Выполнение натюрморта акварелью в технике «гризайль»»

Немцева Лилия Александровна
На начальном этапе обучения важную роль у учащихся играет умение анализировать форму предметов.
Форма является одним из основополагающих средств изобразительного искусства. Цвет в живописи выявляет форму и зачастую увлечение им происходит в ущерб передаче объема тоном. Учащиеся в своих работах должны грамотно передавать цветовые отношения и при этом не забывать о форме и объеме предметов. Стоит помнить, что тон является неотъемлемой частью живописи. Нельзя допускать, чтобы за живописностью мазков терялся объем, глубина, пространство, т. е. все то, что необходимо для передачи правдивого изображения предметов. Поэтому прежде чем приступить к изображению в цвете, полезно познакомиться с процессом тонального изображения натуры в технике «гризайль».
Гризайль (фр. Grisaille от gris - серый) - вид однотонной (монохромной) живописи, выполняемой в разных тонах одного цвета, чаще всего сепии, а так же техника создания нарисованных барельефов, и других архитектурных или скульптурных элементов. Иными словами, гризайль –живопись одной краской. Краска нужна тёмного цвета, чтобы можно было выдержать тональный диапазон от самого светлого до самого темного, что соответствует человеческому восприятию реальной действительности. Такой краской могут быть черная, коричневая, умбра и т.п.
Гризайль — техника, которой в живописи очень часто пренебрегают, считают ее невыразительной и скучной, потому что для выполнения работы используются только ахроматические цвета, отличающиеся друг от друга лишь по светлоте. Между тем у этих цветов большие изобразительные возможности. Человеческий глаз способен отличить по степени светлоты до 300 — 400 переходных оттенков от белого к черному цвету. Они позволяют наглядно передать объем и свет, пространство, наполненное воздухом, его туманную, дымчатую глубину.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2023_otkrytyy_urok_grizayl.docx533.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОРОХОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

                                                         

                                                 

Открытый урок

Тема: «Выполнение натюрморта акварелью в технике «гризайль»»

5 класс

Выполнила:

                                             Преподаватель МАУ ДО «Дороховская ДШИ»

                                                  Немцева Лилия Александровна

Московская область, Рузский ГО

2023г

На начальном этапе обучения важную роль у учащихся играет умение анализировать форму предметов.

Форма является одним из основополагающих средств изобразительного искусства. Цвет в живописи выявляет форму и зачастую увлечение им происходит в ущерб передаче объема тоном. Учащиеся в своих работах должны грамотно передавать цветовые отношения и при этом не забывать о форме и объеме предметов. Стоит помнить, что тон является неотъемлемой частью живописи. Нельзя допускать, чтобы за живописностью мазков терялся объем, глубина, пространство, т. е. все то, что необходимо для передачи правдивого изображения предметов. Поэтому прежде чем приступить к изображению в цвете, полезно познакомиться с процессом тонального изображения натуры в технике «гризайль».

Гризайль (фр. Grisaille от gris - серый) - вид однотонной (монохромнойживописи, выполняемой в разных тонах одного цвета, чаще всего сепии, а так же техника создания нарисованных барельефов, и других архитектурных или скульптурных элементов. Иными словами, гризайль –живопись одной краской. Краска нужна тёмного цвета, чтобы можно было выдержать тональный диапазон от самого светлого до самого темного, что соответствует человеческому восприятию реальной действительности. Такой краской могут быть черная, коричневая, умбра и т.п.

Гризайль — техника, которой в живописи очень часто пренебрегают, считают ее невыразительной и скучной, потому что для выполнения работы используются только ахроматические цвета, отличающиеся друг от друга лишь по светлоте. Между тем у этих цветов большие изобразительные возможности. Человеческий глаз способен отличить по степени светлоты до 300 — 400 переходных оттенков от белого к черному цвету. Они позволяют наглядно передать объем и свет, пространство, наполненное воздухом, его туманную, дымчатую глубину.

Цель работы:

Приобретение учащимися знаний о передаче формы предметов путем использования светотеневых отношений, ахроматических цветов и ритма цветовых пятен. Развитие понимания распределения тона в различных частях натюрморта при написании в технике «гризайль».

Задачи:

  • Ознакомление с техникой живописи «гризайль», обучение рисованию натюрморта в новой технике;
  • Объединение и реализация на практике уже полученных знаний о живописи, композиции, натюрморте;
  • Расширение представлений учащихся о выразительных возможностях натюрморта, обучение выражению в натюрморте своих настроений и переживаний;
  • Овладение техническими приемами работы акварелью;
  • Поиск необходимых градаций тона, контраста и насыщенности при написании натюрморта;
  • Воспитание художественного вкуса.

