Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного искусства, учебного предмета «Станковая композиция»

Просветова (Овчинникова) Ирина Владимировна

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного искусства, учебного предмета «Станковая композиция» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств. 

          Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать социально-психологические функции. 

          «Станковая композиция» является одним из вариативных учебных предметов в ДШИ, которая формирует творческое мировоззрение, развивает образное мышление и индивидуальные способности детей.

          Этот предмет имеет тесную связь с рисунком, живописью, историей искусств и с самостоятельной творческой работой. Основной принцип, лежащий в основе Программы «Станковая композиция» - единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой деятельности учащихся.

В ходе художественной деятельности человек привыкает преодолевать трудности создания нового, вовлекая все свои душевные силы в достижение цели, в решение проблемы. Таким путем закладывается основа личностного роста и творческого развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Детская школа искусств г. Макарова» Сахалинской области

(МБУДО «ДШИ»)

УТВЕРЖДАЮ

 Директор МБУДО

«ДШИ г. Макарова»

____________ Н.А. Сталевская

        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

по учебному предмету

«СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ»

Срок реализации – 4 года (1-4 классы)

г. Макаров

2020г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

По учебному предмету «Станковая композиция»

СОСТАВЛЕНА на основании примерных программ, рекомендованных федеральным агентством по культуре и кинематографии научно - методическим центром по художественному образованию (Москва 2002-2006г.) 

Одобрено школьным

методическим объединением

МБУДО «ДШИ»

«19» сентября 2020 г.

Разработчик: Просветова Ирина Владимировна, преподаватель изобразительного отделения МБУДО «ДШИ г Макарова»

Рецензент: Усова Марина Олеговна, зам. директора МБУДО «ДШИ г Макарова»

            Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- характеристика образовательной программы, ее место и роль в образовательном процессе;

-  срок реализации программы учебного предмета;

-объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;

- сведения о затратах учебного времени; 

- форма проведения учебных аудиторных занятий;

- цель и задачи программы учебного предмета;

- обоснование структуры программы учебного предмета;

- методы обучения;

- описание материально-технических условий для реализации программы учебного предмета.

II.        Учебно-тематический план

III.    Содержание предмета по направлениям, разделам, темам, жанрам        

III.        Требования к уровню подготовки учащихся         по направлениям        

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- критерии оценки.

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

VI.        Список литературы и средств обучения

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика образовательной программы, ее место и роль в образовательном процессе

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного искусства, учебного предмета «Станковая композиция» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.  

        Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать социально-психологические функции.  

        «Станковая композиция» является одним из вариативных учебных предметов в ДШИ, которая формирует творческое мировоззрение, развивает образное мышление и индивидуальные способности детей.

        Этот предмет имеет тесную связь с рисунком, живописью, историей искусств и с самостоятельной творческой работой.        Основной принцип, лежащий в основе Программы «Станковая композиция» - единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой деятельности учащихся.

В ходе художественной деятельности человек привыкает преодолевать трудности создания нового, вовлекая все свои душевные силы в достижение цели, в решение проблемы. Таким путем закладывается основа личностного роста и творческого развития.

        Предусмотрены так же самостоятельные занятия, которые предполагают выполнение индивидуальной творческой работы учащегося при подготовке к выставкам в образовательной организации, а также для участия в городских, региональных, всероссийских и международных мероприятиях. Образовательная организация должна создать условия для выполнения самостоятельной работы в мастерских организации.

        Рекомендуемая продолжительность урока 40 - 45 минут. Возраст учащихся, приступающих к освоению ДООП «Станковая композиция» - от 11 до 15 лет.

Срок реализации программы учебного предмета

При реализации Программы учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 4 года продолжительность учебных занятий с первого по четвертый год обучения составляет 34 недели в год, по 1 часу в неделю. Программа рассчитана на 136 учебных часа.

Учебный план для дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области изобразительного искусства учебного предмета «Рисунок»

№ п/п

Наименование предметной области/учебного предмета

Количество аудиторных часов в неделю

Аттестация (классы)

1 кл.

2кл.

3 кл.

4кл.

3.1

Станковая композиция

1

1

1

1

Форма проведения учебных занятий

        Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Педагог может также в процессе занятия организовывать учащихся в небольшие группы по 2-3 человека, чтобы они имели возможность работать совместно, объединяя свои усилия в творческом процессе. 

