"Тестопластика"
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБСЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ СЕМЬИ И ДЕТЯМ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГКУ МО СЦ «Пушкинский»
___________
« » августа 2023 года
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Тестопластика»
Направленность - художественная
Уровень программы - ознакомительный
Срок реализации - 1 год
Возраст: 1 - 18 лет
Составитель:
Петрунина Екатерина Владимировна,
инструктор по труду
2023
Комочек соленого теста –
Лепить из него интересно!
Комочек из теста мягкий,
На ощупь приятный и гладкий.
Лежит у меня на ладошке,
Слепить из него могу кошку,
Слоненка слепить или мишку,
Картинку, что видела в книжке.
Смотрю на него и гадаю,
Слепить из него что - не знаю.
Комочек помяла немножко,
Слеплю ему ручки и ножки,
Слеплю ему ушки и глазки,
И вместе отправимся в сказку!
Пояснительная записка
Внутренний мир ребенка очень разнообразен и интересен. Задача педагога открыть этот мир, помочь ребенку адаптироваться в жизни, чувствовать себя полноценным членом общества, раскрыть творческие способности, привить эстетический вкус. Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно - эстетического освоения мира, в частности работа с пластичными материалами.
Лепка – один из видов изобразительного творчества, приобщение к которому открывает перед ребенком. Расширяются представления детей об окружающем предметном мире, развиваются навыки коммуникации и общения. Работа с пластичными материалами дает возможность укреплять мышечную систему рук, способствует снижению повышенного тонуса мышц, развивает зрительно-двигательную координацию. Такая работа способствует созданию у учащихся положительного эмоционального настроя.
Одним из видов лепки является работа с соленым тестом. Соленое тесто – невероятно пластичный материал, обладающий рядом свойств, делающих его очень удобным для работы с детьми с различного рода нарушениями. Соленое тесто можно изготовить в любой момент, безопасно, прекрасно лепится и не липнет к рукам, не оставляет следов на рабочей поверхности и хорошо отмывается, легко сушится и красится, с ним можно работать, не опасаясь, что оно сломается или потеряет форму.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
- Приказа Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановления Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172-14);
- Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Письма Министерства образования и науки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- «Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности» - ГАОУ ВО МИОО, 2016;
Актуальность программы заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей детей, организации их свободного времени; ориентировано на создание условий для творческой самореализации обучающихся в комфортной развивающей среде и их социального становления в процессе общения и совместной деятельности.
Направленность программы: художественная. Лепка из соленого теста – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Отличительной особенностью программы является то, что она сочетает в себе не только элементы лепки, но и элементы аппликации. На занятиях используются разные техники работы с пластичными материалами и декорирования, что позволяет расширить навыки, полученные детьми на занятиях по изобразительной деятельности, тем самым комплексно решать вопросы социально-педагогического воспитания.
В занятиях по тестопластике выделяются два аспекта – технический и творческий. Технический аспект направлен на развитие разных умений, а творческий способствует целостному воздействию на личность ребенка. При работе с детьми с важными являются оба аспекта, что подтверждает педагогическую целесообразность программы. В процессе работы дети осваивают приемы изготовления изделий из соленого теста, учатся создавать художественные творческие работы как индивидуальные, так и коллективные. Это способствует развитию интереса детей к изготовлению изделий, повышает уверенность в себе и интерес к труду в целом.
Цель программы: создание условий, обеспечивающих развитие механизмов адаптации детей в социуме, их личностного развития посредством самовыражения в художественно-творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- знакомство детей со свойствами соленого теста, способами лепки, основами работы с целым куском теста, отдельными частями;
- формирование умения работать по алгоритму, четко соблюдая последовательность действий при изготовлении изделий;
- обучение использованию доступных знаковых систем.
Развивающие:
- развитие и обогащение сенсорного опыта детей ;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие опыта в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
- формирование у детей мотивации к сотрудничеству со взрослыми и другими детьми, умения попросить о помощи;
- формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, ответственности, терпения, аккуратности при выполнении работ;
- воспитание умения организовывать свое рабочее место, стремления доводить начатое дело до конца.
Реабилитационные:
- снятие у детей эмоционального напряжения;
- повышение адаптационных возможностей детей.
Возраст и особенности детей:
Программа предусмотрена для воспитанников в возрасте от 1 до 18 лет. Общими особенностями обучающихся являются недостаточное физическое развитие, включая нарушения развития общей и мелкой моторики; нарушения интеллекта различной степени выраженности; нарушения в развитии познавательной и речевой деятельности; недостаточное развитие коммуникативных навыков и навыков самообслуживания.
Адаптация дополнительной общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума учреждения (ПМПк), направлена на разностороннее развитие и социализацию личности воспитанника.
