Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного искусства, учебного предмета «Беседы об искусстве»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного искусства, учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.
Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать социально-психологические функции.
Беседы об искусстве является составной частью учебного процесса. Они расширяют кругозор учащихся, приучают видеть прекрасное, любить природу. Знакомство с биографиями художников, позволяет глубже понимать историю, методы и ценность создания художественных произведений.
В период обучения, учащиеся знакомятся первоначально с русской и мировой художественной культурой, с картинами других художников, в тоже время, уделяя внимание творчеству ранее изученных великих мастеров русского и зарубежного искусства.
Для расширения кругозора проводиться беседы о декоративно прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре, монументальной иконописи. Учащиеся ведут записи в тетрадях для более полного усвоения материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детская школа искусств г. Макарова» Сахалинской области
(МБУДО «ДШИ»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО
«ДШИ г. Макарова»
____________ Н.А. Сталевская
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА»
по учебному предмету
«Беседы об искусстве»
Срок реализации – 4 года (1-4 классы)
г. Макаров
2020г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА»
По учебному предмету «Беседы об искусстве»
СОСТАВЛЕНА на основании примерных программ, рекомендованных федеральным агентством по культуре и кинематографии научно - методическим центром по художественному образованию (Москва 2002-2006г.)
Одобрено школьным
методическим объединением
МБУДО «ДШИ»
«19» сентября 2020 г.
Разработчик: Просветова Ирина Владимировна, преподаватель изобразительного отделения МБУДО «ДШИ г Макарова»
Рецензент: Усова Марина Олеговна, зам. директора МБУДО «ДШИ г Макарова»
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- характеристика образовательной программы, ее место и роль в образовательном процессе;
- срок реализации программы учебного предмета;
-объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;
- сведения о затратах учебного времени;
- форма проведения учебных аудиторных занятий;
- цель и задачи программы учебного предмета;
- обоснование структуры программы учебного предмета;
- методы обучения;
- описание материально-технических условий для реализации программы учебного предмета.
II. Учебно-тематический план
III. Содержание предмета по направлениям, разделам, темам, жанрам
III. Требования к уровню подготовки учащихся по направлениям
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
- методическая литература;
-учебная литература;
- средства обучения
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика образовательной программы, ее место и роль в образовательном процессе
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного искусства, учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.
Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать социально-психологические функции.
Беседы об искусстве является составной частью учебного процесса. Они расширяют кругозор учащихся, приучают видеть прекрасное, любить природу. Знакомство с биографиями художников, позволяет глубже понимать историю, методы и ценность создания художественных произведений.
В период обучения, учащиеся знакомятся первоначально с русской и мировой художественной культурой, с картинами других художников, в тоже время, уделяя внимание творчеству ранее изученных великих мастеров русского и зарубежного искусства.
Для расширения кругозора проводиться беседы о декоративно прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре, монументальной иконописи. Учащиеся ведут записи в тетрадях для более полного усвоения материала.
Учебный предмет «Беседы об искусстве» относится к циклу историко-теоретической подготовки – учащиеся занимаются 1 час в неделю. Предусмотрены так же самостоятельные занятия. Рекомендуемая продолжительность урока 40 - 45 минут.
Срок реализации программы учебного предмета
Возраст учащихся, приступающих к освоению ДООП «Беседы об искусстве» - от 6,6 до 10 лет. Программа рассчитана на четыре года обучения и ставит своей целью познакомить учеников с историей изобразительного искусства разных стран и эпох. При реализации Программы учебного предмета «Беседы об искусстве» со сроком обучения 4 года продолжительность учебных занятий: первый год обучения-33 недели (дополнительные каникулы), со второго по четвертый год обучения составляет 34 недели в год, по 1 часу в неделю. Общая трудоемкость учебного предмета «Беседы об искусстве» обучения составляет 135 часов.