Программа решает теоретические и практические задачи, постепенно усложняя задания.

Цель и задачи программы учебного предмета

Целью занятий по учебному предмету «Станковая композиция» является получение знаний законов композиции и умение воплощать свои творческие замыслы в композиции.

Задачи:

  • развить у учащихся зрительное восприятие, целостного видения натуры;
  • выработать навыки составления композиции;
  •  изучить законы композиции;
  • более полно развить аналитическое мышление, наблюдательность, умение видеть и воспринимать красоту окружающего мира.

Учащиеся должны усвоить особенности создания станковой композиции, научиться воплощать свои замыслы в соответствии с заданной темой, используя основные законы компоновки, цвето-эмоциональное выражение в цветовом решении своих композиций и т.д.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебных предметов;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

        В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Курс обучения включает теоретические беседы о терминах и законах композиции, об истории создания художественных произведений выдающимися художниками разных эпох, сбор изобразительного материала на заданную тему, подготовка эскизов и творческое занятие.

Теоретическая часть урока сопровождается презентациями, просмотром репродукций, книг, лучших работ учащихся, посещением музеев.        

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

- игровой.

        Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному, декоративно-прикладному искусству, художественными альбомами.

Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по предмету «СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ»

1-й год обучения

№ п/п

Наименование тем и заданий

Количество часов

1 класс (1 час в неделю)

1.

Введение в предмет. Основы композиции станковой

2.

Типы композиции. Открытая, замкнутая, симметричная, ассиметричная. Беседа, просмотр видеоматериала

3.

Статика и динамика в композиции. Упражнение.

4.

Композиционные правила и приёмы. Главное пятно. Упражнение

5.

Композиционный центр

6.

Ритм линий, пятен, цвета. Упражнение

7.

Тональные и цветовые контрасты

2 ч

8.

Линия. Упражнения

2 ч

9.

Графическая фактура. Композиция «Цветы»

3 ч

10.

Пятно. Упражнения

2 ч

11

Силуэт

2 ч

12

Силуэт. Композиция на свободную тему

3 ч

13.

Стилизация по характеру и настроению. Упражнения

1 ч

14.

Стилизация. Композиция «Птицы»

3 ч

15.

Композиция по заданной теме

6 ч

16.

Итоговый урок. Выставка

1 час

Итого:

34 ч

2-й год обучения

№ п/п

Наименование тем и заданий

Количество часов

2 класс (1 час в неделю)

1.

Введение в тему и задачи 2-го года обучения

2.

Пейзажная композиция

8 ч

3.

Композиция по литературному произведению

8 ч

4.

Тематическая композиция.

8 ч

5.

Итоговая композиция, тема по выбору учащихся

8 ч

Итого:

34 ч

3-й год обучения

№ п/п

Наименование тем и заданий

Количество часов

3 класс (1 час в неделю)

1.

Введение в тему и задачи 3-го года обучения

2 ч

2.

Композиция по пленэрным этюдам и зарисовкам

8 ч

3.

Композиция по литературному произведению

8 ч

4.

Тематическая композиция.

8 ч

5.

Итоговая композиция, тема по выбору учащихся

8 ч

Итого:

34 ч

4-й год обучения

№ п/п

Наименование тем и заданий

Количество часов

4 класс (1 час в неделю)

1.

Введение в тему и задачи 4-го года обучения

2 ч

2.

Композиция на тему пленэра: «Пейзаж», «Мой город», «Картинки моего города»

8 ч

3.

Композиция по литературному произведению

8 ч

4.

Тематическая композиция

8 ч

5.

Итоговая композиция, тема по выбору учащегося

8 ч

Итого:

34 ч

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ,

 РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ, ЖАНРАМ

        В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства со свойствами материалов, изучения произведений искусства, основ рисунка, живописи и композиции до самостоятельного творчества.

Содержание учебного предмета «Станковая композиция» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает изучение обучающимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.

Содержание программы включает следующие разделы и темы:

- основные законы и правила композиции;

- роль композиции в изобразительном искусстве;

- выразительные средства композиции (контраст, нюанс, ритм, симметрия, асимметрия и др.);

- ограничение цветовой палитры в живописной композиции;

- однофигурная, двухфигурная, многофигурная композиция;

- пейзаж, как жанр станковой композиции;

- живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей;

- выполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику;

- композиционная организация портрета;

- иллюстрации к литературным, классическим произведениям (сюжетная композиция);

- графическая композиция в городской среде;

- итоговая работа.

