Открытый урок "Контрасты. Контрастные пары цветов"
Формирование знаний и умений учащихся при работе с цветовыми контрастами.
Видео открытого урока преподавателя Прибура Л.Т. с учащимися 2 класса ДПОП «Живопись (8) по предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование» на тему «Контрасты. Контрастные пары цветов» (ссылка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 38.75 КБ |
Самоанализ урока | 29.53 КБ |
Презентация к уроку | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Департамент культуры и туризма администрации города Южно-Сахалинска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 4 города Южно-Сахалинска»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата проведения урока – 25.02.2022.
Преподаватель – Прибура Лидия Тимофеевна.
Программа – дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Живопись», срок обучения 8 лет.
Предмет – Основы изобразительной грамоты и рисование.
Класс – 2 класс (9 учащихся, присутствовало 7).
Продолжительность занятия – 2 академических часа (120 минут).
Тема урока: Контрасты. Контрастные пары цветов.
Тип урока:
- комбинированный.
Цель урока:
- формирование знаний и умений учащихся при работе с цветовыми контрастами.
Задачи урока:
Образовательные:
- ознакомить обучающихся с видами контрастов;
- сформировать представление о применении контрастов;
- освоить цветовые контрасты, закрепить знания практическим заданием.
Развивающие:
- развить навык по восприятию цветовых контрастов;
- продолжать развивать творческую активность, наблюдательность, воображение и внимание;
- стимулировать навыки самостоятельной последовательной творческой деятельности.
Воспитательные:
- повысить мотивацию в развитии творческих способностей;
- продолжать воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие.
Здоровьесберегающие:
- следить за соблюдением правильной посадки учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные. Учащиеся:
- проявят интерес и познавательную активность к изучению нового материала;
- будут участвовать в диалоге с учителем и выражать своё мнение по теме урока.
Межпредметные. Обучающиеся продолжат развивать умение:
- планировать деятельность, работать по плану;
- определять способы достижения цели;
- осознавать, что полученные новые знания могут использоваться в различных сферах деятельности;
- уметь применять новые знание на практике.
Предметные. Обучающиеся:
- разовьют умение работать с цветовым кругом;
- узнают, какие бывают виды цветовых контрастов;
- научатся различать цветовые контрасты;
- успешно выполнят практическую работу.
Необходимое оборудование:
для преподавателя:
- мультимедийная презентация;
- наглядное пособие - цветовой круг.
для учащихся:
- наглядная иллюстрация – цветовой круг;
- бумага формата А4, простой карандаш, ластик, акварель, кисти «белка» тонкая и средняя, баночка, палитра.
Межпредметные связи:
- литература;
- история изобразительного искусства;
- композиция.
Форма работы:
- групповая.
Форма обучения:
- фронтальная, индивидуально-групповая.
Методы обучения:
– объяснительно-иллюстративный;
- словесный (рассказ, объяснение);
– наглядный;
– практический.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
- регулятивные (анализируют и оценивают результат своего труда, самостоятельно планируют пути достижения цели);
- познавательные (знакомятся с понятиями цветоведения, с этапами работы и материалом);
- логические (анализ с целью выявления связи теоретических знаний с практическими умениями, осознание содержания своих действий);
- личностные (имеют мотивацию к учебной деятельности, демонстрируют способность визуального восприятия, совершенствуют приобретенные знания и умения, проявляют способность к самооценке своих действий, умений);
- коммуникативные (сотрудничают с учителем, с одноклассниками; адекватно воспринимают оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке).
Литература:
- Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен. – М.: Аронов, 2001.
- Марков, П. Об акварели или живописи водяными красками / П. Марков. – М.: Московская государственная школа акварели С. Андрияки, 2001.