Учебный план для дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области изобразительного искусства учебного предмета «Живопись»
№ п/п | Наименование предметной области/учебного предмета | Количество аудиторных часов в неделю | Аттестация (классы) | |||
1 кл. | 2кл. | 3 кл. | 4кл. | |||
2.1 | Беседы об искусстве | 1 | 1 | 2 | 2 | Зачет -4кл. |
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Педагог может также в процессе занятия организовывать учащихся в небольшие группы по 2-3 человека, чтобы они имели возможность работать совместно, объединяя свои усилия в творческом процессе.
Цель и задачи программы учебного предмета
Обоснование структуры программы учебного предмета
Цель учебного предмета «Беседы об искусстве» - развитие личности учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области истории изобразительного искусства, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства.
Задачи:
- изучение произведений русского искусства;
- изучить русских художников и знать 1-2 произведения каждого художника;
- знать жанры живописи.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебных предметов;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета «Живопись» используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- эвристический.
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному, декоративно-прикладному искусству, художественными альбомами.
II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по предмету «БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ»
1-й год обучения
№ | Наименование теми заданий | Кол-во часов |
1 класс | ||
1 | Введение, знакомство с понятием изобразительного искусства | 1 |
2 | Виды и жанры изобразительного искусства | 1 |
3 | Живопись как вид изобразительного искусства | 1 |
4 | Графика как вид изобразительного искусства | 1 |
5 | Декоративно-прикладное искусство как вид | 1 |
6 | Скульптура как вид изобразительного искусства | 1 |
7 | Архитектура как вид изобразительного искусства | 1 |
8 | Натюрморт как жанр | 1 |
9 | Портрет как жанр | 1 |
10 | Пейзаж как жанр | 1 |
11 | Исторический, батальный жанры | 1 |
12 | Бытовой жанр | 1 |
13 | Книжная графика | 1 |
14 | Музеи изобразительного искусства | 1 |
15 | Искусство Древнего Египта | 3 |
16 | Искусство Древней Греции | 3 |
17 | Искусство Древнего Рима | 3 |
18 | Искусство Византии | 2 |
19 | Готическое искусство | 2 |
20 | Древнерусское искусство | 2 |
21 | Зодчество | 2 |
22 | Иконопись | 2 |
Итого: | 33 |
2-й год обучения
№ | Наименование теми заданий | Кол-во часов |
2 класс | ||
1 | Искусство западной Европы X - XIV в.в. | 1 |
2 | Романское искусство X - XII в.в | 4 |
3 | Готическое искусство XII - XIV в.в | 4 |
4 | История русского изобразительного искусства | 1 |
5 | Древнерусское искусство | 1 |
6 | Искусство Древних Славян. Искусство Киевской Руси XI - XV в.в. | 1 |
7 | Искусство Владимиро-Суздальского княжества XII в. | 1 |
8 | Искусство Новгорода и Пскова XI - XV в.в. | 1 |
9 | Искусство Москвы XIV - XV в.в | 1 |
10 | Искусство Москвы XV - XVII в.в. | 1 |
11 | Русские художники. Кипренский О.А. | 1 |
12 | Тропинин В.А. | 1 |
13 | Венецианов А.Г | 1 |
14 | Щедрин С.Ф. | 1 |
15 | Брюллов К. | 1 |
16 | Иванов А. | 1 |
17 | Федотов П.А. | 1 |
18 | Перов В.Г | 1 |
19 | Крамской И.Н. | 1 |
20 | Савицкий К.А. | 1 |
21 | Айвазовский И.К | 1 |
22 | Саврасов А.К. | 1 |
23 | Шишкин И.И. | 1 |
24 | Куинджи А.И | 1 |
25 | Репин И.Е | 1 |
26 | Суриков В.И. | 1 |
27 | Верещагин В.В. | 1 |
28 | Обобщение темы. | 1 |
Итого: | 34 |
3-й год обучения
№ | Наименование теми заданий | Кол-во часов |
