Основы ИЗО

Жаворонкова Елена Рудольфовна

Дополнительная общеразвивающая программа (3 летний курс обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_izo_1.docx489.67 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\user\Мои документы\2020-11-06\2020-11-06 13-32-48_0030.jpg Составитель - преподаватель художественного отделения Жаворонкова Елена Рудольфовна

Структура программы учебного предмета

 I.  Пояснительная записка              

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом  

  учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;  

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.  Содержание учебного предмета            

-  Сведения о затратах учебного времени;

-  Годовые требования по классам;

 III.  Требования к уровню подготовки обучающихся

 IV.  Формы и методы контроля, система оценок          

 -  Аттестация: цели, виды, форма, содержание;  

 - Критерии оценки;

 V.  Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Средства обучения

 VII. Список использованной литературы. 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Изобразительное искусство как универсальная форма выражения духовного мира соединяет воображение ребенка с реальным миром. Таким образом, рисуя, дети познают себя и окружающий мир, преображают его, преображаются сами, избавляясь от неуверенности, страхов, навязчивых состояний. Это – один из путей социальной адаптации, раскрытия и развития творческого потенциала личности.

Создание условий, обеспечивающих творческое развитие личности – первостепенная задача образования. Ведь именно школы искусств могут дополнить общеобразовательную деятельность школ, составляя в том или ином регионе разноуровневую и целостную образовательную систему.

Программа предлагается для младших классов художественнных отделений ДШИ  для раскрытия и развития творческого потенциала детей,  углубленного изучения основ рисунка, живописи, композиции, основ ДПИ, истории искусства, изучения национальных традиций; формирования навыков самообразования, самореализации личности; воспитания ЗОЖ.

Программа носит не установочный, а рекомендательный характер. Могут быть реализованы как отдельные ее компоненты, так и углубление, и расширение блоков. Тематическое планирование является примерным. Варьируется количество часов с учетом возраста, возможности и желания воспитанников учитываются.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом   учреждения на реализацию учебного предмета.

Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.

Недельная нагрузка в часах  

аудиторные занятия: 1-3 классы – 2 часа в неделю.

самостоятельная работа – 1 час в неделю. 

 Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия по предмету «Основы ИЗО и рисование» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

  Цели и задачи учебного предмета.

Раскрытие и развитие творческого потенциала личности – одна из главных задач. Важно для преподавателя в начале обучения возбудить в ребенке потребность к художественному выражению, поддержать высокую самооценку, с которой он приходит.

Для реализации педагогики успеха необходимо создать для каждого воспитанника творческую атмосферу, соответствующую образовательную и воспитательную среду:

  • благоприятный эмоциональный фон
  • спокойная и доверительная обстановка
  • любое искреннее, творческое проявление ребенка должно находить доброжелательный отклик
  • активизация самостоятельности воспитанников в решении учебно-воспитательных задач.

Непрерывное художественно-эстетическое образование крайне важно для человека на протяжении всей его жизни, а особенно в детстве. Можно выделить три уровня художественно-эстетического образования:

       

  • творческий подход к любой учебной задаче;
  • самостоятельность в реализации интересов и склонностей;
  • развитие коммуникативных умений и навыков, практически   в школе не решаются.

Данная программа строится на основе социального заказа на дополнительные образовательные услуги с учетом природной, культурной среды региона и происходящих социально-экономических изменений.

ЦЕЛЬ: обновление содержания, организационных форм и технологий учебно-педагогической деятельности, создание среды /развивающей, воспитывающей, обучающей/, способствующей росту творческого потенциала личности, ее самореализации и самоопределению, адаптации в динамично развивающемся обществе, приобщению к ЗОЖ.

Содержание программы основывается на принципах:

  • единство воспитания, обучения и развития;
  • связь теории и практики;
  • учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, сенситивных периодов развития;
  • свобода выбора;
  • самоактивизация и самореализация;
  • обратная связь;
  • открытость, интегрированный подход,
  • гуманистическая направленность.

Задачи педагогической деятельности:

I. Учебные:

  • обучение детей доступным их возрасту основам изобразительной грамоты /основы цветоведения, основы рисунка, основы композиции, основы ДПИ/;
  • приемам работы живописными, графическими   материалами, а также с бумагой, пластилином, глиной и т.д., знакомить с различными   техниками «гризайль», «граттаж», «лессировки»;
  • приобщать детей к миру изобразительного искусства, знакомить с различными видами -живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство/, жанрами /натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, анималистический, исторический/;
  • знакомить с историей искусства, с творчеством отдельных художников;
  • учить применять систему визуальных знаков средств композиции в анализе своих работ и творчества художников.

2. Развивающие:

  • развивать наблюдательность, зрительную память;
  • эмоциональность, чувство цвета;
  • чувство формы, пространственное мышление;
  • способность к обобщению и синтезу, композиционное мышление;
  • воображение, фантазию, образное восприятие действительности;
  • черты креативности;
  • организованность и самостоятельность;
  • умение применять полученные знания на практике.

3. Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к Родине, ее природе, людям;
  • воспитание своего видения народных традиций как основы духовности;
  • формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  • формирование художественно-эстетического вкуса воспитанников, их неприятия китча;
  • воспитание коммуникативных качеств: доброжелательности, дружелюбия, отзывчивости; формирование навыков общения;

формирование культуры труда. 

 Обоснование структуры программы учебного предмета.

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все

аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».  

 Методы обучения. Формы и приемы педагогической деятельности выбираются соответственной поставленной цели и задачам.

Основной формой является урок:

  • проблемный тренинг: выявление проблем совместно с детьми и определение задач для их решения;
  • метод словесного рисования, «мозговой штурм», разыгрывание фантазии с помощью упражнений: кляксография, «незаконченные рисунки» и др., упражнения на развитие композиционного мышления, на развитие чувства формы, цвета и т.д.;
  • самостоятельная практическая работа: эскиз, наброски, зарисовки, длительная работа с натуры, по наблюдению, по представлению;
  • игровые формы: методические игры-сказки, например, «художники и зрители», «сказка о красках»; деловые игры, опирающиеся на сотворчество и сотрудничество учителя и ученика; театральная драматизация;
  • обсуждение и анализ работ, опираясь на эмоциональную активность детей, учитель направляет обсуждение в нужное русло, учит применять термины и систему визуальных знаков;
  • домашние задания дети ведут записи в дневнике творческого развития, выполняют наброски, зарисовки, подбирают материал для композиций, для рефератов и т.д.

