программа для детского сада по изо деятельности " Я- художник"
методическая разработка для доп обоазования детей 5-7 лет " Я -художник"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка по изо для детских садов | 92.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальная автономная организация дополнительного образования
«Новоаганская детская школа искусств»
Принята на заседании Утверждаю:
Педагогического совета Директор МАОДО «НДШИ»
« » 2020г. _________________ О.М. Панина
Протокол № приказ № «О» от2020года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Я-художник»
Возраст обучающихся: 5 – 7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель программы:
Ражина Людмила Федоровна,
преподаватель
художественного отделения
п.г.т. Новоаганск
2020 год
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальная автономная организация дополнительного образования
«Новоаганская детская школа искусств»
Принята на заседании Утверждаю:
Педагогического совета Директор МАОДО «НДШИ»
« 03 » июня 2019г. _________________ О.М. Панина
Протокол № приказ № 122 «О» от 30.08.2020 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
МОДУЛЬ 1
ПРОГРАММА
по учебному предмету
Основы ИЗО
Возраст обучающихся 5 - 7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель программы:
Ражина Людмила Федоровна,
преподаватель художественного отделения
п.г.т. Новоаганск
2020 год
Структура программы
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
- Срок реализации общеразвивающей программы.
- Объем времени реализации общеразвивающей программы.
- Форма проведения занятий.
- Цели и задачи общеразвивающей программы.
- Методы обучения.
- Учебно-тематический план.
- Календарный учебный график.
- Описание материально-технических условий реализации общеразвивающей программы
II. Основные средства и методические особенности программы
Методические особенности проведения занятий.
III. Структура занятия
Структура основ ИЗО деятельности и направленность каждой из его частей.
IV. Ожидаемый результат и формы контроля
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и художественного развития ребенка, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребёнка. Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью привлечению большего количества детей раннего возраста к художественному творчеству, создание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации. В системе художественно- эстетического воспитания детей большое значение отводится изобразительной деятельности и декоративно - прикладному творчеству. Изобразительное и прикладное творчество является почвой и основой любой национальной культуры, памятником духовной культуры народа. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Предметы народного традиционного творчества вносят в нашу жизнь праздничность и красоту, всё больше входят в наш быт, не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времён. Благодаря популяризации изделий народного творчества приобретение обучающимся знаний и умений в рамках какого-либо народного вида творчества становится все актуальней.
Творческие способности и практические умения детей не могут развиваться вне соответствующей сферы деятельности. Занятия ИЗО искусством и прикладным искусством в детской школе искусств - это путь приобщения обучающихся к истокам фольклорной культуры, воспитание эстетического отношения к предметам быта, знакомство с историей своей страны, своего региона.
Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Программа «Я-художник» ориентирована не только на расширение уровня грамотности обучающихся в области ИЗО искусства и прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей.
Основной принцип, лежащий в основе программы «Я-художник», - единство художественно-эстетического воспитания и формирования навыков творческой деятельности учащихся. В процессе выполнения работ в различных техниках, за счет взаимодействия с разнообразным материалом, у обучающихся развивается сенсорная сфера. Происходит развитие наглядно-образного мышления, активизация мыслительной деятельности. В ходе художественной деятельности человек привыкает преодолевать трудности создания нового, вовлекая все свои душевные силы в достижение цели, в решение проблемы. Таким путем закладывается основа личностного роста.
Продолжительность недельной аудиторной нагрузки в условиях реализации данной программы 4 часа.
Программа включает в себя следующие разделы: «Основы ИЗО)» - 2 часа в неделю, «ДПИ» - 1 час в неделю, которые предполагают выполнение индивидуальной творческой работы учащегося.
Продолжительность урока - 35 минут.
Необходимость в создании программы обусловлена спросом со стороны родителей, стремящихся к разностороннему развитию своих детей. А также она связана с желанием родителей видеть своих детей эстетически развитыми.
Данная программа послужит одним из важнейших инструментов обновления и дополнения к содержанию программ по художественному воспитанию детей в дошкольных и школьных учреждениях.