При реализации программы необходимо помнить следующие правила:
1. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
2. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
3. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его.
4. Поддерживать инициативу детей.
5. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год (53 недели, 1 -2 раз в неделю, всего 72 часа).
Режим занятий:
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 1 академическому часу 45 минут с перерывами в 15 минут в рамках каждого часа
Формы обучения и организации занятий:
Занятия проводятся в индивидуальной и малогрупповой форме. Формы проведения занятий – игра, практическая работа, творческая мастерская, мастер-класс, выставка.
Методы обучения: словесные (объяснение, беседа), наглядные (показ педагогом приемов работы, работа по образцу), практические (практическая и самостоятельная работа).
Примерная структура занятия:
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры). Рассматривание и обследование демонстрируемых предметов.
2. Объяснение, показ приемов лепки с использованием видео материалов, иллюстраций.
3. Лепка детьми.
4. Физкультурная пауза.
5. Доработка изделия дополнительными материалами (раскрашивание гуашью и красками, декорирование стразами, бусинами, пуговицами и др.).
6. Рассматривание и обыгрывание готовых работ.
Планируемые результаты:
В результате обучения по программе дети получат представления о технике безопасной работы с пластичными материалами, о тесте и его свойствах, освоят техники работы с тестом.
Образовательные результаты
Обучающиеся научатся:
- аккуратно пользоваться материалами;
- самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто;
- отламывать комочки теста от большого куска;
- лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями;
- соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу;
- раскатывать комочек теста круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.);
- сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники);
- делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце);
- соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (грибок), два шарика (гусеница);
- соединять детали из соленого теста различными способами;
- собирать сборные конструкции из соленого теста;
- правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком;
- использовать при оформлении поделки подручные средства.
Личностные результаты
Обучающиеся смогут:
- работать под руководством педагога и самостоятельно, опираясь на алгоритм или образец;
- вступать во взаимодействие с детьми при изготовлении коллективной работы;
- адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности;
- воспринимать
- элементарную трудовую деятельность.
В основу оценки достигнутых образовательных результатов положен критерий самостоятельности при выполнении действий:
- действие выполняется самостоятельно – С
- действие выполняется по образцу или алгоритму – О
- действие выполняется при частичной помощи взрослого – П
- действие выполняется при постоянной помощи и контроле – ПП
- действие недоступно – Н
Оценочные критерии личностного развития:
- принятие предлагаемой педагогом деятельности;
- положительная эмоциональная откликаемость на контекст совершаемых трудовых и творческих действий;
- эмоциональная расположенность ребенка к педагогу, другим детям;
- сопровождение видов деятельности доступными видами речи.
Формы определения результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ: активности обучающихся на занятиях, выполнения обучающимися практических заданий, результатов мониторинга практических умений и личностного роста;
- участие в творческих конкурсах, выставках, фотоотчет.
Виды контроля:
Виды контроля | Цель | Формы контроля |
Вводный | Определение начальных умений работы с пластичными материалами, навыков взаимодействия со взрослым и детьми. | Наблюдение, педагогический анализ. |
Текущий | Определение степени усвоения детьми учебного материала, трудностей и путей их преодоления. | Педагогическое наблюдение, постоянно действующая выставка, участие в творческих конкурсах, фотоотчет. |
Итоговый | Определение уровня развития практических навыков работы и личностного роста детей. | Отчетная выставка работ. Мониторинг практических умений и личностного роста. |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела, тем | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Инструктаж по ТБ | 1 | 1 | ||
2. | Раздел I. Знакомство с пластическим материалом | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
2.1. | Король Соленое тесто приглашает друзей | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.2 | Таинственный сундук | 1 | 1 | ||
3. | Раздел II. Изготовление работ | 21 | 1 | 20 | Наблюдение, анализ, фотоотчет |
3.1. | Шоколадные конфеты | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.2. | Баранки и бублики к чаю | 1 | |||
3.3. | Вкусное печенье | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.4. | Забавные колечки | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.5. | Яблоки и груши | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.6. | Вишня и клубника | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.7. | Гусеница на листочке | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.8. | Солнечная пчелка | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.9. | Гроздья винограда (коллективная работа) | 1 | |||