Урок сообщения нового материала:

  • лекция, беседа - важно постепенное и осмысленное расширение зрительного ряда – показ репродукций, слайдов, видеофильмов;
  • сочетание с музыкой и литературой позволяет образнее раскрыть тему, осуществить интегрированный подход;
  • сообщения, доклады учеников;
  • демонстрация наглядных пособий.

Урок проверки знаний, умений, навыков:

  • викторины, искусствоведческие игры;
  • конкурсы типа «Детский вернисаж».

Кроме   основной   организационной   формы, урока   используются   и   такие, как:

  •  выставки /персональные выставки одаренных детей/;
  • экскурсии;
  • встречи с интересными людьми /художники, студенты художественно-графических факультетов, дизайнеры, выпускники/;
  • посвящение в юные художники.

С целью развития положительного социального опыта:

  • групповое выполнение работы, коллективное творчество;
  • модель самоорганизации;
  • система бесконфликтного общения, ролевые игры;
  • профориентация.

С целью воспитания ЗОЖ:

  • конкурсы плакатов по борьбе с курением, наркоманией;

упражнения по профилактике зрения, элементы арттерапии.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета.

Мастерская для занятий должна быть оснащена удобной мебелью (столы и стулья), подиумами, натюрмортными столиками, интерактивной доской.

                         

  II.Содержание учебного предмета. 

Сведения о затратах учебного времени.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

3 года обучения (68 ч. в год)

Вид учебной работы, аттестации, учебной

нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации

Всего часов

КЛАССЫ

1

2

3

ПОЛУГОДИЯ

1

2

3

4

5

6

Аудиторные

Занятия (в часах)

23

23

23

23

23

23

138

Самостоятельная работа (в часах)

10

10

10

10

10

10

60

Максимальная учебная нагрузка

(в часах)

33

33

33

33

33

33

198

Вид промежуточной аттестации

-

зачет

-

зачет

-

зачет

-

  Годовые требования по классам.

Вид работы

1

Вводное занятие

2

Основы цветоведения:

  • задания-упражнения по темам цветоведения
  • изображение отдельных предметов, натюрморт
  • пейзаж
  • портрет

3

Основы рисунка:

  • упражнения на проведение различных линий, развитие глазомера, чувства формы;
  • зарисовки отдельных предметов, натюрморт
  • изображение человека;
  • изображение животных.

4

Основы композиции:

  • упражнения на развитие композиционного мышления, фантазии;
  • разработка композиций по темам.

5

Основы ДПИ:

  • орнамент, народный костюм;
  • аппликация;
  • лепка из пластилина.

6

Беседы.

7

Экскурсии.

8

Тестирование, ролевые, учебно-методические игры.

9

Посвящение в юные художники.

10

Итоговое занятие.

                                           

1 класс (1 год обучения).

  1. Вводное занятие. – Дети знакомятся с учителем, друг с другом, с волшебными красками (организация рабочего места, демонстрация способов работы кистью и гуашью, проба красок на палитре, получение смесей). Инструкция по ТБ.
  2. «Сказка о красках». – Основы цветоведения. Три основных цвета, их смеси. Стихи и загадки о красках, карандаше, кисточке, резинке. Тест на уровень творческого мышления. Задание-упражнение «Жар-птица», «Синяя птица счастья».
  3. «Радуга и цветик-семицветик».  – Последовательность и чередование основных и составных цветов. Приемы выполнения различных мазков. Загадки и упражнения для глаз.
  4. «Добрая и злая волшебницы». – Теплые и холодные цвета. Фигура и фон. Работа по сырому. Цвет и настроение.
  5. «Осенняя фантазия». – Картофельная печать и аппликация. Различная форма листьев (круг, овал, треугольник и т.д.). Притяжение и отталкивание форм. Сочетания теплых и холодных цветов. Понятие ритма. ТБ при работе с ножницами и клеем.
  6. «Ваза с фруктами». – Лепка из пластилина. Осознание простейших форм (шар, цилиндр, конус) через лепку. Сочетание нескольких форм в одной (ваза). Организация рабочего места.
  7. «Заяц и мышка». -    Лепка из пластилина. Понятие «общая форма» и «деталировка». Стилизация формы.
  8. Работа в технике гуашь или аппликация (по выбору). Силуэт, мозаика пятен.
  9. Посвящение в «юные художники». Итоговая выставка работ. Спектакль «Сказка о красках». Игры и упражнения на развитие творческого мышления детей. Чаепитие. Отзывы о выставке.
  10. Вводное занятие. Песенка «Если видишь на картине…» о жанрах (натюрморт, пейзаж, портрет). Беседа о видах и жанрах изобразительного искусства. Определяем виды и жанры выставочных работ. Тест «Нарисуй дом».
  11. Натюрморт по наблюдению на локальный цвет предметов. Положение руки за мольбертом. Примеры удачных и неудачных композиций. Построение симметричных предметов. Взаимосвязь и расположение предметов. Сравнение их размеров, формы. Цвет предметов и цвет фона подбираем, смешивая краски на палитре.
  12. Поэзия зимнего пейзажа. Какого цвета небо (плавный переход 2 – 3 цветов), снег (смеси с белилами). Зимние деревья.
  13. «Сказочный замок». – Аппликация из цветной бумаги. Основные плоские геометрические фигуры (прямоугольники, треугольники, трапеции, круги, овалы). История Кремля. Башни, окна-бойницы, арки, колонны, часы, флажки.
  14. Композиция по зимней сказке - «Морозко», «Госпожа Метелица», «Снегурочка») Поиск цветового решения. Упражнение на превращение композиционной схемы (линии, точки, геометрической фигуры) в образную композицию.
  15. Итоговая выставка. Елка, чаепитие.
  16. «Веселые человечки».
  17. Изображение человека, его движения, поз по сказке «Янко – шнурок, узелок».
  18. «Театр»-композиция с любимыми героями, например, Буратино, Мальвина, Пьеро.
  19.  «Сказка о сказочнике» - беседа о творчестве Васнецова.
  20. Русский народный костюм, ансамбль, образный и символический смысл. Задание–игра: нарисовать и вырезать бумажную куклу и ее наряды.
  21. Иллюстрация к сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».  Чтение эпизодов сказки. Выбор сюжета. Поиск композиционного и цветового решения.
  22. «Глаза – зеркало души человека» (восковые мелки, пастель) – портрет мамы, бабушки, подруги. «Владимирская Богоматерь», Фаюмский портрет.
  23. «Закликаем весну» - обрядовое «Печенье». Солнце, жаворонки, Макошь, олень – образы Весны, смоделированные из жгутиков.
  24. «Подводный мир» - (аппликация или граттаж). Понятия «Центр композиции», «ритм», «притяжение и отталкивание форм», «тоновой и цветовой контраст».
  25. Игры на развитие наглядно-образного мышления   - (кляксография, «незаконченные рисунки»), интуиции («волшебный сундучок»).
  26. Экскурсия на выставку.
  27. Наброски и зарисовки с домашних животных. Альбом для наблюдений и дневник творческого развития.
  28. «веселый алфавит». – Нарисовать буквы, напоминающие человечков, животных, фрукты и т.д.
  29. «Письмо древнего человека». – «Рассказать» с помощью рисунков-пиктограмм маленькую историю.
  30. «Цветы и бабочки» (кляксография, аппликация). Дополнительные цвета. Сгущение и разрежение пятен.
  31. Мир жуков, бабочек, растений глазами Дюймовочки. – Композиция, выполненная на основе зарисовок.
  32. «Я рисую город, в котором живу» (гуашь или граттаж). Композиция, выполненная на основе наблюдений, набросков, зарисовок.

