взгляды на жизнь, изменились требования к уровню жизни, изменились экономические критерии жизни, социальные и культурные составляющие нашего общества. Все эти изменения не могли не отразиться на образовании. Социальный заказ требует нового подхода к образованию, новых стандартов обучения. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, особенно взаимодействие с родительской общественностью.
Одним из действенных инструментов этого взаимодействия и сотрудничества является родительское собрание.
Школьная жизнь начинается со Дня знаний и заканчивается Выпускным балом. В этот временной отрезок дети учатся постигать не только премудрости школьных наук, переход от простого к сложному, но и через организацию воспитательной работы в классе, школе, становятся более организованными, самостоятельными, эрудированными. Жизнь ребёнка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые также подвергаются изменению и развитию.
На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Государственная программа поддержки семьи направлена на её поддержку. Тем не менее, одними экономическими вливаниями вернуть авторитет и привлекательность семьи недостаточно
. Школа является той государственной ячейкой, с которой семья взаимодействует чаще всего.
При анализе комфортности взаимодействия семьи и школы в деле создания благоприятных условий для развития личности ребёнка в образовательном процессе, родителей – заказчиков образовательного процесса и учителей – исполнителей образовательного процесса наблюдается увеличение напряжения у всех сторон.
Уровень напряжённости у детей выше, т.к. они являются промежуточным звеном в общении между взрослыми.
учитель
Родители
дети
При обобщении полученной информации выявляются следующие причины, вызывающие напряжённость и у взрослых, и у детей.
Учителя:
*Родители мало времени уделяют школьной деятельности детей, слабо контролируют домашнее задание;
* Дети мало читают, часто не готовы к урокам, некоторые – плохо воспитаны, пассивны;
Родители:
*школа перегружает детей заданиями, в классах неуютно, учитель часто равнодушен к детям
* не все проблемы решаются оперативно;
* отношение детей в классе агрессивно по отношению друг к другу.
Дети:
- Учителя задают много заданий;
- Часто обижают одноклассники, а учитель не обращает на это внимание;
- В школе скучно, проводится мало общих мероприятий; в них не все участвуют.
Развитие личности ребёнка через формирование у него потребности в достижении успеха напрямую связано с тем, насколько объедены усилия семьи и школы. Организатором такого сотрудничества становится педагог. Виды совместной работы с родителями условно имеют два основных направления: учебное и внеклассное.
Учебная или образовательно – просветительная деятельность – это изучение типов семей и приёмов улучшения взаимодействия с ними. Организация родительского всеобуча, организация встреч с опытными родителями, другими учителями, психологом.
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют об этих изменениях достаточно информации. Практика работы доказывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. Значит, учитель должен стремиться, чтобы стать организатором важной программы взаимодействия семьи и школы.
Учитель должен обеспечить свободный доступ родителей на уроки в любое удобное для них время, а не только в дни открытых дверей. Обеспечивая присутствие родителей на уроках, преподаватель позволяет родителям сохранить интерес к школьной жизни ребёнка с первых дней его обучения.
Формы учебного взаимодействия с семьёй.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеурочной деятельности класса и принимать в ней участие. Изменилась форма проведения родительских собраний.
Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит на собраниях используются такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.
Во многих музыкальных школах работа с семьёй активно переводиться в сугубо индивидуальный, авторский формат. Учитель заранее вывешивает приглашения для индивидуальных консультаций, указывая номер кабинета, где он будет ждать гостей. Родители записываются на удобные для них время ( в промежутках между шестью и девятью часами вечера) и являются к преподавателю вместе со своим ребёнком.
Преподаватель подтверждает каждое своё высказывание документом – будь то дневник его профессиональных наблюдений, индивидуальная карта ученика или портфолио. И никаких массовок. Школа, семья работает («глаза в глаза») с ребёнком, а не с коллективом.
Какими бывают родительские собрания? Практически все родители стремятся быть рядом со своим ребёнком, понимать его проблемы, учить преодолевать трудности, при необходимости вовремя протянуть руку помощи. Но почему-то к моменту, когда ребёнок становится учащимся музыкальноё школы. их активность зачастую снижается.
Есть родители, которые стремятся узнать, как помочь ребёнку с домашними заданиями, думают, как дополнить школьную жизнь экскурсиями и походами на концерты.