Программа учебного курса по предмету «Станковая композиция» направлена на изучение основ композиционной грамоты, законов построения композиции на плоскости, выразительных средств, композиции станковой.

Первый год обучения предполагает изучение основ композиционной грамоты, освоение таких понятий как «композиция», «формат», «масштаб», «равновесие в станковой композиции». В первом классе изучают выразительные средства в станковой композиции такие как: композиционный центр, ритм, линия, силуэт, пятно, цвет. Основной задачей тематических композиций является создание выразительных эмоциональных образов с помощью изученных композиционных средств. Особое внимание уделяется формированию понятия о выразительных средствах композиции как необходимых художнику для реализации замысла его произведения. Формируется понятие о единстве формы и содержания композиции станковой.

В первом классе необходимо объяснить понятия о базовых терминах в предмете «Композиция станковая». Процесс обучения обучающихся направлен на развитие образного мышления, воображения, фантазии.

Второй год обучения направлен на формирование знаний о композиционной схеме, симметрии и асимметрии в композиции, статической и динамической композициях, роли контрастов в реализации художественного замысла работы. Особое внимание следует уделять закреплению и углублению навыков и умений, приобретённые в первом году обучения.

Ученики развивают воображение и фантазию на основе сюжетно-тематического рисования, которая является одной из интереснейших и наиболее сложных видов изобразительного искусства. Ребята приобретают умение изображать образную характеристику персонажа, а также смысловую взаимосвязь, применяя оригинальную композицию. Особое внимание уделяется понятию фор эскиза. Развитие самостоятельного творческого отношения к процессу рисования, приводит обучающегося к индивидуальному выбору сюжета и раскрытие темы. Черновые эскизы выполняются карандашом, гуашью, тушью, при этом формируется умение и навыки работы кистью, пером. Для выполнения задания ученики используют зарисовки и этюды пленэрной практики, которые формируют навыки специального наблюдения.

Целью третьего года обучения является изучение таких композиционных средств как замкнутая и открытая композиционные схемы, тональность и тональная пластика, светотень, тема сюжетно станковая композиция, знакомство с использованием интерьера в станковой композиции. Изучение материала проходит в форме анализа композиционных построений в картинах известных мастеров. Законы и приемы композиции изучаются в форме бесед и анализа произведений известных мастеров. В третьем классе продолжается закрепление пройденного материала.

Третий год обучения, переход к более профессиональной композиции, большое внимание уделяется формированию сюжета, зрительного образа. Сюжет в композиции становится более реалистичным, для достижения действительности в работе ученик использует пленэрные этюды и зарисовки. Продолжается знакомство и использование различных композиционных законов, правил, приёмов и средств. Обучающиеся должны научиться показывать предметы (сюжет), в пространственном расположении в плоскости, передавать плановость, выполнять композицию с учётом закономерностей света и цвета в перспективе. В третьем классе обучающиеся продолжают изучать изобразительные техники: живописные – это акварель, темпера, гуашь, акрил, пастель; графические – это тушь перо, карандаш.

Целью четвертого года обучения, является умение решать задачи сюжетной композиции, пользоваться зарисовки пленэрной практики, работа с историческими сюжетами.

Традиционно обучение проходит в процессе выполнения тематических композиций на различные темы, зарисовок с натуры, по памяти, по воображению. Много внимания уделяется предварительной работе над композицией: выполнению поисков, цветовых эскизов. Большое внимание уделяется раскрытию смыслового насыщения сюжетно-исторической и сюжетно-тематической композиции.

Самостоятельный выбор сюжета повышает интерес к поиску композиционного решения, через умение применять различные средства композиции.

Формирование умений и навыков выполнения форэскиза композиции включает в себя:

самостоятельный композиционный поиск выбора сюжета;

компоновку изображаемого объекта, центр композиции;

поиск цветового решения, колорит.

Дополнительные задания к эскизированию являются набросками и зарисовками отдельных элементов с использованием материалов летней практики.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В конце 1-го года обучения, обучающиеся должны знать:

- понятия: «композиция станковая», «формат», «пятно», «масштаб», «равновесие», «композиционный центр», «силуэт», «пропорции», «симметрия», «асимметрия», «контраст», «нюанс»;

- что выразительные средства композиции необходимы для реализации художественного замысла произведения.