Программа составлена на основании следующих
нормативно-правовых актов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41;
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295;
5. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р;
6. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 №06- 1844);
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 497 «О федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы»;
8. Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Срок реализации общеразвивающей программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Я-художник» предназначена для работы с детьми дошкольного возраста от 5 до 7 лет и рассчитана на 1 год обучения. Обучение реализуется в режиме учебных занятий. Продолжительность занятий для детей 25-35 минут в неделю (2 занятия).
- Объем времени реализации общеразвивающей программы
Срок обучения/количество часов | Количество часов (с 01.09.2020 - 31.05.2021) |
Максимальная нагрузка | 32 часа |
Количество часов на аудиторную нагрузку | 32 часа |
Недельная аудиторная нагрузка | 2 часа |
- Форма проведения занятий
Формой учебной работы является урок, численность учащихся 10-12 человек, продолжительность урока – от 25 до 35 минут.
- Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель: занятий по учебному предмету является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащихся, овладение знаниями и представлениями о ИЗО деятельности и прикладном творчестве, формирование практических умений и навыков в области художественного творчества, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области прикладного искусства
Задачи:
- развитие наблюдательности, умения видеть и воспринимать красоту окружающего мира;
- воспитание эмоциональной восприимчивости к произведениям искусства; формирование элементов аналитического отношения к художественному творчеству - по его темам и средствам выразительности;
- развитие эстетических, художественных, творческих способностей и дарований в их органичном взаимодействии;
воспитание целостного взгляда на мир, способности к самостоятельному осмыслению и обобщению явлений действительности и искусства на основе формирования опыта собственной деятельности в области изобразительного творчества, овладения практическими умениями и навыками
- Методы обучения
Организационные: Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления
- Учебно-тематический план
- Учебно-тематический план по направлению «Основы ИЗО»
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного | Аудиторные | |
занятия | занятия | |||
Раздел 1 «знакомство с техникой ИЗО» | ||||
1. | Вводное занятие. История развития. | Урок | 1 | |
2. | Техника Виды ИЗО деятельности Многообразие линий в природе | Урок | 1 | |
Раздел 2. «Графика» | ||||
3. | Выразительные возможности карандашей | Урок | 2 | |
4. | Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна | Урок | 2 | |
5. | Творческая работа. Техника работы пастелью | Урок | 2 | |
6. | Орнамент. | Урок | 2 | |
Раздел 3 «Композиция» | ||||
7. | Пушистые образы домашних животных | Урок | 1 | |
8. | Творческое задание «Портрет моей семьи» | Урок | 1 | |
4 «Цветоведение» | ||||
9. | Вводное Творческое задание «Чем и как рисует художник». Резкие и плавные переходы. | Урок | 3 | |
10. | Цветовой спектр. | Урок | 1 | |
11. | Теплые и холодные цвета | 2 | ||
12. | Творческая работа.Вливание цвета Композиция « Аквариум» | Урок | 8 |
8.Календарный учебный график.
№№ | Месяц | Время проведения занятий | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. 2. 3. 4. | групповое занятие | 3 3 | детский сад |
- Описание материально-технических условий реализации общеразвивающей программы
Для реализации программы в образовательном учреждении оборудована аудитория изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.
Аудитория оснащена удобной мебелью, мольбертами, стульями.
II. Основные средства и методические особенности программы
В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства со свойствами материалов, изучения произведений искусства, основ рисунка, живописи и композиции до самостоятельного творчества.
Методические особенности проведения занятий.
Для развития навыков творческой работы обучающихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации, что позволяет полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности каждого обучающегося, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей. Групповые вводные беседы и объяснения материала дополняются индивидуальной работой с каждым обучающимся, над особенностями его композиции (эскиза) и умением построить работу, как личный творческий процесс. В завершении темы рабочий просмотр творческих работ.