3 класс | ||
1 | История зарубежного изобразительного искусства | 1 |
2 | Искусство эпохи возрождения в Италии | 2 |
3 | Леонардо да Винчи | 2 |
4 | Искусство эпохи возрождения в северной Европе | 1 |
5 | Искусство Италии XVII в. | 1 |
6 | Микеланджело | 2 |
7 | Джорджоне | 1 |
8 | Тициан | 2 |
9 | Возрождение в Нидерландах | 2 |
10 | Возрождение в Германии | 1 |
11 | Искусство Испании XVII в | 1 |
12 | Искусство Франции XVII в | 1 |
13 | Рубенс | 1 |
14 | Рембрандт | 1 |
15 | Искусство Голландии XVII в | 1 |
16 | Искусство Aнглии XIII - н. XIX в | 1 |
17 | Искусство Франции XVIII в. | 1 |
18 | Искусство эпохи Великой французской революции | 1 |
19 | Искусство Испании к. XVIII - н. XIX в. | 2 |
20 | Искусство революционного романтизма во Франции | 1 |
21 | Искусство реализма во Франции середины XIX в. | 1 |
22 | Искусство импрессионизма | 2 |
23 | Искусство постимпрессионизма | 2 |
24 | Краткий обзор искусства XX в | 2 |
25 | Терминологии | 1 |
Итого: | 34 |
4-й год обучения
№ | Наименование теми заданий | Кол-во часов |
4 класс | ||
1 | Русское искусство первой половины XVIII в. | 1 |
2 | Русское искусство второй половины XVIII в. | 2 |
3 | Русское искусство первой половины XIX в. | 2 |
4 | Русское искусство второй половины XIX в. | 2 |
5 | Русское искусство к. XIX - н. XX в | 2 |
6 | История изобразительного искусства советского периода | 1 |
7 | Изобразительное искусство периода октябрьской революции и гражданской войны | 1 |
8 | Искусство 20-х годов | 1 |
9 | Искусство 30-х годов | 1 |
10 | Искусство в период Великой отечественной войны | 2 |
11 | Искусство к. 40-х годов - н. 80-х годов | 2 |
12 | Декоративно - прикладное искусство | 2 |
13 | Русские портретисты | 2 |
14 | Русские пейзажисты | 2 |
15 | Натюрморты Петрова-Водкина | 1 |
16 | Русские баталисты | 1 |
17 | Религиозно-мифологический жанр | 1 |
18 | Исторический жанр | 1 |
19 | Монументальное искусство | 3 |
20 | Обзор русских музеев изобразительного искусства | 2 |
21 | Плакат | 1 |
22 | Карикатура | 1 |
Итого: | 34 |
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ,
РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ, ЖАНРАМ
В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Содержание учебного предмета «Беседы об искусстве»
1 КЛАСС
Беседа об изобразительном искусстве. Понятия термина «пространственные виды искусства» и его виды.
Беседа о живописи. Знакомство с понятием «живопись», виды живописи.
Беседа о рисунке. Знакомство с понятием «рисунок», виды и графики. График Остроумова-Лебедева – творческая биография. Показать ее как великолепного графика и акварелиста.
Гравюры Остроумовой-Лебедевой. Виды Ленинграда. Характерные особенности цветной гравюры.
Беседа об архитектуре. Характерные особенности архитектуры. Знать элементы архитектуры, утилитарное назначение. Архитектура г. Москвы, показать величие сооружение столицы, ознакомить с историей города (Кремль, Красная площадь). Архитектура г. Санкт-Петербурга, показать величие сооружение второй столицы, ознакомить с историей города – музея. Фонтаны Петродворца, познакомить с уникальным сооружением петровского времени.
Беседа о скульптуре. Показ фотоматериала, ознакомить с памятниками, скульптурными ансамблями.
Беседа о «декоративно-прикладном искусстве». Знакомство с понятием «декоративно-прикладного искусство», виды «декоративно-прикладного искусства».
Закрепление изученного материала. Опрос. Повысить уровень знаний.
2 КЛАСС
Беседа о Третьяковской галерее. Знакомство с Третьяковской галереей. Основатель ГТГ. Русский и советский периоды.
