Методическая разработка мероприятия для учащихся и их родителей "Цветы к празднику"
Методическая разработка открытого мероприятия "Цветы к празднику" для детей и родителей в Детской школе искусств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_meropriyatiya._solonininoy_e.a.docx | 106.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств города Югорска».
Методическая разработка мероприятия
с участием родителей по теме:
Творческая гостиная «ЦВЕТЫ К ПРАЗДНИКУ».
Разработчик: преподаватель 1 кв.категории
Солонинина Екатерина Алексеевна
Сценарий мероприятия с участием родителей по теме:
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Основная часть. Содержание мероприятия.
3. Заключение.
4. Диагностический материал. Приложения.
5. Список информационных источников.
- Пояснительная записка
Современная школа искусств — это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов, как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству. О роли семьи в воспитании ребенка, в обществе говорится очень много, коллектив каждого образовательного учреждения стремится к укреплению и расширению взаимодействия с семьей. Работа с семьей становится одним из приоритетных направлений работы в школе. Это способствует единению целей семьи и школы по достижению положительных результатов в учебно-воспитательном и образовательном процессе. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, общности жизненных целей и принципов родителей и детей.
На основании плана внеурочной работы с родителями в рамках плана учебно-воспитательной работы школы, с целью создания условий для равноправного взаимодействия школы и семьи, 2 раза в год проводятся мероприятия (занятия) с участием родителей и обучающихся под названием – «Творческие гостиные».
Данное мероприятие является одной из результативных форм работы с семьей – оно способствует привлечению внимания родителей к интересам ребенка, приобщению родителей к совместному творчеству с детьми, помогают положительно отнестись к совместно достигнутому результату.
В процессе совместного творчества, расширяются рамки и формы взаимодействия между учащимися, родителями и преподавателем, что способствует общности целей по достижению высоких результатов в обучении и включению родителей в образовательный процесс. Через проведение «Творческих гостиных» можно оценить психоэмоциональный настрой семьи.
Из опыта работы, можно сказать, что родителям нравится посещать творческие занятия, они приобретают для себя всегда что-то новое и полезное.
Нельзя исключить того, что папы не посещают родительские собрания, но «Творческие гостиные» они посещают гораздо реже. Взаимосвязь очевидна – папы заинтересованы в образовании своих детей, но заинтересованы образовательным процессом меньше, чем мамы.
Таким образом, основная проблема заключается в понимании родителей (а именно - пап), что они являются непосредственными участниками образовательного процесса в школе.
Решение обозначенной проблемы возможно через проведение совместного мероприятия под названием: Творческая гостиная «Цветы к празднику», на котором учащиеся и папы учатся совместно делать цветы из бросовых материалов в подарок маме.
Условия организации данного мероприятия: Данное мероприятие (занятие) рекомендуется провести накануне празднования Международного женского дня в рамках внеурочной деятельности. Может сложиться такая ситуация, что у учащегося не полная семья (нет папы). Тогда ему предлагается пригласить на урок дедушку, дядю или старшего брата. Детям предлагается проявить активность, изготовить, вручить приглашение на «Творческую гостиную» и обеспечить присутствие папы на уроке. Тема урока никому не сообщается, но проговаривается в виде «домашнего задания», какие материалы и инструменты нужно принести на урок учащимся и родителям.
Цель мероприятия - повысить интерес родителей (пап) к образовательному процессу в школе, сплотить всех участников творческого процесса, путем вовлечения их совместную внеурочную творческую деятельность.
Задачи для достижения поставленной цели:
Образовательные
- познакомить учащихся и их родителей с понятием Свит-дизайн, на основе знакомства с технологией изготовления розы из бросовых материалов;
- расширить творческие знания, умения, посредством творческой деятельности;
- помочь осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений на занятиях.
Развивающие
- создавать условия творческой развивающей среды, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие участников и раскрытие их творческого потенциала;
- способствовать развитию навыков коммуникативности учащихся и родителей в условиях совместной творческой работы.
Воспитательные
- создавать условия для повышения интереса к изучаемому материалу и участию в данном мероприятии;
- привить навыки качественной оценки результатов мероприятия.
Цели и задачи для преподавателя при организации мероприятия:
- поиск новых, современных форм и методов взаимодействия преподавателя с родителями, направленных на повышение активности родителей, как участников образовательного процесса.