Итоговая   выставка. Отчетное собрание. Награждение. Задание на лето.

   

Наименование тем

Вид занятия

Всего

1.

Вводное занятие Вводное занятие. – Дети знакомятся с учителем, друг с другом, с волшебными красками (организация рабочего места, демонстрация способов работы кистью и гуашью, проба красок на палитре, получение смесей). Инструкция по ТБ.

Теоретическо-практическое

2

2.

«Сказка о красках». – Основы цветоведения. Три основных цвета, их смеси. Стихи и загадки о красках, карандаше, кисточке, резинке. Тест на уровень творческого мышления. Задание-упражнение «Жар-птица», «Синяя птица счастья».

Теоретическо-практическое

2

3.

«Радуга и цветик – семицветик» – Последовательность и чередование основных и составных цветов. Приемы выполнения различных мазков. Загадки и упражнения для глаз.

Теоретическо-практическое

2

4.

«Добрая и злая волшебницы». – Теплые и холодные цвета. Фигура и фон. Работа по сырому. Цвет и настроение.

Теоретическо-практическое

2

5.

«Осенняя фантазия». – Картофельная печать и аппликация. Различная форма листьев (круг, овал, треугольник и т.д.). Притяжение и отталкивание форм. Сочетания теплых и холодных цветов. Понятие ритма. ТБ при работе с ножницами и клеем.

Теоретическо-практическое

2

6.

«Ваза с фруктами». – Лепка из пластилина. Осознание простейших форм (шар, цилиндр, конус) через лепку. Сочетание нескольких форм в одной (ваза). Организация рабочего места.

Теоретическо-практическое

2

7.

«Заяц и мышка». -    Лепка из пластилина. Понятие «общая форма» и «деталировка». Стилизация формы.

Теоретическо-практическое

2

8.

Работа в технике гуашь или аппликация (по выбору). Силуэт, мозаика пятен.

Теоретическо-практическое

2

9.

Посвящение в «юные художники». Итоговая выставка работ. Спектакль «Сказка о красках». Игры и упражнения на развитие творческого мышления детей. Чаепитие. Отзывы о выставке.

Теоретическо-практическое

2

10.

Вводное занятие. Песенка «Если видишь на картине…» о жанрах (натюрморт, пейзаж, портрет). Беседа о видах и жанрах изобразительного искусства. Определяем виды и жанры выставочных работ. Тест «Нарисуй дом».

Теоретическо-практическое

2

11.

Натюрморт по наблюдению на локальный цвет предметов. Положение руки за мольбертом. Примеры удачных и неудачных композиций. Построение симметричных предметов. Взаимосвязь и расположение предметов. Сравнение их размеров, формы. Цвет предметов и цвет фона подбираем, смешивая краски на палитре.

Теоретическо-практическое

2

12

Поэзия зимнего пейзажа. Какого цвета небо (плавный переход 2 – 3 цветов), снег (смеси с белилами). Зимние деревья.

Теоретическо-практическое

2

13

«Сказочный замок». – Аппликация из цветной бумаги. Основные плоские геометрические фигуры (прямоугольники, треугольники, трапеции, круги, овалы). История Кремля. Башни, окна-бойницы, арки, колонны, часы, флажки.

Теоретическо-практическое

2

14

Композиция по зимней сказке - «Морозко», «Госпожа Метелица», «Снегурочка») Поиск цветового решения. Упражнение на превращение композиционной схемы

 (линии, точки, геометрической фигуры) в образную композицию.

Теоретическо-практическое

2

15

Итоговая выставка. Елка, чаепитие.

Теоретическо-практическое

2

16

«Веселые человечки».

Теоретическо-практическое

2

17

Изображение человека, его движения, поз по сказке «Янко – шнурок, узелок».

Теоретическо-практическое

2

18

«Театр» - композиция с любимыми героями, например, Буратино, Мальвина, Пьеро.

Теоретическо-практическое

2

19

«Сказка о сказочнике» - беседа о творчестве Васнецова.

Теоретическо-практическое

2

20

Русский народный костюм, ансамбль, образный и символический смысл. Задание–игра: нарисовать и вырезать бумажную куклу и ее наряды.

Теоретическо-практическое

2

21

Иллюстрация к сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».  Чтение эпизодов сказки. Выбор сюжета. Поиск композиционного и цветового решения.

Теоретическо-практическое

2

22

«Глаза – зеркало души человека» (восковые мелки, пастель) – портрет мамы, бабушки, подруги. «Владимирская Богоматерь», Фаюмский портрет.

Теоретическо-практическое

2

23

«Закликаем весну» - обрядовое «Печенье». Солнце, жаворонки, Макошь, олень – образы Весны, смоделированные из жгутиков.

Теоретическо-практическое

2

24

«Подводный мир» - (аппликация или граттаж). Понятия «Центр композиции», «ритм», «притяжение и отталкивание форм», «тоновой и цветовой контраст».

Теоретическо-практическое

2

25

Игры на развитие наглядно-образного мышления   - (кляксография, «незаконченные рисунки»), интуиции («волшебный сундучок»)

Теоретическо-практическое

2

26

Экскурсия на выставку.