3.10. | Подсолнух (коллективная работа) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.11. | Сказочная бабочка | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.12. | Подкова на счастье | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.13. | Мышка на сыре | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.14. | Весёлая барашка | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.15. | Звонкий петушок | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.16. | Сова | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.17. | Ромашки и маки (коллективная работа) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.18. | Цветик-семицветик | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.19. | Цветочная корзина (коллективная работа) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.20. | Елочные украшения | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.21. | Символ 2024 года | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.22. | Перчатка Деда Мороза | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.23. | Снегири | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.24. | Белые медведи | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.25. | Зимняя сова | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.26. | Орхидея 3D, композиция | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.27 | Роза 3D, композиция | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.28. | Гербера 3D, композиция | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.29. | Нарцисс 3D, композиция | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.30. | Брошка «Бабочка» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.31. | Брошка «Модный цветок» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.32. | Брошка «Яркая звездочка» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.33. | Мы – помним | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.34. | Цветущая сирень, коллективная работа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.35. | Маки на лугу, коллективная работа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.36. | Картина Цветы 3D, коллективная работа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.37. | Осенний натюрморт, коллективная работа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.38. | Рамки для фото в виде прямоугольника | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.39 | Рамки для фото в виде сердца | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.40. | Магнит «Пчелка» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.41. | Магнит «Пушистый котик» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.42. | Магнит «Рыбка желаний» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.43. | Талисман «Ангел»- счастье в дом | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.44. | Талисман «Рыба»- достатка в дом | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.45. | Талисман «Сова »- мудрости | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.46 | «Елочка желаний» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4. | Раздел III. Шлифование, раскрашивание, декорирование готовых изделий, лакирование | 11 | 1 | 10 | Наблюдение, анализ, выставки, фотоотчет |
4.1. | Таинственный сундук | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.2. | Шлифование, раскрашивание изделий: печенья и забавные колечки | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.3. | Шлифование, раскрашивание изделий: фрукты и ягоды | 1 | 1 | ||
4.4. | Шлифование, раскрашивание изделий: гусеницы и пчелки | 1 | 1 | ||
4.5. | Шлифование, раскрашивание коллективных работ | 2 | 2 | ||
4.6. | Шлифование, раскрашивание изделий: мышки, бабочки | 1 | 1 | ||
4.7. | Шлифование, раскрашивание изделий: украшение барашки | 1 | 1 | ||
4.8. | Шлифование, раскрашивание изделий: петушка, совы | 1 | 1 | ||
4.9. | Шлифование, раскрашивание коллективных работ | 1 | 1 | ||
4.10. | Украшение новогодних игрушек | 1 | 1 | Мониторинг | |
4.11. | Шлифование, раскрашивание изделий, декорирование, лакирование: Перчатка Деда Мороза, снегири | 1 | 1 | ||
4.12. | Шлифование, раскрашивание изделий, декорирование, лакирование: Белые медведи, зимняя сова | 1 | 1 | ||
4.13. | Шлифование, раскрашивание изделий, декорирование, лакирование: Орхидея 3D, композиция. Роза 3 D , композиция. | 1 | 1 | ||
4.14. | Шлифование, раскрашивание изделий, декорирование, лакирование: Гербера 3D, композиция. Нарцисс 3D, композиция | 1 | 1 | ||
4.15. | Шлифование, раскрашивание брошей, декорирование, лакирование: Бабочка, модный цветок, яркая звёздочка. | 1 | 1 | ||
4.16. | Шлифование, раскрашивание изделий, декорирование, лакирование: Мы – помним. Цветущая сирень, коллективная работа. | 1 | 1 | ||
4.17. | Шлифование, раскрашивание изделий, декорирование, лакирование: Цветы 3D, коллективная работа. Осенний натюрморт, коллективная работа | 1 | 1 | ||
4.18. | Шлифование, раскрашивание рамок для фото, декорирование, лакирование: Рамки в виде прямоугольника. Рамки в виде сердца | 1 | 1 | ||
4.19. | Шлифование, раскрашивание магнитов, декорирование, лакирование: Пчелка, пушистый котик, рыбка желаний | 1 | 1 | ||
4.20. | Шлифование, раскрашивание талисманов, декорирование, лакирование: Ангел, рыба | 1 | 1 | ||
4.21. | Шлифование, раскрашивание, декорирование, лакирование: Талисман сова. Символ года. | 1 | 1 | ||
4.22. | Шлифование, раскрашивание изделия , декорирование, лакирование: Елочка желаний. | 1 | 1 | Мониторинг | |
5. | Итого: | 72 | 14 | 58 |
Содержание учебно-тематического плана
- Инструктаж по технике безопасности (1 час)
Теория (1 ч.): Правила техники безопасности при работе с соленым тестом и инструментами. Организация рабочего места, показ действий с инструментами для изготовления поделок. Правила поведения на занятиях.
- Раздел I. Знакомство с пластическим материалом
- Тема «Король Соленое Тесто приглашает друзей» (1 час)
Теория (0,5 ч.): Соленое тесто. Способ приготовления. Правила техники безопасности при работе с соленым тестом.
Практика (0,5 ч.): Произвольные действия с тестом: отщипывание, разминание, раскатывание и др.
