Методический доклад «Развития колористических умений у младших школьников»

Кристович Екатерина Григорьевна

Экспериментально проверить условия развития колористических умений у младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_doklad.docx5.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Усть-Кутского муниципального образования

Методический доклад

«Развития колористических умений у младших школьников»

Кристович Екатерина Григорьевна, преподаватель I КК

2023г.

Разрешите представить вашему вниманию методический доклад на тему «Развития колористических умений у младших школьников»

Дети младшего школьного возраста имеют скудные представления о цвете, выполняя какую-либо творческую работу им сложно подобрать нужные цвета. В этом и заключается актуальность поднятой проблемы - в том, что дети не владеют законами цветоведения, что приводит к ограничению познавательной способности и способности к изобразительной деятельности, к отсутствию художественно-образованной личности.

Надо учить маленького художника понимать, что из себя представляет «мир цвета», «цветовое равновесие композиции», как правильно закомпоновать изображаемый сюжет в листе бумаги и т.д. Если все это будет объясняться и строиться при помощи цветовых пятен и отношений, ребенок легче усвоит материал. Другими словами, хорошо сформированные умения способствуют лучшему усвоению материала. Через цвет он раскрепощается, идет как бы игра с красками, и он быстрее все запоминает.

Для изучения данной проблемы, мной было проведено исследование в 1 классе на занятиях по цветоведению.

Цель исследования было экспериментально проверить условия развития колористических умений у младших школьников. В соответствии с целью исследования были намечены следующие задачи:

- изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме развития у младших школьников колористических умений

- выделить условия развития у младших школьников колористических умений

- разработать и апробировать программу развития у младших школьников колористических умений при обучении в детской художественной школе.

Для того, чтобы процесс развития колористических умений протекал успешно, необходимо:

- формировать знания о колорите, свойствах цвета;

- формировать умение работать с цветом через использование упражнений;

- формировать умение выполнять композицию в определённом колорите.

Рассмотрела теоретические основы «колорита»

Колорит — это понимание живописной грамоты через знания основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, цветовой гармонии. Колористические умения – умения смешивать цвета для создания определенного настроения, чувствовать и определять холодные и теплые цвета, понимать и правильно применять цветовые контрасты в создании живописного произведения.

Также рассмотрела методы развития у младших школьников колористических умений

В работе, направленной на развитие колористических умений, используется информационно коммуникационные технологии ИКТ, которая дает возможность использовать дополнительные наглядности. Создание презентаций для формирования знаний о колорите, свойстве цвета. Также используются традиционные методы обучения.

1 этап исследования

Для определения исходного уровня развития колористических умений ученикам было предложено задание, нарисовать рисунок, морских обитателей в тёплом течение, холодного океана. При выполнении задания дети работали без объяснения педагога. Для анализа работ детей выделила следующие критерии:

- знания о колорите (тёплых и холодных цветах, цветовых гармониях, контрастных цветах), свойствах цвета (цветовом тоне, насыщенности, светлоте);

- умение получать цвета и оттенки путём смешивания, определять тёплые и холодные цвета, подбирать цветовые контрасты, передавать цветовые сочетания, определять светлоту и насыщенность;

- умение выполнять композицию в определённом колорите, гармонично сочетая цвета.

Содержание 1 этапа эксперимента показало, что у детей средний либо низкий уровень развития колористических умений.

Основываясь на данные, полученных на 1 этапе эксперимента, была разработана программа развития у младших школьников колористических умений.

В ходе формирования колористических умений были проведены беседы с применением информационно-коммуникационных технологий.

На втором этапе нашей работы, учащиеся выполняли упражнения учились получать цвета и оттенки путём смешивания, определять тёплые и холодные цвета, подбирать цветовые контрасты, передавать цветовые сочетания, определять светлоту и насыщенность.

Для этого мы использовали метод дидактическая игра.

На третьем этапе, учащиеся самостоятельно выполнили композицию в определённом колорите. Было дано задание, которое необходимо выполнить, используя полученные знания.

На контрольном этапе было выполнено тоже самое задание, что и на 1 этапе - нарисовать морских обитателей в тёплом течение, холодного океана с целью подтверждения эффективности выделенных нами условий развития у младших школьников колористических умений.

Выполняя поэтапно работу, учащиеся успешно справились с заданием.

Результаты, полученные после экспериментальной работы: из 15 учащихся высокий уровень у 8 учащихся (53 %), средний уровень у 6 учащихся (40%) низкий 1 (7%). Анализ работы показал: после 2 этапа эксперимента в классе, значительное количество учащихся показали высокий и средний уровень развития колористических умений.

Таким образом, данные, полученные в ходе экспериментальной работы, подтверждают эффективность разработанной программы, следовательно, цель работы достигнута.

Спасибо за внимание.