- Миронова, Л. Цвет в изобразительном искусстве / Л. Миронова. – Минск: Беларусь, 2002.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студ. пед. вузов /Под. ред. А.П. Сашина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Интернет-ресурсы:
- Искусство цвета http://linteum.ru/ _Itten_Iskusstvo_tsveta.pdf
- «Цветовые контрасты» http://collegy.ucoz.ru/publ
№ | Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1 | Организационный момент 3 мин | - Здравствуйте, ребята. - Сегодня у нас новая тема. Настраиваемся на работу. Всем желаю продуктивной работы и хорошего освоения новых знаний! Улыбаемся. | Приветствуют преподавателя. Садятся на места. Улыбаются. |
2 | Мотивация учебной деятельности7 мин | Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета ветер, Какого цвета вечер? Скажи, какого цвета Зима, весна и лето? Ромашку сделай белой, Гвоздику сделай красной, Лилию – оранжевой, Желтым – одуванчик. И мы увидим тоже: Какого цвета дождик, Какого цвета ветер, Какого цвета вечер, Поймем какого цвета Огромная планета! - Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (слайд 2) Верно, мы продолжаем изучение цветового круга (слайд 5). Если в предыдущей теме мы познакомились с «Нюансом», родственными цветами, то сегодня мы затронем такое понятие, как «контраст», который совершено противоположен нюансу. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. - О цвете |
3 | Постановка учебной задачи 3 мин | - Итак, ребята, исходя из темы урока, перед нами стоит следующая задача - изучить цветовые контрасты и научиться применить эти знания в творческой работе. |
|
4 | Изучение нового материала. 20 мин | - Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо- белым. Какая картина получается? Оказывается, какое большое влияние на нас оказывает ЦВЕТ! - Существует целая наука – ЦВЕТОВЕДЕНИЕ, которая изучает вопросы цвета и его взаимодействия друг с другом (слайд 2). Цвет – признак предмета. Именно благодаря цвету мы узнаём о разнообразии предметного мира (слайд 3). - Мы с вами уже знаем, что цветовой круг образован из первичных цветов – каких? (жёлтый, синий, красный) и их производных (или вторичных – зелёный, оранжевый и фиолетовый) и третичных (слайд 4). Отлично ребята, но все эти определения лишь подводят нас к теме урока – Контрасты. Давайте выясним, что это такое. Контраст - ярко выраженная противоположность (слайд 5). Рассмотрим основные виды цветовых контрастов, знаниях которых затем сможем применить в нашей практической работе: 1). Контраст дополнительных цветов (слайды 6-7). 2). Контраст светлого и тёмного (слайды 8-10). 3). Контраст холодного и тёплого (слайды11-12.) 4). Контраст по площади цветового пятна (слайды 13-14). | - Унылая, однообразная, печальная Смотрят слайды (пейзаж). Дополняют рассказ учителя, участвуют в беседе: -красный, желтый и синий цвета. -оранжевый, зеленый и фиолетовый. |
5 | Творческая практическая деятельность учащихся 30 мин | Для того, чтобы закрепить теоретические знания о контрастах, мы выполним практическое задание. Вы должны выполнить декоративный рисунок на бумаге формата А4, используя одну пару дополнительных цветов на ваш выбор. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА между собой смешивать нельзя! Примеры тем: «Божья коровка на листочке»; «Жёлтая бабочка на фиолетовом цветке»; «Оранжевая рыбка на фоне синего моря». Материалы: акварель двух основных цветов, кисти, палитра (слайд 15). Этапы выполнения работы: 1. Нарисовать декоративное изображение (рыба, бабочка, черепаха, цветок, листочек и т.д.) (слайды 16-17). 2. Поделить рисунок и фон на части с помощью линий (слайд 18). 3. Выполнить рисунок в цвете одной контрастной парой, подбирая как можно больше оттенков цвета (слайд 19). Ребята, обратите внимание на примеры работ учащихся прошлых лет – как контрастные пары цветов дополняют друг друга. Это хороший пример и подсказка (слайд 20). | Учащиеся выполняют творческое задание. Задают вопросы Вовлекаются в процесс. |
6 | Закрепление полученных знаний и умений. 5 мин | Для того, чтобы убедиться, всё ли вы правильно запомнили, я предлагаю вам сыграть в одну интересную игру на внимательность. - Готовы!? Приступим (слайды 21-24). |
- Да! Отвечают на вопросы. |
7 | Итог урока. 12 мин | Выставка, анализ и оценка работ учащихся. -Ребята, вот и подошёл к концу наш урок. - Предлагаю организовать мини-выставку творческих работ и обсудить наши результаты. - Давайте посмотрим на каждую работу и обсудим её. - Были ли у вас трудности при выполнении практической работы? - Как вы считаете, удалось ли вам справиться с заданием? Перед вами цветовой круг с тремя цветами, укажите карандашом на соответствующий цвет: КРАСНЫЙ – были сложности с выполнением задания; ЖЁЛТЫЙ – были небольшие трудности, но в процессе выполнения всё стало ясно; СИНИЙ – трудностей не было, легко со всем справились. Если были трудности, то почему? Небольшие сложности – как с ними справились в процессе? Домашнее задание: Выполнить зарисовку, соблюдая контраст по цвету, форме, пятну. Примеры: цветы на траве, ягоды, фрукты, овощи и т. д. Материал: бумага формата А5, акварель, кисти, палитра (слайд 25). Мы с вами прекрасно потрудились Всем спасибо за внимание! | Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности. Выбирают для себя соответствующий цвет и тем самым дают анализ своей деятельности. Прощаются с преподавателем. Убирают рабочее место. |
Предварительный просмотр:
Департамент культуры и туризма администрации города Южно-Сахалинска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 4 города Южно-Сахалинска»
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Дата проведения урока – 25.02.2022.
