Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного искусства, учебного предмета «Живопись»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного искусства, учебного предмета «Живопись» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.
Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать социально-психологические функции.
Программа решает теоретические и практические задачи от знакомства с теорией живописи, цветоведения, колористики до практического решения технических приёмов живописи в работе с натуры. Учебная программа предусматривает изучение реалистического изображения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детская школа искусств г. Макарова» Сахалинской области
(МБУДО «ДШИ»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО
«ДШИ г. Макарова»
____________ Н.А. Сталевская
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА»
по учебному предмету
«Живопись»
Срок реализации – 4 года (1-4 классы)
г. Макаров
2020г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА»
По учебному предмету «Живопись»
СОСТАВЛЕНА на основании примерных программ, рекомендованных федеральным агентством по культуре и кинематографии научно - методическим центром по художественному образованию (Москва 2002-2006г.)
Одобрено школьным
методическим объединением
МБУДО «ДШИ»
«19» сентября 2020 г.
Разработчик: Просветова Ирина Владимировна, преподаватель изобразительного отделения МБУДО «ДШИ г Макарова»
Рецензент: Усова Марина Олеговна, зам. директора МБУДО «ДШИ г Макарова»
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- характеристика образовательной программы, ее место и роль в образовательном процессе;
- срок реализации программы учебного предмета;
-объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;
- сведения о затратах учебного времени;
- форма проведения учебных аудиторных занятий;
- цель и задачи программы учебного предмета;
- обоснование структуры программы учебного предмета;
- методы обучения;
- описание материально-технических условий для реализации программы учебного предмета.
II. Учебно-тематический план
III. Содержание предмета по направлениям, разделам, темам, жанрам
III. Требования к уровню подготовки учащихся по направлениям
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
- методическая литература;
-учебная литература;
- средства обучения
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика образовательной программы, ее место и роль в образовательном процессе
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного искусства, учебного предмета «Живопись» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.
Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать социально-психологические функции.
Программа решает теоретические и практические задачи от знакомства с теорией живописи, цветоведения, колористики до практического решения технических приёмов живописи в работе с натуры. Учебная программа предусматривает изучение реалистического изображения.
Основной принцип, лежащий в основе Программы «Живопись» - единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой деятельности учащихся.
Одним из важнейших разделов обучения на художественном отделении ДШИ является учебный предмет «Живопись». Учебная программа направлена на формирование у учащихся знаний, умений, навыков в реалистической передаче натуры средствами живописи. Занятия живописью являются составной и важнейшей частью образовательного процесса. Учащиеся учатся работать красками – акварелью, гуашью. В акварели изучается способ работы «по сухому» и «по сырому». Уделяется внимания декоративной и станковой живописи. Дается понятие о теплых и холодных цветах. Выполняются также несложные натюрморты, пейзажи постепенно, происходит движение от плоскостного восприятия предметной среды к объемному.
Живопись пользуется большой популярностью и любовью. Чаще всего именно эти ее возможности являются мотивацией для начала обучения в отделении изобразительного искусства. Данная программа предполагает свободный выбор в декоративной или реалистической манере письма, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.
Учащиеся знакомятся с приемами работы в живописи гуашью, акварелью, учатся различать особенности тех или иных красок. Знакомятся с основами цветоведения в живописи.
К предметам художественно-творческой подготовки относится учебный предмет «Живопись» – учащиеся занимаются 1-2 часа в неделю (в зависимости от года обучения). Предусмотрены так же самостоятельные занятия, которые предполагают выполнение индивидуальной творческой работы учащегося при подготовке к выставкам в образовательной организации, а также для участия в городских, региональных, всероссийских и международных мероприятиях. Образовательная организация должна создать условия для выполнения самостоятельной работы в мастерских организации.
Рекомендуемая продолжительность урока 40 - 45 минут. Возраст учащихся, приступающих к освоению ДООП «Живопись» - от 6,6 до 10 лет.
Срок реализации программы учебного предмета
При реализации Программы учебного предмета «Живопись» со сроком обучения 4 года продолжительность учебных занятий: первый год обучения-33 недели (дополнительные каникулы), со второго по четвертый год обучения составляет 34 недели в год, по 1 часу в неделю. Программа рассчитана на 203 учебных часа.