Материалы:

  • Компьютер, проектор, экран;
  • Бумага для акварели формата А2, акварельные краски, кисти «Белка» различного размера (например № 3, 7 и 9), баночка для воды, палитра, карандаши, стирательная резинка;
  • Постановка натюрморта с драпировкой;
  • Образцы рисунка преподавателя или работ учащихся.

План урока:

1. Теоретическая часть (1 академический час):

  • Организационный момент;
  • Выявление проблемы, повторение пройденного и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач.

2. Практическая работа (5 академических часов):

  • Монохромный этюд натюрморта;
  • Домашнее задание;
  • Подведение итогов.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие, организация рабочего места учащихся. Проверка правильного размещения учеников за мольбертами, всем ли хорошо видна постановка, удачны ли ракурсы.

2. Выявление проблемы, повторение пройденного и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач.

В ходе беседы учащимся необходимо вспомнить, что такое живопись, натюрморт, хроматические и ахроматические цвета, особенности восприятия цвета (по светлоте, насыщенности, цветовому и тональному контрасту).

Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на различную поверхность.

Натюрморт — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. «Натюрморт» в переводе с французского означает «мертвая натура», т.е. постановка из неживых предметов, фруктов, овощей, предметов быта, домашнего обихода.

Хроматические цвета - все цвета, за исключением белого, черного и всех оттенков серого. Это те цвета и их оттенки, которые человек способен различать в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Хроматический цвет определяется тремя физическими понятиями: цветовой тон, насыщенность и яркость.

Ахроматические (монохромные) цвета – белый, черный и вся шкала серых между ними.

Светлота – это степень отличия цвета от белого и черного. Цвет является светлым в том случае, когда разница между определяемым цветом и черным больше, чем между ним и белым. В противоположном случае – темным. Если разница между черным и белым равна, то цвет средний по светлоте. 

Насыщенность (интенсивность) - степень отличия хроматического цвета от ахроматического, равного ему по яркости, степень выраженности определенного тона. Понятие действует в пределе одного тона, где степень насыщенности измеряется степенью отличия от серого: насыщенность/светлота. Понятие так же связано с яркостью, так как самый насыщенный тон в своей линейке будет самым ярким.

 Тон – основная характеристика, по которой называют цвета. Например, красный или желтый. Существует обширная палитра цветов, основой которой являются 3 цвета (синий, желтый и красный). Остальные цвета являются дополнительными. Тона получают смешиванием в разных пропорциях основных цветов.  Тона и оттенки – синонимы.

Тональный контраст - сопоставление светлого и темного.

Объяснение нового термина – техника «гризайль» в живописи.

Гризайль (фр. Grisaille от gris - серый) - вид однотонной (монохромнойживописи, выполняемой в разных тонах одного цвета, чаще всего сепии, а также техника создания нарисованных барельефов, и других архитектурных или скульптурных элементов. Иными словами, гризайль –живопись одной краской.

Примеры работ в технике «гризайль».

Техника «гризайль» широко использовалась в станковой живописи в Средние века. Примером может служить Алтарь Геллера, созданный Маттиасом Грюневальдом и Альбрехтом Дюрером. Другим известным образцом является картина Рембрандта «Проповедь Иоанна Крестителя».

  Пабло Пикассо использовал гризайль в картине «Герника». Название "гризайль" одинаково применимо и к одноцветным картинам, писаным масляной краской, и к рисункам, сделанным акварелью, гуашью, мягким материалом (соус, сангина, уголь). Гризайль может быть коричневой, серой, умбристой или сиреневой, главное, что в процессе ее создания применяется один цветовой тон.

Техника «гризайль» часто использовалась в эпоху барокко в архитектуре для создания искусственных барельефов. Так, например, потолки и стены некоторых залов Эрмитажа (например стены Иорданской Лестницы) написаны в этой технике для создания впечатления атриумов, скульптур под сводами и резных стен.

 Гризайлью очень часто пользовались при декоре интерьеров русских дворцов стилей классицизма, ампира, образцы которых сохранились до наших дней, особенно в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Калуге.

2. Практическая работа.