- Раздел II. Изготовление работ
- Тема «Шоколадные конфеты» (1 час)
Теория (0,5 ч.): Загадка про конфеты. Рассматривание форм конфет. Показ приема раскатывания теста.
Практика (0,5 ч.): Отщипывание кусочка теста от целого, раскатывание круговыми и прямыми движениями рук, расплющивание. Оформление брусочка. Заворачивание изделия в фантик.
- Тема «Баранки и бублики к чаю» (1 час)
Практика (1 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание прямыми движениями рук, сворачивание цилиндра по спирали. Соединение деталей с помощью промазывания.
- Тема «Вкусное печенье» (1 час)
Практика (1 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук, раскатывание при помощи скалки. Выдавливание формами для печенья.
- Тема «Забавные колечки» (1 час)
Практика (1 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание колбасок прямыми движениями рук, соединение кончиков в кольцо при помощи промазывания.
- Тема «Яблоки и груши» (1 час)
Практика (1 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук, вытягивание. Использование природного материала для декорирования.
- Тема «Вишня и клубника» (1 час)
Практика (1 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук, вытягивание. Использование природного материала для декорирования.
- Тема «Гусеница на листочке» (1 час)
Практика (1 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук, лепка кругов. Раскатывание скалкой, вырезание по шаблону стекой, вдавливание, соединение частей способом промазывания. Декорирование изделия.
- Тема «Солнечная пчелка» (1 час)
Практика (1 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук, раскатывание скалкой, вдавливание, вырезание по шаблону стекой. Декорирование изделия.
- Тема «Гроздья винограда» - коллективная работа (1 час)
Практика (1 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук, лепка, сплющивание конусов. Присоединение деталей с помощью промазывания.
- Тема «Подсолнух» - коллективная работа (1 час)
Теория (0,5 ч.): Загадка про подсолнух. Рассматривание готового изделия, иллюстрация картинок о подсолнухах, беседа о составляющих этого цветка.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска. Раскатывание цилиндра прямыми движениями рук, сплющивание, вдавливание. Соединение деталей с помощью промазывания.
- Тема «Сказочная бабочка» (1 час)
Практика (1 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук. Раскатывание с помощью скалки, вырезание по шаблону стекой.
- Тема «Подкова на счастье» (1 час)
Практика (1 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук. Раскатывание скалкой, вырезание по шаблону стекой, приклеивание магнита, декорирование.
- Тема «Мышка на сыре» (1 час)
Практика (1 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук. Лепка круга, конуса, колбаски, раскатывание теста скалкой, вырезание круглой формы. Соединение деталей способом промазывания.
- Тема «Веселая барашка» (1 час)
Практика (1 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук. Раскатывание при помощи скалки, вырезание круглой формы, лепка круга, расплющивание, соединение частей способом промазывания.
- Тема «Звонкий петушок» (1 час)
Практика (1 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук. Лепка и расплющивание колбаски, кругов, овала. Соединение частей способом промазывания.
- Тема «Сова» (1 час)
Практика (1 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук. Раскатывание скалкой, вырезание круглой формы. Лепка кругов, треугольников. Соединение частей способом промазывания.
- Тема «Ромашки и маки» - коллективная работа (1 час)
Практика (1 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук. Раскатывание скалкой. Раскатывание прямыми движениями рук маленькие колбаски, круги, лепка треугольников, сплющивание, соединение деталей способом промазывания.
- Тема «Цветик-семицветик» (1 час)
Практика (1 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска. Раскатывание круговыми движениями рук, лепка треугольников, круга, сплющивание, соединение деталей при помощи промазывания.
- Тема «Цветочная корзина» - коллективная работа (1 час)
Практика (1 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска. Раскатывание круговыми движениями рук. Раскатывание скалкой. Раскатывание прямыми движениями рук маленькие колбаски, круги, лепка треугольников, сплющивание, соединение деталей способом промазывания.
- Тема «Елочные украшения» (1 час)
Практика (1 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска. Раскатывание круговыми движениями рук. Раскатывание скалкой. Вырезание по шаблону стекой, выдавливание формочками.
- Тема «Символ 2021 года» (1 час)
Практика (1 ч.): Показ игрушки-символа следующего года. Раскатывание круговыми движениями рук, с помощью скалки. Вырезание по шаблону стекой. Лепка, сплющивание кругов, колбасок. Соединение деталей способом промазывания. Приклеивание магнита.
3.22.Тема «Перчатка Деда Мороза» (1час)
Теория (0,5 ч.): Чтение стихов про Деда Мороза. Загадки про новогоднюю тематику. Рассматривание перчаток Деда Мороза, обсуждение.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук, раскатывание скалкой, вырезание по шаблону стекой.