Учебный план для дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области изобразительного искусства учебного предмета «Живопись»
№ п/п | Наименование предметной области/учебного предмета | Количество аудиторных часов в неделю | Аттестация (классы) | |||
1 кл. | 2кл. | 3 кл. | 4кл. | |||
1.2 | Живопись | 1 | 1 | 2 | 2 | Экзамен-4кл. |
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Педагог может также в процессе занятия организовывать учащихся в небольшие группы по 2-3 человека, чтобы они имели возможность работать совместно, объединяя свои усилия в творческом процессе.
Программа решает теоретические и практические задачи, постепенно усложняя задания.
Цель и задачи программы учебного предмета
Обоснование структуры программы учебного предмета
Цель учебного предмета «Живопись» - дать учащимся понятие о живописи, развить способности изображать форму во всем многообразии ее цветовых отношений.
Задачи:
- знакомство со средствами и приемами живописи,
- уметь построить простые бытовые предметы на плоскости;
- подбирать близкий к натуре локальный цвет;
- знать, что такое: цвет, фон, тень, полутень, рефлекс, блик;
- развивать творческие способности.
Учащиеся должны освоить то положение, что решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы. Курс живопись включает теоретические беседы о природе цвета, законов цветоведения и практические занятия.
Для работы по предмету «живопись» необходимы и домашнее задания для отработки и закрепления технических навыков в различных техниках и приемах живописи. Теоретическая часть урока сопровождается показом наглядных пособий: схем, таблиц, репродукций, а также лучших образцов работ учащихся.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебных предметов;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Весь курс учебного предмета «Живопись» включает в себя задания с постепенным усложнением задач, последовательно от «простого к сложному. Длительные учебные постановки чередуются с краткосрочными, что активизирует процесс обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
- игровой.
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному, декоративно-прикладному искусству, художественными альбомами.
Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.
Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться информацией из Интернета для сбора дополнительного материала по изучаемой теме.
II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по предмету «ЖИВОПИСЬ»
1-й год обучения
№ | Наименование теми заданий | Кол-во часов |
1 класс | ||
1 | Беседы по живописи. Основы цветоведения. Смешивание цветов. Задание «Осенние листья» | 2 |
2 | Изучение холодных оттенков цвета | 2 |
3 | Изучение теплых оттенков цвета | 2 |
4 | Изучение свойств цвета, тональное изменение цвета | 2 |
5 | Изучение локального цвета | 2 |
6 | Понятие о цветотоне. Упражнения цветотональные отношения. Понятие о тени, полутени, рефлексе и блике в цвете | 2 3 |
7 | Гризайль | 2 |
8 | Постановка из 2-х предметов на контрастном фоне | 4 |
9 | Постановка из 2 - 3 предметов, декоративный натюрморт | 6 |
10 | Итоговая работа. Тематическая постановка. | 6 |
Итого: | 33 |
2-й год обучения
№ | Наименование теми заданий | Кол-во часов |
2 класс | ||
1 | Постановка из 2 - 3 предметов с ясно выраженным цветом | 3 |
2 | Постановка из 3-х предметов в технике гризайль | 3 |
3 | Постановка из 2 - 3 предметов домашнего обихода | 4 |
4 | Постановка предметов близких по цвету | 4 |
5 | Декоративная постановка из 2 - 3 предметов | 6 |
6 | Тематический натюрморт | 6 |
7 | Контрольная постановка из 2 - 3 предметов | 8 |
Итого: | 34 |
3-й год обучения
№ | Наименование теми заданий | Кол-во часов |
3 класс | ||
1 | Постановка из живых цветов | 12 |
2 | Постановка из 3-х предметов и 3-мя драпировками | 12 |
3 | Постановка из предметов разной материальности | 12 |
4 | Постановка из предметов близких по цвету | 14 |
5 | Итоговая постановка из 3 - 4 предметов и 3-мя драпировками | 18 |
Итого: | 68 |
4-й год обучения
№ | Наименование теми заданий | Кол-во часов |
4 класс | ||
1 | Постановка из свежих овощей или фруктов | 12 |
2 | Постановка из нескольких предметов различных по материалу | 12 |
3 | Тематический натюрморт | 12 |
4 | Постановка из 3 - 4 предметов с гипсовым орнаментом | 14 |
5 | Экзаменационная постановка | 18 |
Итого: | 68 |
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ,
РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ, ЖАНРАМ
В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Содержание учебного предмета «Рисунок»
1 КЛАСС
Знакомство с материалами (акварельные краски, гуашь, кисти, бумага и т.д.