При реализации программы используются следующие методы обучения:
- Словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- Наглядный (демонстрация образцов, приемов работы);
- Практический (выполнение упражнений, практических работ, творческих работ, реализация проектов);
Принцип доступности требует постановки задач соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, соблюдение элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого к трудного, от простого к сложному.
III. Структура занятия
- Частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот
или иной известный им способ изображения предметов;
- Творческие, в которых обучающиеся могут использовать полученные
знания в авторских работах;
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
- обзорная беседа - знакомство с новой техникой работы в материале;
- освоение приемов работы в материале;
- создание творческой работы;
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в результате творческой работы. Предложенные методы работы в рамках образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета. Освоение материала, в основном, происходит в процессе практической творческой деятельности.
Содержание предмета по направлению « Основы ИЗО»
1.1 Тема: Многообразие линий в природе. Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение графического языка. Выполнение зарисовок (например, скалы, горы, водопад, банка с льющимся вареньем). Использование формата ½ А3 (белый или тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера или гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: выполнить 3 - 4 упражнения на характер линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д.
1.2 Тема: Выразительные возможности цветных карандашей. Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с цветовыми переходами. Выполнение рисунка по шаблону (например, праздничные воздушные шары, праздничный торт, осенние листья). Использование формата ½ А3, цветных карандашей.
Самостоятельная работа: выполнение плавных цветовых переходов (цветовые растяжки).
. 1.3 Тема: Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна. Знакомство с выразительными средствами графической композиции. Выполнение зарисовок (например, следы на снегу, следы птиц, людей, лыжников и т.д.). Использование Формата А3, черного фломастера, гелиевой ручки.
Самостоятельная работа: заполнение формы шаблона - рыбка (линия), гриб (точка), ваза (пятно).
1.4 Тема: Техника работы пастелью. Освоение навыков рисования пастелью, изучение технологических особенностей работы (растушевка, штриховка, затирка). Выполнение эскизов (например, гриб, цветок, ёжик, рыбка). Использование пастельной бумаги (формат А3), пастели, фиксажа.
. 1.5 Тема: Орнамент. Виды орнамента. Знакомство с классификацией орнамента. Роль орнамента в жизни людей. Выполнение эскизов «Лоскутное одеяло», салфетка, скатерть. Использование формата ½ А3, фломастеров или гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: создание орнаментов из геометрических элементов (круг, квадрат, ромб, треугольник и др.).
1.6 Тема: Орнамент. Декорирование конкретной формы. Дать понятие о композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого ленточного орнамента. Выполнение эскиза орнамента шапочки, варежек, перчаток. Использование акварели, фломастеров, формат А3. Самостоятельная работа: выполнение простых геометрических, растительных орнаментов. Раздел 3 «Композиция 1.7 Тема: Пушистые образы. Домашние животные. Продолжать обучать основным приемам техники «по-сырому», применение новой техники в творческих работах. Выполнение этюдов (например, этюды кошек или собак). Использование формата А3, туши или черной акварели, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: знакомство с работами художников-иллюстраторов детских книг. 1. 8 Тема: Творческое задание «Портрет семьи». Обогащение
чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной живописи. Знакомство с жанром «портрет». Выполнение эскизов. Раздел 4 «Цветоведение». Тема: Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник». Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок. Использование формата ½ А3, карандаша, акварели, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: закрепление пройденного материал. 1.10 Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Знакомство с понятием "цветовой круг", последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами. Выполнение эскизов (например, зонтик, парашют, радуга, радужные игрушки). Использование акварели, формата А3.
Самостоятельная работа: закрепление материала, изображение радуги.1.11 Тема: Теплые и холодные цвета. Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Выполнение этюдов (например, «Северное сияние», «Холодные и теплые сладости», «Веселые осьминожки»). Использование акварели, формата ½ А3. Техника работы акварелью «Аквариум». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение творческого задания. (рыбки в аквариуме) вливание цвета в цвет. Формат А 3.