2

27

Наброски и зарисовки с домашних животных. Альбом для наблюдений и дневник творческого развития.

Теоретическо-практическое

2

28

«веселый алфавит». – Нарисовать буквы, напоминающие человечков, животных, фрукты и т.д.

Теоретическо-практическое

2

29

«Письмо древнего человека». – «Рассказать» с помощью рисунков-пиктограмм маленькую историю.

Теоретическо-практическое

2

30

«Цветы и бабочки» (кляксография, аппликация). Дополнительные цвета. Сгущение и разрежение пятен.

Теоретическо-практическое

2

31

«Цветы и бабочки» (кляксография, аппликация). Дополнительные цвета. Сгущение и разрежение пятен.

Теоретическо-практическое

2

32

Мир жуков, бабочек, растений глазами Дюймовочки. – Композиция, выполненная на основе зарисовок.

Теоретическо-практическое

2

33

«Я рисую город, в котором живу» (гуашь или граттаж). Композиция, выполненная на основе наблюдений, набросков, зарисовок.

Теоретическо-практическое

2

Итого

66

  1. класс (2 год обучения)

           Вводное занятие. – Организация рабочего места. Необходимые инструменты, материалы, художественные принадлежности. Инструкция по ТБ. Упражнение: изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и мелкие цветы на весь лист – 2 часа.

1.Упражнения по цветоведению – 2 часа.

  1. Аппликация из листьев. Подобие форм. Составление композиции на картоне. Особенности технологии работы с природным материалом -4 часа.
  2. Хантыйский орнамент. Ансамбль, образный и символический смысл народного костюма. Зарисовки - 4 часа.
  3. «Натюрморт с куклой-ханты» (гуашь). Восприятие формы. Взаимосвязь и пропорции предметов. Элементы композиции. Фигура и фон. Колорит - 2 часа.
  4. «Путешествие по Африке» (гуашь, граттаж, аппликация – по выбору). Композиция с жирафом и другими африканскими животными. Изучение и стилизация формы. Выразительность и оригинальность силуэта. Реалистичное или декоративное решение - 2 часа.
  5. Открытка (картофельная печать, аппликация). Выбор гармоничных сочетаний (3 – 4 цвета). Притяжение и отталкивание форм - 2 часа.
  6. Иллюстрация к сказке о красках (декорация к спектаклю). Образ цвета. Декоративное решение иллюстрации - 4 часа.
  1. Итоговая выставка (лучшие работы по осенним темам, «Жирафы»). Посвящение в «юные художники». Спектакль «Сказка о красках». Игры и упражнения на развитие творческого мышления - 2 часа.
  2. Упражнения на развитие руки и глазомера. Геометрический орнамент. Положение руки за мольбертом. Проведение горизонтальных, вертикальных, наклонных линий. Построение простейших геометрических фигур - 2 часа.
  3. «Натюрморт с комнатными растениями» (теплые и холодные цвета, их оттенки). Метод визирования. Соотношение пропорций. Составление цвета на палитре. Смеси с белым, с черным - 2 часа.
  4. «Зимняя графика» (фломастеры, тушь, перо, граттаж – по выбору). Контраст черного и белого. Выразительность точки, линии, штриха, тона. Графика В.Ван Гога. Понятие «фактура» - 2 часа.
  5.  Новогодняя открытка в технике граттаж. Выполнение эскиза, 3-х слойного фона. Напоминаю о тоновом контрасте, о выделении в композиции главного, о цельности, о фактуре. Прикладная графика. Оформление открытки - 2часа.
  6. «На карнавале» (гуашь). Многоплановая композиция. Можно работать по цветному фону или прописать дальний план по влажному, оставляя самые яркие и теплые тона для портрета на переднем плане. Зарисовка «в карнавальном костюме» выполняется заранее (домашнее задание)-2 часа.
  7. «Веселый и грустный клоуны» (гуашь). Наброски и зарисовки фигуры человека с натуры. Пропорции. Сравнение 2-х характеров через форму, пластику, цвет. П. Пикассо «Девочка на шаре». П. Сезанн «Пьеро и Арлекин- 2 часа.
  8. «Прогулки с динозаврами» (графика, граттаж). Элементы формообразования. Конструкция. Анализ формы, стилизация. Контраст форм, тона. Разнообразие фактуры. Цельность композиции - 2 часа.
  9. «Сказки А.С. Пушкина» (иллюстрация; гуашь). Выбор сказки, сюжета. Композиционные поиски, эскиз. Рисунок композиции. Цветовое решение, колорит. Выделение сюжетно-композиционного центра. Уточнение тональных и цветовых отношений - 4 часа.
  10.   «Весенний натюрморт» (с нарциссами, мимозой, с ракушками или с глиняными игрушками). Композиционное расположение предметов на листе. Общие пропорциональные отношения. Уточнение конструкции предметов. Цветовое или графическое решение. Обобщение, выделение главного - 2 часа.
  11. Портрет мамы, бабушки, сестры, подруги (по выбор). Возможно сочетание портрета с интерьером, пейзажем, натюрмортом. Домашняя зарисовка по наблюдению или с натуры «оживит» работу над композицией. Повторяем основные пропорции лица. «Как сделать краску для лица?» Составление палитры теплых и холодных оттенков, использование цветовой подкладки для портрета. Эмоциональная характеристика через цвет - 2 часа.

19.«Сказка о художнике и весенних птицах» - беседа о творчестве А. Саврасова. Изображение птиц (наброски, зарисовки). Образ птицы, ее символическое звучание в народном искусстве - 2 часа.    20.Птица (павлин, индюк), вылепленная по народным мотивам. Глина.   Лепка из целого куска. Налепные украшения. «Барыня» или «кавалер» (глина). Богатство и разнообразие тем в народном искусстве (игрушки Каргополя, Дымково, Филимоново). Демонстрация слайдов, репродукций). Выбор темы, образа. Последовательность лепки - 2 часа.

21.Роспись глиняной игрушки. Символы солнца, земли, воды в росписи. Гармоничные сочетания и символика цвета. Грунтовка игрушки водоэмульсионной краской. Последовательность и некоторые элементы росписи (упражнение на листе, эскиз росписи игрушки) - 2 часа.

22.Иллюстрация к сказке П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка». Чтение эпизодов сказки. Выбор сюжета. Поиск композиционного и цветового решения (графика – по выбору). Композиция в сочетании с пейзажем - 2 часа.