Основные составные цвета. Знакомство с дополнительными цветами, контрастами, сближенными, холодными и теплыми.
Усвоение, уч-ся основных положений живописи. Живописный процесс как ведение всей сложности цветовых комбинаций.
Приобретение уч-ся 1 класса навыков ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поэтапного проведения всей работы - от начала до завершения, - навыков в работе с материалом.
Задание 1. Вводная беседа о живописи. Роль и значение изобразительных средств живописи в работе с натуры.
Задачи предмета «Живопись». Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и использованием. Беседа о цвете и его свойствах. Упражнение (осенние листья). Задачи: знакомство с предметом, наработка навыков работы цветом.
Материалы: акварель, кисти, формат A3.
Задание 2. «Изумрудный город»
Задачи: изучение холодных оттенков, наработка навыков работы с оттенками определённого цвета.
Материалы: гуашь, кисти, формат A3.
Задание 3. «Огненная планета».
Задачи: изучение тёплых оттенков, наработка навыков работы с оттенками. Материалы: гуашь, кисти, формат A3.
Задание 4. «Воздушные шары», «зонтики».
Задачи: изучение свойства цвета, тональное изменение цвета, цвето- тоновая растяжка.
Материалы: гуашь, кисти, формат A3.
Задание 5. Упражнение на цвето-тональные отношения в изображении предмета. Задачи: знакомство с понятием цвето-тона, тени, полутени, рефлексе, блике.
Наработка навыков передачи тона в цветном изображении (однотонный простой кувшин или бутылка).
Материалы: гуашь, кисти, формат А3
Задание 6. Упражнение гризайль.
Задачи: знакомство с понятием гризайль, передача объёма предмета с помощью тени, полутени, рефлекса, блика. Наработка навыков работы гуашью, способностей различать тональные переходы на предметах (однотонный простой кувшин или бутылка).
Материалы: гуашь, кисти, формат А3
Задание 7. Постановка из двух предметов.
Задачи: передача объёма предмета с помощью тени, полутени, рефлекса, блика. Наработка навыков работы гуашью, способностей различать тональные переходы на предметах. Правильная компоновка в листе предметов, соблюдение пропорций, верная передача цветовых отношений.
Материалы: гуашь, кисти, формат А3.
Задание 8. Декоративный натюрморт.
Задачи: декоративное решение предметов и драпировок. Наработка навыков работы гуашью. Правильная компоновка в листе предметов, соблюдение пропорций, верная передача цветовых отношений.
Материалы: гуашь, кисти, формат А3.
Задание 9. Итоговая работа. Тематическая постановка из двух-трёх предметов.
Задачи: передача объёма предмета с помощью светотени, соблюдение колорита, верная передача цветовых отношений. Правильная компоновка в листе предметов, соблюдение пропорций.
Материалы: гуашь, кисти, формат А3
2 КЛАСС
Выдвижение следующих задач:
- выполнение эскизов с целью композиционного решения натюрморта на листе;
- умение использовать в работе весь лист, прокладывая цветовые отношения отдельных плоскостей;
- выработка навыков в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы и планов, на которых они расположены;
- четкость в последовательности выполнения работы (длительность до 18 часов);
- углубление заданий на понимание уч-ся тонального решения.
Задание 1. Постановка из двух - трёх предметов с ясно выраженным цветом (овощи, фрукты, цветы) на нейтральном фоне.
Задачи: передача объёма, цветовая характеристика предметов и их связь с окружающей средой. Правильная компоновка в листе предметов, соблюдение пропорций.
Материалы: гуашь, кисти, формат A3.
Задание 2. Постановка из двух - трёх предметов в технике гризайль.
Задачи: передача объёма и пространства при соблюдении светотеневой проработки (свет, полутень, тень, рефлекс, блик) Правильная компоновка в листе предметов, соблюдение пропорций.
Материалы: гуашь, кисти, формат A3
Задание 3. Постановка из двух - трёх бытовых предметов в тёплом колорите.