IV. Ожидаемый результат и формы контроля
Контроль знаний, умений и навыков учащихся проводится в форме педагогического анализа по результатам просмотра работ, что обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Просмотры работ проводятся в конце каждой темы. Просмотр-выставка учебных работ - в конце каждого года. В каждой работе отмечаются положительные стороны, лучшие работы принимают участие в окружных, всероссийских, международных выставках.
При оценивании обучающегося осваивающего общеобразовательную программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, к занятиям художественным творчеством;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественно-творческой деятельности;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Занятия проводятся 1 раз в неделю. В возрасте 5–7 лет ребенок успешно овладевает основными видами изобразительной деятельности, которые становятся более осознанными
В работе с дошкольниками нужно следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения основывается на выполнении известных правил: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Для развития навыков творческой работы обучающихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации, что позволяет полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности каждого обучающегося, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей. Групповые вводные беседы и объяснения материала дополняются индивидуальной работой с каждым обучающимся, над особенностями его композиции (эскиза) и умением построить работу, как личный творческий процесс. В завершении темы рабочий просмотр творческих работ.
При реализации программы используются следующие методы обучения:
- Словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- Наглядный (демонстрация образцов, приемов работы);
- Практический (выполнение упражнений, практических работ, творческих работ, реализация проектов); Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Применяются следующие средства дифференциации:
- Разработка заданий различной трудности и объема;
- Разная мера помощи преподавателя обучающимся при выполнении
учебных заданий;
- Основной задачей дифференциации и индивидуализации, при
объяснении материала, является формирование умения у обучающихся применять полученные ранее знания.
Обучающиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются 3вида заданий:
- Тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, упражнения.
Они используются с целью довести до стандартного уровня
первоначальные знания, умения, навыки;
- Частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот
или иной известный им способ изображения предметов;
- Творческие, в которых обучающиеся могут использовать полученные
знания в авторских работах;
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
- обзорная беседа - знакомство с новой техникой работы в материале;
- освоение приемов работы в материале;
- создание творческой работы;
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в результате творческой работы. Предложенные методы работы в рамках образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета. Освоение материала, в основном, происходит в процессе практической творческой деятельности.
VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. - М., 1914
- Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. - М., 1979
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. - М.,1987
- Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981
- Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981
- Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.,1983
- Прете М.-К., Копальдо А. Творчество и выражение. В 2 ч.- М., 1981, 1985
- Стародуб К., Ткаченко Т. Лепим из пластилина.- «Феникс» Ростов-на- Дону, 2003.
- Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. - М., 1961
- Щербаков А.В. Искусство и художественное творчество детей /Под ред. Н.Н. Фоминой. - М., 1991
- Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. – М.,1961г
- Агамирян Ж. Детская картинная галерея. - М., 1979
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальная автономная организация дополнительного образования
«Новоаганская детская школа искусств»
Принята на заседании Утверждаю:
Педагогического совета Директор МАОДО «НДШИ»
« » июня 2020г. _________________ О.М. Панина
Протокол № 12 приказ № «О» от 30.08.2020года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
МОДУЛЬ 2
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ДПИ ( Декоративно прикладное искусство)
Возраст обучающихся 5 – 7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель программы:
Ражина Людмила Федоровна,
преподаватель
художественного отделения
п.г.т. Новоаганск
2020год
Структура программы
I.Пояснительная записка
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
2. Срок реализации общеразвивающей программы.
3.Объем времени реализации общеразвивающей программы.
4.Форма проведения занятий.
5.Цели и задачи общеразвивающей программы.
6. Методы обучения.
7. Учебно-тематический план.
8. Календарный учебный график.
9. Описание материально-технических условий реализации общеразвивающей программы
II. Основные средства и методические особенности программы
Методические особенности проведения занятий.
III. Структура занятия
IV. Ожидаемый результат и формы контроля
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
I.Пояснительная записка.