3.23.Тема «Снегири» (1час)
Теория (0,5 ч.): Загадки про зимующих птиц, рассматривание, обсуждение зимующих птиц. Демонстрация готового изделия « Снегиря», обсуждение
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук. Раскатывание круговыми движениями рук круги разной формы, лепка треугольников, сплющивание, соединение деталей способом промазывания.
3.24.Тема «Белые медведи» (1час)
Теория (0,5 ч.): Просмотр мультика «Умка», обсуждение. Рассматривание готового изделия, обсуждение.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук, раскатывание скалкой, вырезание по шаблону стекой.
3.25.«Зимняя сова» (1час)
Теория (0,5 ч.): Просмотр презентации про сов, обсуждение. Рассматривание готового изделия, обсуждение.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук, раскатывание скалкой, вырезание по шаблону стекой. Лепка конусов, кругов, треугольников, сплющивание, соединение деталей способом промазывания.
3.26. Тема «Орхидея 3D», композиция (1час)
Теория (0,5 ч.): Загадки про цветы, просмотр презентации про орхидеи, обсуждение. Рассматривание готового изделия, обсуждение.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук, работа с молдом.
3.27 Тема «Роза 3D», композиция (1час)
Теория (0,5 ч.): Чтение стихотворостишья, просмотр презентации про цветы, обсуждение. Демонстрация готового изделия, обсуждение.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук, работа с молдом.
3.28. Тема «Гербера 3D», композиция (1час)
Теория (0,5 ч.): Чтение стихотворостишья, просмотр презентации про цветы, обсуждение. Демонстрация готового изделия, обсуждение.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук, работа с молдом.
3.29. Тема «Нарцисс 3D», композиция (1час)
Теория (0,5 ч.): Чтение стихотворостишья, просмотр презентации про цветы, обсуждение. Демонстрация готового изделия, обсуждение.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук, работа с молдом.
3.30. Тема: Брошка «Бабочка» (1час)
Теория (0,5 ч.): Загадки про бабочек, просмотр презентации про бабочек, обсуждение. Демонстрация готового изделия, обсуждение.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска. Раскатывание круговыми движениями рук. Раскатывание прямыми движениями рук маленькие колбаски. Круговыми движениями рук круги, лепка треугольников, сплющивание, соединение деталей способом промазывания. Приклеивание к основе броши.
3.31. Тема Брошка «Модный цветок» (1час)
Теория (0,5 ч.): Просмотр презентации про броши, обсуждение. Демонстрация готового изделия, обсуждение.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска. Раскатывание круговыми движениями рук. Раскатывание прямыми движениями рук маленькие колбаски, конусы, Круговыми движениями рук круги, лепка треугольников, сплющивание, соединение деталей способом промазывания. Приклеивание к основе броши.
3.32. Тема Брошка «Яркая звездочка» (1 час)
Теория (0,5 ч.): Демонстрация брошей, обсуждение. Демонстрация готового изделия, обсуждение.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук, раскатывание скалкой, вырезание по шаблону стекой. Приклеивание к основе броши.
3.33. Тема «Мы – помним» (1час)
Теория (0,5 ч.): Прослушивание песни «День Победы», просмотр иллюстраций, обсуждение. Просмотр готового изделия, обсуждение.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска. Раскатывание круговыми движениями рук, лепка треугольников, круга, конуса, сплющивание, раскатывание скалкой, вырезание по шаблону, соединение деталей при помощи промазывания.
3.34. Тема «Цветущая сирень», коллективная работа (1час)
Теория (0,5 ч.): Просмотр презентации про виды сирени, обсуждение. Обсуждение готового изделия, обсуждение.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска. Раскатывание круговыми движениями рук, раскатывание скалкой, вырезание методом выдавливания, соединение деталей при помощи промазывания.
3.35. Тема «Маки на лугу», коллективная работа (1час)
Теория (0,5 ч.): Загадки про цветы, демонстрация иллюстраций маков, обсуждение. Обсуждение готового изделия.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска. Раскатывание круговыми движениями рук. Раскатывание прямыми движениями рук маленькие колбаски, раскатывание круговыми движениями круги, лепка треугольников, сплющивание, соединение деталей способом промазывания.
3.36. Тема «Цветы 3D», коллективная работа (1 час)
Теория (0,5 ч.): Показ презентации про виды букетов, демонстрация готового изделия, обсуждение.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук, работа с молдом.
3.37. Тема «Осенний натюрморт», коллективная работа (1 час)
Теория (0,5 ч.): Демонстрация осенних овощей и фруктов, обсуждение. Обсуждение готового изделия.