Но большинство мало интересуются учебной деятельностью сына или дочери. По содержанию собрания бывают текущими, тематическими, итоговыми.
Текущие – собрание с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости за полугодие.
Тематические – собрания, посвящённые актуальной теме. («Как преодолеть застенчивость», «Поощрение и наказание» и др.)
На итоговых собраниях анализируются результаты достижений детей за определённое время. В ходе собрания родители имеют возможность узнать об успехах собственного ребёнка и других учеников класса в учёбе, о победах в конкурсах, соревнованиях. Формой проведения итогового родительского собрания могут быть праздники, походы, торжественные собрания.
Родительское собрание – это группа людей, объединённая для совместного решения проблем и задач, адаптации, обучения, развития и воспитания своих детей. Она создана для оказания помощи учебному заведению, а главное – своим детям. Родительское собрание – это универсальная форма работы, так как позволяет реализовать множество функций.
Функции родительского собрания, формы, методы и способы реализации на современном этапе.
Первая и самая важная функция это – информационная. Она обеспечивает родителей специальной и детальной информацией о содержании новых учебных курсов и программ, подходах к их усвоению, о формах аттестации учащихся и критериях их оценивания
Эта функция реализуется в форме монологической подачи информации или в форме ответов на значимые для родителей вопросы, а также организуются наглядно-познавательные выставки и мероприятия.
Накануне учебного года у родителей возникает много вопросов. Каким должен быть режим дня ребёнка? Какие учебные пособия и принадлежности ему нужны? Всё это вопросы для первого родительского собрания.
Функция – просветительная. Её значение определяется на основе диагностики и изучения запросов родителей. Форма реализации этой функции: семинары, педагогические практикумы, конференции, «Круглые столы», дискуссии участников.
Функция – обучающаяся. В её основе обработка практических навыков родителей по оказанию помощи ребёнку в освоении программ, эффективному общению с ним и защите его прав в различных ситуациях.
Косультационная функция. Её отличает индивидуальная работа с каждым родителем. Важнейшее условие консультирования – диалог. Равноправное участие в разрешении ситуации. Отсутствие упрёков и назиданий в адрес родителей. Возможны и групповые консультации упреждающего характера.
Профилактическая функция. Предупредить ожидаемые предсказуемые проблемы и трудности семейного воспитания, связанных с кризисом взросления учащихся, снижения мотивации к учёбе, проблемам в общении. На собрание следует выносить вопросы общего характера, а по конкретным вопросам работать индивидуально. Доверительность, сопереживание, оптимизм и видение перспективы ребёнка составляют основу конструктивных контактов со всеми родителями, независимо от успешности их детей.
Родительское собрание будет эффективным, если ориентироваться на ресурсы родителей как интеллектуальные, так и эмоциональные. Приходить на родительское собрание с удовольствием – это не так мало. Необходимо удовлетворять принципам:
*активности (следовать желаниям родителей)
*оптимальности (выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решения)
*значимости ( выбранные для обсуждения тема. Проблема должна быть актуальна)
*результативности
*сотрудничества (помощь друг другу в решении проблем детей, понимание того, что проблемы ребёнка в семье решают родители, а учебные проблемы – школа.
Проводить только те собрания, необходимость которых очевидна.
Взаимодействие преподавателя с родителями детей направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и учителей в интересах ребёнка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию учитель лучше узнаёт ребёнка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащихся.
Педагогам важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника. Создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов.
Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – преподаватели, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплочённым коллективом, а для этого важна классификация открытых уроков, посещаемых родителями в процессе учебного года.
Школьные годы быстротечны. Первый класс, так же как и второй, и третий, и седьмой будет у сына или дочери только один раз. Поэтому каждый новый учебный год запомниться им новыми яркими событиями.
Видя заинтересованность со стороны родителей и их готовность оказать помощь, учитель постарается относиться к учебно-воспитательному процессу более творчески. Как же могут участвовать родители в повседневной жизни класса?
*продумать проведение программы классных праздников, наметить подарки
*предложить маршруты экскурсий, походы на концерты и фестивали
Открытые уроки.
Переходя из класса в класс вместе с детьми, родители тоже взрослеют. Школьная жизнь входит в привычную колею, все проблемы практически улажены. И порой можно услышать высказывания некоторых родителей о том, что ходить на родительские собрания необязательно.