В конце 1-го года обучения, обучающиеся должны уметь:

- сознательно выбирать формат в соответствии с характером изображения и художественным замыслом работы:

- создавать зрительно уравновешенные композиции;

- выявлять в композиции главное и подчинять ему второстепенное;

- использовать линию, силуэт, пятно, цвет для выражения эмоционального настроения работы;

- создавать контрастное и нюансированное цветовые решения композиции;

- создавать композиционные поиски и цветовые эскизы композиции;

- импровизировать на заданную тему.

В конце 2-го года обучения, обучающиеся должны знать:

- понятия: «композиционная схема», «симметрия и асимметрия в станковой композиции», «статика и динамика в станковой композиции», «пространство», «ритм», «масштаб», «неделимая композиция», «плановость», «равновесие»;

- средства создания статичной и динамичной композиций;

- выразительные особенности изученных типов построения композиции;

- использовать горизонтали и вертикали в станковой композиции.

В конце 2-го года обучения, обучающиеся должны уметь:

- строить композицию по заданной схеме;

- создавать симметричную и асимметричную композиции;

- создавать статичную и динамичную композиции;

- использовать горизонтали и вертикали в станковой композиции;

- использовать ритмическое чередование для организации элементов композиции;

- выбирать тип композиции, наиболее подходящий для раскрытия художественного замысла работы;

- использовать в композиции явление контраста.

В конце 3-го года обучения учащиеся должны знать:

- понятия: «интерьер», «сюжетно-станковая композиция», «тональная пластика», «колорит», «родственно-контрастные группы цветов», «идея замысла», «плановость», «соразмерность элементов», «закон цельности», «закон контрастов»;

- выразительные средства открытой и закрытой композиции;

- роль интерьера в создании станковой композиции;

- эмоционально-выразительные особенности композиций различной тональности.

В конце 3-го года обучения, обучающиеся должны уметь:

- выполнять построение открытой и закрытой композиций в деревенском пейзаже;

- пользоваться стаффажем;

- создавать композиции с выразительным тональным решением;

- подбирать колорит;

- создавать художественный образ в станковой композиции, используя для этого элементы интерьера;

- пользоваться светотенью как выразительным средством композиции;

- творчески осмысливать тему, разрабатывать сюжет композиции, делая наброски, зарисовки, поиски, цветовые эскизы.

В конце 4-го года обучения учащиеся должны знать:

- понятия, «правило золотого сечения», «закон целостности», «закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому замыслу», «монументальная композиция», «символ», «шрифт», «станковая графика», «экслибрис», «линогравюра», «нюанс», «контраст», «тождество».

В конце 4-го года обучения, обучающиеся должны уметь:

- создавать сюжетную композицию с небольшим количеством персонажей.

- работать с творческим источником;

- создавать сюжетно-тематическую композицию портрет на фоне пейзажа со стаффажем.

- работать с натурой, и зарисовками;

- создавать композиции с выразительным тональным решением для линогравюры;

- выполнять эскиз, использовать композиционные средства для раскрытия темы иллюстрация.

- создавать символический образ.

Важным звеном программы в области изобразительного искусства по предмету «Композиция станковая» является, изучение основ композиционной грамоты, законов построения композиции на плоскости, выразительных средств станковой композиции, работа с натуры и по наблюдению. При этом происходит обогащение замысла тематической композиции оригинальными «живыми» решениями. В процессе обучения композиции, обучающиеся знакомятся с различными изобразительными техниками и материалами живописными, графическими, и учатся применять их на практике в учебных работах.

Таким образом, данная программа должна послужить базой, крепкой основой для дальнейшего творческого развития обучающихся, дать возможность успешно перейти к следующему этапу художественного обучения.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Формой оценки качества реализации дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области изобразительного искусства (для детей с 11 лет) является текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.

  В качестве средств текущего контроля используются:

     - контрольные работы

     - письменные работы

     - тестирование

     - просмотры академических и творческих работ.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности по окончании полугодий по каждому учебному предмету. Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров академических и творческих работ. По итогам промежуточной аттестации выставляются полугодовые оценки в классный журнал и в сводные ведомости.