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью привлечению большего количества детей разного возраста к художественному творчеству, создание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации. В системе художественно- эстетического воспитания детей большое значение отводится изобразительной деятельности и декоративно - прикладному творчеству. Изобразительное и прикладное творчество является почвой и основой любой национальной культуры, памятником духовной культуры народа. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Предметы народного традиционного творчества вносят в нашу жизнь праздничность и красоту, всё больше входят в наш быт, не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времён. Благодаря популяризации изделий народного творчества приобретение обучающимся знаний и умений в рамках какого-либо народного вида творчества становится все актуальней.
- Задачи- развитие наблюдательности, умения видеть и воспринимать красоту окружающего мира;
- воспитание эмоциональной восприимчивости к произведениям Декоративно-прикладного искусства; формирование элементов аналитического отношения к художественному творчеству - по его темам и средствам выразительности;
- развитие эстетических, художественных, творческих способностей и дарований в их органичном взаимодействии;
- воспитание целостного взгляда на мир, способности к самостоятельному осмыслению и обобщению явлений действительности и искусства на основе формирования опыта собственной деятельности в области прикладного творчества, овладения практическими умениями и навыками.
Актуальность программы определяется запросами родителей и потребностью детей в самореализации и проявления индивидуальности в творчестве.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде творчества, как декоративно –прикладная деятельность, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. Меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию художественных навыков, помогает реализовать потребность в творческой самореализации.
Программа составлена на основании следующих
нормативно-правовых актов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41;
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295;
5. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р;
6. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 №06- 1844);
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 497 «О федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы»;
8. Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Срок реализации общеразвивающей программы
Дополнительная общеразвивающая программа «ДПИ» предназначена для работы с детьми дошкольного возраста от 5 до 7 лети рассчитана на один год обучения. Обучение реализуется в режиме учебных занятий. Продолжительность занятий для детей от 25 до 35 мин. по 1 занятию в неделю.
- Объем времен и реализации общеразвивающей программы
Срок обучения/количество часов | Количество часов |
с 01.02.2019 – 31.05.2019г. | |
Максимальная нагрузка | 16 часов |
Количество часов на аудиторную нагрузку | 16 часов |
Недельная аудиторная нагрузка | 1 час |
- Форма проведения занятий
Формой учебной работы является урок, численность учащихся 10 – 12 человек, продолжительность урока – от 25-35 минут.
- Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель:
Всестороннее развитие ребенка,формирование его творческих способностей и развитие индивидуальных качеств средствами декоративно-прикладных навыков, участием в конкурсно- выставочной деятельности школы.
Задачи:
1.Образовательные:
- расширять знания дошкольников в области народного творчества;
- развитие наблюдательности, умения видеть и воспринимать красоту окружающего мира;
- воспитание эмоциональной восприимчивости к произведениям декоративного искусства; формирование элементов аналитического отношения к прикладному творчеству - по его темам и средствам выразительности;
- развитие эстетических, художественных, творческих способностей и дарований в их органичном взаимодействии;
- воспитание целостного взгляда на мир, способности к самостоятельному осмыслению и обобщению явлений действительности и искусства на основе формирования опыта собственной деятельности в области Декоративно прикладного творчества, овладения практическими умениями и навыками.
- .
2.Воспитательные:
Творческие способности и практические умения детей не могут развиваться вне соответствующей сферы деятельности. Занятия прикладным искусством - это путь приобщения обучающихся к истокам фольклорной культуры, воспитание эстетического отношения к предметам быта, знакомство с историей своей страны, своего региона.
Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Программа «Я-художник» ориентирована не только на расширение уровня грамотности обучающихся в области ИЗО искусства и прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей.
В процессе выполнения работ в различных техниках, за счет взаимодействия с разнообразным материалом, у обучающихся развивается сенсорная сфера. В ходе художественной деятельности человек привыкает преодолевать трудности создания нового, вовлекая все свои душевные силы в достижение цели, в решение проблемы. Таким путем закладывается основа личностного роста.
3. Развивающие:
- развивать мышление, воображение, находчивость и творческую активность, расширять кругозор;
- содействовать развитию чувства прекрасного, художественных и прикладных навыков, памяти, внимания, умения работать в группе;
- способствовать развитию изобразительной грамотности проявлению творчества в повседневной жизни;
- способствовать развитию творческих способностей, выдумки, фантазии.