Чтобы быть в курсе классных дел, ориентироваться в изучаемой программе надо ходить не только на классные собрания, но и на открытые уроки в школе. Какие же бывают открытые уроки?
Урок наблюдение за деятельностью педагога и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения, какие приёмы использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребёнка с педагогом, сверстниками. Предоставляя право прийти в школу не только по приглашению, но и в любой день и на любой урок, преподаватель даёт понять, что доверяет родителям и всегда готов видеть их в школе. Часто мамы и папы замечают, как изменилась программа по сравнению со временем, как напряжённо работают в высоком темпе дети и учитель.
Урок – практическое участие родителей знакомит с уровнем развития
современного образовательного процесса.
Родителям предлагается роль активных участников урока. Изучая тему вместе с детьми, родители чувствуют себя детьми, ненадолго возвращаясь в детство, часто заново вспоминают. Каким нелёгким может быть процесс обучения.
Дети, видя своих родителей в классе, чувствуют их искреннюю заинтересованность в своих успехах, а родители лучше узнают класс, а не только своего ребёнка.
Анкета для родителей, присутствующих на уроке:
Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли Вы:
*деятельностью учителя на уроке
*оформлением класса
*отношениями между школьниками в классе
*взаимоотношениями ребёнка с учителем
*получаете ли Вы информацию об успехах и неудачах ребёнка?
*укажите характер его затруднений;
*в какой помощи со стороны учителя Вы нуждаетесь?
*что, по Вашему мнению, хорошо?
*что можно было бы улучшить?
Спасибо за ответы.
Анализ родительских анкет, заполненные книги отзывов, которые предлагаются преподавателем во время посещения открытых уроков помогают учителю проанализировать свою деятельность со стороны, заметить проблему и решить её.
Урок соревнование детей и родителей:
Создаёт ситуации успеха в учебной деятельности детей, стимулирует их познавательные интересы.
Уроки – совместное изучение информационных технологий знакомят родителей с возможностями современных образовательных информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, в том числе и ресурсы Интернет.
Знакомит учащихся и родителей с новинками в мире обучающих развивающих программ, сохранение здоровья ребёнка в работе с информационными носителями. Открытый урок – эта форма совместной деятельности, которая формирует общественную активность детей и родителей в рамках школы.
День открытых дверей – это праздник класса, где демонстрируется только положительные достижения учителя и ребёнка. Эта форма позволяет родителям увидеть, как строит учитель процесс обучения, как адаптируется программа в данном классе, какие успехи достигнуты в классе.
Недопустимыми для педагога во взаимоотношениях должны быть:
*обида на непонимание
*непререкаемый тон
*стремление уличить, а не убедить раскрытие всех, по мнению учителя, негативных качеств ребёнка.
Формы внешкольного сотрудничества «семья – ребёнок – школа» разнообразны и напрямую связаны с интересами педагога, увлечениями детей. Главное условие успеха общего дела – практическое участие каждого ребёнка и привлечение родителей на всех этапах совместной деятельности: проведение, анализ, поощрение.
Серьёзная, требующая длительной подготовки и тщательной организации форма – театрализованные представления и драматизации. Формируются группы персонажей. Самостоятельно готовятся художественно драматическое действие, привлекаются активные родители для исполнения более сложных ролей. Дети готовятся к приёму гостей, вывешиваются новогодние банты из мишуры, плакаты, фонари, поздравительные газеты, продумывают этикет встречи, готовят художественные номера.
Драматизацию можно уверенно использовать для коррекции типов семейных отношений и развития личности ребёнка. Сцена помогает преодолеть неуверенность в своих силах, которая мешает его успешному обучения; заставляет мобилизовать многие внутренние резервы.
В последние годы я чаще всего обращаюсь именно к этой форме. Именно эта форма даёт мне возможность развить и показать все творческие успехи каждого ребёнка в моём классе и в целом всего класса. Именно благодаря этой форме проведения родительского собрания я формирую всесторонне развитую личность, целостную и эстетически продвинутую. Воспитываются творческие способности детей: все играют на фортепиано, все поют песни, частушки, общую песню, рисуют приглашение на праздник и стенгазету с поздравлениями, учат стихи и выразительно их читают, танцуют.
Много сил надо потратить, чтобы создать сценарий праздника – концерта, разучить и подготовить все номера, помочь детям нарисовать приглашения.
