Физическая природа цвета.
Цветоведение изучает и раскрывает основные особенности цветовых явлений в природе, предметно-пространственной среде, созданной человеком, а также в сфере искусства, по отношению к тем объектам, которые воспринимаются визуально. С позиций физики (оптики) цвет имеет световую природу. Возникновение цветовых ощущений невозможно без света, следовательно, понятия «свет» и «цвет» неотделимы. Светоцветовые ощущения возникают только тогда, когда свет воздействует на орган зрения человека. Лучи света, попадая на сетчатку глаза, вызывают импульсы, производящие в мозгу ощущение (впечатление) того или иного цвета или их сочетаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация по изобразительному искусству, раздел цветоведение. | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 1676 году сэр Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного. Ньютон ставил свой опыт следующим образом: солнечный свет пропускался через узкую щель и падал на призму. В призме луч белого цвета расслаивался на отдельные спектральные цвета.
Second Page : Разложенный таким образом он направлялся затем на экран, где возникало изображение спектра. Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, жёлтый, зелёный, синий кончалась фиолетовым. Эти цвета получаются из солнечного луча с помощью преломления.
Second Page : Если это изображение затем пропускалось через собирающую линзу, то соединение всех цветов снова давало белый цвет.
Second Page : Существуют и другие физические пути образования цвета, например, связанные с процессами интерференции, дифракции, поляризации и флуоресценции.
Second Page : Интерфере́нция све́та — перераспределение интенсивности света в результате наложения нескольких взаимосвязанных световых волн.
Second Page : Дифракцией называется огибание волнами препятствий, встречающихся на их пути, или в более широком смысле - любое отклонение распространения волн вблизи препятствий от законов геометрической оптики.
Second Page : Некоторые вещества при определенных условиях способны преобразовывать поглощенную энергию, испуская ответное излучение. Такие процессы носят общее название «флуоресценция».
Second Page : Если мы разделим спектр на две части, например - на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую, и соберём каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет. Если мы удалим из спектра один цвет, например, зелёный, и посредством линзы соберём оставшиеся, то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть дополнительным по отношению к удаленному нами зелёному. Если удалим желтый - оставшиеся цвета дадут фиолетовый. Если соединить зелёный с красным - получим белый. Это же касается и других дополнительных друг другу цветов. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра.
Second Page : Итак, дополнительные цвета - это 2 цвета, объединение которых даёт белый цвет. Теперь представьте как вы смешиваете на бумаге красную и зеленую краску. Вспоминаете что происходит в таком случае? У нас получается темно-серый, почти чёрный цвет.
Second Page : Изначально, в опыте с призмой мы говорили о спектральных цветах, т.е. световых лучах, окрашенных в определённый цвет. В повседневной жизни мы сталкивается с другими цветами - пигментными или ещё их называют вещественными.
Second Page : Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный. Когда мы говорим: «эта чашка красная», то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных. Чашка сама по себе не имеет никакого цвета, цвет создаётся при её освещении. Если, в свою очередь, покрыть бумагу черной краской, соответственно, поглощается весь спектр, ничего не отражается. Пигментные цвета проявляют свойства, отличные от спектральных при смешении. Смешение спектральных и пигментных цветов базируется на противоположных принципах - сложении и вычитании.
- Мне нравится (1)