План-конспект урока с применением элементов биоадекватной методики

Елена Анатольевна Чайко

План-конспект урока по ДПИ на тему "Батик-роспись по шелку". В ходе урока использована биоадекватная методика преподавания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект урока23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Нижнеудинская ДШИ «Спутник»

План-конспект открытого урока на тему:

«Батик - роспись по шёлку». Создание композиции в технике холодного батика
  с учащимися 3 классе ДПОП «Живопись 5(6) лет

Дата проведения: 24.01.2023г.

  Составитель:

Чайко Елена Анатольевна

              преподаватель Нижнеудинской ДШИ «Спутник»

Нижнеудинск

2023 г.

Цель урока:

                           Познакомить учащихся с техникой росписи ткани – батиком, с историей его возникновением, технологией изготовления, обучить техническим приемам в росписи, позволяющим творчески решить проблемы единства формы и содержания в тематической композиции.

Задачи:

образовательные: уточнить    и    обогатить    знания    учащихся по декоративно-прикладным техникам росписи по ткани.  

развивающиеразвивать образное мышление, фантазию, эстетический вкус, творческие способности, декоративно-прикладные умения и навыки, умение сознательно использовать средства художественной выразительности в создании художественного образа.

воспитательная: воспитать наблюдательность, интерес к декоративно-прикладному искусству, живописи, дизайну, прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России и других стран, воспитывать усидчивость, аккуратность.

 Методы работы:  объяснение нового материала, биоадекватная методика преподавания, практическая работа учащихся под контролем преподавателя.

Форма учебного занятия: урок.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Образовательная технология: личностно-ориентированное обучение.

Материально-техническое обеспечение урока:

-демонстрации и наглядные пособия:

Компьютер, монитор, выставка панно.

-материалы и инструменты:

Рама формата А3, ткань, краски, кисти, бумага, карандаш.

Межпредметные связи:

Изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, история изобразительного искусства.

Форма работы: групповая.

План урока:

  1. Организационный момент. Подготовка к занятию.

2.  Сообщение темы урока. История развития батика.

3.  Сообщение сведений о материалах и инструментах для техники «Батик».

4.  Работа с образоном.

      5.   Практическая часть.  Самостоятельная работа учащихся. Создание эскиза.

     6.   Подведение итогов урока.

     

Ход урока:

  1. Организационный момент. Подготовка к занятию

Приветствие.

-Ребята, к нам сегодня пришли гости. Повернитесь и поздоровайтесь.

Проверка численности учащихся. Подготовка рабочего места: около каждого ученика приготовлены краски,  кисть, бумага, карандаш.

2.  Сообщение темы урока. История развития батика

       Учитель: «Ребята, мы с вами рисуем картины на бумаге, а как называется картина, нарисованная на стене? А как называется картина, нарисованная на стекле? А как называется картина, выложенная из кусочков какого-либо материала? А что еще можно использовать, на чем рисовать?» (вопрос к учащимся).

 «Сегодня я предлагаю вам познакомиться еще с одной техникой. Роспись по шелку, а именно о ней идет речь, тем и хороша, что чем глубже ее узнаешь, тем больше радости она доставляет. Художественные приемы этого вида росписи настолько разнообразны, что вам наверняка понравятся.

Искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индии. Еще до производства первых тканей индийцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.

Когда появились ткани, основы этого метода – нанесение рисунка расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным, на ткань, не пропускает через себя краситель, т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей – способ «батик».

Слово "батик”  означает «рисование горячим воском», отсюда и название техники – «горячий батик».

  Батик был довольно развит в Египте, в Африке.  В Китае и Японии также широко использовался батик. Существует несколько технологий батика (горячий, холодный, узелковый). История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь.

В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика». Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы, позволяющие создавать уникальные работы.

Можно сделать занавеску, картину, панно, расписать шелковую блузку или ее деталь. Так что возможности неограниченны.

1. «Что бы вы выбрали сюжетом своей работы?» (вопрос к учащимся)

2. «Какие цвета вас больше привлекают: холодные или теплые?» (вопрос к учащимся)

3. Сообщение сведений о материалах и инструментах для техники   «Холодный батик»

               Для выполнения работы в технике «холодный батик» потребуется:

 Шелк – для росписи годиться любой вид ткани.

Краски – одни краски разводятся только спиртом, другие разбавляются также и водой.

Рама – один из самых необходимых предметов при росписи шелка, обеспечивающий тугое натяжение ткани.

Кисти – важнейший рабочий инструмент для росписи по шелку. От их свойств и качества зависит результат работы.

           Резерв и конечно же эскиз вашей будущей работы.

     4. Работа с образоном.

Учитель: «Итак, с чего мы начинаем свою работу над композицией? Сначала это выбор темы. Затем мы сделаем зарисовки в карандаше, а затем (на следующем уроке) акварелью, затем мы перенесём эскиз на ткань и приступим к технике «Холодный батик». А что бы определиться с темой, я предлагаю отправиться в путешествие. Сядьте удобно, расслабьтесь. Можете закрыть глаза» (звучит музыка).

 

 5. Практическая часть.  Самостоятельная работа учащихся. Создание эскиза.

  

 6. Подведение итогов урока.

По окончанию урока проводится выставка и анализ детских работ.