23.«Далекие и близкие звезды» или «Подводный мир». – Композиция по свободному использованию картинной плоскости (материал – по выбору). Эксперименты по влажной бумаге. Варианты передачи ритма, движения, формы, равновесия, фактуры - 2 часа.

24. Упражнение-«рассказ» с помощью рисунков-пиктограмм, составить письмо о своей жизни. Первобытное искусство.

  1. «Как нарисовать кошку, собаку» (наброски и зарисовки). Подобие форм. Пластический анализ, моделирование движения - 2 часа.
  2. «Сказочные звери» (декоративная композиция). Добрые звери Т. Мавриной, М. Примаченко. Стилизация. Собирательный образ. Тест «Несуществующее животное» - 2 часа.
  3. «Сказка о художнике и волне» - беседа о творчестве И.К. Айвазовского. Композиция «Корабли и море» (гуашь) - 2 часа.
  4. «Сказка о лесном художнике» - творчество И.И. Шишкина. Зарисовка «Вид из окна» или зарисовка цветущей ветки. Наброски деревьев, архитектурные зарисовки, выполненные с натуры и по наблюдению (карандаш, ручка, мелки, воск - 2 часа.
  5. Итоговая выставка.

   

Наименование тем

Вид занятия

Всего

1.

Вводное занятие. – Организация рабочего места. Необходимые инструменты, материалы, художественные принадлежности. Инструкция по ТБ. Упражнение: изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и мелкие цветы на весь лист.

Теоретическо-практическое

2

2.

Упражнения по цветоведению.

Теоретическо-практическое

2

3.

Аппликация из листьев. Подобие форм. Составление композиции на картоне. Особенности технологии работы с природным материалом.

Теоретическо-практическое

2

4.

Хантыйский орнамент. Ансамбль, образный и символический смысл народного костюма. Зарисовки.

Теоретическо-практическое

4

5.

«Натюрморт с куклой-ханты» (гуашь). Восприятие формы. Взаимосвязь и пропорции предметов. Элементы композиции. Фигура и фон. Колорит.

Теоретическо-практическое

2

6.

«Путешествие по Африке» (гуашь, граттаж, аппликация – по выбору). Композиция с жирафом и другими африканскими животными. Изучение и стилизация формы. Выразительность и оригинальность силуэта. Реалистичное или декоративное решение.

Теоретическо-практическое

2

7.

Открытка (картофельная печать, аппликация). Выбор гармоничных сочетаний (3 – 4 цвета). Притяжение и отталкивание форм.

Теоретическо-практическое

2

8.

Иллюстрация к сказке о красках (декорация к спектаклю). Образ цвета. Декоративное решение иллюстрации.

Теоретическо-практическое

4

9.

Итоговая выставка (лучшие работы по осенним темам, «Жирафы»). Посвящение в «юные художники». Спектакль «Сказка о красках». Игры и упражнения на развитие творческого мышления.

Теоретическо-практическое

2

10.

Упражнения на развитие руки и глазомера. Геометрический орнамент. Положение руки за мольбертом. Проведение горизонтальных, вертикальных, наклонных линий. Построение простейших геометрических фигур.

Теоретическо-практическое

2

11.

«Натюрморт с комнатными растениями» (теплые и холодные цвета, их оттенки). Метод визирования. Соотношение пропорций. Составление цвета на палитре. Смеси с белым, с черным.

Теоретическо-практическое

2

12.

«Зимняя графика» (фломастеры, тушь, перо, граттаж – по выбору). Контраст черного и белого. Выразительность точки, линии, штриха, тона. Графика В.Ван Гога. Понятие «фактура».

Теоретическо-практическое

2

13.

Новогодняя открытка в технике граттаж. Выполнение эскиза, 3-х слойного фона. Напоминаю о тоновом контрасте, о выделении в композиции главного, о цельности, о фактуре. Прикладная графика. Оформление открытки.

Теоретическо-практическое

2

14.

«На карнавале» (гуашь). Многоплановая композиция. Можно работать по цветному фону или прописать дальний план по влажному, оставляя самые яркие и теплые тона для портрета на переднем плане. Зарисовка «в карнавальном костюме» выполняется заранее (домашнее задание).

Теоретическо-практическое

2

15.

«Веселый и грустный клоуны» (гуашь). Наброски и зарисовки фигуры человека с натуры. Пропорции. Сравнение 2-х характеров через форму, пластику, цвет. П. Пикассо «Девочка на шаре». П. Сезанн «Пьеро и Арлекин.

Теоретическо-практическое

2

16.

«Прогулки с динозаврами» (графика, граттаж). Элементы формообразования. Конструкция. Анализ формы, стилизация. Контраст форм, тона. Разнообразие фактуры. Цельность композиции.

Теоретическо-практическое

2

17.

«Сказки А.С. Пушкина» (иллюстрация; гуашь). Выбор сказки, сюжета. Композиционные поиски, эскиз. Рисунок композиции. Цветовое решение, колорит. Выделение сюжетно-композиционного центра. Уточнение тональных и цветовых отношений.

Теоретическо-практическое

4

18.

«Весенний натюрморт» (с нарциссами, мимозой, с ракушками или с глиняными игрушками). Композиционное расположение предметов на листе. Общие пропорциональные отношения. Уточнение конструкции предметов. Цветовое или графическое решение. Обобщение, выделение главного.

Теоретическо-практическое

2

19.

Портрет мамы, бабушки, сестры, подруги (по выбор). Возможно сочетание портрета с интерьером, пейзажем, натюрмортом. Домашняя зарисовка по наблюдению или с натуры «оживит» работу над композицией. Повторяем основные пропорции лица. «Как сделать краску для лица?» Составление палитры теплых и холодных оттенков, использование цветовой подкладки для портрета. Эмоциональная характеристика через цвет.

Теоретическо-практическое

2

20.

«Сказка о художнике и весенних птицах» - беседа о творчестве А. Саврасова. Изображение птиц (наброски, зарисовки). Образ птицы, ее символическое звучание в народном искусстве.

Теоретическо-практическое

2

21.

Птица (павлин, индюк), вылепленная по народным мотивам. Глина. Лепка из целого куска. Налепные украшения. «Барыня» или «кавалер» (глина). Богатство и разнообразие тем в народном искусстве (игрушки Каргополя, Дымково, Филимоново). Демонстрация слайдов, репродукций). Выбор темы, образа. Последовательность лепки.

