Методический доклад «Развития колористических умений у младших школьников»
Экспериментально проверить условия развития колористических умений у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_doklad.docx | 5.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Усть-Кутского муниципального образования
Методический доклад
«Развития колористических умений у младших школьников»
Кристович Екатерина Григорьевна, преподаватель I КК
2023г.
Разрешите представить вашему вниманию методический доклад на тему «Развития колористических умений у младших школьников»
Дети младшего школьного возраста имеют скудные представления о цвете, выполняя какую-либо творческую работу им сложно подобрать нужные цвета. В этом и заключается актуальность поднятой проблемы - в том, что дети не владеют законами цветоведения, что приводит к ограничению познавательной способности и способности к изобразительной деятельности, к отсутствию художественно-образованной личности.
Надо учить маленького художника понимать, что из себя представляет «мир цвета», «цветовое равновесие композиции», как правильно закомпоновать изображаемый сюжет в листе бумаги и т.д. Если все это будет объясняться и строиться при помощи цветовых пятен и отношений, ребенок легче усвоит материал. Другими словами, хорошо сформированные умения способствуют лучшему усвоению материала. Через цвет он раскрепощается, идет как бы игра с красками, и он быстрее все запоминает.
Для изучения данной проблемы, мной было проведено исследование в 1 классе на занятиях по цветоведению.
Цель исследования было экспериментально проверить условия развития колористических умений у младших школьников. В соответствии с целью исследования были намечены следующие задачи:
- изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме развития у младших школьников колористических умений
- выделить условия развития у младших школьников колористических умений
- разработать и апробировать программу развития у младших школьников колористических умений при обучении в детской художественной школе.
Для того, чтобы процесс развития колористических умений протекал успешно, необходимо:
- формировать знания о колорите, свойствах цвета;
- формировать умение работать с цветом через использование упражнений;
- формировать умение выполнять композицию в определённом колорите.
Рассмотрела теоретические основы «колорита»
Колорит — это понимание живописной грамоты через знания основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, цветовой гармонии. Колористические умения – умения смешивать цвета для создания определенного настроения, чувствовать и определять холодные и теплые цвета, понимать и правильно применять цветовые контрасты в создании живописного произведения.
Также рассмотрела методы развития у младших школьников колористических умений
В работе, направленной на развитие колористических умений, используется информационно коммуникационные технологии ИКТ, которая дает возможность использовать дополнительные наглядности. Создание презентаций для формирования знаний о колорите, свойстве цвета. Также используются традиционные методы обучения.
1 этап исследования
Для определения исходного уровня развития колористических умений ученикам было предложено задание, нарисовать рисунок, морских обитателей в тёплом течение, холодного океана. При выполнении задания дети работали без объяснения педагога. Для анализа работ детей выделила следующие критерии:
- знания о колорите (тёплых и холодных цветах, цветовых гармониях, контрастных цветах), свойствах цвета (цветовом тоне, насыщенности, светлоте);
- умение получать цвета и оттенки путём смешивания, определять тёплые и холодные цвета, подбирать цветовые контрасты, передавать цветовые сочетания, определять светлоту и насыщенность;
- умение выполнять композицию в определённом колорите, гармонично сочетая цвета.
Содержание 1 этапа эксперимента показало, что у детей средний либо низкий уровень развития колористических умений.
Основываясь на данные, полученных на 1 этапе эксперимента, была разработана программа развития у младших школьников колористических умений.
В ходе формирования колористических умений были проведены беседы с применением информационно-коммуникационных технологий.
На втором этапе нашей работы, учащиеся выполняли упражнения учились получать цвета и оттенки путём смешивания, определять тёплые и холодные цвета, подбирать цветовые контрасты, передавать цветовые сочетания, определять светлоту и насыщенность.
Для этого мы использовали метод дидактическая игра.
На третьем этапе, учащиеся самостоятельно выполнили композицию в определённом колорите. Было дано задание, которое необходимо выполнить, используя полученные знания.
На контрольном этапе было выполнено тоже самое задание, что и на 1 этапе - нарисовать морских обитателей в тёплом течение, холодного океана с целью подтверждения эффективности выделенных нами условий развития у младших школьников колористических умений.
Выполняя поэтапно работу, учащиеся успешно справились с заданием.
Результаты, полученные после экспериментальной работы: из 15 учащихся высокий уровень у 8 учащихся (53 %), средний уровень у 6 учащихся (40%) низкий 1 (7%). Анализ работы показал: после 2 этапа эксперимента в классе, значительное количество учащихся показали высокий и средний уровень развития колористических умений.
Таким образом, данные, полученные в ходе экспериментальной работы, подтверждают эффективность разработанной программы, следовательно, цель работы достигнута.
Спасибо за внимание.