Все перечисленные задачи взаимосвязаны и решаются в комплексе.
- Методы обучения
1.Организационные: Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления
- Словесные (описание, объяснение, название упражнений);
- Практические (повторение, самостоятельное выполнение упражнений);
- Игровой (исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование)
Мотивационные (убеждение, поощрение);
- Учебно-тематический план
Учебно-тематический план по направлению «ДПИ» Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликация с элементами коллажа. | |||
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Аудиторные занятия |
1. | Введение. Знакомство с техникой. | Урок | 1 |
2. | Материалы, инструменты иприспособления.Дерево-рука | Урок | 1 |
3. | Изготовление плоских изделий Букет цветов | Урок | 1 |
4. | Осенние листочки | Урок | 1 |
5. | Изготовление панно. Пейзаж-настроение | Урок | 2 |
6. | Сказка | Урок | 2 |
7. | Букет цветов | Урок | 2 |
8. | Сказка (Веселая уточка ). | Урок | 4 |
9. | Платье для куклы | Урок | 2 |
10. | Открытка | Урок | 4 |
11. | Живые кляксы | Урок | 1 |
12. | Деревенская улочка | Урок | 2 |
13. | Ежик | урок | 2 |
14. | Коллективная работа. Модульно панно. « Сказочная страна» | Урок | 2 |
22 |
15. | Город ( апликация) | Урок | 2 |
16. | Творческая работа. Изготовление изделия Крынка,туесок. (Предметы быта) | Урок | 4 |
17. | Аксессуары. Творческая работа. | Урок | 2 |
Всего | 35 |
8.Календарный учебный график.
№№ | Месяц | Время проведения занятий | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. 3. 4. 5. | групповое занятие | 3 3 3 3
3 3 | детский сад | Открытое занятие |
- Описание материально-технических условий реализации общеразвивающей программы
Зал с хорошим освещением, с возможностью проветривания. Для реализации программы в образовательном учреждении оборудована аудитория изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.(мебель, стулья, столы) . Бумага А4,А3; баночки ; клей; кисти.
Средства обучения
Для достижения успешного результата в освоении программы «Я-художник» необходимы следующие учебно- методические пособия:
- наглядные методические пособия по темам;
- динамические таблицы;
- фонд лучших работ учащихся по разделам и темам;
- видеоматериалы о видах искусства;
- интернет - ресурсы;
- репродукции работ художников.
Вспомогательные материалы
- карточки различных типов;
- таблицы;
- портреты;
- справочные материалы;
Основные средства и методические особенности программы.
Применяются следующие средства дифференциации:
- Разработка заданий различной трудности и объема;
- Разная мера помощи преподавателя обучающимся при выполнении
учебных заданий;
- Основной задачей дифференциации и индивидуализации, при
объяснении материала, является формирование умения у обучающихся применять полученные ранее знания.
Обучающиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются 3вида заданий:
- Тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, упражнения.
Они используются с целью довести до стандартного уровня
первоначальные знания, умения, навыки;
- Частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот
или иной известный им способ изображения предметов;
- Творческие, в которых обучающиеся могут использовать полученные
знания в авторских работах;
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
- обзорная беседа - знакомство с новой техникой работы в материале;
- освоение приемов работы в материале;
- создание творческой работы;
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в результате творческой работы. Предложенные методы работы в рамках образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета. Освоение материала, в основном, происходит в процессе практической творческой деятельности.
III. Структура занятий
Содержание предмета по направлению «ДПИ»
Тема 1. Вводное занятие. Аппликация с элементами коллажа
1.1. Тема: Дерево – рука. Познакомиться с особенностями декоративной
композиции: плоскостность изображения, лаконичность и выразительность силуэта, локальные цветовые отношения. Использование контрастных отношений локального цвета фона и пестрой аппликации, которая на него наклеивается. Используется картон, цветная и пестрая бумага из журналов, клей, ножницы.