  Любая из указанных форм промежуточной аттестации учащихся, с учётом специфики предмета и методической целесообразности может проводиться в виде: просмотров академических и творческих работ, контрольной работы, тестирования, письменной работы, реферата, презентации и др. Перевод учащихся в следующий учебный класс осуществляется на основании успешной сдачи промежуточной аттестации (годовых оценок). Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Порядок выставления оценок

В рамках текущего контроля успеваемости практические работы по учебным предметам предметных областей художественно-творческой, теоретической подготовки оцениваются по пятибалльной системе. Оценка, полученная по итогам текущего контроля успеваемости, выставляется в классный журнал.

По итогам промежуточной аттестации выставляются полугодовые и годовые отметки. Полугодовые и годовые отметки заносятся в просмотровые ведомости по классам. Контрольные работы по оценке знаний и умений, обучающихся проводятся в каждом классе в соответствии с учебным планом и программами.

Итоговая аттестация проводится в форме итогового творческого просмотра.

Дата и время проведения просмотра регламентируется годовым календарным учебным графиком МБУДО «ДШИ г. Макарова».

К итоговой аттестации допускается учащийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план.

По итогам проведения выпускного экзамена выпускнику ДООП «Изобразительное творчество» выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». Оценка итоговой аттестации является одной из составляющих итоговой оценки по данному предмету, фиксируемой в свидетельство об окончании школы.

Критерии оценки текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.

Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Композиция станковая» должны позволить:

- определить уровень освоения обучающимся материалам, предусмотренного учебной программой;

- оценить умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

Оценка «5» (отлично) ставится, если ученик:

- грамотно выполнил все предложенные задания, с учетом грамотной точки зрения действующих требований;

грамотно решил проблемы в задании;

грамотно, логично, последовательно применил теоретические знания в практических заданиях, поставленных в текущих темах;

грамотно, логично, последовательно выполнил все этапы работы по заданным темам;

грамотно использовал художественные средства выразительности;

оформил работы и достойно представил творческие задания.

Оценка «4» (хорошо) ставится в том случае, если обучающийся выполнил требования к оценке «отлично», но:

- при выполнении практических заданий испытывал небольшие затруднения;

- не совсем логично и последовательно выстроил выполнение заданий;

- содержание и форма творческих заданий имеют отдельные неточности.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена не полностью и, если в ходе работы были допущены следующие ошибки:

- допускает ошибки в творческих заданиях и оценке ситуаций, обоснованности решений, приведенных в задании;

- допускает неточности в ответах на теоретические вопросы, поставленные в задании в связи с предложенной темой;

- допускает ошибки в выполнении заданий или выполняет верно, но недостаточно обоснованно ссылками на конкретные требования; или выполнено самостоятельно;

- нет последовательного выполнения в работе.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:

- в ходе работы обучающегося обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в критериях к оценке «удовлетворительно»;

- ученик не может применить теоретические знания для выполнения практических заданий;

- ученик неверно выполняет задания;

- отсутствие работ, без уважительной причины.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации педагогическим работникам

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и др.) должно четко укладываться в схему поэтапного выполнения станковой композиции:

- обзорная беседа о предлагаемых темах;

- выбор сюжета и техники исполнения;

- сбор подготовительного изобразительного материала и изучение материальной культуры;

- тональные форэскизы;

- упражнения по цветоведению, по законам композиции, по техникам исполнения;

- варианты тонально-композиционных эскизов;

- варианты цветотональных эскизов;

- выполнение картона (первоначальный набросок);

- выполнение работы на формате в материале.

Работа над сюжетной композицией ведется, в основном, за пределами учебных аудиторных занятий. Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание форэскизов, цветовых и тональных эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником.

Итогом каждого из двух полугодий должна стать, как минимум, одна законченная композиция в цвете или графическая, может быть и серия цветовых или графических листов. Техника исполнения и формат работы обсуждаются с преподавателем.

После выбора основной темы и ее подтверждения начинается индивидуальная работа с каждым учеником. Это и поиски решений и, если нужно, обращение к справочному материалу, литературе по искусству.