Практика (0,5 ч.): Раскатывание круговыми движениями рук, Вырезание по шаблону стекой. Лепка, сплющивание кругов, колбасок, треугольников . Соединение деталей способом промазывания
3.38. Тема «Рамки для фото», рамки в виде прямоугольника (1 час)
Теория (0,5 ч.): Демонстрация рамок разного вида, обсуждение. Обсуждение готового изделия.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска. Раскатывание круговыми движениями рук, раскатывание скалкой, вырезание по шаблону.
3.39 Тема «Рамки для фото», рамки в виде сердца (1 час)
Теория (0,5 ч.): Демонстрация рамок с декором, обсуждение. Осуждение готового изделия.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска. Раскатывание круговыми движениями рук, раскатывание скалкой, вырезание по шаблону.
3.40. Тема Магнит «Пчелка» (1 час)
Теория (0,5 ч.): Чтение стихотворения про пчел, показ презентации, обсуждение. Обсуждение готового изделия.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук. Раскатывание прямыми движениями рук маленькие колбаски, круги, лепка треугольников, сплющивание, соединение деталей способом промазывания.
3.41. Тема Магнит «Пушистый котик» (1 час)
Теория (0,5 ч.): Чтение стиха «Котик». Загадки, просмотр иллюстраций, демонстрация готового изделия, обсуждение.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук. Раскатывание при помощи скалки, вырезание стекой круглой формы, лепка круга, расплющивание, соединение частей способом промазывания.
3.42. Тема Магнит «Рыбка желаний» (1 час)
Теория (0,5 ч.): Чтение отрывка «Золота рыбка», демонстрация иллюстраций, обсуждение. Обсуждение готового изделия.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук. Раскатывание при помощи скалки, вырезание стекой круглой формы, лепка круга, расплющивание, соединение частей способом промазывания.
3.43. Тема Талисман «Ангел»- счастье в дом (1час)
Теория (0,5 ч.): Прослушивание песни, показ презентации, обсуждение. Обсуждение готового изделия.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук. Раскатывание при помощи скалки, вырезание стекой по шаблону, лепка круга, конуса, использование чесноковыжималку для волос, расплющивание, соединение частей способом промазывания.
3.44. Тема Талисман «Рыба»- достатка в дом (1час)
Теория (0,5 ч.): Загадки про рыб, показ презентаций про талисманы, обсуждение. Обсуждение готового изделия.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук. Раскатывание при помощи скалки, вырезание стекой круглой формы, лепка круга, расплющивание, соединение частей способом промазывания.
3.45. Тема Талисман «Сова »- мудрости (1час)
Теория (0,5 ч.): Рассказ про сову, показ иллюстраций,обсуждение. Обсуждение готового изделия.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска, раскатывание круговыми движениями рук. Раскатывание скалкой, вырезание круглой формы. Лепка кругов, треугольников, сплющивание. Соединение частей способом промазывания.
3.46 Тема Символ 2022года (1час)
Теория (0,5 ч.): Иллюстрация символа нового, показ презентации про новоый год, обсуждение. Обсуждение готового изделия.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска. Раскатывание круговыми движениями рук, круги. Раскатывание прямыми движениями рук маленькие колбасок, лепка треугольников, конусов, сплющивание, соединение деталей способом промазывания.
3.47 Тема «Елочка желаний», коллективная работа (1час)
Теория (0,5 ч.): Загадки на новогоднюю тематику, просмотр мультика «Новый год!», обсуждение. Обсуждение готового изделия.
Практика (0,5 ч.): Отрывание кусочков теста от целого куска. Раскатывание круговыми движениями рук, круги. Выдавливание чесноковыжималкой, соединение деталей с помощью промазывания.
- Раздел III. Раскрашивание и декорирование готовых изделий
- Тема «Таинственный сундук» (1 час)
Теория (0,5 ч.): Рассматривание сундука, беседа с детьми о его назначении. Показ иллюстраций различных видов сундуков. Рассматривание материалов для декорирования.
Практика (0,5 ч.): Показ методов украшения готовой работы. Декорирование сундука отпечатками при помощи пуговиц, различных колпачков, бусин, пайеток, страз, глиттера.
- Тема «Раскрашивание готовых изделий: печенья и колечки» (1 час)
Теория (0,5 ч.): Рассматривание материалов для декорирования. Подготовка красок для раскрашивания. Показ метода раскрашивания готовой работы.
Практика (0,5 ч.): Предложение выбора красок для декорирования своих изделий. Раскрашивание готовых изделий красками. Лакирование колечек.