Самостоятельная работа: «Веселые осьминожки». Придумать и выполнить
декоративную композицию с использованием отпечатков рук (гуашь,
акварель, формат А3).
1.2. Тема: Букет цветов. Познакомиться с техникой мозаичной аппликации.
Узнать о виде монументального декоративно-прикладного искусства -
мозаика. Выполнить композицию из заранее подготовленных кусочков
бумаги разных оттенков одного цвета. Организовать плоскость листа при акцентировании композиционного центра и соподчинении всех. элементов композиции. Задание выполняется на картоне с использованием цветной бумажной мозаикой.
Самостоятельная работа: собрать коллекцию осенних листьев.
1.3.Тема: Осенние листочки. Знакомство с понятием «простая и сложная
форма». Сравнение по форме различных листьев (рябина и липа, ясень и дуб), и выявление их геометрической основы. Сравнение пропорций частей в сложных составных формах. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Использование цветной бумаги, картона, шаблона листьев, декоративных маркеров.
Самостоятельная работа: используя технику мозаичной аппликации
выполнить упражнение «Радуга-дуга», цветная мозаичная бумага, картон
формат А5.
1.4. Тема: Пейзаж-настроение. Используя навыки, приобретенные на
предыдущих уроках, выполнить композицию на передачу эмоционального состояния природы с помощью ритмически организованных пятен. Работа выполняется из осенних листьев, цветной мозаики на картона формат А4.
Самостоятельная работа: прочитать русские народные сказки, героями
которых являются звери. 1.5.Тема: Сказка. Познакомить с анималистическим жанром в декоративно-
прикладном искусстве. Выполнить иллюстрацию к русской народной сказке
в технике аппликации из кусочков рваной цветной бумаги. Найти
выразительное решение композиции, выполнить силуэтное изображение
животного. Использование цветной бумаги, цветного картона.
Самостоятельная работа: поинтересоваться у родных есть ли дома
глиняная игрушка, если есть, то узнать какая и принести на занятие. 1.6Тема: Букет. Используя навыки, приобретенные на предыдущих уроках, выполнить композицию. Работа выполняется на тонированной бумаге гуашью, смешанный материал, бумага А3.
Самостоятельная работа: подготовить тонированную бумагу, материал.
1.7 Тема: Сказка Веселая уточка. Используя навыки, приобретенные на
предыдущих уроках, выполнить композицию, создать выразительный образ. Работа выполняется из цветной мозаики на картоне, формат А3.
Самостоятельная работа: закончить работу дома.
1.8 Тема: Платье для куклы. Создать композицию – образ. Развитие умения использовать повтор главных элементов с вариациями, поиск выразительных линий в орнаменте. Используется гуашь, тушь, бумага А3.
Самостоятельная работа: подобрать визуальный материал. 1.9.Тема: Открытка. Продумать сюжет и эскиз на основе знаний о
симметрии и асимметрии, понятий ритмически расположенных форм.
Согласно эскизу продумать порядок формирования изображения способом послойного наложения вырезанных заготовок на плоскость. Используется в работе цветная бумага, картон, фетр, фурнитура (пуговицы, пайетки, бусины). . 1.10 Тема: Живые кляксы. Продолжаем развивать воображение. Превращение клякс в животных. Знакомство с силуэтом, поиск выразительных силуэтов в передаче внешнего очертания животного.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу. .1.11. Тема: Деревенская улочка. Коллективная работа. Развитие трудовых умений и творческого опыта в работе бумагой и природным материалом; использование комбинированных материалов. Используется бумага разной фактуры, природный материал, клей, бумага А2.
Самостоятельная работа: подобрать материалы.. 1.13Тема: Ежик. Закрепление анималистического жанра. Знакомство с фактурой. С помощью тычков жесткой полусухой кистью, создать фактуру колкости ежа. Используется жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета, формата А3.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу.1.14 Тема « Сказочная страна». Познакомить детей с техникой «граттаж», закрепить умение детей владеть различными приемами графического изображения. Продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, мелкую моторику рук. Используется подготовлена заранее грунтованный формат, шариковая ручка(без пасты). А3.