Подготовка к празднику начинается задолго до собрания и продолжается, пока всё не будет хорошо выучено. Все эти действия объединяют ребят разной возрастной группы, превращает разрозненную толпу в коллектив, готовый к проведению мероприятия для родителей, показать насколько разносторонне развиты дети, как они стараются.
Многолетняя практика подтверждает, что дети больше видят, лучше чувствуют, учатся быть людьми, добиваются больших успехов в обучении.
Активные формы взаимодействия с родителями – важное условие раскрытия творческого потенциала семьи. Огромное значение имеет положительное общение для детей из неполных и проблемных семей.
Встреча с авторитетными родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения, то есть происходит также и косвенное влияние. Идёт формирование характера ребёнка через стремление к подражанию, в том числе и формируется значимое отношение к понятию «семья». Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет и детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке.
Непринуждённая праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что дети и родители говорят о своих проблемах с учителем, чаще предлагают помощь. В трудных ситуациях положительный опыт общения позволяет ученику обращаться к учителю доброжелательно, с доверием.
Педагог находит не только единомышленников, но и помощников.
Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы учителя. Важно добавить такие важные условия, как равноправие и постоянное развитие этого сообщества, реализовать творческий потенциал, и наш условный «светофор» поможет нам отрегулировать движение на дороге так, что движение для ребёнка стало радостным и безопасным.
учителя
дети
родители
Демократ утверждал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». Таким упражнением, способствующим развитию ребёнка, становится использование активных форм взаимодействия семьи и школы.
Творческое сотрудничество с семьёй активно пропагандируется, привлекать семью к осознанному и активному участию в образовании ребёнка создаёт оптимальные условия в его развитии, обучении и самообучении личности. Активное сотрудничество школы с семьёй является не просто желаемой действительностью, а реальностью, привлекательной для родителей и детей, стимулирует творческую деятельность педагога.
Тщательно подготовленное, содержательно наполненное, актуально по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал. Поможет ребёнку стать счастливее, поднимет авторитет школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей. Творческое общение с семьями – то главное, что помогает учителю успешно влиять на развитие личности каждого ребёнка.
Формы и этапы родительского собрания.
В сотрудничестве родителей со школой одним из главных является классное родительское собрание. Собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На нём обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируются, и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школ, проводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания .Формы родительские собрания могут быть:
-собрание-лекторий
-«круглый стол»
-тематическая дискуссия с приглашением специалистов
-консультация со специалистами
-родительская дискуссия
-общешкольная и общеклассная конференция
Проводить собрание-лекторий целесообразно в том случае, если выбрана нестандартная, привлекающая внимание и вызывающая интерес тематика, например: «Что нужно знать родителям, если их ребёнок пошёл в музыкальную школу». Так можно назвать самое первое собрание, на которое родители, как правило, приходят, поскольку конкретно обозначенная тема, безусловно, интересует их. Если ожидания родителей по поводу собрания оправдываются, то проблема посещения ими последующих собраний сразу снимается.
«Круглый стол» представляет собой встречу родителей учеников одного класса. Для обсуждения предлагается какая-либо значимая для всего класса тема. Для стимулирования активности родителей и направления обсуждения в нужное русло предлагается «рамка», т. е. заранее подготовленные задания и вопросы. Собрание в форме «круглого стола» позволяет родителям получать полезную информацию. Осознать собственную позицию и сравнить её с позицией других родителей.
Родительская дискуссия – одна из форм объединения родителей в коллектив. Многие из них уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая при этом реальные возможности и способности своего ребёнка, не оценивая уровень его учебного потенциала. Некоторые родители считают свои методы воспитания не подлежащими сомнению и коррекции со стороны педагога.
Дискуссия же проводится для того, чтобы родители смогли утвердиться в целесообразности применяемых методов воспитания, либо провести ревизию своего педагогического арсенала и задуматься над тем, что они делают не совсем правильно.
Родительские конференции играют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются проблемы обществ, активными членами которого в недалёком будущем станут сегодняшние дети. Основными темами этих конференций становятся причины конфликтов и пути выхода из них, профилактика вредных привычек и борьба с ними. Готовить такие конференции необходимо очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога. Родители анализируют проблему с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что на ней принимаются определённые решения и намечаются мероприятия по заявленной проблеме. Одно такое собрание (дети+родители) в учебном году обязательно.