Обучающие задачи: вовлечь родителей в образовательный процесс, повысить педагогическую культуру, расширить их психолого – педагогические знания на основе совместной деятельности.
Развивающие задачи: расширить творческие знания, умения участников мероприятия.
Воспитательные задачи: обеспечить взаимодействие между преподавателем и родителями в воспитании детей для решения общих проблем обучения.
План работы преподавателя:
1. Изучить нормативно-правовые документы и методические рекомендации.
2. Изучить и подобрать формы, методы, средства, позволяющие развивать художественно - эстетические качества личности.
3. Разработать сценарий и этапы реализации мероприятия.
3. Создать методический продукт мероприятия.
4. Реализовать и оценить мероприятие (разработка диагностического инструментария и показателей эффективности).
5. Распространить опыт деятельности, при условиях положительного результата.
Планируемый результат мероприятия:
1) Приобретение родителями (папами) опыта совместного творчества со своими детьми, включение их в образовательный процесс.
2) Улучшение психо - эмоционального состояния в семье через взаимосвязь между родителями и детьми на основе совместного творчества.
3) Повышение заинтересованности учащихся и родителей в обучении в художественной школе, повышении качества обучения обучающихся.
4) Сплочение всех участников творческого процесса, путем вовлечения их в совместную внеурочную деятельность.
Этапы реализации мероприятия.
1. Подготовительный (организационный): разработка сценария мероприятия. Организация учебного процесса по изготовлению пригласительных для пап и открыток для мам к празднику 8 марта. Организация репетиционных мероприятий с учащимися. Изучение психолого-педагогических основ коммуникации со взрослыми людьми. Организационная и содержательная установка.
2. Практический (реализационный): проведение творческого занятия.
3. Заключительный: определение эффективности занятия. Рефлексия.
Алгоритм (механизм) включения родителей и учащихся в мероприятие.
Информационно-подготовительный этап. Включение в процесс подготовки к образовательному процессу для родителей - (получение приглашения на «Творческую гостиную», консультации, помощь в организации творческого занятия (оформление кабинета), подготовка инструментов и материалов для занятия (в виде домашнего задания); для учащихся – несколько человек (мальчиков) готовятся к чтению предложенных стихов, все учащиеся заранее изготавливают приглашения для пап на «Творческую гостиную», делают праздничные открытки для мам.
Практический этап. Включение в совместную творческую деятельность родителей и учащихся (раскрытие творческого потенциала через совместное творчество и включение в образовательный процесс).
Оценка результатов мероприятия. Мониторинг результативности согласно планируемым показателям, критериям (общий анализ мероприятия, анкетирование, обратная связь)
Для определения эффективности мероприятия используется рефлексия, исходя из: проблемных ситуаций, анкет, диагностики по показателям эффективности мероприятия (приложение 1-3), уровень удовлетворенности результатом творческого продукта.
Практическая значимость. Полученные положительные результаты позволят использовать их на практике в дальнейшей работе с родителями и другими преподавателями.
- Основная часть. Содержание мероприятия.
Методическое обеспечение мероприятия:
Участники мероприятия: родители (папы) и их дети - учащиеся класса 10-12 лет.
Место проведения: учебный кабинет.
Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оформление и оборудование кабинета: рабочие парты сдвигаются в одно общее рабочее пространство (большой длинный стол), все пространство стола оборудовано необходимыми материалами и инструментами (родители и учащиеся обеспечивают наличие необходимых материалов и инструментов), кабинет оформлен художественными работами учащихся с изображением цветов (родители по желанию включаются в подготовку и оформление кабинета).
На доске наглядное пособие «Схема изготовления свит-розы».
Раздаточный материал: диагностический инструментарий (анкеты)
Материалы и инструменты для работы:
- Бумага формата А-4, простые карандаши;
- Палочки для барбекю, шоколадные конфеты (домашним заданием было – найти и купить конфеты в красивой обертке);
- Гофрированная бумага зеленого, красного, белого, желтого цвета (вырезанные заготовки лепестков и листиков);
- Скотч, ножницы, клей ПВА, швейные нитки.
Техническое оборудование: мультимедийное оборудование, видеоматериал: «Что такое свит-дизайн»
Музыкальное сопровождение: П.И.Чайковский «Вальс цветов»; «Весенняя капель»
Продолжительность мероприятия: 60 мин
Ход занятия:
Предисловие: Каждый учащийся за столом располагается рядом со своим папой. В чтении стихов участвуют только мальчики.