Самостоятельная работа: подготовить тонированный лист.
IV. Ожидаемый результат и формы контроля
Требования к уровню подготовки учащихся по направлению «ДПИ»
В конце обучения учащиеся должны знать (уметь, применять): Знать
- основные понятия и терминологию в области декоративно - прикладного искусства и художественных промыслов;
- принцип работы с бумагой;
- область применения ДПИ;
- материалы и инструменты;
- способы декорирования изделий из керамики;
- принцип создания узоров;
Уметь
- решать художественно - творческие задачи материалами;
- самостоятельно создавать узоры и эскизы изделий ;
- ритмично заполнять орнаментом поверхности;
- находить выразительные цветовое и композиционное решение;
- анализировать и оценивать результаты собственной творческой
деятельности; •;
- расписывать поверхности в технике свободной росписи;
- применять в работе различные виды росписей;
В подготовительных и старших группах детского сада применяется безоценочная система, так как главная цель обучения – способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей ребёнка.
Контроль над усвоением программы проводится в форме просмотров и участия в выставках и конкурсах различного уровня.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-35минут. Основными методами в работе с дошкольниками являются показ и словесно-образное объяснение. Основными дидактическими принципами планирования, организации и проведения занятий являются: систематичность, последовательность, доступность, повторяемость, заинтересованность. Для развития навыков творческой работы обучающихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации, что позволяет полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности каждого обучающегося, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей. Групповые вводные беседы и объяснения материала дополняются индивидуальной работой с каждым обучающимся, над особенностями его композиции (эскиза) и умением построить работу, как личный творческий процесс. В завершении темы рабочий просмотр творческих работ.
При реализации программы используются следующие методы обучения:
- Словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- Наглядный (демонстрация образцов, приемов работы);
Практический (выполнение упражнений, практических работ, творческих работ, реализация проектов); В процессе освоения программы применяются 3вида заданий:
- Тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, упражнения.
Они используются с целью довести до стандартного уровня
первоначальные знания, умения, навыки;
- Частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот
или иной известный им способ изображения предметов;
- Творческие, в которых обучающиеся могут использовать полученные
знания в авторских работах;
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
- обзорная беседа - знакомство с новой техникой работы в материале;
- освоение приемов работы в материале;
- создание творческой работы;
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в результате творческой работы. Предложенные методы работы в рамках образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета. Освоение материала, в основном, происходит в процессе практической творческой деятельности.
В работе с детьми дошкольного возраста важно «не стремиться к высоким достижениям, как самоцели, а использовать навыки, знания и умения, полученные на занятиях по ДПИ для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка в атмосфере доброжелательности, любви и уважения к своим воспитанникам и профессиональному делу».
VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Агамирян Ж. Детская картинная галерея. - М., 1979
- Алексеева В.В. Что такое искусство? - М., 1991
- Башилов Я.А. Ребенок-художник.- М., 1929
- Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. - М., 1961
- Библер В.С. Мышление как творчество. - М., 1975
- Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., 1971
- Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л.,1975
- Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. - М., 1986
- Выготский Л.С. Психология искусства. - М.,1987
- Гросул Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном искусстве // Искусство в школе. - 1993: №3
- Кастерман Ж. Живопись. Рисуй и самовыражайся. М., 2002
- Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. - М., 1914
- Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. - М., 1979
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. - М.,1987
- Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981
- Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981
- Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.,1983
- Прете М.-К., Копальдо А. Творчество и выражение. В 2 ч.- М., 1981, 1985
- Стародуб К., Ткаченко Т. Лепим из пластилина.- «Феникс» Ростов-на- Дону, 2003.
- Фрейн Ш. Научись лепить забавных животных.- Минск, «Попурри», 2003
- Щербаков А.В. Искусство и художественное творчество детей /Под ред. Н.Н. Фоминой. - М., 1991
- Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. - М., 1969