Диагностический материал на тему "Диагностика умения стилизации"
Пояснительная записка
Диагностика умения стилизации рассчитана на учащихся в возрасте 10-11 лет, обучающихся в 1 классе по дополнительной предпрофессиональной программе «Живопись» (5(6) лет обучения).
Цель: определить уровень сформированности умения стилизации учащихся.
Задачи:
- Развивать художественные способности учащихся, воображение, творческое мышление;
- Воспитывать интерес к окружающему миру;
- Формировать представление о приемах стилизации природных форм в декоративной композиции.
Оборудование: проектор, компьютер, тестовые задания, гелевая черная ручка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskiy_material_na_temu_diagnostika_umeniya_stilizatsii.docx | 471.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования “Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве”, г. Железногорск
Диагностический материал на тему: «Диагностика умения стилизации»
Выполнила:
Щербакова Кристина Витальевна,
преподаватель художественного отделения
Пояснительная записка
Диагностика умения стилизации рассчитана на учащихся в возрасте 10-11 лет, обучающихся в 1 классе по дополнительной предпрофессиональной программе «Живопись» (5(6) лет обучения).
Цель: определить уровень сформированности умения стилизации учащихся.
Задачи:
- Развивать художественные способности учащихся, воображение, творческое мышление;
- Воспитывать интерес к окружающему миру;
- Формировать представление о приемах стилизации природных форм в декоративной композиции.
Оборудование: проектор, компьютер, тестовые задания, гелевая черная ручка.
ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ СТИЛИЗАЦИИ
Профессии, связанные с творчеством, подразумевают развитие целого спектра художественно-творческих умений обучающихся, которые пригодятся им в дальнейшем: будущие дизайнеры, художники, специалисты в области художественной культуры и образования должны обладать развитым художественно образным мышлением, композиционным видением, развитыми графическими, живописными, колористическими, художественно-пластическими умениями и навыками и т.д. Помимо выше сказанного, существует еще одно качество, которым должен обладать настоящий специалист творческой профессии – это умение стилизации.
Формирование умения стилизации – это актуальная проблема в художественной педагогике. Многие исследователи – психологи, педагоги, методисты – ставят перед собой цель, найти наиболее эффективные пути формирования данного феномена, стремятся организовать наиболее подходящие условия не только для гармоничного художественно-эстетического развития личности обучающихся, но и для формирования глубокого понимания сущности стилизации как творческого метода, метода преобразования формы, работы над пластическим образом и т.д.
Стилизация — это один из художественных методов изобразительного искусства, основанный на способе творческой интеграции осмысления и отражения окружающей жизни, отличном от реалистического. Творческая стилизация — это воплощение художественного образа с ярко выраженной выразительностью и декоративностью, созданного на основе авторской переработки реалистических объектов с обязательным элементом новизны.
Процесс формирования умения стилизации должен начинаться с диагностики сформированности данного умения у обучающихся – только в этом случае можно изначально определить, существует ли проблема с данным конкретным видом умения у обучающихся, наметить пути формирования данного умения, а также подобрать наиболее эффективные пути решения данной проблемы. Для решения этой задачи был разработаны тестовые задания «Основы умения стилизации», а также краткосрочные упражнения.
В самом тесте 5 заданий, целью которых выявить, насколько обучающиеся верно представляют, что такое стилизация и каким образом можно стилизовать изображение.
В первом вопросе обучающиеся своими словами описывают, что означает термин «стилизация».
Второе задание – описать, какие методы и приемы стилизации обучающиеся знают.
В третьем тестовом задании предложено обучающимся определить принципы стилизации, которые лежат в основе предложенных изображений. На картинках представлены изображения слона, енота и медведя, которые стилизованы, опираясь на различные принципы. Так слон декоративно орнаментирован, енот – стилизованно упрощен, а медведь – геометризован.
В четвертом пункте теста предложено провести соответствие между рисунком и описанием к нему. Шесть изображений мордочки кота, в разной степени стилизованных (на основе разных принципов работы над формой) и описание к каждому из них, которые обучающиеся должны были привести в соответствие.
В пятом задании предложено 8 изображений, которые стилизованы на основе различных приемов стилизации – особенности штриха, линии, передача объема на плоскости и т.д. Обучающиеся должны описать, на какие принципы стилизации опирался художник, при работе над этими изображениями.
Следующий блок диагностики – краткосрочные упражнения, позволяющие оценить умения обучающихся стилизовать изображение. Для этих упражнений обучающиеся используют гелевые ручки, чтобы на данном этапе могли попробовать себя в работе с новой техникой, а также оценить, насколько хорошо они справятся с ручками при создании образа.
Первое задание: стилизовать предложенные изображения, используя гелевые ручки: яблоко, чашка с блюдцем, чайник.
Второе задание: стилизовать чашку разными способами, используя гелевые ручки.
Благодаря диагностики, можно выявить проблемы сформированности умения стилизации у обучающихся.
Тестовые задания «Основы умения стилизации».
1. Что такое, по-вашему, стилизация?
Стилизация - декоративное обобщение, подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов._________________________
2. Какие приемы и методы стилизации вам известны?
Оверлепинг, дробление, деление на части, орнаменты, введение модуля, упрощение, обобщение, геометризация_________________________________
3. Какие принципы лежат в основе стилизации данных изображений?
орнаментация | упрощение | геометризация |
4. Проведите соответствие между рисунком и описанием принципов работы над формой
1. 2. 3. 4. 5. 6.
Стилизация посредством линии | Трансформация на основе геометрических форм (треугольник) | Натуралистическая зарисовка | Трансформация на основе формообразующей линии | Трансформация на основе геометрических форм (овал) | Стилизация посредством линии и пятна |
5. Опишите, по-вашему, на какие принципы стилизации (форму, особенности изображения) опирался художник, при работе над этими изображениями?
1. Линия, светотень________________________________________________
2. Линия, пятно, плоское изображение__________________________________
3. Передача объема, волнистый штрих, движение________________________
4. Выделение центра, круги___________________________________________
5. Волнистый штрих, светотень_______________________________________
6. Линия, трансформация дерева______________________________________
7. Упрощение, линия, пятно__________________________________________
8. Внутренняя стилизация, кора, листья_________________________________
Краткосрочные творческие задания на определение сформированности умения стилизации.
1. Стилизуйте предложенные изображения, используя гелевые ручки:
2. Стилизуйте чашку разными способами, используя гелевые ручки:
Список литературы:
- Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства – М.: Рип холдинг, 2013, – 191с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
- Звонцов В.М. Основы понимания графики [Текст]: Практическое пособие/ Г.Б. Звонцова, В.М. пер. с итал. Г.И. Суслова.: Эксмо, 2011. – 71 с.
- Косминская В.Б., Хелезонова Н.Б. Основы изобразительного
искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с. - Полевой В.М. Популярная художественная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – Т. 1 – 476 с.