Преподаватель – Прибура Лидия Тимофеевна.
Программа – дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Живопись», срок обучения 8 лет.
Предмет – Основы изобразительной грамоты и рисование.
Класс – 2 класс (9 учащихся, присутствовало 7).
Продолжительность занятия – 2 академических часа (120 минут).
Тема урока: Контрасты. Контрастные пары цветов. Данный урок является третьим уроком в системе занятий по разделу «Цветоведение» и стал логическим продолжением предшествующих тем («Большой цветовой круг», «Нюансы»). Новые знания и умения выстраивались на основе приобретенных ранее навыках и умениях, которые были сформированы на прошлых уроках. Именно поэтому степень сложности для данной группы была, но незначительная.
Цель урока:
- формирование знаний и умений учащихся при работе с цветовыми контрастами.
Задачи урока:
Образовательные:
- ознакомить обучающихся с видами контрастов;
- сформировать представление о применении контрастов;
- освоить цветовые контрасты, закрепить знания практическим заданием.
Развивающие:
- развить навык по восприятию цветовых контрастов;
- продолжать развивать творческую активность, наблюдательность, воображение и внимание;
- стимулировать навыки самостоятельной последовательной творческой деятельности.
Воспитательные:
- повысить мотивацию в развитии творческих способностей;
- продолжать воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие.
Здоровьесберегающие:
- следить за соблюдением правильной посадки учащихся.
Тип урока:
- комбинированный (повторение, сообщение новых знаний, практикум и др.) как наиболее разносторонний, развивающий творческий потенциал и мотивацию учащихся, а также наибольшим образом способствующий развитию устойчивого интереса к обучению.
Планируемые результаты:
Личностные. Учащиеся:
- проявят интерес и познавательную активность к изучению нового материала;
- будут участвовать в диалоге с учителем и выражать своё мнение по теме урока.
Межпредметные. Обучающиеся продолжат развивать умение:
- планировать деятельность, работать по плану;
- определять способы достижения цели;
- осознавать, что полученные новые знания могут использоваться в различных сферах деятельности;
- уметь применять новые знание на практике.
Предметные. Обучающиеся:
- разовьют умение работать с цветовым кругом;
- узнают, какие бывают виды цветовых контрастов;
- научатся различать цветовые контрасты;
- успешно выполнят практическую работу.
Форма работы:
- групповая.
Форма обучения:
- фронтальная, индивидуально-групповая.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
- регулятивные (анализируют и оценивают результат своего труда, самостоятельно планируют пути достижения цели);
- познавательные (знакомятся с понятиями цветоведения, с этапами работы и материалом);
- логические (анализ с целью выявления связи теоретических знаний с практическими умениями, осознание содержания своих действий);
- личностные (имеют мотивацию к учебной деятельности, демонстрирует способность визуального восприятия);
- коммуникативные (сотрудничает с учителем, с одноклассниками; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке).
Краткая характеристика группы. Учащиеся 8-9 лет, в целом, класс достаточно сильный.