Задачи: передача объёма и пространства при соблюдении светотеневой проработки (свет, полутень, тень, рефлекс, блик), колористических отношений. Правильная компоновка в листе предметов, соблюдение пропорций.
Материалы: гуашь, кисти, формат A3
Задание 4. Постановка из двух - трёх предметов близких по цвету на драпировке контрастного цвета.
Задачи: передача объёма и пространства при соблюдении цветотоновой проработки, колористических отношений. Правильная компоновка в листе предметов, соблюдение пропорций.
Материалы: гуашь, кисти, формат A3
Задание 5. Декоративный натюрморт.
Задачи: декоративное решение предметов и драпировок с передачей объёма. Наработка навыков работы гуашью. Правильная компоновка в листе предметов, соблюдение пропорций, верная передача цветовых отношений.
Материалы: гуашь, кисти круглые, формат A3.
Задание 6. Постановка из двух - трёх предметов близких по теме на двух драпировках контрастного тона.
Задачи: передача объёма и пространства при соблюдении цветотоновой проработки. Правильная компоновка в листе предметов, соблюдение пропорций.
Материалы: гуашь, кисти, формат A3.
Задание 7. Итоговая работа. Постановка из двух - трёх предметов.
Задачи: передача объёма предмета с помощью светотени, соблюдение колорита, верная передача цветовых отношений. Правильная компоновка в листе предметов, соблюдение пропорций.
Материалы: гуашь, кисти, формат A3
3 КЛАСС
Композиционное, пространственное выявление четкой конструкции предмета. Понятие тональности. Колористическое решение и умение последовательно и продолжительно вести работу, ставить творческие задачи.
Задание 1. Постановка из живых цветов, овощей или фруктов.
Задачи: передача объёма, цветовая характеристика предметов и их связь с окружающей средой. Правильная компоновка в листе предметов, соблюдение пропорций.
Материалы: гуашь, кисти, формат A3.
Задание 2. Постановка из нескольких предметов различных по форме и окраске, драпировка со складками.
Задачи: передача объёма и пространства при соблюдении тонально - цветовых отношений. Правильная компоновка в листе предметов, соблюдение пропорций.
Материалы: гуашь, кисти, формат A3.
Задание 3. Постановка из нескольких предметов различных по материалу (стекло, метал, дерево и т. д.), драпировка со складками.
Задачи: передача объёма и пространства при соблюдении тонально - цветовых отношений, передача фактуры цветом. Правильная компоновка в листе предметов, соблюдение пропорций.
Материалы: гуашь, кисти, формат A2.
Задание 4. Постановка из нескольких предметов различных по форме и сближенных по цвету, драпировка со складками.
Задачи: передача объёма и пространства при соблюдении тонально - цветовых отношений. Правильная компоновка в листе предметов, соблюдение пропорций.
Материалы: гуашь, кисти, формат A2.
Задание 5. Итоговая работа. Постановка из трёх предметов и тремя драпировками.
Задачи: передача объёма предмета с помощью светотени, соблюдение колорита, верная передача цветовых отношений. Правильная компоновка в листе предметов, соблюдение пропорций.
Материалы: гуашь, кисти, формат А2
4 КЛАСС
Акцентированное внимание уч-ся на образной стороне каждой работы. Выражение индивидуального отношения учащегося к изображаемому. Техническая реализация замысла.
Основные требования к уч-ся 4го класса:
- самостоятельное выполнение задания по созданию художественного образа натюрморта:
- выбор техники, способа исполнения в зависимости от поставленной задачи.
В процессе работы над натюрмортом достигать определенности в восприятии и передаче характера натуры, наделять ее некоторым пластически-выразительным смыслом, подчиняя ему элементы живописного языка: цвет, форму, детали и их соподчинение, нюансы освещения и состояния, характер поверхностей предметов и т.п., всеми средствами живописи выявлять главное, подчиняя ему все второстепенное.
Задание 1. Постановка из живых цветов, овощей или фруктов.
Задачи: передача объёма, цветовая характеристика предметов и их связь с окружающей средой. Правильная компоновка в листе предметов, соблюдение пропорций.
Материалы: гуашь, кисти, формат А3.
Задание 2. Постановка из нескольких предметов различных по материалу, драпировками с более сложной по фактуре ткани.
Задачи: передача объёма и пространства при соблюдении тонально - цветовых отношений. Правильная компоновка в листе предметов, соблюдение пропорций.