Преподаватель: Здравствуйте, уважаемые родители! Рада видеть Вас у нас в гостях. Добрый день, дорогие учащиеся! Добро пожаловать на творческий урок! Но прежде чем начать его, позвольте загадать загадку!
В марте есть один денёк
С цифрой, словно кренделёк
Кто из вас, ребята, знает
Цифра, что обозначает?
Ответы учащихся (это праздник 8 Марта)
1 Учащийся:
Запахло мартом и весною, но крепко держится зима.
Число восьмое не простое – приходит праздник к нам в дома.
8 Марта – день торжественный, день радости и красоты.
На всей земле он дарит женщинам свои улыбки и цветы.
Преподаватель: Мы не случайно проводим сегодня «Творческую гостиную» с участием наших родителей, а точнее - с участием представителей сильного пола и конечно же с участием учащихся. Ведь накануне женского праздника, именно мужчины поздравляют своих любимых женщин с весенним праздником: жену, маму, дочь, бабушку, сестру, коллегу… И конечно же все дети, и мальчишки, и девчонки рады удивить свою маму приятным подарком в этот весенний праздник.
Завтра день 8 Марта
В доме праздник должен быть
Размышляют все ребята
Что же маме подарить?
1 Учащийся:
Я бы ей конфет купил
Только денег не скопил.
2 Учащийся:
Я бы ей купил три розы
Но до дома донести
Помешают мне морозы
В эти мартовские дни.
3 Учащийся:
Я щенка бы нашей маме
В этот праздник подарил
Ну, а вдруг мне скажет мама
Чтоб я сам за ним следил?
Я устану с ним гулять
Лучше буду рисовать.
1 Учащийся: Что нам делать?
2 Учащийся: Как нам быть?
Учащиеся (вместе): Что нам маме подарить? ...
Преподаватель: Я предлагаю Вам сделать подарок самим. Всегда приятно получать подарки, сделанные своими руками. Ведь подарок, сделанный своими руками, несет частичку души человека. Из загадок, предложенных мною, я предлагаю узнать, что же мы сегодня будем делать и каким подарком можно порадовать свою маму (жену) в этот весенний праздник:
Загадка для родителей (пап):
Она капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Может быть белой, желтой, красной,
Но останется прекрасной!
Не тюльпан и не мимоза
Вся в шипах красотка… (роза)
Загадка для учащихся:
Шоколадные Матрешки,
Носят яркие одежки…(конфеты)
Преподаватель:
Женщины, девочки любят цветы и конфеты –
Снежной зимою и ласковым летом,
С вкусным букетом никто не скучает,
Лишь бы хватило кофе и чая.
Сейчас очень модным стало заменять традиционный подарочный комплект «цветы и коробка конфет» именно сладкими букетами. Так что научиться этому будет полезно: это познавательно и увлекательно. Предлагаю посмотреть презентацию.
Экран (презентация): «Что такое Свит-дизайн».
Преподаватель: Свит-дизайн (изготовление букетов из конфет) стал сегодня необыкновенно популярен. Изготовить цветы из конфет своими руками под силу практически каждому. Конечно, для этого необходимы не только определенные знания, но и художественный вкус, а также чувство стиля и меры.
Дорогие учащиеся! Благодаря сегодняшнему творческому уроку, вы не только узнаете, как создаются букеты из конфет своими руками, но и станете свидетелями первых шагов ваших пап в мире творчества, а может быть и не первых…Вам предоставляется большая возможность побыть немного в роли помощников, ведь наверняка, вашим папам будет труднее справиться с выполнением творческого задания.
Вопрос: Но, что же делают художники, воплощая свои творческие идеи в жизнь? (правильный ответ – эскизы)
Эскиз (фр. esquisse) — это предварительный набросок (быстро выполненный свободный рисунок), фиксирующий замысел художественного произведения. Я предлагаю сделать предварительный набросок нашей будущей розы, внутри у которой будет конфета. К данному заданию нужно отнестись творчески, и выполнить его с веселым настроением.
Условие: Эскиз должен быть выполнен на листе бумаги в паре со своим папой, в течение одной минуты. Потом мы проверим, чьи же семейные способности ярко выражены на эскизах. Время пошло! (за короткий промежуток времени родители и обучающиеся выполняют эскиз розы, далее наброски вывешиваются на доске для общего обозрения, самостоятельное задание является шуточным, но также помогает выявить способности учащихся и таланты их родителей, у кого-то рисунки получатся забавными – это поможет разрядить обстановку).