Структура. Урок состоял из нескольких этапов: Организация рабочего места. Актуализация знаний. Обсуждение темы занятия. Изложение новой темы на фоне просмотра презентации «Контраст. Контрастные пары цветов». Практическая работа – выполнение учащимися упражнений на контраст (простая композиция на контрастные гармоничные сочетания). Закрепление знаний. Выполнение учащимися задания по рефлексии их деятельности. Подведение итогов, уборка рабочего места. Таким образом, логическая последовательность этапов занятия (организационный, теоретический, практический, итоговый) была соблюдена.
Содержание. Этапы урока плавно перетекали из одного в другой, поэтому связки между ними были логичными и обоснованными. Все этапы работали на главный: продолжение работы с материалом по разделу «Цветоведение», что подвело к изучению нового материала, а новые знания и умения нашли свое применение в практической работе (основной этап), в итоге «Своя игра» закрепила тему урока. Чтобы достичь цели урока, я подобрала информацию, органично связанную с его содержанием (стихи, вопросы для актуализации знаний, материал для объяснение новых знаний, темы практического задания), которая соответствовала возрастным особенностям учащихся. Материал урока оказался интересным для них, что подтвердил опрос и выставка творческих работ в конце занятия.
Контроль за качеством усвоения знаний и умений осуществлялся на всех этапах урока, и, на мой взгляд, удачно. Я старалась держать в поле зрения познавательную и творческую деятельность всех учащихся, а по ходу практической части урока помогала им, корректируя их начальные умения.
Избранное сочетание методов обучения для данной группы является оптимальным: объяснительно-иллюстративный (изложение и закрепление знаний, стимулирование деятельности), словесный (рассказ, объяснение); наглядный, практический (творческая работа).
На уроке я использовала следующие средства обучения: цветовой круг Иттена, примеры работ учащихся прошлых лет, репродукции картин известных художников, мультимедийную презентацию, которые в своей совокупности удачно помогли реализовать цель и задачи урока.
Темп урока менялся: динамичный – в теоретическом блоке, более спокойный – в практической работе, и активный – в заключительной «выставочной» части.
Распределение времени, с моей точки зрения, было рациональным. В первой половине урока мы закрепили предыдущие знания и познакомились с новым теоретическим материалом, а вторую часть (большую) посвятили выполнению творческой практической работы. В итоге мне удалось уложиться во времени (2 академических часа – 120 минут).
Наиболее эффективной, на мой взгляд, оказалась творческая практическая часть урока (выполнение учащимися декоративного рисунка с использованием одной пары дополнительных цветов), поскольку дети смогли сделать самостоятельный выбор (тему и контрастную пару цветов), проявить фантазию и воображение.
Меня порадовало включенность ребят в работу, удивила их самостоятельность при выборе темы и контрастных пар цветов, а также композиционное решение творческой работы. Доставила удовольствие активность детей в выражение своих мыслей при обсуждении и оценке работ.
Психологическая атмосфера урока способствовала продуктивной работе. Урок мне было вести не совсем привычно, вначале я испытывала эмоциональное напряжение, так как велась съемка, и я, конечно, волновалась. Но учащиеся включались в работу достаточно активно, отвечали на вопросы, улыбались, проявляли интерес, и со временем мое эмоциональное состояние стабилизировалось.
Наше общение с учениками проходило в доброжелательный эмоциональной форме, носило непринужденный характер, дети не стеснялись обращаться ко мне за советом. При проведении урока я старалась создать тёплую атмосферу взаимопонимания через такие приемы, как интонация голоса, логическое ударение.
Занятие строилось в диалоге: учитель – ученик, в котором дети получали знания не в готовом виде. Дети активно включались в диалоговые формы общения – и друг с другом, и с учителем. Я старалась услышать мнение каждого. На занятии царила атмосфера сотрудничества и психологического комфорта. В процессе взаимодействия с детьми проявляла тактичность, спокойствие и уважительное отношение к каждому, а также мотивировала их на такое же взаимодействие по отношению друг к другу.
Что вызвало затруднения?
Несмотря на всю наглядно-иллюстративную проработку темы, некоторым ребятам на начальном этапе практической работы было сложно найти разнообразие оттенков двух цветов, но в процессе урока они справились и смогли выполнить эту непростую для них задачу. В итоге урок состоялся успешно для всех, что подтверждает рефлексия детей в конце занятия – вывод и оценка своего участия и деятельности.