Применяя технику «гризайль», можно ставить натюрморты как из бытовых предметов, так и использовать геометрические фигуры, гипсовые орнаменты и головы с драпировками. Выполнение этюда гризайлью начинается с компоновки предметов на листе бумаги. Расположение натюрморта должно строиться на основе равновесия светлых и темных пятен на плоскости, чтобы изображение не перевешивало ни вправо, ни влево, ни вверх, ни вниз. В рисунке для этюда гризайлью особое внимание следует уделить конструктивному построению предметов и их правильному изображению в перспективе. Также важно наиболее точно определить пропорции и положение предметов. Рисунок нужно выполнять остро отточенным карандашом, тонкими линиями, без нажима. Когда рисунок выполнен, преподавателем проверена композиция, пропорции предметов, их соотношение между собой, положение в пространстве и изображение в перспективе, можно начинать писать кистью. На палитре или на отдельном листе бумаги необходимо выполнить раскладку тона, выбранные краски от самого светлого до самого темного для данной постановки, стараясь наиболее точно определить светотень для предметов, силу тона для фона. После этого можно приступать к выполнению этюда гризайлью.

При выполнении практических заданий в этой технике, учащимся ставится задача: передать объем натуры тональными отношениями. В одноцветной живописи необходимые тональные градации по форме предмета достигаются наложением краски в нужную силу. Работа ведется от темного к светлому. Начинать с теней целесообразно потому, что, правильно найдя градации тона в теневой части изображения, сразу можно конструктивно решить форму. Почти одновременно с прокладыванием теней на этюде следует широко и смело писать фон. Следует напомнить учащимся, что только первоплановые предметы пишутся подробно, с детальной проработкой, по мере удаления мазки должны становиться шире, обобщеннее, и, наконец, фон пишется широко, мягко, цельно. Мазки кладутся по форме предметов. Следующий этап работы – конкретизация деталей и уточнение форм натюрморта. Детали должны влиться в общее тональное состояние этюда. После того как весь этюд написан, прописаны все детали и фон, необходимо заняться обобщением этюда. Написать акварелью сразу, без поправок-замывок и лессировок почти невозможно. При обобщении этюда необходимо стремиться к тому, чтобы тени не смотрелись глухими и черными. Также, если это необходимо, можно усилить явные светлые и темные пятна. Для этого нужно где-то смыть краску, где-то пролессировать другим тоном, где-то положить мазок смело и решительно, усиливая движение формы.

Во время практической части преподавателю следует обращать внимание учащихся на явные ошибки при самостоятельной работе над натюрмортом, акцентируя на сложных нюансных переходах тонов.

Домашнее задание.

Выполнение одного этюда гризайлью в классе явно недостаточно, поэтому преподавателем задается домашнее задание, чтобы учащиеся выполнили два-три небольших краткосрочных этюда в домашних условиях. Это позволит приобрести необходимые навыки в выполнении одноцветных этюдов.


Подведение итогов. Просмотр и обсуждение работ учащихся.

При постоянной практике в одноцветном варианте учащийся может взять настолько точно тональные отношения и вместе с тем так разыграть все нюансы, что будет полностью ощущаться и колорит произведения, и окраска каждого предмета. Гризайль дает возможность пофантазировать и представить картину в собственной цветовой интерпретации. Выполняя задание в технике «гризайль», учащиеся учатся видеть и передавать объем изображаемых объектов.

По итогам проведенной работы учащиеся должны убедиться, как важно ставить перед собой задачи светотеневого решения живописного натюрморта. В решении этой задачи  помогает обращение к монохромной технике живописи. Учащиеся знакомятся с новым термином – «гризайль», закрепляют пройденный материал и выполняют задание в новой технике.

Список литературы:

1. Авдеев Ю. С., Бесчастнов Н. П., Дыминский В. Б., Гусейнов Г. М., Кулаков В. Я., Стор И. Н., Шеболдаев А. С. Живопись: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Гуманит», 2001.

2. Аксенов Ю. Г., Левидов М. М. Цвет и линия: Практическое пособие по рисунку и живописи. 2-е изд. М.: Советский художник, 1986.

3. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. Практическое пособие. М.: «Высшая школа», 1992.

4. Интернет-ресурс: http://pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2008/263-esteticheskoe-obrazovanie/6613-znachenie-tehniki-grizayl.html

5. Интернет-ресурс: https://ru.wikipedia.org/

6. Интернет-ресурс: http://nsportal.ru/

7. Интернет-ресурс: http://festival.1september.ru/

8. Интернет-ресурс: http://zavuch.info/