Материалы: гуашь, кисти, формат А3.
Задание 3. Постановка из нескольких предметов различных по материалу (стекло, метал, дерево и т.д.), драпировка со складками.
Задачи: передача объёма и пространства при соблюдении тонально - цветовых отношений, передача фактуры цветом, нъюансировкасвето- воздушной среды. Правильная компоновкав листе предметов, соблюдение пропорций.
Материалы: гуашь, кисти, формат А2.
Задание 4. Постановка из нескольких предметов и гипсовой розеткой, драпировки соскладками.
Задачи: передача объёма и пространства при соблюдении тонально - цветовых отношений. Правильная компоновка в листе предметов, соблюдение пропорций, материальности предметов.
Материалы: гуашь, кисти, формат A2.
Задание 5. Экзаменационная работа. Постановка из трёх предметов и тремя драпировками.
Задачи: передача объёма предмета с помощью светотени, соблюдение колорита, верная передача цветовых отношений. Правильная компоновка в листе предметов, соблюдение пропорций.
Материалы: гуашь, кисти, формат
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Требования к уровню подготовки учащихся по учебной дисциплине «Живопись»
Учащиеся должны знать:
- основы цветоведения, количественное соотношение цвета и т.д.;
- иметь понятие о колорите, локальном цвете;
- понятие о цветотоне и т.д.
Учащиеся должны уметь:
- решать композиционно лист, видеть и передавать цветовые отношения;
- решать пространственно-воздушную среду, как в закрытом помещении, так и под открытом небом (во время пленэра);
- владеть техникой акварельной и гуашевой живописи;
- достичь определенности в передаче характера натуры, материальности предметов;
- выявлять главное, в натюрморте подчиняя ему все второстепенное.
Предварительные оценки выставляются по завершению четверти. Надо стремиться объективно, оценивать работу ученика, подчеркнуть все достоинства, указать на имеющиеся недостатки и ошибки. Заключительные оценки по живописи ученикам выставляются на экзамене в 4 классе и лучшие работы отправляются на годовой просмотр, в котором принимают участие ведущие педагоги области. Здесь определяется уровень знаний, умений и навыков каждого учащегося.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков, обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.
Формы контроля: текущий, промежуточный.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения ученика.
Промежуточный контроль – осуществляется по окончании каждого полугодия в форме контрольного урока.
Контроль знаний, умений, навыков, учащихся может проводится в форме педагогического анализа по результатам просмотра работ, что обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Просмотр-выставка учебных работ – в конце каждого года. В каждой работе отмечаются положительные стороны, лучшие работы принимают участие в окружных, всероссийских, международных выставках.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественно-творческой деятельности.
Основными критериями обучености учащихся являются не только степень достижения учебных целей, уровень сформированности знаний, умений, навыков, но и уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Сравнение текущих достижений ученика с его предыдущими успехами позволит диагностировать уровень его развития, стимулировать дальнейшую учебную и творческую деятельность.
При осуществлении тематического контроля необходимо учитывать, как устные ответы учащихся, так и их практические работы. Система контроля может включать в себя задания на проверку свободного владения учащимися специальными терминами и понятиями. Устные ответы учащихся, отражающие процесс и результат восприятия искусства, и их практические работы могут оцениваться как отдельно, так и в комплексе.
Критериями его оценивания являются: самостоятельный выбор сюжета, мотива, грамотное композиционное и колористическое решение темы в предложенном учителем или выбранном самим учеником материале. Также необходимо учитывать содержательность работы, художественную и эмоциональную выразительность, уровень владения учащимися разнообразными художественными техниками и материалами, "выставочность", оригинальность, эстетический вкус автора.
При проведении промежуточного контроля и выставлении отметки следует учитывать уровень достижений ученика в восприятии искусства, но доминирующим в оценивании художественно-творческой деятельности является выполнение практических заданий.
При оценке практической работы следует принимать во внимание:
• выполнение учебной задачи урока;
• художественную выразительность композиции;
• владение учеником техническими приёмами и навыками работы различными инструментами и художественными материалами.
Критерии оценок
5 баллов — особые успехи, отлично, задание выполнено полностью без ошибок; уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения, и учебная задача полностью выполнена.