Теоретическо-практическое

2

22.

Роспись глиняной игрушки. Символы солнца, земли, воды в росписи. Гармоничные сочетания и символика цвета. Грунтовка игрушки водоэмульсионной краской. Последовательность и некоторые элементы росписи (упражнение на листе, эскиз росписи игрушки).

Теоретическо-практическое

2

23.

Иллюстрация к сказкеП.П. Бажова «Малахитовая шкатулка». Чтение эпизодов сказки. Выбор сюжета. Поиск композиционного и цветового решения (графика – по выбору). Композиция в сочетании с пейзажем.

Теоретическо-практическое

2

24.

«Далекие и близкие звезды» или «Подводный мир». – Композиция по свободному использованию картинной плоскости (материал – по выбору). Эксперименты по влажной бумаге. Варианты передачи ритма, движения, формы, равновесия, фактуры.

Теоретическо-практическое

2

25.

Упражнение - «рассказ» с помощью рисунков-пиктограмм, составить письмо о своей жизни. Первобытное искусство.

Теоретическо-практическое

2

26.

«Как нарисовать кошку, собаку» (наброски и зарисовки). Подобие форм. Пластический  анализ, моделирование движения.

Теоретическо-практическое

2

27.

«Сказочные звери» (декоративная композиция). Добрые звери Т. Мавриной, М. Примаченко. Стилизация. Собирательный образ. Тест «Несуществующее животное».

Теоретическо-практическое

2

28.

«Сказка о художнике и волне» - беседа о творчестве И.К. Айвазовского. Композиция «Корабли и море» (гуашь).

Теоретическо-практическое

2

29.

«Сказка о лесном художнике» - творчество И.И. Шишкина. Зарисовка «Вид из окна» или зарисовка цветущей ветки. Наброски деревьев, архитектурные зарисовки, выполненные с натуры и по наблюдению (карандаш, ручка, мелки, воск-2 часа.

Теоретическо-практическое

2

Итого

66

 Ожидаемые результаты

       

    Основы цветоведения:  

  • дети владеют начальными навыками выразительного использования 3-х цветия (красный, желтый, синий); получают составные цвета (оранжевый, зеленый, фиолетовый), смешивая основные на палитре;
  • различают теплые и холодные цвета;
  • меняют тон и насыщенность цвета с помощью белой и черной красок, с помощью воды;
  • выражают различные эмоциональные состояния с помощью различных цветовых решений;
  • знают основные приемы работы кистью;
  • учатся наблюдать цветовое многообразие в окружающем их мире, в детских работах, в живописных произведениях художников и подбирать соответствующие цвета и оттенки для своих работ.

 Основы рисунка: 

  • дети знают основные плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, ромб, треугольник и др.);
  • учатся анализировать форму предметов.

                класс (3 год обучения)

          Вводное занятие. – Организация рабочего места. Необходимые инструменты, материалы, художественные принадлежности. Инструкция по ТБ. Упражнение: Стилизация букета. Основные цветовые пятна и дополнительные элементы для создания композиции - 2 часа.  

        1.Упражнения по цветоведению  – 2 часа.

2.Аппликация с использованием природных материалов.Подобие форм. Составление композиции на картоне. Особенности технологии работы с природным материалом - 4 часа.

3.Хантыйский орнамент. Ансамбль, образный и символический смысл народного костюма. Зарисовки - 4 часа.

4.«Натюрморт с куклой в русском национальном костюме» (гуашь). Восприятие формы. Взаимосвязь и пропорции предметов. Элементы композиции. Фигура и фон. Колорит - 2 часа.

5.«Путешествие по осеннему лесу» (гуашь, граттаж, аппликация – по выбору). Композиция с белкой и другими лесными животными животными. Изучение и стилизация формы. Выразительность и оригинальность силуэта. Реалистичное или декоративное решение - 2 часа.

6.Открытка (прорезная печать, аппликация). Выбор гармоничных сочетаний (3 – 4 цвета). Притяжение и отталкивание форм - 2 часа.

7.Иллюстрация к сказке о красках (декорация к спектаклю). Образ цвета. Декоративное решение иллюстрации - 4 часа.

8.Итоговая выставка (лучшие работы по осенним темам, «Лисичка»).  Спектакль «Сказка о красках». Игры и упражнения на развитие творческого мышления -2 часа.

9.Упражнения на развитие руки и глазомера. Геометрический орнамент. Положение руки за мольбертом. Проведение горизонтальных, вертикальных, наклонных линий. Построение простейших геометрических фигур - 2 часа.

10.«Натюрморт с комнатными растениями» (теплые и холодные цвета, их оттенки). Метод визирования. Соотношение пропорций. Составление цвета на палитре - 2 часа.

Контраст черного и белого. Выразительность точки, линии, штриха, тона. Графика 11. «Зимняя графика» (фломастеры, тушь, перо, граттаж – по выбору). В.Ван Гога. Понятие «фактура»- 2 часа.

12.Новогодняя открытка в технике граттаж. Выполнение эскиза, 3-х слойного фона. Напоминаю о тоновом контрасте, о выделении в композиции главного, о цельности, о фактуре. Прикладная графика. Оформление открытки – 2 часа.

13.«Бал - маскарад» (гуашь). Многоплановая композиция. Можно работать по цветному фону или прописать дальний план по влажному, оставляя самые яркие и теплые тона для портрета на переднем плане. Зарисовка «маски» выполняется заранее (домашнее задание) -2 часа.

14.«замок доброй и злой волшебницы» (гуашь). Наброски и зарисовки фигуры человека с натуры. Пропорции. Сравнение 2-х характеров через форму, пластику, цвет - 2 часа.

15.«Прогулки с динозаврами» (графика, граттаж). Элементы формообразования. Конструкция. Анализ формы, стилизация. Контраст форм, тона. Разнообразие фактуры. Цельность композиции -2 часа.

16.«Сказки П.П.Бажова» (иллюстрация; гуашь). Выбор сказки, сюжета. Композиционные поиски, эскиз. Рисунок композиции. Цветовое решение, колорит. Выделение сюжетно-композиционного центра. Уточнение тональных и цветовых отношений - 4 часа.

17.«Весенний натюрморт» (с нарциссами, мимозой, с ракушками или с глиняными игрушками). Композиционное расположение предметов на листе. Общие пропорциональные отношения. Уточнение конструкции предметов. Цветовое или графическое решение. Обобщение, выделение главного - 2 часа.