Дворцы и площади Петербурга. Понятие о классицизме и барокко.
Древне русское искусство (иконы, росписи). Иконы и росписи - духовное состояние общества. еревянное зодчество Руси. Характерные особенности русского зодчества.
Вид искусства – натюрморт. Понятие о натюрморте, его назначение. Натюрморты Машкова и Стожарова. Натюрморты, как отражение русского быта того времени.
Зима в картинах русских художников. Колорит картин, характерные особенности русской зимы.
Государственный русский музей в Петербурге. 400 тыс. экспонатов, все виды, жанры, направления и школы развития русского искусства более чем за 1000 лет.
Брюллов. Творческая биография. Раскрыть характерные особенности творчества художника. К. Брюллов. «Последний день Помпеи». Рассказать об предыстории создания картины. Особенности композиционного решения полотна. К. Брюллов «Всадница» и другие произведения.
Художник В. Суриков - исторический жанр. Раскрыть характерные особенности исторического жанра работ художника. В. Суриков. «Утро стрелецкой казни». Понятие о многофигурной композиции, значение различных сословных групп. В.Суриков. «Боярыня Морозова». Значимость картины в русском искусстве, новизна в колористическом плане. В. Суриков «Покорение Сибири Ермаком». Развитие в картине новых колористических начал.
Понятие о парадном портрете, его значение. Парадный портрет конца 18 начала 19 века.
Весна в произведениях художников. Задача: колорит картин, характерные особенности русской весны. Саврасов «Грачи прилетели». Значение картины в русском искусстве.
Скульптурные памятники В. Мухиной. Значение ее работ в советском монументальном искусстве.
Архитектура г.Москвы «Кремль». Знакомство с архитектурой московского Кремля и другими памятниками.
Скульптор Опекушин. Памятник А.С. Пушкину в г.Москве. Значение памятника, как символа русской поэзии.
Закрепление пройденного материала. Опрос. Выявление знаний учащихся.
3 КЛАСС
Беседа о декоративно-прикладном искусстве в XXI века. Ювелирные изделия, керамика, одежда, современная посуда, дизайн автомобилей, дизайн малых форм.
Скульптура и картины Микеланджело. Значимость его творчества, для последующих поколений скульпторов и художников.
Картины Леонардо да Винчи. Его значимость как великого художника.
Картины Рембрандта, Тициана, Дюрера. Подчеркнуть значимость для мировой культуры.
Картины Рафаэля. Подчеркнуть значимость образов Мадонн в его творчестве.
Современные архитектурные сооружения кон. 20 нач. 21 века. Знакомство с современным архитектурным искусством.
Кинематограф Советского периода. Понятие о кинематографе и его цели и задачи.
В.Васнецов - художник лирического плана. Передача настроения, музыкальность произведений Васнецова. Былинные образы в произведениях В. Васнецова. Раскрыть характерные особенности сказочно- былинных образов.
Художники Кукрыниксы. Художники - карикатуристы. Патриотический плакат-карикатура.
Искусство Палеха. Рассказ о развитии русской миниатюры.
Лубок- народное творчество. Рассказ о народном творчестве. Упрощенный рисунок в народной среде. Пасхальные яйца Фаберже. Сложность и качество работы. Оригинальность замысла и исполнения.
Скульптурные портреты Ф. Шубина. Значительный вклад скульптора в русское мировое искусство.
Музей панорама в Москве «Бородинская битва». Рассказ об оригинальном сооружении, об исторической живописи и портретах героев 1812 года.
Закрепление пройденного этапа. Опрос. Выявление знаний учащихся.
4 КЛАСС
Древнерусское искусство. А. Рублев. развитие иконописи на русской земле.
Художники - передвижники. Утверждение демократизма в русском искусстве (реалистической направленности).
Скульптурные памятники советского периода. Памятники полководцам, войнам ВОВ, героям труда, деятелям культуры.
