Презентация по дисциплине "История искусств"
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мастер батальной живописи, М. Б. Греков сыграл заметную роль в развитии отечественного искусства. Будучи приверженцем реалистических традиций русской живописной школы XIX в., он был пропагандистом зарождающегося официального стиля эпохи - социалистического реализма. Детство и юность будущего художника прошли на Дону. Поначалу рисованием он занимается самостоятельно, а в 1898 г. поступает в Одесское художественное училище. После его окончания в 1903 г. Греков успешно сдает экзамены в Петербургскую АХ, где в 1905-07 гг. учится в живописной мастерской И. Е. Репина , а после ухода последнего из Академии переходит в батальную мастерскую А. Ф. Рубо . Во время учебы он участвует в работе над знаменитыми панорамами своего педагога - "Оборона Севастополя" (1907) и "Бородинская битва" (1911).
После Октябрьской революции Митрофан Борисович перебрался в Новочеркасск. В 1920 году художник написал картину «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского». Именно эта работа стала разделительной чертой в жизни мастера. Советской власти были нужны талантливые люди, которые смогли бы идеологически верно передать военную идеологию на картинах и плакатах. И с этой задачей Греков справился. Именно тогда появляются такие знаменитые полотна: «В отряд к Буденному» (1923), « Тачанка» (1925), « На походе. Первая конная» (1927 ) «Бегство белых из Новочеркасска в 1920 году», « Комбриг ведет в атаку», « Бой за Ростов у села Генеральский Мост».
Освобождению города Новочеркасска от белогвардейцев посвящена картина «Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск» (1920). Картина выполнена в лучших традициях русской реалистической живописи, отличается тонким мастерством, написана в сдержанной, но красивой цветовой гамме. Раннее зимнее утро. Городская рабочая окраина. На улице остановился на привал полк Красной Армии. Всё кажется, на первый взгляд, просто и обыденно в картине. Размещённые на первом плане, мирно и деловито беседуют командиры. Из калитки домика навстречу спешит старик в рабочем фартуке, по виду мастеровой. Вместе с тем художник даёт живо почувствовать историческое значение происходящего, с волнением повествует о новой жизни, которая теперь пришла в город, показывает, что революционная армия, защищающая интересы трудящихся, — плоть от плоти народа. Большую эмоциональную роль в картине играет пейзаж, который прекрасно гармонирует с настроением бойцов, уставших после тяжёлых боёв и всё же полных бодрости, готовности к новым сражениям.
Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск в 1920 году.
В 1923 году художник встретился с вождями 1-й Конной армии, К.Е. Ворошиловым и С.М. Будённым и попросил их оказать содействие в его «намерении писать на темы гражданской войны». Состоявшийся тогда разговор определил будущее художника: в ответ на реплику одного из командиров «у нас армия без штанов, а мы будем картины писать», Ворошилов ответил: «Ты рассуждаешь неправильно, у нас должны быть и армия, и искусство» и пообещал Грекову привезти из Москвы краски. В этой картине Греков, продолжая традицию реалистической живописи XIX века, точно находит выразительную деталь, раскрывающую сюжет полотна. Момент, когда запыленный безымянный конник, достигнув, наконец, безопасных для него позиций красных, может прикрепить к папахе красную ленточку. Кусочек кумача, символизирующий сторону, которую он выбрал в этой войне. Название картины позволяет довольно точно датировать эту сцену 1918 годом, когда Будённый создал свой революционный конный отряд, воевавший против белогвардейцев на Дону.
«В ОТРЯД К БУДЕННОМУ» 1923г. Размер - 38,5 x 53см. Фанера.масло
Широко известная картина Митрофана Грекова «Тачанка» ( 1925 ) как бы олицетворяет победоносную силу Красной Армии . В летний знойный полдень по степи мчатся боевые тачанки, запряженные четверками лихих коней. В подавшихся вперёд фигурах конармейцев на тачанках живо ощущается напряжение горячего боя, стремительный натиск на врага. Грозное наступательное оружие времён гражданской войны — воспетая в стихах и песнях легендарная конармейская тачанка, наводившая панику на противника, — изображена М. Б. Грековым во всей жизненной правде. Динамичная композиция, энергия и напряжённость светотеневых и цветовых контрастов способствуют передаче в картине атмосферы революционной романтики и беззаветной героики.
«Тачанка» 1925г.Холст , масло. 83 × 114 см. Государственная Третьяковская галерея