18.Портрет мамы, бабушки, сестры, подруги (по выбор). Возможно сочетание портрета с интерьером, пейзажем, натюрмортом. Домашняя зарисовка по наблюдению или с натуры «оживит» работу над композицией. Повторяем основные пропорции лица.  Эмоциональная характеристика через цвет - 2 часа.

19.«Сказочная птица» . Изображение птиц (наброски, зарисовки). Образ птицы, ее символическое звучание в народном искусстве - 2 часа.

20.Птица (ворона), в национальном костюме народов ханты и манси. Использование декоративных приемов и орнамента.2 часа.

21.Роспись Дымковской игрушки.  Символы солнца, земли, воды в росписи. Гармоничные сочетания и символика цвета. Грунтовка игрушки водоэмульсионной краской. Последовательность и некоторые элементы росписи (упражнение на листе, эскиз росписи игрушки) - 2 часа.

22.Иллюстрация к сказке П.П.Ершова «Конек-Горбунок». Чтение эпизодов сказки. Выбор сюжета. Поиск композиционного и цветового решения (графика – по выбору). Композиция в сочетании с пейзажем - 2 часа.

23.«Далекие и близкие звезды» или «Подводный мир». – Композиция по свободному использованию картинной плоскости (материал – по выбору). Эксперименты по влажной бумаге. Варианты передачи ритма, движения, формы, равновесия, фактуры -2 часа.                      

24.«Красная книга животных Сибири» (наброски и зарисовки). Подобие форм. Пластический анализ, моделирование движения -2 часа.

25.«Сказочные звери» (декоративная композиция). Добрые звери Т. Мавриной, М. Примаченко. Стилизация. Собирательный образ. Тест «Сказочное животное» - 2 часа.

26.«Сказка о художнике и волне» - беседа о творчестве И.К. Айвазовского. Композиция «Корабли и море» (гуашь) - 2 часа.

27.«Сказка о дождливом дне». Зарисовка «Вид из окна». Наброски деревьев, архитектурные зарисовки, выполненные с натуры и по наблюдению (карандаш, ручка, мелки, воск -2 часа.

28.Итоговая выставка.  

1.

Упражнения по цветоведению. – 2-часа.

Теоретическо-практическое

2

2

Аппликация с использованием природных материалов. Подобие форм. Составление композиции на картоне. Особенности технологии работы с природным материалом.

Теоретическо-практическое

4

3

Хантыйский орнамент. Ансамбль, образный и символический смысл народного костюма. Зарисовки.

Теоретическо-практическое

4

4

«Натюрморт с куклой в русском национальном костюме» (гуашь). Восприятие формы. Взаимосвязь и пропорции предметов. Элементы композиции. Фигура и фон. Колорит.

Теоретическо-практическое

2

5.

«Путешествие по осеннему лесу» (гуашь, граттаж, аппликация – по выбору). Композиция с белкой и другими лесными животными. Изучение и стилизация формы. Выразительность и оригинальность силуэта. Реалистичное или декоративное решение.

Теоретическо-практическое

2

6.

Открытка (прорезная печать, аппликация). Выбор гармоничных сочетаний (3 – 4 цвета). Притяжение и отталкивание форм.

Теоретическо-практическое

2

7.

Иллюстрация к сказке о красках (декорация к спектаклю). Образ цвета. Декоративное решение иллюстрации.

Теоретическо-практическое

4

8.

Итоговая выставка (лучшие работы по осенним темам, «Лисичка»).  Спектакль «Сказка о красках». Игры и упражнения на развитие творческого мышления.

Теоретическо-практическое

2

9.

Упражнения на развитие руки и глазомера. Геометрический орнамент. Положение руки за мольбертом. Проведение горизонтальных, вертикальных, наклонных линий. Построение простейших геометрических фигур.

Теоретическо-практическое

2

10.

«Натюрморт с комнатными растениями» (теплые и холодные цвета, их оттенки). Метод визирования. Соотношение пропорций. Составление цвета на палитре.  

Теоретическо-практическое

2

11.

«Зимняя графика» (фломастеры, тушь, перо, граттаж–по выбору). В. Ван Гога. Понятие «фактура».

Теоретическо-практическое

2

12.

Новогодняя открытка в технике граттаж. Выполнение эскиза, 3-хслойного фона. Напоминаю о тоновом контрасте, о выделении в композиции главного, о цельности, о фактуре. Прикладная графика. Оформление открытки.

Теоретическо-практическое

2

13.

«Бал -маскарад» (гуашь). Многоплановая композиция. Можно работать по цветному фону или прописать дальний план по влажному, оставляя самые яркие и теплые тона для портрета на переднем плане. Зарисовка «маски» выполняется заранее (домашнее задание).

Теоретическо-практическое

2

14.

«замок доброй и злой волшебницы» (гуашь). Наброски и зарисовки фигуры человека с натуры. Пропорции. Сравнение 2-х характеров через форму, пластику, цвет.

Теоретическо-практическое

2

15.

«Прогулки с динозаврами» (графика, граттаж). Элементы формообразования. Конструкция. Анализ формы, стилизация. Контраст форм, тона. Разнообразие фактуры. Цельность композиции.

Теоретическо-практическое

2

16.

«Сказки П.П.Бажова» (иллюстрация; гуашь). Выбор сказки, сюжета. Композиционные поиски, эскиз. Рисунок композиции. Цветовое решение, колорит. Выделение сюжетно-композиционного центра. Уточнение тональных и цветовых отношений.

Теоретическо-практическое

4

17.

«Весенний натюрморт» (с нарциссами, мимозой, с ракушками или с глиняными игрушками). Композиционное расположение предметов на листе. Общие пропорциональные отношения. Уточнение конструкции предметов. Цветовое или графическое решение. Обобщение, выделение главного.

Теоретическо-практическое

2

18.

Портрет мамы, бабушки, сестры, подруги (по выбор). Возможно сочетание портрета с интерьером,  пейзажем, натюрмортом. Домашняя зарисовка по наблюдению или с натуры «оживит» работу над композицией. Повторяем основные пропорции лица.  Эмоциональная характеристика через цвет.

Теоретическо-практическое

2

19.

«Сказочная птица». Изображение птиц (наброски, зарисовки). Образ птицы, ее символическое звучание в народном искусстве.

Птица (ворона), в национальном костюме народов ханты и манси. Использование декоративных приемов  и орнамента.