Компьютерная графика. Знакомство с новыми технологиями в искусстве. Графика современные технологии. Знакомство с новыми технологиями в искусстве.
Беседа о художниках о.Сахалина. Посещение музеев.
Беседы об Академии Художеств. Значение академии в русском искусстве.
Натюрморт - современная живопись. Знакомство с современными художниками.
Исторический жанр. Рассказ о художниках исторического жанра.
Бытовой жанр. Рассказ о художниках бытового жанра.
Закрепление пройденного этапа. Опрос. Подведение итогов.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Требования к уровню подготовки учащихся по учебной дисциплине
«Беседы об искусстве»
Учащиеся должны знать:
- виды изобразительного искусства;
- жанры изобразительного искусства;
- основные этапы развития изобразительного искусства;
- наиболее известные имена и произведения художников, творивших в каждой эпохи.
Учащиеся должны уметь:
- отличать виды изобразительного искусства;
- разбираться к какому жанру, относиться то или иное произведение искусства;
- узнавать к какому периоду истории, относиться произведение;
-узнавать в какой стране создано произведение искусства.
В конце каждого года обучения ставится зачет. В выпускном классе учащиеся защищают реферат по выбранной теме и получают соответствующую оценку, которая выставляется в свидетельство об окончании школы.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков, обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.
Формы контроля: текущий, промежуточный.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий.
Промежуточный контроль – осуществляется по окончании каждого полугодия в форме контрольного урока.
Основными критериями обученности учащихся являются не только степень достижения учебных целей, уровень сформированности знаний, умений, навыков, но и уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Сравнение текущих достижений ученика с его предыдущими успехами позволит диагностировать уровень его развития, стимулировать дальнейшую учебную и творческую деятельность.
При осуществлении тематического контроля необходимо учитывать устные ответы учащихся. Система контроля может включать в себя задания на проверку свободного владения учащимися специальными терминами и понятиями. Устные ответы учащихся, отражающие процесс и результат восприятия искусства.
Критерии оценок
5 баллов —Легко ориентируется в изученном материале. Умеет сопоставлять различные взгляды на явление. Высказывает и обосновывает свою точку зрения. Показывает умение логически и последовательно мыслить, делать выводы и обобщения, грамотно и литературно излагать ответ на поставленный вопрос. Выполнены качественно и аккуратно все практические работы. Записи в тетради ведутся аккуратно и последовательно
4 балла - Легко ориентируется в изученном материале. Проявляет самостоятельность суждений. Грамотно излагает ответ на поставленный вопрос, но в ответе допускает неточности, недостаточно полно освещает вопрос. Выполнены практические работы не совсем удачно. При ведении тетради имеются незначительные ошибки.
3 балла — Основной вопрос раскрывает, но допускает незначительные ошибки, не проявляет способности логически мыслить. Ответ носит в основном репродуктивный характер. Практические работы выполнены небрежно, с ошибками. Записи в тетради ведутся небрежно, несистематично.
2 балла — полное несоответствие требованиям. Но такую оценку лучше не ставить, так как это только оттолкнет учащихся от творческой деятельности, а учителю стоит присмотреться к креативности данного ученика и продумать посильность следующих заданий для него.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Основная педагогическая деятельность направлена на активизацию процессов и механизмов творческого воображения и деятельности детей. Содержанием занятий является творческая деятельность детей под руководством педагога. Все педагогические задачи реализуются на занятиях с использованием вспомогательного иллюстративного материала.
Для более плодотворной работы учащихся используются методы дифференциации и индивидуализации, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и выполнению упражнений) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы над освоением каждой темы программы.
Средства обучения
Для достижения успешного результата в освоении программы «Беседы об искусстве» необходимы следующие учебно-методические пособия:
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления репродукций;
- мультимедиа – проектор;
- компьютер;
- ноутбук;
- экран навесной;
- телевизор;
- DVD - фильмы с видеоматериалами: памятники архитектуры, художественные музеи, виды изобразительного искусства, творчество отдельных художников, декоративно - прикладное искусство;
- репродукции работ художников;
- энциклопедии по искусству, справочные издания;
- книги о художниках и художественных музеях;
- книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры;
- работы из методического фонда школы.