В процессе занятий по данной программе педагог контролирует и направляет работу учащихся на достижение результата. При этом педагог становится, с одной стороны, соавтором, а с другой - главным организатором ситуации творчества, помогающим детям найти пути и методы реализации творческого замысла. Ребенку обеспечивается возможность максимального проявления творческой воли и активности на всех этапах занятий. При этом основной формой общения педагога с учеником должен стать диалог. В области практической творческой деятельности необходимо охватить как можно больший круг материалов, технологий, приемов для воплощения замысла, так как формальная сторона, в свою очередь, способствует активизации творческого процесса.

Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной группы учащихся.

В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнения различных художественных решений. В конце учебного года готовится большая выставка творческих работ, на которую приглашаются родители и друзья.

Учебное помещение должно иметь свободное пространство. Рабочее место ребенка должно быть просторным – гораздо больше, чем традиционная половина парты, поскольку возможна работа с бумагой большого формата, к тому же многие технологии предполагают использование большого количества материалов, требующих большого пространства для размещения. Желательно, чтобы в классе были DVD проигрыватель, проектор и магнитофон.

Для более плодотворной работы учащихся используются методы дифференциации и индивидуализации, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и выполнению упражнений) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы над освоением каждой темы программы.

Средства обучения

Для организации проведения учебного предмета «Композиция станковая» необходимы следующие средства обучения:

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ обучающихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы: мультмедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.

VI. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аллахвердова Е.Э. «Батик, глина, дерево». [Текст] / Е.Э. Аллахвердова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  2. Алпатов М. Композиция в живописи. [Текст] / М. Алпатов. – М., 1940.
  3. Валери В. Как научится рисовать натюрморт: Пособие по рисованию. [Текст] / В. Валери. - М.: «Эксмо» 2002.
  4. Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства». [Текст] / Н.А. Горяева. – М.: «Просвещение», 1991.
  5. Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». [Текст] / Н.А. Горяева, О.В. Островская. – М.: «Просвещение», 2003.
  6. Дейнека Л. Рисунок и композиция // Учитесь рисовать. [Текст] / Л. Дейнека. – М., 1961.
  7. История русского искусства. Учебник. [Текст]. – М - 1661.
  8. Лаптев А. Некоторые вопросы композиции. Вопросы изобразительного искусства. [Текст] / А. Лаптев. – М., 1964.
  9. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция». [Текст] / Г.М. Логвиненко. – М.: «Владос», 2004.
  10. Методические разработки преподавателей ДШИ и др. школ по данному предмету.
  11. Периодические издания журналов «Искусство», «Введенская сторона».
  12. Периодические издания журналов «Юный художник», «Художественная школа», «Художественный совет» и др.
  13. Пистунова А.М. Богатырь русского искусства. [Текст] / А.М. Пистунова.- М.: «Детская литература», 1990.
  14. Ростовцев Н., Игнатьев С., Шорохов Е. Рисунок, живопись, композиция, хрестоматия. [Текст] / Н. Ростовцев, С. Игнатьев, Е. Шорохов. – М., 1989.
  15. Соколова Н.М. Основы живописи - 5-8 классы. [Текст] / Н.М. Соколова. – Обнинск: «Титул», 1996.
  16. Сокольникова Н.М. «Основы композиции» (5-8 классы). [Текст] / Н.М. Сокольникова. – Обнинск, Издательство «Титул», 1996.
  17. Стасевич В.Н. Пейзаж картина и действительность. [Текст] / В.Н. Стасевич. – М.: «Просвещение»1978.
  18. Ушковский А. Живопись. Вопросы колорита. [Текст] / А. Ушковский. – М.: «Просвещение», 1980.
  19. Фаворский В. О композиции. [Текст] / В. Фаворский. – М., 1966.
  20. Фармаковский М.В. Акварель ее техника, реставрация, консервация. [Текст] / М.В. Фармаковский. – Ленинград, 1950.
  21. Чарнецкий Я.Я. Изобразительное искусство. [Текст] / Я.Я. Чарнецкий. – М.: «Просвещение»1991.
  22. Шафрановский И. Симметрия в природе. [Текст] / И. Шафрановский. – М., 1968.
  23. Шорохов Е.В. Композиция. [Текст] / Е. Шорохов. – М., 1986.
  24. Шорохов Е.В. Основы композиции. [Текст] / Е. Шорохов. – М., 1979.
  25. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. [Текст] / Е.В. Шорохов, Н.Г. Козлов. – М.: «Просвещение», 1978.
  26. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М., 1997.
  27. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17-20 вв. /Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М., 1999.