Преподаватель: Итак, эскизы созданы, можно приступить к творческому процессу! Естественно, что для изготовления сладких цветов нужны будут конфеты и различные материалы и инструменты (Каждый стол оборудован основным набором инструментов и необходимых принадлежностей). Конфеты подойдут любые: шоколад и карамель, желательно в фантиках, круглой формы.
Творческую работу мы будем выполнять одновременно, я буду показывать этапы изготовления розы, а вы будете повторять все действия за мной! Алгоритм действий можно также проследить на доске в таблице «Схема изготовления свит-розы». Каждому в паре (учащийся-папа) нужно изготовить 1 розу самому и 1 совместно. В творческом дуэте у Вас получится букет из 3 роз.
(Каждый этап работы по изготовлению цветов показывается и проговаривается преподавателем).
В процессе творческой работы негромко звучит музыка И.П.Чайковского «Вальс цветов; «Весенняя капель».
Преподаватель: Творческий процесс по изготовлению сладкой розы завершен! Цветы, изготовленные своими руками к весеннему празднику готовы, осталось ими удивить свою маму (жену, бабушку или сестру). Я думаю, что всем вашим близким было бы приятно получить такой необычно красивый и вкусный подарок. А тепло Ваших рук не заменит ни одну купленную розу в магазине.
С поздравлением и цветами
Вы придете к вашей маме
Она, глядя на букет,
Улыбнется вам в ответ
И наверно скажет, что цветы –
Небывалой красоты.
А еще вы не забыли
И открытки чудесные
Ей смастерили (предварительная работа с учащимися)
3 Учащийся:
Может, есть крупнее дата
И, наверно, не одна.
Только днём 8 Марта
Открывается весна.
Отрицанием старанья,
Жаром творчества в крови
Поворачивает время
К миру, дружбе и любви.
Преподаватель: По завершению урока, предлагаю сделать совместное фото под названием «Цветы к празднику».
В помощь родителям и учащимся подбирается методическая литература (полезные ссылки на интернет-ресурсы), а также даются рекомендации, из каких материалов, какие цветы можно сделать в домашних условиях.
Преподаватель: Ваш вклад, уважаемые родители, неоценим! В процессе совместной творческой деятельности Ваши дети чувствует свою значимость, и это приносит им радость, поддерживает интерес и желание мастерить. А самое ценное – это то, что дети и вы – родители, провели время, занимаясь общим полезным делом.
Для оценки качества проведенного занятия предлагаю всем заполнить предложенные мною анкеты (Приложение 1,2,3).
- Заполнение анкет
Преподаватель: Уважаемые родители, я буду рада видеть Вас в гостях и на других наших занятиях. Уважаемые учащиеся, а Вы чаще приглашайте своих родителей к нам в гости! Пожалуйста, не забывайте о том, что все трудности, встречающиеся на нашем жизненном пути, переносятся гораздо легче, если преодолевать их с юмором и всегда вместе, созидая что-то новое!
3. Заключение
Я считаю, что данное мероприятие поможет спроектировать и создать ситуацию, развивающую эмоционально-ценностную сферу детей и их родителей, а также обеспечить обратную связь с родителями и учащимися.
Считаю, что совокупность использованных форм и методов, помогут использовать их при подготовке и проведении занятия, позволят осуществить решение поставленных целей и задач.
Стать человеком, означает умение учиться на протяжении всей жизни и всерьез относиться к развитию. Недаром, психологи утверждают: «Если хочешь развить способности ребенка, развивайся вместе с ним…»
Занятия подобного характера имеют достаточно воспитательный потенциал, позволяют учитывать характер формирующего влияния семьи и возможности его корректировки: устанавливать правильные (педагогически целесообразные, тактичные, основанные на общих интересах) взаимоотношения с семьей; обеспечивать конструктивное взаимодействие с родителями и другими старшими членами семейного сообщества; использовать их социально-нравственный и культурный потенциал в решении педагогических задач; оказывать помощь родителям в развитии педагогической культуры и в решении практических проблем, связанных с воспитанием детей в семье.
Полученные положительные результаты позволят рекомендовать данное мероприятие к применению на практике другим преподавателям.