Теоретическо-практическое

2

21.

Роспись Дымковской игрушки.  Символы солнца, земли, воды в росписи. Гармоничные сочетания и символика цвета. Грунтовка игрушки водоэмульсионной краской. Последовательность и некоторые элементы росписи (упражнение на листе, эскиз росписи игрушки).

Теоретическо-практическое

2

22.

Иллюстрация к сказке П.П.Ершова «Конек-Горбунок». Чтение эпизодов сказки. Выбор сюжета. Поиск композиционного и цветового решения (графика – по выбору). Композиция в сочетании с пейзажем.

Теоретическо-практическое

2

23

«Далекие и близкие звезды» или «Подводный мир».Композиция по свободному использованию картинной плоскости (материал – по выбору). Эксперименты по влажной бумаге. Варианты передачи ритма, движения, формы, равновесия, фактуры.            

Теоретическо-практическое

4

24.

«Красная книга животных Сибири» (наброски и зарисовки). Подобие форм. Пластический  анализ, моделирование движения.

Теоретическо-практическое

4

25.

«Сказочные звери» (декоративная композиция). Добрые звери Т. Мавриной, М. Примаченко. Стилизация. Собирательный образ. Тест «Сказочное животное».

Теоретическо-практическое

4

26.

«Сказка о художнике и волне» - беседа о творчестве И.К. Айвазовского. Композиция «Корабли и море» (гуашь).

Теоретическо-практическое

2

27.

«Сказка о дождливом дне». Зарисовка «Вид из окна». Наброски деревьев, архитектурные зарисовки, выполненные с натуры и по наблюдению (карандаш, ручка, мелки, воск.

Теоретическо-практическое

2

Итого  

66

III. Требования к уровню подготовки учащегося.

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Основы ИЗО и рисование»:

1. Знание понятий, «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».

2. Знание оборудования и различных материалов.

3. Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.

4. Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.

5. Умение работать с натуры и по памяти.

         IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.

В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность.

Программа предусматривает промежуточную аттестацию.     Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся вне аудиторных занятий. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.

Итоговая аттестация проводится в 3 классе. В конце курса обучения проводится зачет (в форме просмотра работ). Итоговая оценка выставляется в свидетельство об окончании ДШИ.

2. Критерии оценок

Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.

"5" (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.

"4" (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.

"3" (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Успешное постижение основ мастерства зависит от планирования учебно-воспитательного процесса, от правильной организации рабочего места, от продуманной функциональной среды.  

Методфонд: научно-методическая, психолого-педагогическая литература, учебные пособия, альбомы по  ИЗО искусству, библиотека юного художника; образовательная программа, методические разработки занятий, бесед, мероприятий, положения о выставках, конкурсах, план мероприятий ЦДТ; игры, тесты, упражнения, вопросы, раздаточный материал для: развития творческого мышления, для поверки знаний по теории и истории искусства ,для арттерапии: репродукции картин художников, плакаты, учебные рисунки, выставочные работы студийцев, наборы слайдов, фотоальбом, фонотека, книга отзывов и предложений; запасные материалы, инструменты, художественные принадлежности для  учащихся.

VI. Средства обучения.

Оборудование:

  • мольберты, табуреты, столы, стулья, предметный столик, маркерная доска, планшеты, стенды (выставочные, «Наши победы», ТБ, информационный и т.д.), экран;
  • ТСО: проигрыватель, диапроектор, софиты;
  • предметный фонд для натюрмортов:
  • гипсовые геометрические тела, рельеф, маска, гипсовые слепки частей лица, конструктивная голова;
  • муляжи овощей, фруктов, искусственные цветы;
  • керамика: сосуды, вазы, статуэтки, народные игрушки и т.д.;
  • предметы быта, предметы старины (изделия из дерева, бересты, чугуна и т.д.;
  • раковины, ракушки, морские звезды, минералы, шишки, сухие букеты и др. природный материал;
  • драпировки, полотенца, гобелены.

Материалы, инструменты, художественные принадлежности для юных художников:

  • бумага: ватман, альбом, цветная бумага, картон;
  • краски: гуашь (12 цветов), акварель;
  • кисти: № 3 – 7 круглые (белка, пони), плоские (щетина) – для декоративно- оформительских работ;
  • палитра пластмассовая, оргстекло;
  • карандаши ТМ – 3М, фломастеры, восковые мелки, уголь, пастель, тушь – перо;
  • ластик, кнопки;
  • клей ПВА;
  • пластилин, глина;
  • гипс, парафин;
  • баночка для воды, ветошь;
  • стеки и т.д.

VII.  Список использованной литературы.

  1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. – М., 1985
  2. Агамирян Ж.С. Детская картинная галерея. – М., 1979
  3. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. _ М., 1998.
  4. Аллан Д. Ландшафт детской души. – С.-Пб., 1997.
  5. Аллахвердова Н. Дети рисуют. – М., 1980
  6. Ветрова Г. Сказки о художниках. Серия бесед. – М. 2001.
  7. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир! – М., 1993.
  8. Как научиться рисовать натюрморт (пейзаж, цветы, кошку, собаку, лошадь, человека). Серия. Пер. с англ.  И. Гиляровой. – М., 2001.
  9. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых. Пер. с англ. М.Д. Лахути. – М. 2000.
  10. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. – М., 1999.
  11. Королева З. Психологические тесты для всех. – М., 2001
  12. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства. – М., 1983.
  13. Макарова Е. Вначале было детство. – М., 1990.
  14. Маслов Н.Я. Пленэр. – М., 1983.
  15. Мосин И. Рисуем животных. – С.-Пб., 1998.
  16. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М., 1994.
  17. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. – М., 1982.
  18. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.  – М., 1997.
  19. Советы мастеров: Сборник. – М., 1973.
  20. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь. Проверка знаний по изобразительному искусству. – М., 1991.
  21. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5 – 8 кл.: В 4 ч. – Обнинск, 1996.
  22. Претте М.К. Творчество и выражение. Т. 1,2. – М., 1981 – 1985.
  23. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. – М., 1999.
  24. Шестакова А.В. Учебное пособие по художественно-творческому развитию дошкольников: Программа «Роосок». – Челябинск, 1996.
  25. Этюды об изобразительном искусстве: Книга для учащихся. Сост. Платонова Н.И., Тарасов В.Ф. – М., 1993.

26.  Юный художник: Журнал.