VI. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Aлександров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. - Мн.: Харвест, 2004.
2. Aлександрова Н. Серебрякова. - М.: Белый город, 2001.
3. Виноградов НА. Скульптура Японии III - XIV в.в. - М.: Изобразительное искусство, 1981.
4. Волков A3. Православные храмы Москвы. - М.: Изд. «Белый город», 2003.
5. Габриеле Фар - Беккер. Искусство модерна. - Италия, 2000.
6. Гнедич П.П. История искусства. Aнтичность. Древняя Греция и Рим. - М.: Эксмо, 2005.
7. Гнедич П.П. История искусства. Барокко и классицизм. - М.: Эксмо, 2005.
8. Гнедич П.П. История искусства. Высокое Возрождение. - М.: Эксмо, 2005.
9. Гнедич П.П. История искусства. Древняя и Московская Русь. - М.: Эксмо, 2005.
10. Гнедич П.П. История искусства. Искусство нового времени. - М.: Эксмо, 2005.
11. Гнедич П.П. История искусства. Итальянский ренессанс. - М.: Эксмо, 2005.
12. Гнедич П.П. История искусства. Россия XVIII - XIX в.в. - М.: Эксмо, 2005.
13. Гнедич П.П. История искусства. Северное Возрождение. - М.: Эксмо, 2005.
14. Гнедич П.П. История искусства. Эпоха Средневековья. - М.: Эксмо, 2005.
15. Дмитриева НА. Краткая история искусств. - М.: ACT - ПРЕСС; Галарт, 2004.
16. Дмитриева НА. Краткая история искусств. Выпуск 2. Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII - XVIII в. в.; Россия XVIII в. - М.: Искусство, 1991.
17. Инго Ф. Вальтер, РайнерМецгер. Ван Гог. Полное собрание живописи. В 2 - х т. - М.: Издательство AРТ - РОДНИК, изд-ие на русском языке, 2010.
18. Искусство Древнего мира. Энциклопедия. - М.: ОЛМA - ПРЕСС, 2001.
19. Искусство: Живопись: Скульптура: Aрхитектура: Графика: Кн. Для учителя. В 3 - х ч. Ч. 1. Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения/сост. М.В. Aлпатов и др. - М.: Просвещение, 1987.
20. Искусство: Живопись: Скульптура: Aрхитектура: Графика: Кн. Для учителя. В 3 - х ч. Ч. 3. Русское искусство. Советское искусство/сост. М.В. Aлпатов и др. - М.: Просвещение, 1989.
21. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура: Возрождение: Часть II, книга 2 - СПб.:СпецЛит, 2000.
22. Мастера натюрморта /автор - составитель Г.В. Дятлева. - М.: Вече, 2002. 23. Машковцев Н.Г. В.И. Суриков. - М.: Искусство, 1994.
24. Немировская МА. Aкварель и рисунок XVIII- первой половины XIX в. В собрании Государственной Третьяковской галереи. - М.: Изобразительное искусство, 1984.
25 .Новицкий A.^, Никольский ВА. История русского искусства. - М.: Экспо, 2008.
26. Серия Крупнейшие музеи мира /Майкл Т. Штейн, AлехандроМонтель/ Музеи Нью - Йорк. - М.: Издательство ACT - изд. На русском языке, 2000.
27. Федоров - Давыдов A.A. Русский пейзаж XVIII - начала XX в. - М.: Советский художник, 1986.
28. Хелсвуд, Джулиет. Искусство /Д. Хелсвуд; Пер. с английского A. Георгиева, - М.: Aстрель, 2001.
29. Чурак И. Репин. Из собрания Государственной Третьяковской галерее. - М.: Изобразительное искусство, 1987.
30. Энциклопедия живописи/ под ред. НА. Борисовская. - М.: Издательство ACT, 1997.