По итогам выставки, я провела опрос учащихся, насколько сложно им было работать на уроке: опираясь на свою табличку «Цветовой круг Иттена», каждый указал тот цвет, которому соответствует, по их ощущению, степень сложности. Красный – были сложности с выполнением задания, жёлтый – небольшие трудности, но в процессе выполнения задания со всем справился, синий – трудностей не было, легко со всем справились. Ребята отвечали активно, обосновывая свои мысли и эмоции.
Домашнее задание имеет оптимальный объем, учащимся было предоставлено право выбора темы и соответствующей пары цветов. Оно аналогично выполненному в классе, опирается на уже усвоенный материал открытого урока, поэтому не вызовет затруднения, и в итоге закрепит полученные знания.
Выводы. В целом, урок можно считать удачным: все учащиеся сформировали представление о применении контрастов, научились различать основные их виды, что подтверждает практическая работа и результаты самооценки учащихся. Таким образом, на уроке были полностью реализованы цель и задачи урока. Запланированный объем заданий был выполнен учащимися успешно и полностью.
Хорошая работоспособность детей была достигнута благодаря правильной мотивации, смены учебной деятельности, актуальным подбором наглядности, доступной возрасту информации. О результатах урока можно судить по работам учащихся. Рисунки получились яркие, красочные, в соответствии с заданием и темой урока.
Дети познакомились с понятиями «цветовой контраст», «контрастные пары цветов», узнали разные виды контраста, область их применения, сопоставили эти знания с реальными природными явлениями в окружающем мире, что усилило их заинтересованность к живописи и послужило вдохновением в творческой работе.
Подобный урок способствует формированию учащихся как творческих личностей, и этому должна быть посвящена системная работа, что я и буду реализовывать в последующих уроках. Все виды занятий изобразительным искусством отличаются друг от друга рядом особенностей, но имеют одно общее – возможность знакомить учащихся с миром прекрасного, воспитывать эстетическое отношение к действительности, учат восхищаться красотой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦВЕТОВЕДЕНИЕ – это наука, включающая знания о природе цвета, его особенностях и в заимодействи ях .
ЦВЕТ- признак предмета. Благодаря цвету мы узнаём о разнообразии предметного мира.
ЦВЕТОВОЙ КРУГ ИТТЕНА
Контраст – ярко выраженная противоположность
К ОНТРАСТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЦВЕТОВ самая яркая комбинация из контрастов п о тону
КОНТРАСТ СВЕТЛОГО И ТЕМНОГО
Белый лебедь на чёрном фоне будет ещё б о лее выразительным
Белый лебедь на жёлтом фоне будет смотреться не таким белым
К ОНТРАСТ ТЁПЛОГО И ХОЛОДНОГО
К ОНТРАСТ ПО ПЛОЩАДИ ЦВЕТОВОГО ПЯТНА
П РАКТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Выполнить композиционный рисунок на бумаге формата А4 , используя одну пару дополнительных цветов ( на выбор). ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА между собой смешивать нельзя! М АТЕРИАЛЫ : акварель 2 -х основных цвет ов , кисти, палитра.
Э ТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 1. Нарисовать декоративное изображение Т ем ы работ ы : " Божья коровка на листочке " " Жёлтая бабочка на фиолетовом цветке " " Оранжевая рыбка на фоне синего моря "
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ Схема рисунка
2. Поделить рисунок главного персонажа и фон на части с помощью линий ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
3. Выполнить рисунок в цвете одной контрастной пар ы , подбирая как можно больше оттенков цвета Например , фигура рыбы - в оранжевых оттенках , а фон – в синих . ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
ПРИМЕРЫ РАБОТ УЧАЩИХСЯ ПРОШЛЫХ ЛЕТ
С ВОЯ ИГРА
Назовите пару дополнительных цветов , которую использует художник Н. Альтман "Портрет Анны Ахматовой "
Какое цветовое пятно занимает б ó льшую площадь в данной работе? К.А. Коровин " Северная идиллия "
Какой вид контраста применён к данному произведению? Рембрант " Ночной дозор "
Домашнее задание Выполнить зарисовку, соблюдая к онтраст по цвету, форме, пятну . Примеры: цветы на траве, ягоды, фрукты, овощи и т.д . Материал: бумага формата А5, акварель, кисти, палитра.
Спасибо за внимание !