Подтверждением полученных выводов будут результаты диагностики и мониторинга эффективности мероприятия. Разработанное занятие покажет эффективность совместной работы с родителями и учащимися.
4. Диагностический материал
Приложение 1.
Анкета для пап (инструментарий обратной связи).
Оправдало ли Ваши ожидания данное мероприятие?
Заполните таблицу, отметив «V» выбранные плюсы и минусы мероприятия
« - » « + »
Занятие не понравилось | Оцените урок По 5-бальной шкале (обведите баллы) | Занятие понравилось | ||||
Занятие не вызвало особого интереса | Интересная форма занятия | |||||
Нелегко было справиться с заданием | Занятие было веселым | |||||
Занятие достаточно скучное | Занятие считаю полезным | |||||
Данное занятие не для меня | Занятие в паре с ребенком мне понравилось | |||||
Возникали трудности с выполнением задания | Присутствие родителей на занятиях бывает полезным | |||||
Трудно было включиться в творческую работу | Все трудности были преодолены | |||||
Занятие оправдало все ожидания | ||||||
Ребенок справился бы и без меня | ||||||
Буду чаще заниматься с ребенком творчеством | ||||||
Я бы не хотел участвовать в «Творческих гостиных» | Я бы хотел чаще участвовать в «Творческих гостиных» | |||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Анкетирование родителей проводится «после» занятия, чтобы определить заинтересованность родителей в качестве обучения их детей и диагностировать обратную связь с родителями.
Приложение 2.
Анкета для учащихся (инструментарий обратной связи)
Дорисуй в таблице выбранный смайл-цветок:
-да-нет-затрудняюсь ответить
1 | С хорошим ли настроением ты шел(шла) на занятие? | |
2 | С хорошим ли настроением уходишь с занятия? | |
3 | Доволен ли ты выполненной работой? | |
4 | Хотел(а) бы ты чаще видеть на занятиях папу? | |
5 | Трудно ли тебе было работать в паре с папой? | |
6 | Поддерживает ли папа в твои творческие таланты? | |
7 | Часто ли вам приходится заниматься с родителями творчеством? | |
8 | Как ты думаешь, понравится ли маме (близким) Ваш подарок? | |
9 | Понравился ли Ваш подарок маме (близким)? (оценка выставляется по результату) |
Данное анкетирование поможет выявить заинтересованность учащегося данным мероприятием, психоэмоциональную обстановку в семье и покажет насколько родители заинтересованы развитием своего ребенка.
Приложение 3. Анкета для совместного заполнения
Опишите кратко свои пожелания, если таковые имеются, какая тема занятия была бы Вам интересна в следующий раз. УЧАЩИЙСЯ РОДИТЕЛЬ. |
Заполнение данной таблицы покажет обратную связь с учащимися и их родителями, покажет заинтересованность образовательным процессом.
Приложение 4.
Диагностика результатов проведенного мероприятия для преподавателя.
Формы взаимодействия | Качественный показатель планируемых результатов | Качеств. оценка |
Организационные | Соблюдения правил охраны труда и санитарно-гигиенических норм | |
Выстроенный ход урока | ||
Организация совместной деятельности | ||
Использование различных форм, средств, методов работы. | ||
Активность участников (вовлеченность) | ||
Регулятивные | Соответствие выбранных задач поставленной цели урока | |
Принятие решений с учетом складывающейся ситуации | ||
Прогнозирование результатов | ||
Правильный подбор диагностического инструментария | ||
Познавательные | Логические действия | |
Информационное наполнение занятия | ||
Познавательная активность участников мероприятия | ||
Разнообразная развивающая деятельность | ||
Повышение качества обученности учащихся | ||
Коммуникативные | Организация и осуществление сотрудничества | |
Взаимодействие с учащимися | ||
Взаимодействие с родителями | ||
Общее взаимодействие со всеми участниками мероприятия | ||
Психологический микроклимат | ||
Общая рефлексия по отзывам учащихся и родителей |
Шкала качественного оценивания:
« + » - положительный результат
« - » - отрицательный результат
«+, - » - средний результат
5. Список информационных источников
Нормативно-правовые документы.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Методические рекомендации "О взаимодействии ОУ с семьей" (Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16).
3. Приказ «Об утверждении образовательной программы и календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год» от 28.08.2014 № 229.
4. План учебно-воспитательной работы преподавателя на 2014-2015 учебный год (приказ от 28.08.2014 № 226)
Интернет – ресурсы