- Тема «Раскрашивание готовых изделий: фрукты и ягоды» (1 час)
Практика (1 ч.): Предложение выбора красок для декорирования своих изделий. Раскрашивание готовых изделий красками. Добавление необходимых деталей для композиции, лакирование.
- Тема «Раскрашивание готовых изделий: гусеницы и пчелки» (1 час)
Практика (1 ч.): Предложение выбора красок для декорирования своих изделий. Раскрашивание готовых изделий красками. Добавление необходимых деталей для композиции, лакирование.
- Тема «Раскрашивание коллективных работ» (2 часа)
Практика (2 ч.): Обсуждение с детьми, какими красками будем раскрашивать готовую работу. Раскрашивание готовых изделий «Гроздья винограда» и «Подсолнух» красками, распределяя между детьми. Добавление необходимых деталей для композиции, лакирование.
- Тема «Раскрашивание готовых изделий: мышки и бабочки» (1 час)
Практика (1 ч.): Предложение выбора красок для декорирования своих изделий. Раскрашивание готовых изделий красками. Лакирование изделий. Добавление необходимых деталей для композиции.
- Тема «Раскрашивание изделий: украшение барашки» (1 час)
Практика (1 ч.): Предложение выбора красок для декорирования своего изделия. Раскрашивание готового изделия красками. Добавление необходимых деталей для композиции, лакирование.
- Тема «Раскрашивание готовых изделий: петушка и совы» (1 час)
Практика (1 ч.): Предложение выбора красок для декорирования своих изделий. Смешивание красок для получения оттенков. Раскрашивание готового изделия красками. Добавление необходимых деталей для композиции, лакирование.
- Тема «Раскрашивание коллективных работ» (1 час)
Практика (1 ч.): Предложение выбора красок для декорирования работ «Цветочная корзина» и «Ромашки и маки». Смешивание красок для получения оттенков. Раскрашивание на выбор определенного места на общей картине. Декорирование композиции, лакирование.
- Тема «Украшение новогодних игрушек» (1 час)
Практика (1 ч.): Смешивание красок для получения оттенков. Раскрашивание готового изделия красками, декорирование, лакирование изделий.
4.11.Тема: «Шлифование, раскрашивание изделий, декорирование, лакирование: Перчатка Деда Мороза, снегири». (1 час)
Практика: Предложение выбора красок для декорирования своих изделий. Шлифование изделий для более ровных краёв. Смешивание красок для получения оттенков. Раскрашивание готового изделия красками. Добавление необходимых деталей для композиции, декорирование, лакирование.
4.12. Тема: «Шлифование, раскрашивание изделий, декорирование, лакирование: Белые медведи, зимняя сова». (1 час)
Практика: Предложение выбора красок для декорирования своих изделий. Шлифование изделий для более ровных краёв. Смешивание красок для получения оттенков. Раскрашивание готового изделия красками. Добавление необходимых деталей для композиции, декорирование, лакирование.
4.13. Тема: «Шлифование, раскрашивание изделий, декорирование, лакирование: Орхидея 3D, композиция. Роза 3 D , композиция.» (1час)
Практика: Предложение выбора красок для декорирования своих изделий. Шлифование изделий для более ровных краёв. Смешивание красок для получения оттенков. Раскрашивание готового изделия красками. Добавление необходимых деталей для композиции, декорирование, лакирование.
4.14.Тема: «Шлифование, раскрашивание изделий, декорирование, лакирование: Гербера 3D, композиция, нарцисс 3D, композиция». (1час)
Практика: Обсуждение с детьми, какими красками будем раскрашивать готовую работу. Шлифование изделий для более ровных краёв. Смешивание красок для получения оттенков. Раскрашивание готового изделия красками. Добавление необходимых деталей для композиции, декорирование, лакирование.
4.15. Тема: «Шлифование, раскрашивание брошей, декорирование, лакирование: Бабочка, модный цветок, яркая звёздочка». (1час)
Практика: Предложение выбора красок для декорирования своих изделий. Шлифование изделий для более ровных краёв. Смешивание красок для получения оттенков. Раскрашивание готового изделия красками. Добавление необходимых деталей для композиции, декорирование, лакирование.
4.16.Тема: «Шлифование, раскрашивание изделий, декорирование, лакирование: Мы – помним. Цветущая сирень, коллективная работа». (1 час)
Практика: Обсуждение с детьми, какими красками будем раскрашивать готовую работу. Шлифование изделий для более ровных краёв. Смешивание красок для получения оттенков. Раскрашивание готового изделия красками. Добавление необходимых деталей для композиции, декорирование, лакирование.