Этапы в подготовке родительского собрания:
Этап1 . Организация родительского собрания. Заранее определяются тема собрания и его содержание. Тут же выбирается форма проведения собрания.
Разумно будет провести собеседование классного руководителя с учителями – предметниками (теоретиками, хоровиками и струнниками)
Цель этих встреч – персональное обсуждение учебных достижений и особенностями поведения учащихся на уроках. Информацию можно использовать для анализа и обобщения тенденций участия учеников в процессе образования, иначе любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Родителей интересуют подробные результаты учебной работы их ребёнка, поэтому разумно подготовить сводные листы успеваемости по каждому ребёнку отдельно.
Если учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит подчеркнуть тот или иной ряд оценок (маркером) При всей трудоёмкости этой процедуры она себя оправдывает, так, как широко известно, что дневник целостной картины развития ученика в учебном процессе не даёт.
При подготовке собрания следует продумать организацию явки родителей. Практика показывает, что это важнее, чем контроль записей в дневнике ребёнка.
Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видео материалы, освещающие внеклассную жизнь детей, оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах.
Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нём родительского собрания. Практика показывает, как меняется в лучшую сторону настроение родителей, когда их встречает приветливый педагог в празднично украшенном зале.
Этап 2. Подготовка сценария и проведения собрания.
Подготовка сценария и проведение собрания результат творчества педагога. Преподаватель лучше всех знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Любое собрание для родителей должно включать в себя 5 компонентов:
*Анализ учебных достижений учащихся класса.
В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала надо предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя родителей с мнением педагогов – предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения. Разумно отказаться от субъективных интерпретаций.
*Ознакомить родителей с состоянием социально – эмоционального климата в классе.
Преподаватель делится наблюдениями о поведении ребят в различных ситуациях (на уроках, на концертах, на экскурсиях, на переменах). Темой разговора могут быть и взаимоотношения и речь, и внешний вид учащихся и другие вопросы. Родители должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребёнок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Необходимо быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников».
*Психолого-педагогическое просвещение.
Задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.
*Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий).
Состоит из двух составляющих: отчёта о проведённой работе и информации о предстоящих делах. Финансовые проблемы лучше всего обсудить с родителями заранее.
*Личные беседы с родителями.
В работе классного руководителя- музыканта на первом месте стоит беседа с родителями детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит том, что очень часто эти родители опасаются критики, и избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности. Дать понять, что здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласна».
Этап 3. Осмысление итогов родительского собрания.
Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информации. Важно выяснить и отношение родителей к проведённому собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; всё это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег – педагогов.
Правила подготовки классного родительского собрания.
Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.
Правило четвёртое. Общение классного руководителя и родителей должны быть тактичным и выдержанным.
Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
Правило шестое. Родительское собрание должно быть полезным и хорошо подготовленным.
Советы психологов:
*Перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение;
* На собрание отводится не более1,5 часа;
*Самый приятный звук для человека – его имя: положите перед собой список с именами и отечествами родителей;
* «Золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершить разговор предложениями на будущее;
* Предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;
* Поблагодарите всех, кто нашёл время прийти (особенно отцов); дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребёнку учиться;
* В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;
* Доведите до родителей мысль: «плохой ученик» не означает «плохой человек». Родители должны уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.
Не стоит:
* Осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;
* Сравнивать успехи отдельных учащихся;
* Давать негативную оценку всему классу;
* Переоценивать значение отдельных предметов;
* Использовать в общении с родителями назидательный тон.
Список литературы:
- Р.В. Овчарова. Справочная книга школьного психолога. М.:Просвещение,1996г.
- Эффективный учитель. А.П.Крупенин, Ростов-на-Дону, 1995г.
- Отцы и дети в меняющемся мире. В.И.Соколова, М.:Просвещение,1991г.
- Научно – методический журнал «Классный руководитель» №6,М.,2003г.
- Воспитание. М.Осипова. М.,Интерпрессервис.2002г.
- Калейдоскоп родительских собраний. Е.Н.Степанова. М.:Т.Ц.Сфера.2004г.
- Родительские собрания. Дереклеева Н.И.М.:Т.Ц.Сфера,2004г.
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Избр. соч.3том. М.1981г.
- festival.1september,ru/articles/412450/
- Соц. сеть работн. Соловьёва Нина Дмитриевна nsportal.ru