4 балла — полное выполнение работы, но с небольшими пробелами; уровень живописной грамотности соответствует этапу обучения, допускаются незначительные отклонения, учебная задача выполнена. Ученик хорошо справляется с палитрой цветов, но допускает незначительные ошибки в тональном решении.
3 балла — при выполнении задания есть несоответствия требованиям; уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью). Ученик допускает грубые ошибки в композиционном и цветовом решении натюрморта.
2 балла — полное несоответствие требованиям; уровень живописной грамотности не соответствует этапу обучения, и учебная задача не выполнена. Но такую оценку лучше не ставить, так как это только оттолкнет учащихся от творческой деятельности, а учителю стоит присмотреться к креативности данного ученика и продумать посильность следующих заданий для него.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Основная педагогическая деятельность направлена на активизацию процессов и механизмов творческого воображения и деятельности детей, выработку и закрепление у них потребности в творчестве, представлений о творчестве как о глубинном, эмоционально ярком переживании, жизненно важном состоянии.
Содержанием занятий является творческая деятельность детей под руководством педагога. Все педагогические задачи реализуются на занятиях с использованием вспомогательного иллюстративного материала.
В процессе занятий по данной программе педагог контролирует и направляет работу учащихся на достижение результата. При этом педагог становится, с одной стороны, соавтором, а с другой - главным организатором ситуации творчества, помогающим детям найти пути и методы реализации творческого замысла. Ребенку обеспечивается возможность максимального проявления творческой воли и активности на всех этапах занятий. При этом основной формой общения педагога с учеником должен стать диалог. В области практической творческой деятельности необходимо охватить как можно больший круг материалов, технологий, приемов для воплощения замысла, так как формальная сторона, в свою очередь, способствует активизации творческого процесса.
В работе должны быть задействованы по возможности все органы чувств. Для этого необходимо работать в так называемых пограничных зонах, на грани различных видов искусства: от объемной формы к плоскостной форме в разных вариантах.
Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной группы учащихся.
Учебное помещение должно иметь свободное пространство. Рабочее место ребенка должно быть просторным – гораздо больше, чем традиционная половина парты, поскольку возможна работа с бумагой большого формата, к тому же многие технологии предполагают использование большого количества материалов, требующих большого пространства для размещения. Желательно, чтобы в классе были DVD проигрыватель, проектор и магнитофон.
Для более плодотворной работы учащихся используются методы дифференциации и индивидуализации, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и выполнению упражнений) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы над освоением каждой темы программы.
Средства обучения
Для достижения успешного результата в освоении программы «Живопись» необходимы следующие учебно-методические пособия:
- мольберты;
- планшеты;
- стулья;
- табуретки;
- софиты;
- классная доска;
- натюрмортный фонд, содержащий предметы, необходимые для постановок;
- работы из методического фонда школы.
- наглядные методические пособия по темам;
- таблицы;
- фонд лучших работ учащихся по разделам и темам;
- интернет – ресурсы;
- репродукции работ художников.
VI. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственный Эрмитаж-ИЗО. - Москва- 1979г.
2. Д.Хеслвуд. Искусство-Москва-2001г.
3. Дятлева Г.В. Мастера Натюрморта. - Москва- 2001г.
4. Живопись: учеб. Посбие для студ. высш.уч. заведений /Н.П. Бесчастнов и др. - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2004г.
5. Иваницкий. Школа ИЗО. - Москва. -1989г.
6. И.Иттен. Искусство цвета. 5е-изд.-Москва,2001г.
7. М.К. Прете, А. Де Джорджис. Как понимать искусство. - Москва, 2002г.
8. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку, 1986.
9. Михайлова Т. Чувство и цвет. Технология «эмоционального настроя» детей в процессе освоения техники живописи. //Искусство в школе.с.39, 2010.
10. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие/Ю.Д. Бабаева, Н. С. Лейтес. - М.: «Академия», 2000.
11. Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учебное пособие для студ. высш. худ.учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.
12. Сокольникова Н.М. Основы живописи. -Обинск- 1996г.
13. Сокольникова Н.М. ИЗО и методика. - Москва- 1999г.
14. Энциклопедия живописи. Шедевры русской живописи. - Москва- 2005г.
15. Журналы «Художественный совет», «Художественная школа», «Эскиз».