4.17.Тема: «Шлифование, раскрашивание изделий, декорирование, лакирование: Цветы 3D, коллективная работа. «Осенний натюрморт, коллективная работа». (1час)
Практика: Шлифование изделий для более ровных краёв. Предложение выбора красок для декорирования работ «Цветы 3D» и «Осенний натюрморт». Смешивание красок для получения оттенков. Раскрашивание на выбор определенного места на общей картине, декорирование ,лакирование.
4.18. Тема: « Шлифование, раскрашивание рамок для фото, декорирование, лакирование: Рамки в виде прямоугольника, Рамки в виде сердца».(1час)
Практика: Шлифование изделий для более ровных краёв. Обсуждение выбора красок для раскрашивания своих изделий. Смешивание красок для получения оттенков. Раскрашивание готового изделия красками. Добавление необходимых деталей для композиции, декорирование, лакирование.
4.19.Тема: « Шлифование, раскрашивание магнитов, декорирование, лакирование: Пчелка, пушистый котик, рыбка желаний» (1 час).
Практика: Обсуждение с детьми, какими красками будем раскрашивать готовую работу. Шлифование изделий для более ровных краёв. Смешивание красок для получения оттенков. Раскрашивание готового изделия красками. Добавление необходимых деталей для композиции, декорирование, лакирование.
4.20.Тема: «Шлифование, раскрашивание талисманов, декорирование, лакирование: Ангел, рыба» (1час)
Практика: Обсуждение с детьми, какими красками будем раскрашивать готовую работу. Шлифование изделий для более ровных краёв. Смешивание красок для получения оттенков. Раскрашивание готового изделия красками. Добавление необходимых деталей для композиции, декорирование, лакирование.
4.21. Тема: «Шлифование, раскрашивание, декорирование, лакирование: Талисман сова. Символ года». (1час)
Практика: Обсуждение с детьми, какими красками будем раскрашивать готовую работу. Шлифование изделий для более ровных краёв. Смешивание красок для получения оттенков. Раскрашивание готового изделия красками. Добавление необходимых деталей для композиции, декорирование, лакирование.
4.22. Тема: « Шлифование, раскрашивание изделия , декорирование, лакирование: Елочка желаний».(1час)
Практика: Обсуждение с детьми, какими красками будем раскрашивать готовую работу. Шлифование изделий для более ровных краёв. Смешивание красок для получения оттенков. Раскрашивание готового изделия красками. Добавление необходимых деталей для композиции, декорирование, лакирование.
Материально-технические условия реализации программы
Дидактический материал: видеоматериалы, иллюстрации картин, сюжетные картинки, образцы готовых изделий, картотека игр и упражнений.
Оборудование: дощечки, стеки, пластилин, мука, соль, крахмал, пищевые красители, краски гуашевые и акварельные, салфетки, картон, кисточки, баночки для воды, скалки, бесцветный лак, спичечные коробки, бисер, пуговицы, перья, мисочки, нож пластмассовый, формочки для вырезания теста, природный материал, клей ПВА.
Список используемой литературы
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития, проф. Бгажнокова И.М. и коллектив авторов – Владос, 2011.
- Картины из соленого теста, Ленгина Ю. К. – Феникс, 2015.
- Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями: Из опыта работы Псковского лечебно-педагогического центра / Под ред. A.M. Царева. – Псков, 1999.
- Оригинальные поделки из соленого теста, Савина Н. В. – Рипол-Классик, 2017.
- Соленое тесто для начинающих, Чьянова Г. Н. – Дрофа Плюс, 2009.
Интернет-источники:
Образовательная социальная сеть Nsportal
Приложение 1
Таблица оценки достигнутых образовательных результатов
Формируемые действия | Уровень самостоятельности при выполнении действий |
Отламывает комочки теста от большого куска | |
Лепит палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями | |
Соединяет концы палочки, плотно прижимая их друг к другу | |
Раскатывает комочек теста круговыми движениями ладоней | |
Сплющивает комочек между ладонями | |
Делает пальцами углубление в середине сплющенного комочка | |
Соединяет две вылепленные формы в один предмет | |
Соединяет детали из соленого теста различными способами | |
Самостоятельно замешивает неокрашенное и цветное тесто | |
Декорирует изделие | |
Выполняет действия по алгоритму | |
Выполняет действия по образцу |
Таблица оценки личностных достижений
Личностные результаты | Критерии оценки |
Адаптировался к условиям детско-взрослой общности | |
Адекватно реагирует на обращение | |
Сформирована мотивация к сотрудничеству со взрослым | |
Сформирована мотивация к сотрудничеству с детьми | |
Умеет попросить о помощи |
Возможные оценочные критерии:
- принятие предлагаемой педагогом деятельности;
- положительная эмоциональная откликаемость на контекст совершаемых действий;
- эмоциональная расположенность ребенка к педагогу, другим детям;
- сопровождение видов деятельности доступными видами речи.